СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию устной речи для школ 8 вида в подготовительном классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и я влений окружающей            действительности» для подготовительного класса школ VIII вида  составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 66 ч.

Цель курса:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного- восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;

Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются, как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей. Их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширение представлений о непосредственном окружающем мире.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе 0класса в школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).

Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК, дети поступали в школу с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: памяти, внимания, восприятия.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 0 класса.

Задачи курса:

- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые общения;

- развитие умения пользоваться речью как средство общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

- знакомство детей со связной речью как видом общения;

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи коррекционной работы:

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- формировать выразительную сторону речи;

- корригировать построение устных связных высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.

Требования к знаниям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

  • узнавание и называние конкретных предметов;
  • узнавание и называние данных предметов, изображённых на рисунках;
  • работа с ситуативной картинкой, связное высказывание по картинке

Учащиеся должны знать:

  • работать с сюжетной картинкой, устанавливать несложные связи, зависимости; связно высказываться по картинке;
  • читать детям доступные им по теме стихотворения, сказки, рассказы;
  • рассматривать иллюстрации,
  • беседовать по прочитанным сказкам;
  • пересказывать по вопросам, самостоятельно.

Методическое и дидактическое обеспечение

А.В.Никитина. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет.- Санкт - Петербург, Издательство Каро, 2009.

Н.В. Пятибратова. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори – М.:ТЦ Сфера, 2010-112 с.(Развитие речи шаг за шагом).

Т.А.Шорыгина. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет – М.: ТЦ Сфера,2010- 80 с.

Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 1 класс - М.: Издательство «Экзамен», 2005.-224 с.

Составитель Ю.Г. Круглов, Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение 1990.

Наглядность: животные и растения в картинках, картины по теме «Времена года».

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(3 ч в неделю)

         Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития, которое у них к моменту поступления в школу в значительной степени отстает от развития детей с нормальным интеллектом. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков.

         Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно стоить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

         Нормальный ребенок в дошкольном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Умственно отсталый ребенок самостоятельно таких сведений получить не может, его наблюдения поверхностны, он не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта.

         Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.

         Нормальный ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и различие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.

               Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях младшего возраста интерес и бережное отношение к живому.

              Логика изложения учебного материала – от общего к частному. Такое изложение содержания позволяет учителю раскрывать необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на работу учащихся, развивает умение анализировать, сравнивать те или иные явления природы, способствуя сознательному усвоению знаний, повышая интерес к учебным знаниям. Помимо этого, сознательному усвоению учебного материала способствует и использование активных методов обучения – проблемных и частично поисковых. Использование учителем в процессе обучения только объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов снижает уровень работы по развитию мыслительных операций у учащихся. А это не только не помогает умственно отсталому ребенку преодолеть свой природный недостаток, но и усугубляет его, приучая ребенка исключительно к наглядному мышлению, и заглушает слабые начатки ответвленного мышления. Учитель дожжен стремиться к тому, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов на поставленные вопросы, учились рассуждать, высказывали свое мнение, используя опыт, полученный ранее. Давая возможность учащимся высказываться по теме урока, педагог изучает те знания, которые имеются у ребенка, уточняет и дополняет их. Следует использовать различные игровые ситуации. Уроки должны быть интересны ребенку, приносить радость, формировать уверенность в своих силах.

Примерная тематика

              «Я и моя семья» (кроме детей, не имеющих родителей) (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, комната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка – мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течении года). «Дни недели» (в течении года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течении года). «Растения: деревья, куты, трава, цветы» (узнавание и название знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомые детям). «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые детям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или другие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).

           На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, использую обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.

          Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения. Поэтому в подготовительный период все занятия конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций переключается на их изображения, а затем и описания:

  • узнавание и название конкретных предметов;
  • узнавание и название данных предметов, изображенных на рисунках;
  • работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление просто фразы на основе предложенного рисунка;
  • работа с несложной сюжетной картинкой; связное высказывание по картинке.

          Работа с сюжетной картинкой, требует установить несложные связи, зависимости; связное высказывание по картинке; чтение детям доступных им по теме стихотворений, сказок, рассказов; рассматривание иллюстраций; беседа по прочитанному; пересказ по вопросам, самостоятельно.

         На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.

         Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.