Пояснительная записка
Рабочая программа по школьной риторике для 5-9 класса создана на основе «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
В курсе школьной риторики главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
первые (У—1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
вторые (У—2) — с умением общаться — в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Задачи курса школьной риторики - вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми; как важно владеть словом в современном мире, какое бесценное богатство риторика.
В программе можно выделить два смысловых блока:
первый — «Общение», — соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
второй — «Речевые жанры», — соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХУШ—ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой коммуникативной ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так осуществляется подход к творчеству. Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Учебники риторики для 5—9-го классов созданы авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской (Издательский дом «Ювента»; Издательство «Баласс»). Учебники утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Содержание тем курса по классам
5 класс | 6 класс |
Общение |
Что значит общаться. | Адресат — кто он? Содержание речи. |
Собеседники, партнеры, коммуни- канты. | Слово ритора меняет ход истории. |
Коммуникативная задача. | |
Виды общения |
Межличностное, групповое, массовое общение. | Официальное – неофициальное общение |
Словесное и несловесное общение. | Классное собрание |
Несловесное общение |
Твой голос. | Великая сила голоса. |
Мимика, жесты. | Учим голос «летать». |
| Жесты помогают общаться. |
| Уместные и неуместные жесты. |
Учимся слушать |
Слышать — слушать — понимать. | Слушание бывает разным. |
Кто и как слушает. | Установка на восприятие. |
Два основных правила слушания. | Способы и приемы слушания. |
Побеседуем |
| Беседа, ее особенности. дружеская беседа. |
Учимся отвечать |
| Разные ответы. |
| Как важно начать |
| Развернутый ответ. |
| Основная часть. |
| Конец — делу венец. Учимся читать |
Чтение — вот лучшее учение. | Учимся читать учебный текст. |
Умеем ли мы читать? | Ознакомительное чтение. |
«Чтоб вершки не хватать». | |
Речь правильная и хорошая |
Речь без ошибок. | Клише, штампы. |
Чья речь богаче? | Находки. |
Говори-пиши точно. | |
Учимся редактировать |
Зачеркни ненужное. | Редактирование изучаемых речевых жанров. |
Замени — надпиши нужное. | |
Включи недостающее (дополни). | |
Будь вежлив |
Просить – умолять - клянчить | Вежливое обращение |
Вежливый отказ. | Похвальное слово. |
Что такое комплимент. | |
Лесть – льстивые слова | |
Тексты и речевые жанры |
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. | Что значит изобретать речь. |
| Топ определения |
| Разные речевые жанры. |
| Характеристика речевых жанров. |
Вторичные тексты |
Понятие о пересказе. | Понятие об аннотации |
Перескажи подробно. | Аннотации бывают разные. |
Перескажи кратко | Предисловие. |
| Отзыв. |
Объявления |
Что? Где? Когда? | |
Секреты устных объявлений. | |
Письменные объявления. | |
Рассказы |
Что такое рассказ. | Автор – рассказчик – герой рассказа. |
Как строится рассказ. | Услышанный рассказ. |
Невыдуманные рассказы | Невыдуманные истории. |
Спор |
Что такое спор | Как управлять спором. |
Правила спора | Если ты – ведущий. |
Сказки и притчи |
Сказочная страна, её особенности. | Понятие о притче. |
Сказочные действия, герои, язык. | Уместность её использования |
Сочини свою сказку. | |
Личное письмо |
| Особенности писем |
| Письмо-поздравление |
| Письмо – просьба. |
Интервью |
| Особенности интервью. |
| Как подготовиться к интервью. |
7 класс | 8 класс | 9 класс |
Общение |
Модель речевой ситуации. | Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): | Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. |
Компоненты: Где? | изобретение; расположение; выражение; запоминание; произнесение. | Профессионально ориентированные риторики. |
Когда мы общаемся? | Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. | Контакт. |
| Причины коммуникативных неудач и ошибок. | Коммуникабельность. |
| Развитие самоконтроля. | Самооценка коммуникабельности. |
| | Эффективность речи (критерии). |
Виды общения |
Личное – публичное и их особенности | Контактное – дисконтактное общение, их особенности. | |
| Подготовленная – частично подготовленная – неподготов-ленная речь. | |
Несловесные средства |
Что мешает голосу «летать» | Послушаем свой голос. | Голос – одежда нашей речи. |
Совершенствуем свой голос. | Голосовой сценарий. | |
Помощники слова: взгляд, улыбка. | Составляем для себя голосовой сценарий. | |
| Поза, её коммуникативное значение. | |
| Говорящие жесты, мимика, позы на рисунках и картинках. | |
| Молчание – золото? | |
Устная речь |
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. | Особенности устной речи. | Стили публичного общения. |
| Ситуативность, избыточность. | Взаимопроникновение стилей. |
| Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. | |
| Приёмы подготовки. | |
Учимся отвечать |
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. | Инструктивная речь. | Ответ на экзаменах. |
| Сравнительная характеристика. | |
| Группировка и классификация (обобщающее высказывание). | |
Качества речи |
Коммуникативные качества речи. Уместность. | Качества речи. | Развитие основных риторических качеств речи. |
| Выразительная речь. | |
Учимся читать учебную литературу |
Изучающее чтение (учебная литература). | Выписки. Приёмы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. | Речь и средства массовой информации. |
| Реферативное сообщение. | |
| Реферат (письменный). | |
Риторика уважения |
Знакомство. | Утешение. | Этикет в наше время. |
Совет. | | Правила хорошего тона. |
Вежливое возражение. | | |
Редактирование |
Этапы редактирования. | Лингвистические словари. | Компьютер и редактирование. |
Культура цитирования. | Словарная статья. | |
Речевые жанры |
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). | Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). | Роды, виды, жанры. |
Особенности делового стиля. | Отчёт о работе кружка. | Деловые бумаги (тексты жёсткой структуры и тексты полужёсткой структуры). |
Заявление. | Автобиография. | |
Объяснительная записка. | Протокол. | |
Публичная речь |
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная. | Информационная речь: её разновидности. | Экскурсионная речь. |
| | Риторические фигуры. |
Учимся спорить |
Тезисы и аргументы. | Способы доказательств. | |
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные). | Как строится аргументативный текст. | Диспут. |
Культура спора. | Выражение согласия. | Дебаты. |
| Констатация сказанного оппонентам. | Полемика. |
| Культура выражения несогласия. | Дискуссия. |
Вторичные тексты |
Отзыв. | Инсценировка. | Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста. |
Рецензия на сочинение товарища. | | |
Необычные (поликодовые) тексты |
Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. | История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. | Газетные зарисовки с фотографиями. |
Прецедентные тексты |
Чужая речь в тексте. | Понятие о прецедентных текстах. | Способы введения прецедентных текстов. |
Бытовые жанры |
Беседа и разговор. | Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. | Автобиографическое повествование. Анекдот. |
Газетные жанры |
Хроника. | Портретный очерк, его особенности. | Путевой очерк. |
Заметка. | | |
Репортаж. | | |
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:
·умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником
видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение
отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические
уметь редактировать чужой и свой тексты (убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)
уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты.
умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:
уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения
уметь выделять в теме – микротемы
уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки
уметь создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык.
Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.
Прогнозируемые результаты
Риторические умения | Понятийные и инструментальные знания |
Общение |
У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма. | Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как? |
Виды общения |
У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. | По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Кому? Коммуникативная задача. Что? Как? |
У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость. | Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. |
У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор. | Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора. |
У–2. Вести этикетный диалог. | Этикетные диалоги. |
Речевая деятельность |
У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего. У–1. Определять вид слушания и приемы слушания. У–1. Критически оценивать слушание собеседников. | Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. |
У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке. У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. | Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. |
У–1. Находить коммуникативные недочеты. У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. | Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.) |
У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа. У–2. Распределять дыхание. | Голос, каким он может быть. |
У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки. У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова. | Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки. |
Качества речи |
У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи. У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи. У–1. Определять нарушения в точности речи. | Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности. |
Речевые жанры |
У–1. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать. | Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. |
У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого). У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей. | Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста. |
У–2. Составлять объявления устные и письменные. | Речь деловая. Объявление устное и письменное. |
У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их. | Речь художественная. Сказочные истории. |
У–2. Рассказывать о случаях. | Речь. разговорная. Рассказ о себе. |
5.Учебно–методическое обеспечение
УМК Школьная риторика 5, 6, 7, 8, 9 классы. Под редакцией Т.А.Ладыженской. - Баласс. Ювента. – М.: 2013.
Школьная риторика. 5, 6. 7 , 8. 9 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2013
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Учеб-ная неделя | Корректи ровка даты | № урока | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание |
| | 1 | 1 | Общение. Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? | Стр.28-35 |
| | 2 | 1 | Виды общения. Личное – публичное, их особенности. | Стр. 47-51 |
| | 3 | 1 | Вежливое возражение. Как вежливо возразить? | Стр.59-63 |
| | 4 | 1 | Подружимся с голосом. Несловесные средства. Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. | Стр.76-82 |
| | 5 | 1 | Жесты вместе с мимикой. Помощники слова: взгляд, улыбка. | Стр.93-98 |
| | 6 | 1 | Учимся отвечать. Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. | Стр.116-119 |
| | 7 | 1 | От души посоветовать. Советы бывают разные. | Стр.128-132 |
| | 8 | 1 | Качества речи. Коммуникативные качества речи. Уместность. | Стр.147-150 |
| | 9 | 1 | Я – редактор. Этапы редактирования. Культура цитирования. | Стр.158-166 |
| | 10 | 1 | Учимся читать учебную литературу. Изучающее чтение (учебная литература). | Стр.179-188 |
| | 11-13 | 3 | Урок-практикум. Изучающее чтение (учебная литература). | Стр.196 |
| | 14-15 | 2 | Урок-практикум. Учимся говорить и писать. | |
| | 16 | 1 | Изобретение. Все в мире состоит из частей. | |
| | 17 | 1 | Заголовок. Заголовки вокруг нас. | |
| | 18-19 | 2 | Необычные тексты. Фотография + слово? Оглянись на детство. | |
| | 20-21 | 1 | Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса. | |
| | 22-23 | 2 | Чужая речь в моём тексте. Для чего нужна цитата? | |
| | 24-25 | 2 | От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища. | |
| | 26 | 1 | Деловой стиль. | |
| | 27-28 | 2 | Учимся спорить. Тезис. Аргумент. | |
| | 29-30 | 2 | Газетная информация. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка. | |
| | 31-32 | 2 | Репортаж. | |
| | 33 | 1 | Уроки житейской мудрости. Притча. | |
| | 34-35 | 2 | Итоговый урок. Итоговые задания. | |
Календарно-тематическое планирование по риторике в 8 классе
Дата | Корректировка даты | № уро ка | Количество ча сов | Тема урока | Примечание |
| | 1 | 1 | Повторение изученного по риторике. Проверьте себя. | С.9 |
| | | | Общение. | |
| | 2,3 | 2 | Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их причины. Речевая разминка. | С.12 |
| | | | Виды общения. | |
| | 4,5 | 2 | Общение контактное - дистантное, их особенности, жанры. Речевая разминка. | С.28 |
| | 6,7 | 2 | Подготовленная и неподготовленная устная речь. | С.40 |
| | 8 | 1 | Приёмы подготовки устной речи. | С.52 |
| | | | Несловесные средства. | |
| | 9 | 1 | Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Подружимся с голосом. | С.60 |
| | 10 | 1 | Поза, её коммуникативное значение. | С.76 |
| | 11 | 1 | «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинках. | С.80 |
| | 12 | 1 | Молчание – золото. | С.88 |
| | | | Учимся отвечать. | |
| | 13,14 | 2 | Сравнительная характеристика. | С.92-107 |
| | 15 | 1 | Инструктивная речь. | С.108 |
| | 16, 17 | 2 | Группировка и классификация (обобщающее высказывание). | С.115 |
| | | | Качества речи. | |
| | 18 | 1 | Выразительность – особое качество речи. | С.124-134 |
| | | | Учимся читать учебную информацию. | |
| | 19 | 1 | Что помогает осознать и запомнить прочитанное. | С.150 |
| | 20 | 1 | Тезисы, конспекты учебного текста. | С.153 |
| | 21, 22 | 2 | Реферат как вид текста. | С.268 |
| | 23 | 1 | Этапы подготовки текста. | Ч.2-я С.7 |
| | 24 | 1 | Утешение | С.135, ч.1 |
| | | | Речевые жанры. Личное официальное письмо. | |
| | 25 | 1 | Личное официальное письмо. | С.77 |
| | 26 | 1 | Отчёт о работе. | С.94 |
| | | | Биографическое повествование | |
| | 27 | 1 | Биография и автобиография. Протокол. | С.167 С.96 |
| | | | Учимся спорить. | |
| | 28 | 1 | Способы доказательства. | С.36 |
| | 29 | 1 | Как строится аргументированный текст. | С.40 |
| | | | Вторичные тексты | |
| | 30 | 1 | Что такое инсценировка. | С.55 |
| | | | Необычные тексты | |
| | 31 | 1 | История фотографии. | С.71 |
| | | | Бытовые жанры | |
| | 32 | 1 | Похвальное слово. Комплимент как речевой жанр. | С.113 |
| | 33 | 1 | Характеристика. Застольное слово. | С.134, С.119 |
| | | | Газетные жанры | |
| | 34 | 1 | Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности. Тексты «с чужого голоса». | С.147 С.160 |
Календарно-тематическое планирование по риторике
в 9 классе
Дата | Корректировка даты | № уро ка | Количество ча сов | Тема урока | Примечание |
| | 1 | 1 | Проверьте себя | с.8,12 |
| | | | Зачем нужна риторика? | |
| | 2 | 1 | Зачем нужна риторика? Общая и частная риторика. Профессионально-ориентированные риторики | с.15,18 |
| | | | Загадки трёх «К» | |
| | 3 | 1 | Точки опоры успешного общения. Первое «К» - контакт. | с.26, 28 |
| | 4 | 1 | Второе «К» - коммуникативность. Третье «К» - коммуникабельность. Общение ли это? | с.32,34,36 |
| | | | Риторика уважения | |
| | 5 | 1 | Этика – этикет – речевой этикет. Сигналы риторики уважения. | с.44,47 |
| | 6 | 1 | Разговорные мелочи. Как поступить? | с.53,54 |
| | | | Голос – «одежда» нашей речи. | |
| | 7 | 1 | По песне и голос. | с.56, 60 |
| | 8 | 1 | За работу, мой голос. | с. 64 |
| | | | Риторические фигуры | |
| | 9 | 1 | Вспоминаем изученное. «Новый поворот». | с.70, 72, |
| | 10 | 1 | Что такое риторические фигуры? Риторическое обращение и восклицание. | с. 74, 77 |
| | 11 | 1 | Антитеза. Риторическое сравнение. Структура риторического сравнения. Подведём итоги. | 81, 83, 84 |
| | 12 | 1 | Публичная речь. Роды, виды, жанры. | с.93 |
| | | | Устные информативные жанры. | |
| | 13 | 1 | Реферативное сообщение. | с.101 |
| | 14, 15, 16 | 3 | Сообщение, доклад. Отбор информации (этап изобретения). Как расположить материал ( этап расположения). Говорите выразительно, доходчиво, живо (этап выражения). Готовимся выступать (этап произнесения). | с.106,108 112, 117 119 |
| | | | Ораторская речь | |
| | 17 | 1 | Какую речь называют ораторской. Условия успеха. | с.125, 129 |
| | 18 | 1 | Части ораторской речи. Виды ораторской речи. | с.134, 136 |
| | | | Экскурсионная речь | |
| | 19 | 1 | Экскурсионная речь и виды общения. Когда мы бываем экскурсоводами. Экскурсионная речь как речевой жанр. | с.144,145 |
| | 20 | 1 | Советы экскурсоводу и экскурсантам. | с.148 |
| | | | Дискуссия как жанр риторики | |
| | 21 | 1 | Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты. | с.155, 159 |
| | 22 | 1 | Дискуссионная речь. Речь и приёмы ведущего дискуссию. | с.162, 163 |
| | 23 | 1 | Речь и приёмы участников дискуссии. Непозволительные приёмы. | с.167, 172 |
| | | | Автобиографическое повествование | |
| | 24 | 1 | Познай самого себя. Деловая автобиография. | с.179, 180 |
| | 25 | 1 | Автобиография. Коммуникативная установка. Адресат. Адресант. | с.184,185,188 |
| | 26 | 1 | Время в автобиографии. Разные лики «Я». | с.191,193 |
| | | | Путевой очерк. | |
| | 27 | 1 | Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем, размышляем | с.197,199, 200 |
| | 28 | 1 | Выдумка и домысел. Подлинная правда жизни. | с.201,203 |
| | 29 | 1 | Язык и стиль. Создание путевого очерка – это труд и творчество. | С.204,208 |
| | | | А-нек-дот! Ну да, анекдот! | |
| | 30,31 | 2 | Какие бывают анекдоты? Что смешного в анекдоте? Анекдот и анекдотическая ситуация. Анекдот хорош к месту. Мой анекдот. | с.215, 216,217,221, 229 |
| | 32 | 1 | Сказки с языковой начинкой. Сказочный эталон. Лингвистический герой. В сказочной лаборатории. | с.235,242 |
| | 33 | 1 | Риторика и современные информационные технологии. | с.253-269 |
| | 34 | 1 | Подведём итоги. | с.269-271 |