СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по риторике 7-8 класс (по программе Т.А.Ладыженской)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по риторике 7-8 класс составлена на основе программы Т.А.Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике 7-8 класс (по программе Т.А.Ладыженской)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по школьной риторике для 5-9 класса создана на основе «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской.

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачиобучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
В курсе школьной риторики главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

  • первые (У—1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

  • вторые (У—2) — с умением общаться — в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Задачи курса школьной риторики - вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми; как важно владеть словом в современном мире, какое бесценное богатство риторика.


В программе можно выделить два смысловых блока:

  • первый — «Общение», — соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

  • второй — «Речевые жанры», — соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХУШ—ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».


Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой коммуникативной ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так осуществляется подход к творчеству. Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Учебники риторики для 5—9-го классов созданы авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской (Издательский дом «Ювента»; Издательство «Баласс»). Учебники утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации.


2. Содержание тем курса по классам

5 класс

6 класс

Общение

Что значит общаться.

Адресат — кто он? Содержание речи.

Собеседники, партнеры, коммуни- канты.

Слово ритора меняет ход истории.


Коммуникативная задача.


Виды общения

Межличностное, групповое, массовое общение.

Официальное – неофициальное общение

Словесное и несловесное общение.

Классное собрание

Несловесное общение

Твой голос.

Великая сила голоса.

Мимика, жесты.

Учим голос «летать».


Жесты помогают общаться.


Уместные и неуместные жесты.

Учимся слушать

Слышать — слушать — понимать.

Слушание бывает разным.

Кто и как слушает.

Установка на восприятие.

Два основных правила слушания.

Способы и приемы слушания.

Побеседуем


Беседа, ее особенности. дружеская беседа.

Учимся отвечать


Разные ответы.


Как важно начать


Развернутый ответ.


Основная часть.


Конец — делу венец.

Учимся читать

Чтение — вот лучшее учение.

Учимся читать учебный текст.

Умеем ли мы читать?

Ознакомительное чтение.

«Чтоб вершки не хватать».


Речь правильная и хорошая

Речь без ошибок.

Клише, штампы.

Чья речь богаче?

Находки.

Говори-пиши точно.


Учимся редактировать

Зачеркни ненужное.

Редактирование изучаемых речевых жанров.

Замени — надпиши нужное.


Включи недостающее (дополни).


Будь вежлив

Просить – умолять - клянчить

Вежливое обращение

Вежливый отказ.

Похвальное слово.

Что такое комплимент.


Лесть – льстивые слова


Тексты и речевые жанры

Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.

Что значит изобретать речь.


Топ определения


Разные речевые жанры.


Характеристика речевых жанров.

Вторичные тексты

Понятие о пересказе.

Понятие об аннотации

Перескажи подробно.

Аннотации бывают разные.

Перескажи кратко

Предисловие.


Отзыв.

Объявления

Что? Где? Когда?


Секреты устных объявлений.


Письменные объявления.


Рассказы

Что такое рассказ.

Автор – рассказчик – герой рассказа.

Как строится рассказ.

Услышанный рассказ.

Невыдуманные рассказы

Невыдуманные истории.

Спор

Что такое спор

Как управлять спором.

Правила спора

Если ты – ведущий.

Сказки и притчи

Сказочная страна, её особенности.

Понятие о притче.

Сказочные действия, герои, язык.

Уместность её использования

Сочини свою сказку.


Личное письмо


Особенности писем


Письмо-поздравление


Письмо – просьба.

Интервью


Особенности интервью.


Как подготовиться к интервью.


7 класс

8 класс

9 класс

Общение

Модель речевой ситуации.

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):

Виды риторик:

общая и частная;

теоретическая и практическая.

Компоненты: Где?

  1. изобретение;

  2. расположение;

  3. выражение;

  4. запоминание;

  5. произнесение.

Профессионально

ориентированные риторики.

Когда мы общаемся?

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

Контакт.


Причины коммуникативных неудач и ошибок.

Коммуникабельность.


Развитие самоконтроля.

Самооценка коммуникабельности.



Эффективность речи (критерии).

Виды общения

Личное – публичное и их особенности

Контактное – дисконтактное общение, их особенности.



Подготовленная – частично подготовленная – неподготов-ленная речь.


Несловесные средства

Что мешает голосу «летать»

Послушаем свой голос.

Голос – одежда нашей речи.

Совершенствуем свой голос.

Голосовой сценарий.


Помощники слова: взгляд, улыбка.

Составляем для себя голосовой сценарий.



Поза, её коммуникативное значение.



Говорящие жесты, мимика, позы на рисунках и картинках.



Молчание – золото?


Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная.

Особенности устной речи.

Стили публичного общения.


Ситуативность, избыточность.

Взаимопроникновение стилей.


Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.



Приёмы подготовки.


Учимся отвечать

Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.

Инструктивная речь.

Ответ на экзаменах.


Сравнительная характеристика.



Группировка и классификация (обобщающее высказывание).


Качества речи

Коммуникативные качества речи. Уместность.

Качества речи.

Развитие основных риторических качеств речи.


Выразительная речь.


Учимся читать учебную литературу

Изучающее чтение (учебная литература).

Выписки. Приёмы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.

Речь и средства массовой информации.


Реферативное сообщение.



Реферат (письменный).


Риторика уважения

Знакомство.

Утешение.

Этикет в наше время.

Совет.


Правила хорошего тона.

Вежливое возражение.



Редактирование

Этапы редактирования.

Лингвистические словари.

Компьютер и редактирование.

Культура цитирования.

Словарная статья.


Речевые жанры

Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля).

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Роды, виды, жанры.

Особенности делового стиля.

Отчёт о работе кружка.

Деловые бумаги (тексты жёсткой структуры и тексты полужёсткой структуры).

Заявление.

Автобиография.


Объяснительная записка.

Протокол.


Публичная речь

Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная.

Информационная речь: её разновидности.

Экскурсионная речь.



Риторические фигуры.

Учимся спорить

Тезисы и аргументы.

Способы доказательств.


Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).

Как строится аргументативный текст.

Диспут.

Культура спора.

Выражение согласия.

Дебаты.


Констатация сказанного оппонентам.

Полемика.


Культура выражения несогласия.

Дискуссия.

Вторичные тексты

Отзыв.

Инсценировка.

Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.

Рецензия на сочинение товарища.



Необычные (поликодовые) тексты

Понятие о поликодовом тексте, его особенностях.

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.


Газетные зарисовки с фотографиями.

Прецедентные тексты

Чужая речь в тексте.

Понятие о прецедентных текстах.

Способы введения прецедентных текстов.

Бытовые жанры

Беседа и разговор.

Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.

Автобиографическое повествование. Анекдот.

Газетные жанры

Хроника.

Портретный очерк, его особенности.

Путевой очерк.

Заметка.



Репортаж.




3. Требования к уровню подготовки учащихся


  1. Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:

  • ·умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником

  • видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение

  • отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические

  • уметь редактировать чужой и свой тексты (убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)

  • уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты.

  1. умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:

  • уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения

  • уметь выделять в теме – микротемы

  • уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки

  • уметь создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык.

  1. Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.


Прогнозируемые результаты

Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог.

Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.
У–1. Критически оценивать слушание собеседников.

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.
У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.
У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
У–2. Распределять дыхание.

Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.
У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.
У–1. Определять нарушения в точности речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1.
Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).
У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.

Речь художественная. Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях.

Речь. разговорная. Рассказ о себе.


5.Учебно–методическое обеспечение

  • УМК Школьная риторика 5, 6, 7, 8, 9 классы. Под редакцией Т.А.Ладыженской. - Баласс. Ювента. – М.: 2013.


  • Школьная риторика. 5, 6. 7 , 8. 9 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2013


Календарно-тематическое планирование

7 класс

Учеб-ная неделя

Корректи

ровка даты

урока

Кол-во

часов

Тема урока

Домашнее задание



1

1

Общение. Модель речевой ситуации.

Компоненты: Где? Когда мы общаемся?

Стр.28-35



2

1

Виды общения. Личное – публичное, их особенности.

Стр. 47-51



3

1

Вежливое возражение. Как вежливо возразить?

Стр.59-63



4

1

Подружимся с голосом. Несловесные средства. Что мешает голосу «летать».

Совершенствуем свой голос.

Стр.76-82



5

1

Жесты вместе с мимикой. Помощники слова: взгляд, улыбка.

Стр.93-98




6

1

Учимся отвечать. Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.

Стр.116-119



7

1

От души посоветовать. Советы бывают разные.

Стр.128-132



8

1

Качества речи. Коммуникативные качества речи. Уместность.

Стр.147-150



9

1

Я – редактор. Этапы редактирования. Культура цитирования.

Стр.158-166



10

1

Учимся читать учебную литературу. Изучающее чтение (учебная литература).

Стр.179-188



11-13

3

Урок-практикум. Изучающее чтение (учебная литература).

Стр.196



14-15

2

Урок-практикум. Учимся говорить и писать.




16

1

Изобретение. Все в мире состоит из частей.




17

1

Заголовок. Заголовки вокруг нас.




18-19

2

Необычные тексты. Фотография + слово? Оглянись на детство.




20-21

1

Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса.




22-23

2

Чужая речь в моём тексте. Для чего нужна цитата?




24-25

2

От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища.




26

1

Деловой стиль.




27-28

2

Учимся спорить. Тезис. Аргумент.




29-30

2

Газетная информация. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.




31-32

2

Репортаж.



33

1

Уроки житейской мудрости. Притча.




34-35

2

Итоговый урок. Итоговые задания.







Календарно-тематическое планирование по риторике в 8 классе


Дата

Корректировка даты

уро

ка

Количество

ча

сов

Тема урока

Примечание



1

1

Повторение изученного по риторике. Проверьте себя.

С.9





Общение.




2,3

2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их причины.

Речевая разминка.

С.12





Виды общения.




4,5

2

Общение контактное - дистантное, их особенности, жанры.

Речевая разминка.

С.28



6,7

2

Подготовленная и неподготовленная устная речь.

С.40



8

1

Приёмы подготовки устной речи.

С.52





Несловесные средства.




9

1

Послушаем свой голос. Голосовой сценарий.

Подружимся с голосом.

С.60



10

1

Поза, её коммуникативное значение.

С.76



11

1

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинках.

С.80



12

1

Молчание – золото.

С.88





Учимся отвечать.




13,14

2

Сравнительная характеристика.

С.92-107



15

1

Инструктивная речь.

С.108



16,

17

2

Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

С.115





Качества речи.




18

1

Выразительность – особое качество речи.

С.124-134





Учимся читать учебную информацию.




19

1

Что помогает осознать и запомнить прочитанное.

С.150



20

1

Тезисы, конспекты учебного текста.

С.153



21, 22

2

Реферат как вид текста.

С.268



23

1

Этапы подготовки текста.

Ч.2-я С.7



24

1

Утешение

С.135, ч.1





Речевые жанры. Личное официальное письмо.




25

1

Личное официальное письмо.

С.77



26

1

Отчёт о работе.

С.94





Биографическое повествование




27

1

Биография и автобиография. Протокол.

С.167

С.96





Учимся спорить.




28

1

Способы доказательства.

С.36



29

1

Как строится аргументированный текст.

С.40





Вторичные тексты




30

1

Что такое инсценировка.

С.55





Необычные тексты




31

1

История фотографии.

С.71





Бытовые жанры




32

1

Похвальное слово. Комплимент как речевой жанр.

С.113



33

1

Характеристика. Застольное слово.

С.134, С.119





Газетные жанры




34

1

Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности. Тексты «с чужого голоса».

С.147

С.160


Календарно-тематическое планирование по риторике

в 9 классе

Дата

Корректировка даты

уро

ка

Количество

ча

сов

Тема урока

Примечание



1

1

Проверьте себя

с.8,12





Зачем нужна риторика?




2

1

Зачем нужна риторика?

Общая и частная риторика.

Профессионально-ориентированные риторики

с.15,18





Загадки трёх «К»




3

1

Точки опоры успешного общения.

Первое «К» - контакт.

с.26, 28



4

1

Второе «К» - коммуникативность.

Третье «К» - коммуникабельность. Общение ли это?

с.32,34,36





Риторика уважения




5

1

Этика – этикет – речевой этикет. Сигналы риторики уважения.

с.44,47



6

1

Разговорные мелочи. Как поступить?

с.53,54





Голос – «одежда» нашей речи.




7

1

По песне и голос.

с.56, 60



8

1

За работу, мой голос.

с. 64





Риторические фигуры




9

1

Вспоминаем изученное. «Новый поворот».

с.70, 72,



10

1

Что такое риторические фигуры?

Риторическое обращение и восклицание.

с. 74, 77



11

1

Антитеза. Риторическое сравнение. Структура риторического сравнения.

Подведём итоги.

81, 83, 84



12

1

Публичная речь. Роды, виды, жанры.

с.93





Устные информативные жанры.




13

1

Реферативное сообщение.

с.101



14,



15,




16

3

Сообщение, доклад. Отбор информации (этап изобретения).


Как расположить материал ( этап расположения). Говорите выразительно, доходчиво, живо (этап выражения).

Готовимся выступать (этап произнесения).

с.106,108



112, 117




119






Ораторская речь




17

1

Какую речь называют ораторской. Условия успеха.

с.125, 129



18

1

Части ораторской речи. Виды ораторской речи.

с.134, 136





Экскурсионная речь




19

1

Экскурсионная речь и виды общения.

Когда мы бываем экскурсоводами. Экскурсионная речь как речевой жанр.

с.144,145



20

1

Советы экскурсоводу и экскурсантам.

с.148





Дискуссия как жанр риторики




21

1

Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты.

с.155, 159



22

1

Дискуссионная речь. Речь и приёмы ведущего дискуссию.

с.162, 163



23

1

Речь и приёмы участников дискуссии.

Непозволительные приёмы.

с.167, 172





Автобиографическое повествование




24

1

Познай самого себя. Деловая автобиография.

с.179, 180



25

1

Автобиография. Коммуникативная установка. Адресат. Адресант.

с.184,185,188



26

1

Время в автобиографии. Разные лики «Я».

с.191,193





Путевой очерк.




27

1

Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем, размышляем

с.197,199, 200



28

1

Выдумка и домысел. Подлинная правда жизни.

с.201,203



29

1

Язык и стиль. Создание путевого очерка – это труд и творчество.

С.204,208





А-нек-дот! Ну да, анекдот!




30,31

2

Какие бывают анекдоты? Что смешного в анекдоте? Анекдот и анекдотическая ситуация. Анекдот хорош к месту. Мой анекдот.

с.215, 216,217,221, 229



32

1

Сказки с языковой начинкой. Сказочный эталон. Лингвистический герой. В сказочной лаборатории.

с.235,242



33

1

Риторика и современные информационные технологии.

с.253-269



34

1

Подведём итоги.

с.269-271