СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Робототехнике" начальная школа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по "Робототехнике" начальная школа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Робототехнике" начальная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Лицей № 81»




ПРИНЯТО

решением кафедры математики и информатики

Протокол №_____ от ____.____.16.

Руководитель кафедры

____________ А.Н. Парфёнова






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______Л.А. Басурматорова

«____».___.16.


ПРИНЯТО

решением кафедры начального образования

Протокол №_____ от ____.____.16.

Руководитель кафедры

___________ С.М. Архипова






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______Г.А. Колотушкина

«____».___.16.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

«РОБОТОТЕХНИКА»


Срок освоения программы: 1 год

(для класса уровня начального образования )




Составители:

  • Касаткина О.А., учитель математики и информатики

  • Фролов Д.В., учитель физики



2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Робототехника» для учащихся начальной школы составлена учителем математики и информатики Касаткиной О.А. и учителем физики Фроловым Д.В. Реализуется учителем физики Фроловым Д.В.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Важнейшие задачи на уровне начального общего образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В соответствии с ФГОС НОО целью реализации является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с механизмами. При этом в силу специфики курса особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся основ механики, основ программирования роботов. Важнейшей целью-ориентиром изучения робототехники в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса робототехники для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим. Поэтому курс робототехники в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.


Общая характеристика курса


В соответствии с ФГОС НОО и ООП НОО, основной целью изучения робототехники на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности, основ механики. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основы механики (механизмы, передачи т.д.).

  • Основы программирования роботов.

  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В основе программы курса робототехники лежит системно­-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Главная цель данного курса - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, физикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно­-технологического потенциала общества.


Описание места курса в учебном плане


В соответствии с Учебным планом МБОУ Лицей №81 для реализации программы по робототехнике на уровне начального образования выделяется 1 учебный час в неделю, всего 34 часа за год. Программа реализуется учителем физики Фроловым Д.В.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса


Основная цель изучения робототехники (формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, знаний основ механики, многие компоненты которых входят в структуру УУД) задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких уровнях образования (в том числе, обучения информатике и физике на втором и третьем уровнях), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок

совершить.

Метапредметные результаты: сформированность следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные УУД:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

  • Названия элементов конструктора, механизмов, передач;

  • владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению задач:

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • достраивание, построение и выполнение программ для робота, в том числе включающих конструкцию повторения;

  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

ИКТ-квалификация

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

  • Сборка и программирование робота по инструкции, по фотографии, по поставленному условию.


Предметные результаты


Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Основы механики

Использовать в конструировании роботов следующие понятия:

Мотор и ось

Зубчатые колёса

Промежуточное зубчатое колесо

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

Датчик наклона.

Шкивы и ремни.

Перекрестная переменная передача

Снижение скорости. Увеличение скорости.

Датчик расстояния

Коронное зубчатое колесо

Червячная зубчатая передача

Кулачок. Рычаг

Сборка механизмов с использованием нескольких типов передач

Основы программирования роботов

Использовать в программах следующие алгоритмические структуры и компоненты программы: Блок «Цикл»

Блок «Прибавить к экрану»

Блок «Вычесть из экрана»

Блок «Начать при получении письма»

Маркировка

Программировать роботов собственной конструкции с заданными параметрами

Конструирование роботов по образцу

Конструировать несложных роботов по фото, видео

Конструировать сложных роботов по фото, видео

Решение практических задач

Создавать роботов, имеющих практическое применение



По окончании изучения курса «робототехника» ученик научится:

Конструировать несложные роботы по фото, видео, создавать роботы, имеющие практическое применение.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.









СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Раздел программы

Количество часов

2 класс (34 ч.)

Основы механики


Мотор и ось

1

Зубчатые колёса

1

Промежуточное зубчатое колесо

1

Понижающая зубчатая передача.

1

Повышающая зубчатая передача.

1

Датчик наклона.

1

Шкивы и ремни.

1

Перекрестная переменная передача

1

Снижение скорости. Увеличение скорости.

1

Датчик расстояния

1

Коронное зубчатое колесо

1

Червячная зубчатая передача

1

Кулачок. Рычаг

1

Основы программирования роботов


Блок «Цикл»

2

Блок «Прибавить к экрану»

1

Блок «Вычесть из экрана»

1

Блок «Начать при получении письма»

2

Маркировка

1

Конструирование роботов по образцу

10

Решение практических задач

4



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса


  • Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями.

  • Конструктор Лего, LEGO WeDO.

  • Компьютер, проектор, экран.