Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 81» |
| -
|
ПРИНЯТО решением кафедры математики и информатики Протокол №_____ от ____.____.16. Руководитель кафедры ____________ А.Н. Парфёнова | | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Л.А. Басурматорова «____».___.16. |
ПРИНЯТО решением кафедры начального образования Протокол №_____ от ____.____.16. Руководитель кафедры ___________ С.М. Архипова | | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Г.А. Колотушкина «____».___.16. |
| | | |
| | | |
| | | |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РОБОТОТЕХНИКА» Срок освоения программы: 1 год (для класса уровня начального образования ) |
| Составители: Касаткина О.А., учитель математики и информатики Фролов Д.В., учитель физики |
2016 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Робототехника» для учащихся начальной школы составлена учителем математики и информатики Касаткиной О.А. и учителем физики Фроловым Д.В. Реализуется учителем физики Фроловым Д.В.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Важнейшие задачи на уровне начального общего образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В соответствии с ФГОС НОО целью реализации является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с механизмами. При этом в силу специфики курса особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся основ механики, основ программирования роботов. Важнейшей целью-ориентиром изучения робототехники в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса робототехники для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим. Поэтому курс робототехники в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.
Общая характеристика курса
В соответствии с ФГОС НОО и ООП НОО, основной целью изучения робототехники на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности, основ механики. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основы механики (механизмы, передачи т.д.).
Основы программирования роботов.
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
В основе программы курса робототехники лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Главная цель данного курса - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, физикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ Лицей №81 для реализации программы по робототехнике на уровне начального образования выделяется 1 учебный час в неделю, всего 34 часа за год. Программа реализуется учителем физики Фроловым Д.В.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Основная цель изучения робототехники (формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, знаний основ механики, многие компоненты которых входят в структуру УУД) задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких уровнях образования (в том числе, обучения информатике и физике на втором и третьем уровнях), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметные результаты: сформированность следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные УУД:
владение базовым понятийным аппаратом:
Названия элементов конструктора, механизмов, передач;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению задач:
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для робота, в том числе включающих конструкцию повторения;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
ИКТ-квалификация
подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
Сборка и программирование робота по инструкции, по фотографии, по поставленному условию.
Предметные результаты
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
Основы механики |
Использовать в конструировании роботов следующие понятия: Мотор и ось Зубчатые колёса Промежуточное зубчатое колесо Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Датчик наклона. Шкивы и ремни. Перекрестная переменная передача Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик расстояния Коронное зубчатое колесо Червячная зубчатая передача Кулачок. Рычаг | Сборка механизмов с использованием нескольких типов передач |
Основы программирования роботов |
Использовать в программах следующие алгоритмические структуры и компоненты программы: Блок «Цикл» Блок «Прибавить к экрану» Блок «Вычесть из экрана» Блок «Начать при получении письма» Маркировка | Программировать роботов собственной конструкции с заданными параметрами |
Конструирование роботов по образцу |
Конструировать несложных роботов по фото, видео | Конструировать сложных роботов по фото, видео |
Решение практических задач |
Создавать роботов, имеющих практическое применение | |
По окончании изучения курса «робототехника» ученик научится:
Конструировать несложные роботы по фото, видео, создавать роботы, имеющие практическое применение.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Раздел программы | Количество часов |
2 класс (34 ч.) |
Основы механики | |
Мотор и ось | 1 |
Зубчатые колёса | 1 |
Промежуточное зубчатое колесо | 1 |
Понижающая зубчатая передача. | 1 |
Повышающая зубчатая передача. | 1 |
Датчик наклона. | 1 |
Шкивы и ремни. | 1 |
Перекрестная переменная передача | 1 |
Снижение скорости. Увеличение скорости. | 1 |
Датчик расстояния | 1 |
Коронное зубчатое колесо | 1 |
Червячная зубчатая передача | 1 |
Кулачок. Рычаг | 1 |
Основы программирования роботов | |
Блок «Цикл» | 2 |
Блок «Прибавить к экрану» | 1 |
Блок «Вычесть из экрана» | 1 |
Блок «Начать при получении письма» | 2 |
Маркировка | 1 |
Конструирование роботов по образцу | 10 |
Решение практических задач | 4 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями.
Конструктор Лего, LEGO WeDO.
Компьютер, проектор, экран.