СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской литературе. 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русской литературе для 6 класса,по УМК Т.Курдюмовой. Включен  региональный компонент, где изучаются произведения татарских писателей для детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе. 6 класс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Осиновская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области



Рассмотрена: 23.05.16 г.


Согласована: 31.08.16 г.

Утверждена: 31.08.16 г.


Руководитель МО учителей

Мезралеева Р.К./______________/

Ф.И.О.


Заместитель директора школы по УВР

Абушева В.Р./____________/

Ф.И.О.


Директор школы


БашироваЛ.М./__________/

Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Литература

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)


для 6 класса



на 2016/2017 учебный год





Арипова Гульнара Инзеловна

(Ф.И.О. учителя-составителя программы)





20 16 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1.Федеральные законы и постановления:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06..2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060);

_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

-Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

1.3. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

- от 05.10.2010 № 1450-рп «О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 г.г.».

- от 28.10.2015 г. №728-м «О рабочих программах учебных предметов» ( письмо Министерство образования и науки РФ №08-1786 от 28.10.2015)

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 90/1 од от 30.05.2016 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 года»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 102-од от 31.08.2016 «Об утверждении рабочих программ»;

- основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г.г., утвержденный приказом директора школы №102-од от 31.08.2016 г.

1.6. Программы:

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013;

Цель учебного предмета: формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, способствующих духовному становлению личности.

Задачи учебного предмета:

- развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

- формировать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать речь обучающихся;

- формировать грамотного читателя;

- систематизировать представление о родах и жанрах литературы;

- усвоить отдельные теоретико-литературные понятия;

- научить развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- создать условия для овладения обучающимися важнейшими общеучебными умениями и развития универсальных учебных действий (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию различных источников, включая Интернет и др.).

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и

коммуникативных навыков.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»


Литература как учебный предмет тесно связана с изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникационных навыков.

Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человека мыслящего и гуманного. Этот процесс учитывает логику развития подростка, его возрастные этапы.

В 5-9 классах проходят годы взросления обучающихся. Учитывая особенности возраста, в программу включаются авторы и произведения разных жанров: эпоса, лирики, драматургии. При этом большую роль играет осознание литературного процесса.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX в.

Русская литература XX-XXI вв.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1 - 7 каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткое изложение жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Программа каждого класса содержит доступный возрасту и интересный юному читателю материал. Строясь на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, программа помогает обучающимся освоить несколько этапов литературного образования. На уроке литературы мы имеем дело с художественной речью. Перед юным читателем стоит двойная задача: дать достойную оценку прочитанному произведению и включить в собственную речь то, что дает конкретный текст.

Набор материалов для активизации восприятия, которыми располагает учитель на уроке литературы, многообразен. Это литературные тексты, комментарии, иллюстрации, карты, таблицы, диаграммы, а также интернет-ресурсы. Учитель свободен в выборе приемов общения с художественным произведением.

Каждый класс соответствует конкретному этапу образования. На каждом из них реализуется своя задача.

В 6 классе это место занимает герой художественного произведения. От класса к классу меняются акценты организации учебной деятельности, расширяется круг творческих работ, чему помогают «Рабочие тетради». Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

В 6 классе в центре рассмотрения юного читателя находится герой, судьбу которого организует сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса - герой былин и сказок. Со знакомства с ним и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка особенно интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений в этом классе. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания.

Программа этого класса знакомит обучающихся и с появлением в XIX в. специальной и увлекательной литературы для детей и юношества - детской и юношеской литературы, которая сразу же завоевала всемирное признание.

В 6 классе - герой (литературный). Сведения, которые дают возможность наиболее полно его представить: автобиография, имя (причина выбора), портрет, характер, речевая характеристика, диалог, монолог, герой в системе образов, авторская оценка и др.

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами.

Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю возможность творческого решения вопроса выбора. Оно предполагает как сокращение, так и расширение списка произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. При этом возможен пропуск отдельных произведений или использование их для самостоятельного чтения.

В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение, не только возможен, но даже неизбежен свободный выбор. (Например, в разделах «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.)

В течение учебного года каждый обучающийся 5-9 классов выучит не менее 12-15 произведений (стихотворений, фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, овладевая при этом техникой их исполнения.

В рабочую программу также включён региональный компонент, включающий в себя произведения татарских авторов, писавших для детей. В центре повествования находится герой-подросток, что соответствует реализации модели герой – жанр – автор, являющейся ключевой в курсе литературы для 6 класса.



Описание места курса «Литература» в учебном плане МОАУ Осиновская СОШ


Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 6 классе - 102 ч. В учебном плане МОАУ Осиновская СОШ предмету «Литература» отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год из расчета 34 учебных недель в год. Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология». Программа выполняется за счет сжатия и резервных уроков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Предметные результаты изучения литературы предполагают:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: - определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

- владение навыками сопоставления произведений;

- освоение техники самостоятельных творческих работ;

- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы обучающихся;

- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

-использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

-самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования интернет-ресурсов.



Содержание учебного предмета


Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления обучающегося об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

История человечества в произведениях литературы (5ч.)

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.

Сказание-национальный эпос татар. Сказка «Танбатыр»

Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

Литература XIX века (41ч.)

Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория литературы. Мораль в басне

Подросток в татарских баснях

Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

Портрет героя литературного произведения

Герой литературного произведения и описание его внешности.

Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория литературы. Гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

Теория литературы. Эпиграмма.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория литературы. Былички

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Личность подростка в татарской литературе. Г.Ибрагимов «Алмачуар»

Николай Алексеевич Некрасов.

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория литературы. Автобиографическая трилогия.

Личность подростка в татарской литературе. Г.Тукай «Воспоминания»

Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.

Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Мир путешествий и приключений (9 ч.)

Путешествия и приключения в нашем чтении.

Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.

Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

Т е о р и я. Тетралогия.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.

Теория литературы. Юмор.

Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослых и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория. Пародия.

О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.

Т е о р и я. Рождественский рассказ.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

Т е о р и я. Философское звучание романтической сказки.

Литература 20 века. (12 ч.)

XX век и культура чтения.

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

Родная природа в стихах русских поэтов

А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом», «Белой ночью месяц красный...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин. «Детство», «Помню долгий зимний вечер...», «Первый соловй». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.

Родная природа в стихотворениях татарских поэтов. Стихи К.Курмана, А.Патршиной, Б Сулейманова.

Т е о р и я. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.

М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория литературы. Авторская позиция.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория литературы. Слово в рассказе.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Личность подростка в татарской литературе. Я.Занкиев «Кайчыколак»

Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория литературы. Инсценировка.

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


Формы организаций учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем и итоговом контроле. Формы проверки и оценки результатов обучения:

  • текущий контроль;

  • итоговый контроль.

Формы текущего контроля: устный опрос, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественного текста наизусть, творческая работа (сочинение, реферат, сообщение, доклад), презентация творческой работы.

Формы итогового контроля: тест.

Формы организации обучения: урок, урок развития речи, урок контроля знаний, урок-исследование, урок — творческий отчёт, урок открытых мыслей, урок внеклассного чтения.

Формы организации учебной деятельности обучающегося на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы обучения: метод монологического, диалогического изложения, метод эвристической беседы, исследовательский метод, алгоритмический метод, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.

Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, технология интерактивного обучения, игровые технологии, проблемное обучение.



Таблица тематического распределения часов


№ п/п

Тема

Количество часов

Содержание темы

Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы)

1

Герой художественного произведения в нашем чтении

2

Беседа о летнем чтении.

Творческие работы на следующие темы: «Мои герои этого лета», «О каких героях я узнал»

2

Фольклор

3

Былины и их герои. «На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». Героическая защита Родины.


3

Литература XIX века





А.Н.Островский

4

«Снегурочка». Поэзия фольклора на русской сцене. Героиня сказки и пьесы – Снегурочка.

Сообщение обучающийся «Музыка и пьеса «Снегурочка»».


И.А.Крылов

3

«Два мальчика», «Волк и ягненок». Юные герои басен Крылова. Мораль басен и связь характера героя и сюжета басни.

Обличение несправедливости.


Выразительное чтение басен.

Создание собственных иллюстраций к басням (по желанию).


В. А. Жуковский

2

«Лесной царь». Баллада о трагической судьбе мальчика. Роль фантазии в сюжете баллады. Трудный путь и невозможность спасения.


4

Незабываемый мир детства и отрочества

С.Т. Аксаков




3

«Детские годы Багрова- -внука».

Глава «Буран». Человек и стихия на страницах автобиографических произведений.

Творческая работа по описанию картины природы


В.Ф.Одоевский

3

«Отрывки из журнала Маши»(из «Пестрых сказок») Героиня и ее рассказы о себе и своей жизни.

Конкурс на создание лучшего «Журнала»


А. С. Пушкин

12

Годы в Лицее и творчество поэта. Друзья поэта и его многочисленные послания: «К сестре», «К Пущину», «Товарищам» и др. Коллективное творчество лицеистов.

Выразительное чтение посланий поэта к своим близким.

Творческая письменная работа «Письмо другу».


М. Ю. Лермонтов

5

«Утес», «На севере диком…», «Три пальмы», «Панорама Москвы». Яркость картин природы и ощущение тесной связи с судьбами всего живого. «Панорама Москвы» как выражение искреннего чувства патриотизма.

Выразительное чтение стихов Лермонтова (по выбору).

Сочинение «Моя Москва», с учетом того, как Лермонтов описал ее.


И.С.Тургенев

6

«Бежин луг». Мальчики в ночном. Место диалога в рассказе. Мир природы и крестьянское детство.

Создание портрета друга.


Н.А.Некрасов

3

«Школьник», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос». Крестьянские дети. Связь с фольклором. Образ Ломоносова как героя из народа. Оценка читателем образов подростков в поэтических строках Некрасова. Особенности изображения. Роль имени в рассказе о герое.



Л.Н.Толстой

5

«Отрочество», «Пустыня отрочества» и ее герой Николенька Иртеньев

Творческая работа «Мечты героя рассказа».


Ф.М.Достоевский

5

«Мальчики»(из романа «Братья Карамазовы»). Трагизм судеб мальчиков и глубина сопереживания автора.



Н.Г.Гарин - Михайловский

4

«Детство Темы»(главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Тяжкие испытания в жизни героя и пути их преодоления.



А.П.Чехов

4

«Каникулярные работы институтки Наденьки N», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Сатирические картины в рассказах. Роль названия. Роль сатирической детали.

Составление плана или критического отзыва на письменную работу ровесницы.

5

Мир путешествий и приключений

14

Юный читатель в мире приключений и путешествий(по выбору). Ж.Ронни-Старший «Борьба за огонь», Д.Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», Т.Х.Уайт «Свеча на ветру», М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», Ж.Верн «Таинственный остров», О.Уайльд «Кентервильское привидение», А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» и др.


6

Литература XX – XXI веков

4



Лирика начала века. Юный читатель и культура чтения. Жанры лирики и стихотворные размеры. Лирика и музыка.




А.Т.Аверченко

3

«Смерть африканского охотника»


7

Произведения о детстве в начале XX века

10

М.Горький «Детство», А.С.Грин «Гнев отца», К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»(глава «Гардемарин», «Как выглядит рай»), Ф.А.Искандер «Детство Чика»(глава «Чик и Пушкин») и др. Герои и их характеры.


8

Великая Отечественная война в лирике и прозе

8

К.М.Симонов «Сын артиллериста», «Мальчишка на лафете», В.Катаев «Сын полка», Б. Лавренев «Разведчик Вихров», стихи и песни военных лет

Выразительное чтение избранных стихотворений

9

Итоги.

2

Герои любимых книг. О летнем чтении.





Календарно-тематическое планирование


Тема урока


Количество часов

Дата

план

факт

1

Герой художественного произведения и его роль в сюжете

1

5.09


2

Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе

1

6. 09


3

Былины - богатырский эпос русского народа

1

7.09


4-5

Былина «На заставе богатырской».

«Три поездки Ильи Муромца»

2

12,13.09


6

А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах

1

13.09


7

Снегурочка в пьесе А.Н.Островского

1

19.09


8

Устное сочинение «История Берендеева царства», «Татарские сказки»

1

20.09


9

Мир вещей далекого прошлого

1

21.09


10

И.А.Крылов. Басня. «Два мальчика».

1

26.09


11

Басня«Волк и ягненок»

1

27.09


12

В.А.Жуковский – мастер перевода. Баллада «Лесной царь»

1

28.09


13

Роль фантазии в сюжете баллады «Лесной царь»

1

3.10


14

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

1

4.10


15

Очерк «Буран». Человек и стихия на страницах автобиографических произведений

1

5.10


16

Пейзаж. Мир природы в поэтических строках 19 века.

1

10.10


17

Р/р. Сочинение – описание картины природы

1

11.10


18

В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши»( из «Пестрых глав»)

1

12.10


19

В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Героиня и ее рассказы о себе и своей жизни.

1

17.10


20

Р/р. Создание «Журнала»

1

18.10


21

А.С. Пушкин. Годы учения. Лицей

1

19.10


22

А.С. Пушкин. Учителя и товарищи отроческих лет

1

24.10


23

Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина.

1

25.10


24

«Послание» как жанр произведения

1

26.10


25

Послания близким друзьям и родным

1

7.11


26

А.С. Пушкин. Стихотворение «К сестре»

1

8.11


27

А.С. Пушкин. Стихотворение «К Пущину»

1

9.11


28

А.С. Пушкин. Стихотворение «Послание к П.Юдину»

1

14.11


29

Совершенство и легкость формы пушкинских посланий

1

15.11


30

Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе

1

16.11


31

Чтение наизусть посланий А.С. Пушкина. Коллективное творчество лицеистов

1

21.11


32

Р/р. Творческая работа «Письмо другу»

1

22.11


33

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Утес»

1

23.11


34

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова

1

28.11


35

«Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы.

1

29.11


36

Чтение наизусть стихотворения Лермонтова.

«Панорама Москвы» как выражение искреннего чувства патриотизма

1

30.11


37

Р/р. Сочинение « Москва- моя столица»

1

5.12


38

И.С.Тургенев. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника.

1

6.12


39

Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя – герои рассказа «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик.

1

7.12


40

Особенности диалога в рассказе «Бежин луг»

1

12.12


41

Речевая характеристика героев «Бежин луг»

1

13.12


42

Мир природы и крестьянское детство в рассказе «Бежин луг»

1

14.12


43

Р/р. Письменный очерк «Создание портрета друга» ( И.С.Тургенев «Бежин луг», Г.Ибрагимов«Алмачуар»)

1

19.12


44

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей.

1

20.12


45

Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения Некрасова «Школьник».

1

21.12


46

«Мороз Красный нос» - изображение крестьянского труда. Образ русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.

1

26.12


47

Л.Н.Толстой «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя.

1

27.12


48

Л.Н.Толстой «Отрочество». «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства».

1

28.12


49

Л.Н.Толстой «Отрочество». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя.

1

16.01


50

Формирование взглядов подростка, его мечты и планы в произведениях Л.Н.Толстого«Отрочество» и Г.Тукая «Воспоминания»

1

17.01


51

Р/р. Творческая работа «Мечты героя рассказа»

1

18.01


52

Ф.М.Достоевский «Мальчики»(фрагмент романа «Братья Карамазовы»).

1

23.01


53

Р/р. Эпизод в художественном произведении

1

24.01


54

Ф.М.Достоевский «Мальчики». Герои эпизода и трагизм их судеб.

1

25.01


55

Ф.М.Достоевский «Мальчики». Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах героев.

1

30.01


56

Н.Г.Гарин – Михайловский. «Детство Темы». Отрочество героя.

1

31.01


57

Н.Г.Гарин – Михайловский. «Детство Темы». Мечты и попытки их реализовать в главе «Иванов».

1

1.02


58

Н.Г.Гарин – Михайловский. «Детство Темы». Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя.

1

6.02


59

Н.Г.Гарин – Михайловский. «Детство Темы». Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены»

1

7.02


60

Юношеские рассказы Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов.

1

8.02


61

Сатира в творчестве Чехова. Герои сатирических рассказов «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Говорящие фамилии героев.

1

13.02


62

Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки.

1

14.02


63

Р/р. Творческие состязания обучающихся с ровесницей Наденькой.

1

15.02


64

Далекое прошлое на страницах художественных произведений (по выбору). Ж.Ронни – Старший. «Борьба за огонь»; Д.Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».

1

20.02


65

«Король былого и грядущего» Т.Х.Уайта - одна из популярных книг о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии.

1

21.02


66

Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» «Свеча на ветру». Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий.

1

22.02


67

Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования.

1

27.02


68

Природа на страницах повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

1

28.02


69

Жюль Верн и 65 романов его «Необыкновенных путешествий».

1

1.03


70

«Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослых товарищей по несчастью.

1

6.03


71

Рассказы и сказки О.Уайльда.

1

7.03


72

Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий.

1

13.03


73

О.Уайльд «Кентервильское привидение». Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений

1

14.03


74

«Кентервильское привидение». Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

1

15.03


75

О.Генри «Дары волхвов». Рождественский рассказ и его особенности.

1

20.03


76

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет.

1

21.03


77

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Ответственность человека за свою планету.

1

22.03


78

Лирика начала века. А.Блок «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом». Отражение высоких идеалов в лирике поэтов.

1

3.04


79

И.А.Бунин «Детство», «Первый соловей». Лирический образ живой природы.

1

5.04


80

К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка». Совершенство стиха поэта. Близость к фольклорным образам.

1

6.04


81

Б.Л.Пастернак «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта и татарских поэтов К.Курмана, А.Патршиной, Б Сулейманова.

1

10.04


82

А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги.

1

11.04


83

А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность

1

12.04


84

А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

1

17.04


85

М. Горький. «Детство»(фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка.

1

18.04


86

А.С. Грин «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику.

1

19.04


87

А.С. Грин «Гнев отца». Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

1

24.04


88

«Далекие годы» как первая из шести частей К.Г.Паустовский «Повесть о жизни».

1

25.04


89

Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина.

1

26.04


90

Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя.

1

2.05


91

Главы повести как этапы рассказа о становлении характера. Сравнение с героями рассказа Я.Занкиева«Кайчыколак»

1

3.05


92

Ф.А.Искандер «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имени Чик.

1

10.05


93

Важность главы «Чик и Пушкин» как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества.

1

15.05


94

Герой и автор в рассказе Ф.А.Искандера «Детство Чика».

1

16.05


95

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе и о подвигах подростков.

1

17.05


96

Б. Лавренев «Разведчик Вихров»

1

22.05


98

В. Катаев «Сын полка»

1

23.05


99

К.М. Симонов «Мальчишка на лафете»

1

24.05


100

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

1

29.05


101

Е.К. Винокуров «В полях за Вислой сонной…»

1

30.05


102

Чтение наизусть стихов о войне. Песни военных лет. Р/р. Создание электронного альбома.

1

31.05



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Для учителя:

  1. Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе 6 класс к учебнику - хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой. Москва «Вако», 2014;

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных школ в 2 частях. Москва «Дрофа»,2013 г-271 с.;

  3. Курдюмова Т.Ф. Рабочая тетрадь к учебнику - хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой. Литература. 1 и 2 части. Москва «Дрофа», 2016г.;

  4. Рабочие программы (ФГОС). Литература 5 - 9 классы. Учебно - методическое пособие. Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений к УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Москва «Дрофа», 2013 год.


Для обучающихся:

  1. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных школ в 2 частях. Москва «Дрофа»,2013г-271 с.;

  2. Курдюмова Т.Ф. Рабочая тетрадь к учебнику - хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой. Литература. 1 и 2 части. Москва «Дрофа», 2016г.


Материально- техническое обеспечение:

  1. Компьютер;

  2. Проектор;

  3. Экран.


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Архив учебных программ и презентаций;

  2. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

  3. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

  5. Электронная версия журнала «Литература» издательского дома «Первое сентября».



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся 6 класса научится:

Устное народное творчество

1. Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам в различных ситуациях речевого общения.

2.Выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере.

3. Определять с помощью пословицы жизненную / вымышленную ситуацию.

4.Выразитльно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного высказывания.

5.Пересказывать сказки, четко выделяя сюжетны линии, не пропуская значимых композиционных элементов.

6.Выявлять в сказках характерны художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

7.Видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя пословицу.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор.

2.Сочинять сказку (в том числе и по пословице) или придумывать сюжетные линии.

3.Выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература. Русская литература 18 века. Русская литература 19 - 20 вв. Литература народов России. Зарубежная литература.

Обучающийся научится:

1.Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.

2.Выявлять авторскую позицию, определять свое отношение к ней, на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.

3.Сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

4.Работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

1. Вести самостоятельную проектно - исследовательскую деятельность и оформлять проекты).

2. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя).

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.