СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской литературе для 6 класса по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена по ФГОС. Состоит из разделов "Планируемые результаты осовения учебного курса (предмета)", "Предметные результаты" (Литература)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе для 6 класса по ФГОС»

Предметные результаты:

Литература
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).















































Содержание курса


Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1 стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.

Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)2



Древнерусская литература – 1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)











Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)








Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.

(5-6 кл.)



А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)


В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

(7-9 кл.)


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

(7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)


А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

«Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы – 1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.

(7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

(5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

- 1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:

А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)


Н.В.Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)



Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)


Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).

(5-8 кл.)


А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(5-8 кл.)


Н.А.Некрасов.

Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

(5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.

(5-8 кл.)



А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)


Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору, например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)




И.С.Тургенев

- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

(6-8 кл.)


Н.С.Лесков

- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.

(6-8 кл.)

М.Е.Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.)


Л.Н.Толстой

- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.

(5-8 кл.)


А.П.Чехов

- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.

(6-8 кл.)



А.А.Блок

- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.

(7-9 кл.)



А.А.Ахматова

- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.

(7-9 кл.)


Н.С.Гумилев

- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

(6-8 кл.)


М.И.Цветаева

- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.

(6-8 кл.)


О.Э.Мандельштам

- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.

(6-9 кл.)


В.В.Маяковский

- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

(7-8 кл.)


С.А.Есенин

- 1 стихотворение по выбору, например:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.

(5-6 кл.)

М.А.Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

(7-8 кл.)


А.П.Платонов

- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)


М.М.Зощенко

2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.

(5-7 кл.)


А.Т. Твардовский

1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.

(7-8 кл.)


А.И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

(7-9 кл.)


В.М.Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.

(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв., например:

М.Горький, А.И.Куприн,

Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,

И.С.Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,

М.А.Волошин, В.Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)



















Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,

Н.М.Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)









Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М.Пришвин,

К.Г.Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)


Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,

Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


Проза русской эмиграции, например:

И.С.Шмелев, В.В.Набоков,

С.Д.Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)



Литература народов России



Г.Тукай, М.Карим,

К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)


Зарубежная литература


Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(6-8 кл.)


Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

(9 кл.)


М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

(7-8 кл.)

Зарубежный фольклор легенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)



В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)


1–2 сонета по выбору, например:

66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)





































А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

( 6-7 кл.)


Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

(6-7 кл.)


Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).

(8-9 кл.)


И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9-10 кл.)


Г.Х.Андерсен Сказки

- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)


Дж. Г. Байрон

- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)



Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)



Зарубежная новеллистика, например:

П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)


Зарубежная романистика XIX ХХ века, например:

А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др.

(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)


Зарубежная проза о детях и подростках, например:

М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.

(2 произведения по выбору,

5-9 кл.)


Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

Р.Киплинг, Дж.Лондон,

Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)


Современные зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)


При составлении рабочих программ следует учесть:

  • В программе каждого класса должны быть представлены разножанровые произведения; произведения на разные темы; произведения разных эпох; программа каждого года должна демонстрировать детям разные грани литературы.

  • В программе должно быть предусмотрено возвращение к творчеству таких писателей, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов. В этом случае внутри программы 5-9 классов выстраивается своего рода вертикаль, предусматривающая наращение объема прочитанных ранее произведений этих авторов и углубление представлений об их творчестве.

Важно помнить, что изучение русской классики продолжится в старшей школе, где обучающиеся существенно расширят знакомство с авторами, представленными в списках основной школы (например, с Н.А. Некрасовым, Н.С. Лесковым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковским и т.п.).

При составлении программ возможно использовать жанрово-тематические блоки, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Преподавание учебного предмета «Литература» осуществляется по учебнику Литератур. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.). – М. : Просвещение, 2013, по «Программе общеобразовательных учреждений. Русская литература 5 – 9 классы/ М.:Просвещение, 2006». Количество часов, отводимых на изучение литературы: 5 класс – 102 часа, 6 класс – 102 часа


Тематическое планирование по литературе, 6 класс


п/п

Тема урока, основное содержание

Кол-во

часов

Домашнее

задание

1.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма.

1

Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 – 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 – 11).

Устное народное творчество.

3


2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом.

3.

. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.


1

Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

4.

Урок-«посиделки». Русский фольклор.

1

Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»»; «Сказание о белгородском киселе».

Древнерусская литература

1


5.

«Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

1

Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24).

Произведения русских писателей XVIII века.

5


6.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».. Аллегория и мораль в басне.


1

Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30).

7.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.


1

Прочитать статью о И.А. Крылове, вопросы (стр. 34), выучить наизусть одну басню.

8.

И.А. Крылов. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

Выразительное чтение басни «Ларчик», вопросы (стр.43 вопрос 4).

9.

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Развитие понятия об аллегории.

1

Инсценировать басню (групповое задание).

10.

Конкурс инсценированной басни.

1

Сочинение «Что осуждается в русских баснях?».

Произведения русских писателей XIX века.

41


11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.


1

Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 – 51), Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

12.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.

1

Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро».

13.

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания.

1

Выразительное чтение стихотворения.

14.

А.С. Пушкин. «Зимняя дорога».

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1

Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка».

15.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка


1

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

16.

А.С. Пушкин. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка.

1

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

17.

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести.

1

Пересказ указанных отрывков.

18.

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.


1

Устное рисование: какими вы видите Дубровского и Троекурова? Перечитать II и III главы, озаглавить их.

19.

Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

1

Перечитать главы IV – V, озаглавить их. Пересказать эпизод «Троекуров во дворе Дубровских».

20.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1

Перечитать главы VI – VII.

21.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

1

Перечитать VIII, IX, X главы, озаглавить их. Приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова).

22.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

Перечитать главы XI – XVI, озаглавить их.

23

Сочинение по повести А.С. Пушкина „Дубровский“».

1

Работа в черновиках

24

Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Решить кроссворд

25.

Анализ письменных работ.

1

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина.

26.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

1

Прочить статью о М.Ю. Лермонтове в учебнике.

27.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения


1

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.

28.

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс».

1

Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть стихотворение «На севере диком …».

29.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

Стр. 166, вопросы и задания.

30.

Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1

Сочинение по анализу одного стихотворения.

31

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»


1

Прочитать статью учебника(стр.167 – 170, 197 – 198). Вопросы стр. 199.

32.

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

1

Составить рассказ о героях по иллюстрациям.

33.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1

Выразительное чтение отрывков.

34.

Портреты героев как средство изображения их характеров.

1

Устное рисование: портреты героев.

35.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».


1

Выразительное чтение стихотворения. Выучить одно стихотворение наизусть.

36.

«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна

1

Анализ стихотворения.

37.

Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

38.

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».


1

Выразительное чтение стихотворения, одно стихотворение выучит наизусть.

39.

А.А. Фет. «Ешё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

1

Анализ стихотворения.

40.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога».


1

Прочитать стихотворение «Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы II части.

41.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

1

Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами.

42.

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова..

1

Подготовиться к сочинению.

43

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

1

Прочитать сказ «Левша».

44

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

1

Решить кроссворд

45.

Анализ письменных работ.

1

Работа над ошибками.

46.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе.


1

Перечитать IV – X главы сказа, выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

47

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша»..

1

Перечитать сказ до конца, составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.

48.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

1

Написать сочинение по сказу

49.

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

1

Прочитать рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др.

50.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.


1

Ответ на вопрос «Как достигается в рассказах Чехова юмористический эффект?».

51.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть), сделать иллюстрации к стихотворениям.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

1


52.

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

1

Выучить наизусть

Произведения русских писателей XIX века.

6


53

А.И.Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Чудесный доктор»


1

Дочитать рассказ

54

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»


1

Ответить на вопросы




55

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.


1

Стр. 28, вопросы и задания.

56.

Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса».

1

Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать рассказ «Неизвестный цветок».

57

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Неизвестный цветок»

1

Дочитать, подготовиться к пересказу

58.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.


1

Нарисовать рисунок

Произведения о Великой Отечественной войне

10



59.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1

Выразительное чтение

60

Д. Самойлов. «Сороковые».

1

Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору).

61

В/Ч А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1

Прочитать «Конь с розовой гривой».

62

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».


1

Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов.

63

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

Вопросы (стр. 106 – 107).

64

Обобщающий урок по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Сделать кроссворд

65

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“».

1

Сочинение.

66

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского».


1

Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 – 148).

67

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

Вопросы и задания (стр. 148 – 149).

68

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

Подготовиться к сочинению.

69

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».


1

Докончить сочинение

Писатели улыбаются

5


70

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина.


1

Прочитать статьи учебника (стр. 152 – 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики».

71

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Вопросы и задания (стр. 201).

72

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.


1

Вопросы и задания (стр. 184).

73

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Подготовиться к контрольной работе.

74

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

1

Прочитать статью учебника (стр. 186 – 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию).

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

4


75

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».


1

Выучить одно стихотворение наизусть.

76

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

Вопросы 3, 4 (стр. 193).

77

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…».

1

Вопрос 5 (стр. 193).

78

Н.М.Рубцов. Слово о писателе. «Звезда полей»


1

Выучить стих-ие

Из литературы народов России

2


79

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».

1

Вопросы и задания (стр. 198).

80

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга».

1

Прочитать статью учебника «Мифы Древней Греции


Из зарубежной литературы

3


81

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»..


1

Прочитать и пересказать миф о двенадцатом подвиге Геракла.

82

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

Задания III, IV (стр. 211).

83

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248).

Произведения зарубежных писателей.



84

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251).

85

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот».


1

Отзыв о романе.

86

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1

Прочитать статью учебника (стр. 252 – 253), баллады, вопросы (стр. 258).

87

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Выразительное чтение

88

Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка»

1

Прочитать статью учебника о П.Мериме

89

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

Выучить термины

90

Романтизм и реализм в новелле «Маттео Фальконе»

1

Прочитать «Приключения Гекльберри Финна».

91

В/Ч М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.


1

Характеристика героя (письменно).

92

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1

Прочитать статью учебника (стр. 279 – 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц».

93

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча.


1

Вопросы (стр. 299).


94

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1

Отзыв о произведении.

95

Игра по страницам зарубежных писателей «Кто хочет стать миллионером?»

1

Повторить зарубежную литературу

96

Обобщение-повторение по разделу «Из зарубежной литературы»

1


97

Обобщение-повторение

1


98

Обобщение-повторение

1


99

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

1

Докончить задание

100

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

1

.

101

Обобщение-повторение

1


102

Обобщение-повторение





1

2

23