Пояснительная записка
к рабочей программе по русской словесности в 5 классе
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы».- М.: 2000.
Программа реализована в учебнике «Русская словесность. От слова к словесности». 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Альбетковой Р. И.- М.: «Просвещение», 2015 г. Программа учитывает методические рекомендации к учебнику, разработанные Альбетковой Р. И.- М. «Просвещение», 2000 г.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Программа Р. И. Альбетковой по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям языка (изучается употребление языка) и литературы (изучается произведение как явление искусства слова).
Цель программы.
Научить:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно- художественный смысл произведения;
- применять в собственной практике изученные приёмы словесного выражения содержания.
Определение места и роли учебного курса.
Программа имеет логическую связь с программами «Русский язык» и «Литература», но не повторяет и не дублирует их, а рассматривает язык как материал словесного выражения формы, жанра, как явления словесного искусства. Урок словесности рассматривает слово с позиции словесного выражения через выразительные средства языка, через логическое единство идейно-художественного содержания произведения и словесной формы выражения.
Программа имеет подзаголовок «От слова к словесности». Основой системы здесь является освоение богатства русского языка как материала словесности, а продолжение – осмысления произведений в их словесной организации. Поэтому сначала рассматриваются темы, связанные с языковой базой, а потом – темы, связанные с анализом произведений в их жанрово – родовой специфике. Программа предполагает последовательное изучение материала от класса к классу, но имеет концентрическое построение.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Общая характеристика предмета.
Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, выражать мысли чувства в разговоре и письменно. Иными словами, предмет словесности – рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
В пятом классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях – эпических, лирических, и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности; осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях.
В пятом классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях на уроках литературы, поэтому в русской словесности этим темам отводится по 1 уроку; в пятом классе школьники не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных жанров и жанров, но и исходить из особенности языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Новизна программы
Новые теоретические сведения, которые ученики получают в ходе знакомства с произведениями словесности, помогают проводить исследования при анализе данных текстов сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Этой цели служат специально подобранные практические и контрольные работы. Использую парную, групповую формы работы при изучении сложных понятий, таких как «сюжет», «эпизод» и прочее. Учащийся имеет возможность в случае затруднения обратиться к учителю.
Структура учебного предмета:
Что такое словесность.
Богатство лексики.
Текст.
Формы словесности.
Литературные произведения разных родов словесности.
Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии: проблемно-диалогическое обучение, технология формирования критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, игровые, диалоговые.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Научиться понимать:
- устную речь и разговорный язык; письменную речь и литературный язык;
- выразительные средства языка: эпитет, сравнение, аллегория;
- формы словесного выражения : описание, рассуждение, повествование;
- стихотворную и прозаическую речь;
- ритм, рифма, строфа;
- виды устной народной словесности;
- главное свойство лирических произведений;
- основной тон высказывания героя.
- устную речь и разговорный язык; письменную речь и литературный язык;
- выразительные средства языка: эпитет, сравнение, аллегория;
- формы словесного выражения : описание, рассуждение, повествование;
- стихотворную и прозаическую речь;
- ритм, рифма, строфа;
- виды устной народной словесности;
- главное свойство лирических произведений;
- основной тон высказывания героя.
УМЕТЬ:
- выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
- различать разговорную и книжную окраску выражений;
- построить диалог;
- находить в тексте многозначные слова, фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы;
- находить и употреблять в речи эпитеты, сравнения;
- создавать собственные высказывания различного характера;
- сочинение собственных загадок, поговорок, скороговорок, а также создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, ; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
» основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Формы контроля:
Контроль знаний и умений осуществляется в виде контрольных и проверочных работ, их 4, а также через систему упражнений и заданий учебника и рабочей тетради на печатной основе.
Содержание программы.
1.Что такое слово. Что такое словесность.
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь Словесность как словесное творчество. Что такое словесность. Русская словесность и её формы. Разговорный и литературный язык. Диалог, монолог. Просторечия. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
2.Богатство лексики русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Термины.Омонимы и их отличие от многозначных слов. Синонимы и их роль в художественном тексте. Новые слова, их роль в художественном произведении. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.
3.Прямое и переносное значение слова.
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет, сравнение,аллегория.
4. Текст.
Текст как результат употребления языка. Тема. Основная мысль. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения. стихотворная и прозаическая формы .
5. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация. Ритм, интонация, цель высказывания.особенности интонации стихотворной речи.
Строфа.
6. Устная народная словесность.
Произведения устной народной словесности. Сказки, их виды. Особенности языка сказок. Особенности языка загадок, пословиц, поговорок.
7. Литературные эпические произведения и драматические произведения.
Произведения, созданные писателем. Эпическое произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и их отличие. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде в эпическом произведении.
8. Литературныелирические произведения.
Лирическое произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных, о событиях. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
9. Литературные драматические произведения.
Драматическое произведение: произведения, предназначенные для постановки на сцене театра. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении; диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел программы | Контрольные и практические работы | Количество часов |
1 | Что такое слово | | 2 |
2 | Словесность | | 1 |
3 | Богатство лексики русского языка | 1 | 9 |
4 | Прямое и переносное значение слова | 1 | 1 |
5 | Текст как результат употребления языка | 1 | 4 |
6 | Стихи и проза | 1 | 5 |
7 | Устная и народная словесность | 1 | 2 |
8 | Литературное эпическое произведение | 1 | 1 |
9 | Литературное лирическое произведение | 1 | 1 |
10 | Литературное драматическое произведение | 1 | 1 |
| Итого | | 35 |
Литература для учителя:
Однотомные издания
Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику "Русская словесность".М., «Просвещение»,2000.
Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М. 2000.
Одинцов В. В. Стилистика текста. М.1999.
Пустовойт П. Г.Слово. Стиль. Образ. М. 1999
Литература для учащихся:
Многотомные издания
Чуковский К. И. "Живой как жизнь"
Успенский Л. "Слово о словах".
Словари и справочники:
Александрова З. Е.Словарь синонимов русского языка.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка.
Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова С. И.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
Энциклопедия для детей.
Интернет-ресурсы
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://metodsovet.su/go?http://www.spbmirs.ru/ - мир русского слова (журнал)
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://metodsovet.su/go?http://www.spbmirs.ru/ - мир русского слова (журнал)
web.ru/ Русская литература и фольклор
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
http://krylov.lit-info.ru/ Иван Андреевич Крылов.
http://www.slovorusskoe.ru/Main.html Слово Русское
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольная работа по теме «Богатство лексики»
Дайте определение термину «лексическое значение».
Образец: Лексическое значение -это…..
В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
Выпишите ответ.
золотая осень, горячий утюг
горячий утюг, горячее сердце
золотая брошь, горячее сердце
горячее сердце, золотая осень
3.Выпишите словосочетания, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении:
Вершина горы, волчий хвост, чёрные мысли, заплакал дождь, тяжёлый характер, совесть спит, золотой дождь, волчий аппетит.
4.Напишите определение антонимов. Приведите примеры.
Образец: Антонимы -это…..
5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. Запишите номер этого слова.
1) бежать
2) мчаться
3) катиться
4) нестись
6.Какие слова нельзя считать антонимами?
Образец: Слова ……. Нельзя считать антонимами, потому что……..
1) холодно-тепло
2) встречать-провожать
3) поздний- рано
4) храбрый-трусливый
7.Закончите мысль и запишите её:
Очень часто фразеологизмы …….., когда слова в словосочетаниях ………………….
8.Замените фразеологизм одним словом и запишите:
Обвести вокруг пальца-
Бить баклуши-
Лезть на глаза-
9.Докажите, что слова «эпоха», «атака», «схема», «мюсли», «рифма», «ориентир» иноязычного происхождения.
Образец: Слова (перечислить эти слова) иноязычного происхождения, так как ……..
Практическая работа №1
1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.
«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.
- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.
- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.
- А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
- Каких?
( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»
2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Кто много говорит, ( тот мало делает)
- Повторенье - (мать ученья)
- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)
- Не спеши языком, (торопись делом)
- Сделал дело, (гуляй смело)
- Куй железо, (пока горячо)
- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)
-Мелет до вечера, (а слушать нечего)
- Не все то золото, (что блестит).
- Делу- время, (потехе час).
3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).
- Вы должны восстановить пословицу по словам.
- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)
- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)
- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)
- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)
- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)
- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).
4.Отгадайте загадки-пословицы
- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?
1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)
2. « Ел да устал, спал да намаялся». (лень)
3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)
4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)
- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).
- Закончите предложение пословицей:
- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).
- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…( «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)
Практическая работа №2
Начало формы
1.Каково изображение животных в сказках о животных
реалистическое
антропоморфное
аллегорическое
2.Какой из перечисленных видов сказок появился позже других
о животных
волшебные
бытовые
3.К какому типу сказок относятся "Колобок" и "Репка"
к кумулятивным
к волшебным
к бытовым
4.В каком из видов сказок человек уравнивается с животными
в бытовых
о животных
в волшебных
5.В каких сказках распространены повторы, утроения
в бытовых
в волшебных
о животных
6.В какой сказке был использован прием контраминации
"Батрак"
"Морозко"
"Лиса и волк"
7.Что такое сказка?
художественное повествование с установкой на вымысел
рассказы о мире, о богах и героях
устное народное творчество
8. Кто является противником Ивана-царевича в сказке "Царевна-лягушка"
Змей
Баба-Яга
Кощей
9. Композиция каких сказок отличается единообразием
волшебных
бытовых
о животных
10. Когда зародилась волшебная сказка
в период образования семьи
в первобытном строе
в период родовой общины
11. Какие из сказок отличаются не только занимательным сюжетом, но и юмором
бытовые
кумулятивные
волшебные
12. В каких сказках сверхъестественные силы остались только для насмешки
о животных
в волшебных
в бытовых
Итоговая контрольная работа по русской словесности
Вариант 1.
Часть 1.
Прочитай вопросы и выбери один правильный вариант ответа.
Обведи выбранный вариант ответа кружком.
1. Какой жанр наиболее близок творчеству И.А Крылова?
1) басня
2) рассказ
3) сказка
2. Кому из русских поэтов принадлежит такая фраза:
Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой …
1) Н.А. Некрасову
2) М.Ю. Лермонтову
3) А.С. Пушкину
3. Познакомьтесь с фрагментом стихотворения. Укажите, какое средство выразительности использовал поэт в этом стихотворении.
… Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой … (А. Фет)
1) метафора
2) олицетворение
3) сравнение
Часть 2.
Прочитай задания и вопросы и запиши правильный (-ые) вариант(-ы) ответа.
4. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
Ответ: ____________________________________________________________
5. Назови две-три особенности бытовой сказки.
Ответ:
1) ____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3) ____________________________________________________
6. Как называется такая композиционная часть сказки?
Стали жить да быть – на славу всем людям.
Ответ: ____________________________________________________________
7. В приведенных пословицах перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо правильно «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
1) Без труда – гуляй смело.
2) Любишь кататься – не выловишь рыбку из пруда.
3) Сделал дело – люби и саночки возить.
Ответ:
1) ________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________
8. Установи соответствие между жанром и названием произведения, его автором (Запиши соответствующую букву.)
Произведение, его автор | Жанр произведения |
А. Андерсен Г.Х. «Снежная королева» Б. Крылов И.А. «Волк на псарне» В. Тургенев И.С. «Муму» Г. Гоголь Н.В.«Ночь перед Рождеством» | 1) сказка 2) басня 3) рассказ 4) повесть |
Ответ:
1) сказка –
2) басня –
3) рассказ –
4) повесть –
9. Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к указанному жанру
1) сказка (фольклорная)________________________________________
2) басня _____________________________________________________
3) рассказ ___________________________________________________
10. Постарайтесь по описанию портрета определить, какому литературному герою он принадлежит, назовите произведение, его автора.
Одежда на нём татарская, рваная и грязная, ноги в колодке – и все в крови, посбил дорогой. Лицо русское, хорошее, усталое только, а глаза – как небушко от слез.
Ответ: ____________________________________________________________
11. Прочитайте отрывок из произведения Н.В. Гоголя. Найдите в этом отрывке олицетворения, подчеркните их.
И через несколько минут уже все уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон. |
12. Что называется олицетворением? Для чего они нужны?
Ответ: Олицетворением называется __________________________________
Олицетворения нужны для того, чтобы_______________________________
_________________________________________________________________
Вариант 2
Часть 1.
Прочитай вопросы и выбери один правильный вариант ответа.
Обведи выбранный вариант ответа кружком.
1. Какой жанр наиболее близок творчеству А.П.Чехова?
1) басня
2) рассказ
3) сказка
2. Кому из русских поэтов принадлежит такая фраза:
Одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня…
1) Н.А. Некрасову
2) М.Ю. Лермонтову
3) А.С. Пушкину
3. Познакомьтесь с фрагментом стихотворения. Укажите, какое средство выразительности использовал поэт в этом стихотворении.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась … (Ф.Тютчев)
1) метафора
2) олицетворение
3) сравнение
Часть 2.
Прочитай задания и вопросы и запиши правильный(-ые) вариант(-ы) ответа.
4. Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
Ответ: ____________________________________________________________
5. Назови две-три особенности волшебной сказки.
Ответ:
1) ____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3) ____________________________________________________
6. Как называется такая композиционная часть сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.
Ответ: ____________________________________________________________
7. В приведенных пословицах перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо правильно «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
1) Ученье свет, всегда пригодится.
2) Красна птица перьем, а неученье – тьма.
3) Грамоте учиться, а человек – ученьем.
Ответ:
1) ________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________
8. Установи соответствие между жанром и названием произведения, его автором (Запиши соответствующую букву.)
Произведение, его автор | Жанр произведения |
А. Крылов И.А. «Ворона и лисица» Б. Астафьев В.П. «Васюткино озеро» В. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» Г. Бажов П. П. «Каменный цветок» | 1) сказка 2) басня 3) рассказ 4) поэма |
Ответ:
1) сказка –
2) басня –
3) рассказ –
4) поэма –
9. Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к указанному жанру
1) сказка (литературная)________________________________________
2) басня _____________________________________________________
3) рассказ ____________________________________________________
10. Постарайтесь по описанию портрета определить, какому литературному герою он принадлежит, назовите произведение, его автора.
Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нём была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся …, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и всё это так смешалось и так было неизобразимо хорошо…
Ответ: ____________________________________________________________
11. Прочитайте отрывок из произведения Н.В. Гоголя. Найдите в этом отрывке эпитеты, подчеркните их.
И через несколько минут уже все уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон. |
12. Что называется эпитетом? Для чего они нужны?
Ответ: Эпитетом называется _______________________________________
Эпитеты нужны для того, чтобы____________________________________
________________________________________________________________
Конец формы
24