Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б./__________/ Протокол № 1 от « » __________________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Щигрева Н.В. /__________/ « 2» сентября 2016г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 93-р от «2» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«русский язык»
(50 часов)
1 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи начального общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета «русский язык»
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
2. Результаты освоения учебного предмета «русский язык»;
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование по русскому языку в 1 классе
5. Информационно-образовательный ресурс
5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык» для 1 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.),
ФБУПа (2004г.),
Примерных программ начального общего образования,
программы по русскому языку для 1 класса под редакцией М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой и др..
1.1.Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
В 1-ом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов
2. Результаты освоения учебного предмета
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [йۥ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
различать слова названия предметов, признаков, действий;
различать главные и неглавные слова - названия предметов;
определять в тексте слова — помощники.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• различать предложение и слово;
• определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
3. Содержание учебного предмета
Фонетика и графика (28 час*)
Алфавит. Правильное название букв. расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита. Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и Согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова. Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, я, е, Ё. Работа букв е,Ё, Ю, я в начале слова.Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твердые согласные в начале и середине слова. буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. Распознавание твердых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания Жи-Ши, Же-Ше. Особенности звука [ц]. Сочетания Ци, Це, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. сочетания ча-ща, чУ-щУ. Работа букв ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: осознавание алфавита как определенной последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.Различение звуков (разных их качеств) и букв. Различение гласных и согласных звуков.Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твердых и мягких согласных звуков (парных и непарных). Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков.Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путем многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике.Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуков по заданному основанию.Оценивание правильности предложенной характеристикизвука, умение находить допущенные в ней ошибки. Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализзаданной звуковой схемы слова. Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой. Решение звукобуквенной проблемы («давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»). Деление слова на слоги. Умение обнаруживать особенности русской графики: работа ь и букв е, Ё, Ю, я.
Орфоэпия*
Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие,прощание и т. д.). Основные виды учебной деятельности обучающихся: соблюдение орфоэпической нормы речи.
Морфология (4 час**)
Слова-названия предметов. Слова-названия действий. Слова-названия признаков. слово-предмет, на которое направлено действие. Слова-помощники. Графическая схема слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков. Различение слов-предметов главных и неглавных. Определение в тексте слов-помощников.
Синтаксис (6 час**)
Предложение. речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. знаки в конце предложения. Графическая схема предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями. Чтение и составление графической схемы предложения. Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения. Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.
Орфография и пунктуация (6 час*)
Прописная буква в именах собственных. Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую. Правописание слов с сочетаниями Жи-Ши, Же-Ше, Ци-Це-ЦЫ. Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чУ-щУ. Правило написания буквы парного согласного на конце слова. Написание Ь как обозначающего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными .Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения). Правописание словарных слов. Правила списывания текста.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: объяснение написания слов. соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контроль правильности написания слова и записи текста. Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок. Различение деления слова на слоги и деления для переноса.
Развитие речи (6 час*)
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора норм речевого этикета.
Словарь
адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).
4.Тематическое планирование
Номер урока |
Тема урока |
Учебник, стр. | Рабочая тетрадь, стр. |
Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Новый учебник «Русский язык». «Алфавит» | 5 | 3 | Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов |
2 | Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке | 8 | 4 | Практическое освоение алфавита как последовательности знаков для быстрого ориентирования в словах Группировка слов по первой букве с учетом второй и третьей |
3 | Закрепление знаний об алфавите | 9 | 5 |
4 | Слова-предметы. Слова-действия | 14–15 | 6 |
Группировка слов по в соответствии с их лексико-грамматическими значениями |
5 | Слова-признаки | 15–16 | 8 |
6 | Слова-предметы неглавные (дополнительные) | 16–18 | 10 |
7 |
Слова-помощники |
18–20 |
12 | Выделение слов в предложении. Понимание функции небуквенного средства записи предложений: пробела между словами |
8 | Устная и письменная речь | 21–24 | 14 | Выявление особых возможностей разных видов речи, их роли в общении людей. Выделение разных слов в письменной и устной речи их особыми средствами (большая буква, ударение, интонация, знаки препинания и т. д.) |
9 | Упражнение в распознавании устной и письменной речи |
25–27 |
15 |
10 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек |
28–29 | | Применение изученных правил при списывании и записи текста |
11 | Правила списывания текста | | 17 |
12 | Знакомство со звуковым столбиком | 29–31 | | Воспроизведение способа интонационного произношения отдельного звука в слове для его выделения, умения слышать и различать звуки |
13 | Упражнение в различении звонких- глухих, мягких-твердых парных согласных звуков |
32–34 |
19; 20 |
14 |
Звук и буква Й |
35–37 |
23 | Обсуждение вариантов деления на слоги слов со звуком [й’]. Экспериментирование со словом |
15 | Работа букв е,ё, ю, я | 37–39 | 24 | Повторение двух ролей букв я, ё, ю, е |
16 | Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных |
40–42 |
25 |
Объяснение роли буквы гласного звука как показателя мягкости предшествующего согласного. Звуковая запись слов как средство моделирования слова. Учет ряда условий при переносе слов |
17 | Распознание согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных |
42–44 |
27 |
18 | Азбука вежливости. Приветствие при встрече со знакомыми | |
48–49 | Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Обсуждение ситуации, предложенной внешней интригой учебного пособия |
19 | Упражнение в различении мягких и твердых звуков. Повторение правил переноса слов |
45–46 | | Анализ: деление слов на слоги, определение количества слогов в слове |
20 | Написание слов со звонкими и глухими, мягкими и твердыми согласными |
47–48 |
28 | Объяснение роли буквы гласного звука как показателя мягкости предшествующего согласного |
21 | Различение твердых и мягких согласных звуков. Обозначение на письме гласных звуков |
49–53 |
29 |
22 | Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым(и) | |
50–52 | Обсуждение ситуации, предложенной внешней интригой учебного пособия. Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов |
23 | Распознание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных |
53–56 | | Объяснение роли буквы гласного звука как показателя мягкости предшествующего согласного Орфографическое чтение при подготовке к записи слов, предложений |
24 | Распознание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных | |
30–33 |
25 | Слова с сочетаниями жи-ши, же- ше, ци-це |
56–59 |
34–35 | Подбор слов с заданным ударным слогом. Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку |
26 | Слова с сочетаниями ци, це; слова- исключения с сочетанием цы |
60–62 | |
27 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це |
62–63 |
36 |
28 | Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща | 64– 66 | 37 |
29 | Азбука вежливости. Встреча со знакомыми и приём приглашения зайти в гости | |
52–54 | Обсуждение ситуации, предложенной внешней интригой учебного пособия. Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов |
30 | Правописание слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Повторение правил переноса слов |
66–68 | | Подбор слов с заданным ударным слогом. Анализ: деление слов на слоги. Учет ряда условий при переносе слов |
31 | Мягкий знак в конце и в середине слова | 68–70 | | Различение двух ролей ь и двух ролей букв я, ё, ю, е, и. Обсуждение вариантов обозначения звука [й’] |
32 | Разделительный мягкий знак и его работа |
71–72 |
38 |
33 | Разделительный Ъ и его работа |
73–74 |
39 | Определение роли Ъ. Повторение двух ролей букв я, ё, ю, е и правил переноса |
34 | Азбука вежливости. В гостях. Общение хозяйки с гостями | |
54–56 | Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Комментирование последовательности действий хозяев и гостей при входе в дом |
35 | Повторение по теме «Предложение», повторение звукового состава слова |
74–75 |
40 | Различение предложений по цели высказывания и по интонации. Выявление особой записи предложений в стихотворном тексте. Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку |
36 | Звонкие и глухие согласные на конце слов | 76–78 | |
37 | Способы проверки слов | 79–81 | 41 |
38 | Азбука вежливости. В гостях. Общение с хозяйкой и правила поведения за столом | |
56–58 | Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Предложение своих вариантов действий |
39 | Написание слов с парными согласными на конце | 81–82 | 42 | Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку. Подбор проверочных слов. Орфографическое чтение при подготовке к записи слов, предложений |
40 |
Закрепление знаний учащихся о звуках и буквах | 83–84 | 43–44 |
41 | Закрепление знаний учащихся о предложении |
85–86 |
47 | Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку. Орфографическое чтение при подготовке к записи слов, предложений |
42 | Схемы предложений. Словарный диктант | 86–87 | |
43 | Азбука вежливости. В гостях. Общение с хозяйкой и правила поведения за столом. Общение в конце встречи, обеда. Прощание | |
58–62 | Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Предложение своих вариантов действий |
44 |
Проверочная работа | | | Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку |
45 | Оформление писем и заполнение анкет | 87–89 | | Обсуждение и осознание правил оформления конвертов и писем |
46 | Контрольный диктант | | | |
47 | Обобщение знаний о предложении | . 86-87 | 46-47 | Отвечают на вопросы, рассуждают. Учатся правильно интонировать предложение. Считают предложения, определяют цель высказывания, выписывают предложения. Отгадывают пропущенное слово. Расставляют знаки препинания. Пишут словарные слова. Находят и подчеркивают слова-названия признаков. |
48 | Обобщение знаний о предложении | . 86-87 | |
49 | Обобщение знаний о предложении | . 86-87 | |
50 | Обобщение знаний о предложении | | |
5. Информационно-образовательный ресурс
5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22.122 2009 года № 177856, приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 )
Письмо Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 года № 03-1263
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы по учебным под редакцией Р.Г.Чураковой. Издательство «Академкнига/учебник», 2012
Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - 1класс. - М.: Академкнига, 2012
Тематическое планирование
5.3 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ЦОР сети Интернет
Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2014.