СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 10 класс (Греков)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Родной русский язык 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Настоящая программа по родному (русскому) языку и литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03. 2004 г. № 1089), базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, учебного плана МОБУ СОШ с. Алегазово МР Мечетлинский район РБ, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Г.Н.Никольская, - М.: Просвещение 2013 год», учебника «Русский язык. 10-11 классы: / Сост. Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. - СПб: Просвещение, 2013». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (русского) языка и литературы, которые определены стандартом.


Цели и задачи изучения учебного предмета.


Изучение родного (русского) языка и литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Задачи преподавания родного (русского) языка и литературы состоят в том, чтобы:

  • дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и ССЦ), сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использование их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

  • выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;

  • привить навыки выразительного чтения;

  • пробудить интерес к изучению русского языка, стремление владеть им;

  • приобщить к культурным ценностям русского народа.






Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5 марта 2004 г.)

  • Базисный учебный план ОО РБ;

  • Учебный план МОБУ СОШ с.Алегазово МР Мечетлинский район РБ;

  • Учебник: Русский язык. 10-11 классы: / Сост. Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. - СПб: Просвещение, 2013.


Определение места и роли учебного предмета.


Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение предмета «родной (русский) язык и литература» в объёме 68 ч.


Информация о количестве учебных часов.


Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Введение

2


Культура речи

10

1

Лексика и фразеология

7


Орфоэпия и интонация

2


Словообразование

6

1

Части речи

34

6

Служебные части речи

6

1

Повторение изученного

1


Итого

68

9



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Введение.

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Язык и речь. Литературный язык. Речь устная и письменная.


Культура речи.

Общие сведения о культуре речи. Языковые нормы. Стили речи. Разговорный стиль. Научный стиль. Литературно-художественный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль.

Текст. Повествование, описание и рассуждение. Сложное синтаксическое целое и абзац. Виды сложных синтаксических целых. Абзац.


Лексика и фразеология.

Понятие о лексике. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Слова исконно русские и заимствованные. Стилистические разряды слов русского языка. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические обороты.


Орфоэпия. Интонация.

Главные правила русской орфоэпии. Интонация.


Словообразование.

Морфема. Слова с одинаковыми морфемами. Корень. Окончание. Основа. Суффикс. Производные и производящие слова. Сложные слова. Нулевые аффиксы. Словообразовательный тип.


Части речи.

Имя существительное

Основные признаки существительных. Род существительных. Формы числа существительных. Формы падежа существительных.


Имя прилагательное

Основные признаки прилагательных. Отличие прилагательных от других частей речи. Качественные и относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Краткие и полные формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных.


Имя числительное

Основные признаки числительных. Склонение количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Собирательные числительные. Сочетание количественных числительных с существительными. Правописание числительных.



Местоимение

Основные признаки местоимений. Разряды местоимений.


Глагол

Значение, образование, изменение и употребление глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глаголов. Видовые пары глаголов. Неопределенная форма глагола. Наклонения глагола. Формы времени. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Формы лица и числа. Синонимия личных форм глагола. Безличные глаголы.


Причастие

Семантические и грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия.


Деепричастие

Семантические и грамматические признаки деепричастий. Образование деепричастий. Употребление деепричастий в речи.


Наречие

Значение, образованиеи употребление наречий в речи. Правописание наречий.


Служебные части речи

Предлоги

Союзы

Частицы

Междометия.


Повторение изученного.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».


В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

    создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

    анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

    соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Для учителя:


  • учебник «Русский язык. 10-11 классы: / Сост. Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. - СПб: Просвещение, 2013»;

  • Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение 2009;

  • Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова «Русский язык» 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: «Русское слово», 2013;

  • Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004;

  • Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994;

  • Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007;

  • Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003;

  • Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. -М.: Дрофа, 2006;

  • Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2016;


Для учащихся:


  • учебник «Русский язык. 10-11 классы: / Сост. Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. - СПб: Просвещение, 2013»;

  • 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002;

  • Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2015;

  • Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007;

  • Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002;

  • Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006;

  • Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002;

  • Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дро­фа, 2009;

  • Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.


Образовательные электронные ресурсы:


http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор.

Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата план

Дата факт

Основные разделы и темы уроков

1

4.09


Введение. Общие сведения о русском языке

2

8.09


Русский язык – национальный язык русского народа





Культура речи

3

11.09


Культура речи. Языковые нормы.

4

15.09


Стили речи. Разговорный стиль.

5

18.09


Тест в формате ЕГЭ.

6

22.09


Научный стиль.

7

25.09


Литературно-художественный стиль.

8

29.09


Публицистический стиль. Официально-деловой стиль.

9

2.10


Текст и его смысловые типы.

10

6.10


Сложное синтаксическое целое.

11

9.10


Виды сложных синтаксических целых.

12

13.10


Абзац.





Лексика и фразеология

13

16.10


Понятие о лексике. Многозначность слова.

14

20.10


Прямое и переносное значение слова.

15

23.10


Синонимы. Антонимы.

16

27.10


Слова исконно-русские и заимствованные.

17

6.11


Устаревшие слова и неологизмы.

18

10.11


Фразеологические обороты.

19

13.11



РР Изложение.




Орфоэпия и интонация

20

17.11


Главные правила русской орфоэпии

21

20.11


Интонация




Словообразование

22

24.11


Морфема. Слова с одинаковыми морфемами.

23

27.11


Корень, окончание, основа, суффикс.

24

1.12


Производные и производящие слова.

25

4.12


Сложные слова. Нулевые аффиксы.

26

8.12


Словообразовательный тип.

27

11.12


Контрольный диктант




Части речи.

Имя существительное

28

15.12


Основные признаки существительных.

29

18.12


Род существительных.

30

22.12


Формы числа и падежа существительных.

31

25.12


Тест в формате ЕГЭ




Имя прилагательное

32

29.12


Основные признаки прилагательных.

33

15.01


Разряды прилагательных.

34

19.01


Краткие и полные формы прилагательных.

35

22.01


Степени сравнения прилагательных.

36

26.01


Контрольный диктант




Имя числительное

37

29.01


Основные признаки числительных.

38

2.02


Склонение количественных числительных.

39

5.02


Склонение порядковых числительных.

40

9.02


Собирательные числительные.

41

12.02


Правописание числительных.

42

16.02


Тест в формате ЕГЭ




Местоимение

43

19.02


Основные признаки местоимений.

44

26.02


Разряды местоимений.





Глагол

45

2.03


Значение, образование. Изменение и употребление глаголов.

46

5.03


Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

47

9.03


Виды глаголов.

48

12.03


Наклонения глагола.

49

16.03


Формы времени.

50

19.03


Формы лица и числа.

51

23.03


Безличные глаголы.

52

2.04


Тест в формате ЕГЭ




Причастие

53

6.04


Причастие. Семантические и грамматические признаки причастий.

54

9.04


Действительные и страдательные причастия.

55

13.04


Краткие страдательные причастия.

56

16.04


Контрольный диктант




Деепричастие

57

20.04


Деепричастие. Грамматические признаки деепричастия.

58

23.04


Образование деепричастий.

59

27.04


Тест в формате ЕГЭ




Наречие

60

30.04


Наречие. Значение, образование и употребление наречий в речи.

61

4.05


Правописание наречий.




Служебные части речи.

62

7.05


Предлоги. Предлоги непроизводные и производные, простые, сложные, составные.

63

11.05


Союзы. Союзы простые и составные

64

14.05


Правописание союзов

65

18.05


Частицы. Формообразующие, отрицательные, модальные частицы.

66

21.05


Итоговый контрольный диктант

67

25.05


Междометия. Разряды междометий.

68

28.05


Повторение изученного.


14