«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ___________ «___»____________2016 г. приказ № ________________
от «___»____________2016 г. ______________________ от «___»_______________2016 г.
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004), Базисного учебного плана(2012), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Положения образовательного учреждения о рабочих программах. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через языковую форму, художественную ткань произведения;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание образовательной программы в 10 классе.
График контрольных работ по русскому языку. 10А, 10Б класс.
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Виды контроля: контрольный диктант -1, контрольный словарный диктант – 1, тест - 2, сочинение-рассуждение по заданному тексту - 1.
Содержательная часть программы выполняется за счет уплотнения материала.
№П/П | Тема и тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Дата проведения |
| | | | | | | План 10А 10Б | Факт 10А 10Б |
Русский язык в современном мире (2 ч.) |
1 | Русский язык в современном мире. Стили и типы речи. Комбинированный урок | 1 | Сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государствен-ный. Разновидности русского языка, составляющие понятие «националь-ный язык» (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Русский язык как средство межнационального общения. Сферы и ситуации речевого общения. Развитие навыков монологичес-кой и диалогической речи. Компоненты речевой ситуации. Функциональ-ные стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художествен-ный) и типы речи. | Знать сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный; о разновидностях русского языка, составляющих понятие «национальный язык»; русский язык как средство межнационального общения. Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном) и типах речи, их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях. Уметь работать с текстом, составлять план, на его основе устное сообщение. Уметь определять стиль и тип текста, производить речеведческий анализ. | Извлечение необходимой информации из источников, работа с текстами различных стилей. | Лингвистический анализ текста | 04.09. (10А) 01.09. (10Б) | 02.09. |
2 | Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Комбинированный урок | 1 | Норма литературного языка. Типы норм. Соблюдение норм в речевой практике. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. | Знать определение понятия «норма литературного языка». Уметь применять как в практике речевого общения, так и на письме основные нормы современного русского литературного языка. | Извлечение необходимой информации из справочной литературы, заполнение таблицы «Литературные нормы». | Редактирова-ние текста | 11.09. (10А) 08.09. (10Б) | 05.09. |
ЛЕКСИКА (8 ч.). |
3 | Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление. Комбинированный урок | 1 | Лексика. Особенности лексики как раздела лингвистики; многозначные слова, особенности их употребления, прямое и переносное значение слова. | Знать определение понятия «лексика»; особенности лексики как раздела лингвистики; многозначные слова, особенности их употребления, прямое и переносное значение слова. Уметь соблюдать лексические нормы современного русского литературного языка. | Работа с толковым словарем. Выполнение упражнений. | Редактирова-ние текста | 18.09. (10А) 15.09. (10Б) | 07.09. |
4 | Тропы как выразительные средства языка. Урок обобщения и ситематизации знаний | 1 | Средства речевой выразительности. Литературный язык и язык художествен-ной литературы. | Знать средства речевой выразительности. Уметь проводить анализ средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием тропов. | Задания творческого характера. | Анализ стихотворения | 25.09. (10А) 22.09. (10Б) | 14.09. |
5 | Омонимы и их употребление. Урок обобщения и ситематизации знаний | 1 | Омонимы, омографы, омофоны, омоформы. | Знать определение понятий «омонимы», «омографы», «омофоны», «омоформы». Уметь работать со словарем омонимов. | Работа со словарем омонимов. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | Редактирова-ние | 02.10. (10А) 29.09. (10Б) | 26.09. |
6 | Употребление синонимов и антонимов. Урок обобщения и ситематизации знаний | 1 | Синонимия в системе русского языка. Синонимы, антонимы лексические, стилистичес-кие, контекстуаль-ные, синонимичес-кий ряд, антонимичес-кий ряд. Синонимы, антонимы как лексическое средство выразительности в тексте. | Знать синонимы, антонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд, антонимический ряд. Уметь использовать синонимы, антонимы как лексическое средство выразительности в тексте. | Работа со словарем синонимов и антонимов. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | Редактирова-ние | 09.10. (10А) 06.10. (10Б) | 29.09. (10Б) |
7 | Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Урок обобщения и ситематизации знаний | 1 | Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, арго -стилистичес-кие особенности употребления данных видов лексики; заимствован-ные слова и особенности употребления. Лингвистичес-кий анализ текста. | Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики; заимствованные слова и особенности употребления. Уметь определять лексические особенности текста. | Задания творческого характера. Выполнение упражнений. | Задания творческого характера. | 16.10. (10А) 13.10. (10Б) | |
8 | Употребление фразеологизмов. Словари русского языка. Комбинированный урок | 1 | Основные признаки и источники появления фразеологиз-мов. Фразеологиз-мы в речи, словари фразеологиз-мов. Энциклопеди-ческие и лингвистичес-кие словари, толковые словари и словари аспектные (специальные), лингвистичес-кие справочники, их использование. | Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов. Знать энциклопедические и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные (специальные). Уметь пользоваться различными типами словарей. | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Редактирование текста. Выполнение упражнений. | Редактирова-ние текста. | 23.10. (10А) 20.10. (10Б) | |
9 | Фигуры речи как выразительные средства языка. Комбинированный урок | 1 | Фигуры речи, их изобразитель-ные возможности. Лингвистичес-кий анализ текста. | Знать фигуры речи, их изобразительные возможности. Уметь проводить лингвистический анализ текста. | Выполнение упражнений. Работа со словарем лингвистических терминов. | Анализ стихотворения | 30.10. (10А) 27.10. (10Б) | |
10 | Контрольная работа по теме: «Лексика». Тест. Урок контроля знаний учащихся | 1 | Тест по теме «Лексика». | Уметь проводить различные виды анализа лексических единиц. | Контрольная работа. | Тест | 13.11. (10А) 10.11. (10Б) | |
ОРФОЭПИЯ (1 ч.). |
11 | Орфоэпические нормы русского языка. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Орфоэпия, орфоэпические нормы русского литературного языка. | Знать определение понятия «орфоэпия», орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь соблюдать орфоэпические нормы в сфере речевого общения. | Работа по теоретическим сведениям. Распределительный диктант. Выполнение упражнений. | Орфографическая работа (упр.101). | 20.11. (10А) 17.11. (10Б) | |
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. (12 ч.) |
12 | Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Комбинированный урок | 1 | Основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологичес-кий, традиционный. | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии. Знать правила правописания прописных букв. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с книгой. Беседа. Выполнение упражнений. | Словарный диктант | 27.11. (10А) 24.11. (10Б) | |
13 | Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных. Употребление ь для обозначения грамматических форм. Комбинированный урок | 1 | Правописание ь для обозначения на письме мягкости согласных. Правописание ь для обозначения грамматичес-ких форм. | Знать правила правописания ь. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с книгой. Выполнение упражнений. | Словарный диктант | 04.12. (10А) 01.12. (10Б) | |
14 | Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Корневая морфема, аффиксальные морфемы, производная – непроизводная основа. Морфемный анализ слова. Морфологические и неморфологи-ческие способы словообразования. Словообразовательный разбор. | Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную - непроизводную основу. Уметь выполнять морфемный анализ слова. Знать морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. | Морфемный разбор. Словообразовательный анализ. Работа с таблицей. | Словообразовательный разбор. Заполнение таблицы «Способы образования слов» своими примерами (упр.126). | 11.12. (10А) 08.12. (10Б) | |
15 | Правописание гласных в корне слова. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. | Знать правила правописания гласных в корне слова. Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. | Работа с теоретическими сведениями. Словарный диктант. Тренинг. | Словарный диктант | 18.12. (10А) 15.12. (10Б) | |
16 | Контрольная работа. Тест. Урок контроля знаний учащихся | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь выполнять тестовые задания. | Тест. | Тест | 25.12. (10А) 22.12. (10Б) | |
17 | Правописание гласных после шипящих и ц. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание гласных после шипящих и ц. | Знать правила правописания гласных после шипящих и ц. Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих и ц. | Работа с теоретическими сведениями. Словарный диктант. Тренинг. | Словарный диктант | 15.01. (10А) 12.01. (10Б) | |
18 | Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Международные словообразователь-ные элементы. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание согласных в корне слова, двойных согласных. Международ-ные словообразова-тельные элементы. | Знать правила правописания согласных в корне слова, двойных согласных. Знать международные словообразовательные элементы. Уметь применять в практике письма нормы правописания согласных в корне слова, двойных согласных. | Работа с теоретическими сведениями. Словарный диктант. Тренинг. | Словарный диктант | 22.01. (10А) 19.01. (10Б) | |
19 | Правописание приставок. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме, правописание приставок пре- и при-, сочетание согласных на стыке приставки и корня. | Знать правила правописания приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме, правописание приставок пре- и при-, сочетания согласных на стыке приставки и корня. Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок. | Работа с книгой. Распределитель-ный диктант. | Распредели-тельный диктант | 29.01. (10А) 26.01. (10Б) | |
20 | Употребление разделительных ъ и ь. Комбинированный урок | 1 | Правописание ъ и ь. | Знать правила правописания ъ и ь. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с книгой. Распределитель-ный диктант | Распредели-тельный диктант | 05.02. (10А) 02.02. (10Б) | |
21 | Буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Комбинированный урок | 1 | Правописание букв Ы и И после приставок, букв Е и О после шипящих и Ц. | Знать правила правописания букв Ы и И после приставок, букв Е и О после шипящих и Ц. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с теоретическими сведениями. Осложненное списывание. Тренинг. | Осложненное списывание | 12.02. (10А) 09.02. (10Б) | |
22 | Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса слов. Комбинированный урок | 1 | Правописание сложных слов, правила переноса слов. | Знать правила правописания сложных слов, правила переноса слов. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с книгой. Тренинг. | Тренировоч-ные упражнения | 19.02. (10А) 16.02. (10Б) | |
23 | Контрольная работа на тему: «Орфография». Контрольный словарный диктант. Урок контроля знаний учащихся | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. | Словарный диктант. | Словарный диктант. | 26.02. (10А) 23.02. (10Б) | |
МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (12 ч.). |
24 | Обобщающее повторение по теме: «Части речи». Повторительно обобщающий урок | 1 | Грамматичес-кие значения, грамматичес-кие формы и синтаксичес-кие функции частей речи. | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Уметь применять полученные знания на практике. | Работа с книгой. Беседа. Заполнение таблицы. | Заполнение таблицы «Части речи». | 04.03. (10А) 01.03. (10Б) | |
25 | Правописание окончаний существительных. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание окончаний имен существитель-ных. | Знать правила правописания окончаний имен существительных. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с теоретическими сведениями. Распределитель-ный диктант. Тренинг. | Распредели-тельный диктант | 11.03. (10А) 08.03. (10Б) | |
26 | Сочинение – рассуждение по заданному тексту. Урок развития речи | 1 | Сочинение-рассуждение по заданному тексту: формулировкапроблемы, выявление авторской позиции, выражение личностного мнения, читательские и жизненные аргументы. | Знать требования к сочинению-рассуждению (часть С). Уметь писать сочинение-рассуждение по заданному тексту: формулировать проблему, выявлять авторскую позицию, выражать личностное мнение, приводить читательские и жизненные аргументы. | Составление плана. Сочинение-рассуждение по заданному тексту. | Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 18.03. (10А) 15.03. (10Б) | |
27 | Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Урок применения знаний и формирования навыков и умений | 1 | Правописание суффиксов имен существитель-ных. Правописание сложных имен существитель-ных. | Знать правила правописания суффиксов имен существительных, сложных имен существительных. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Работа с книгой. Тренинг. | Словарный диктант | 01.03.(10А) 05.04. (10Б) | |
28 | Правописание прилагательных. Комбинированный урок | 1 | Правописание окончаний, суффиксов имен прилагатель-ных, сложных имен прилагатель-ных. | Знать правила употребления и правописания окончаний, суффиксов имен прилагательных, сложных имен прилагательных. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Составление таблицы | 08.04.(10А) 12.04.(10Б) | |
29 | Правописание и употребление числительных. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания числительных. | Знать правила употребления и правописания числительных. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Словарный диктант | 15.04.(10А) 19.04.(10Б) | |
30 | Правописание и употребление местоимений. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания местоимений. | Знать правила употребления и правописания местоимений. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Редактирова-ние | 22.04.(10А) 26.04.(10Б) | |
31 | Правописание и употребление глаголов. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания глаголов, спряжение глаголов. | Знать правила употребления и правописания глаголов, спряжение глаголов. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Составление таблицы | 29.04.(10А) 03.05.(10Б) | |
32 | Правописание и употребление причастий и деепричастий. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания причастий, деепричастий. | Знать правила употребления и правописания причастий, деепричастий. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Словарный диктант | 06.05.(10А) 10.05.(10Б) | |
33 | Правописание и употребление наречий. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания причастий, деепричастий. | Знать правила употребления и правописания причастий, деепричастий. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Словарный диктант | 13.05.(10А) 17.05.(10Б) | |
34 | Правописание и употребление служебных частей речи. Комбинированный урок | 1 | Правила употребления и правописания предлогов, союзов, частиц. | Знать правила употребления и правописания предлогов, союзов, частиц. Уметь применять нормы правописания в практике письма. | Практикум по отработке знаний. | Составление таблицы | 20.05.(10А) 24.05.(10Б) | |
35 | Контрольная работа по теме: «Правописание самостоятельных и служебных частей речи». Диктант по тексту М.Ю.Лермонтова «Отрадное чувство». Урок контроля знаний учащихся | 1 | Контроль ЗУН учащихся | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. | Диктант | Диктант | 27.05.(10А) 31.05.(10Б) | |