Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006);
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Основная образовательная программа МБОУ основного образования «СШ №7»
Учебный план и календарный учебный график МБОУ «СШ № 7» на 2016/2017 учебный год)
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
В 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания в формате ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора. Учитывая, что задание 25 на ЕГЭ по русскому языку предусматривает написание сочинения – рассуждения, одно из контрольных изложений заменено на контрольное сочинение. Промежуточная аттестация проводится1 раз в год в мае месяце в форме теста . Контрольные работы, обучающие и контрольные сочинения проводятся в соответствии с утвержденным графиком
Класс | | Количество часов | Количество |
всего | в полугодии ( 1 п \ 2 п ) | в неделю | Контрольных работ | сочинений | изложений |
11 | 68 | 32 \ 36 | 2 | Диктант – 1 Тест - 4 | Контр – 3 Обуч - 4 | Контр - 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание учебного предмета
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
«Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Тематическое планирование
№ | Тема | количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Синтаксис и пунктуация | 3 |
3 | Словосочетание | 2 |
4 | Предложение. Простое предложение | 26 |
5 | Сложное предложение | 20 |
6 | Предложения с чужой речью | 4 |
7 | Употребление знаков препинания | 5 |
8 | Культура речи | 2 |
9 | Стилистика | 4 |
| Всего | 68 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Дата | Примечания |
1 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. | 1 | | |
2. | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | | |
3 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | |
4 | Обучающее сочинение - рассуждение | 1 | | |
5. | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
6. | Постановка тире в простом предложении | 1 | | |
7. | Контрольная работа ( диктант) | 1 | | |
8 | Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | | |
9 | Обучающее сочинение. | 1 | | |
10 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами. | 1 | | |
11 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | | |
12 | Изложение (контрольное) | 1 | | |
13 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
14 - 15 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 2 | | |
16 | Обособленные приложения | 1 | | |
17-18 | Сочинение – рассуждение (обучающее) | 2 | | |
19 -20 | Обособленные обстоятельства и дополнения | 2 | | |
21 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | 1 | | |
22 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
23 | Знаки препинания при сравнительном обороте | 1 | | |
24 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | | |
25 | Контрольный тест | 1 | | |
26-27 | Вводные слова и вставные конструкции | 2 | | |
28 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 1 | | |
29 | Разбор заданий по типу ЕГЭ | 1 | | |
30-31 | Сочинение – рассуждение (обучающее) | 2 | | |
32 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
33-34 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 | | |
35-36 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 2 | | |
37 | Разбор заданий по типу ЕГЭ | 1 | | |
38 | Контрольный тест | 1 | | |
39-40 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 2 | | |
41 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | | |
42 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
43-44 | Сложные предложения с разными видами связи | 2 | | |
45 | Сочинение – рассуждение (контрольное) | 1 | | |
46 | Способы передачи чужой речи | 1 | | |
47 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
48 | Знаки препинания при цитатах | 1 | | |
49 | Сочетание знаков препинания | 1 | | |
50 | Авторская пунктуация | 1 | | |
51 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология.Орфография. | 1 | | |
52-53 | Разбор заданий по типу | 2 | | |
54-55 | Контрольный тест | 2 | | |
56 | Контрольное сочинение | 1 | | |
57 | Повторение и обобщение. Фонетика. Морфология. Орфография. | 1 | | |
58 | Культура речи | 1 | | |
59 | Культура речи. Ораторское мастерство | 1 | | |
60-61 | Стилистика | 2 | | |
62 | Анализ текста | 1 | | |
63 | Сочинение – рассуждение ( контрольное) | 1 | | |
64 | Контрольный тест | 1 | | |
65-66- 67-68 | Повторение и обобщение пройденного. Работа с вариантами заданий по типу ЕГЭ | 4 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2013
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2014
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2010
ЕГЭ-2017.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. М.:2017
ЕГЭ-2011.Русский язык:. Тренировочные задания \ . И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова.. М.:2017
Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части3 (С). М.:2011.