Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прикумская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании Зам. директора по УВР Директор школы
МО __________Манджиева Ю.П.
школы
____Эльвартынова Н.Б ________Кибашева Д.М. Приказ № _____
Протокол №___ «__» _______2016г. от «__»_______2016г.
«__» _______2016г.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык».
Образовательная область «Филология».
Ступень, класс: 11 класс
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Разработана:Герейхановой С. И.,
учителем русского языка и литературы
п.Прикумский, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
4. Учебный план МКОУ «Прикумская СОШ» на текущий учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 105 часов(3 часа в неделю ). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И.Власенвов, 2009.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Содержание обучения
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)
Тематическое планирование
п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Отрабатываемые УУД | Элементы дополнительного содержания | Вид контроля | Дата проведения |
|
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых - лингвистах | Урок объяснения нового материала | Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура. | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Комплексный анализ текста | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа Стилистический анализ текста | |
2 | Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Урок повторения ранее изученного | Звук. Буква. Ударение. Литературные нормы произношения. | Познавательные УУД: знать основные фонетические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Фонетический и орфоэпический разбор слова | Тест по орфоэпии | |
3 | Лексика. Синонимы. Антонимы. | Урок повторения | Слово. Синонимическая градация. Контекстные синонимы и антонимы. | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Составление синонимического ряда | Самостоятельная работа | |
4 | Омонимы. Паронимы. | Урок повторения | Виды омонимов. Употребление паронимов. | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Работа со словарем паронимов. | Тест (А1) | |
5 | Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи. | Урок повторения | Источники фразеологизмов. Классификация фразеологизмов по их происхождению. | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Работа с фразеологическим словарем. | Фронтальный опрос. | |
6 | Словообразование. | Урок повторения | Морфема. Виды морфем. Способы словообразования. | Познавательные УУД: знать виды морфем Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь: образовывать новые слова разными способами. | Работа со словообразовательным словарем | Тест | |
7-8 | Морфология. Орфография. Морфологический разбор разных частей речи. | Урок повторения | Орфограмма. Части речи. | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа | Комплексный анализ текста | Словарный диктант | |
9-11 | Принципы русской орфографии. Трудные темы русской орфографии. | Урок повторения | Орфограммы в словах разных частей речи. | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа | Комплексный анализ текста | Словарный диктант, тест | |
12-14 | Обобщение и систематизация знаний. К/р №1. Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. Анализ результатов к/р. | Урок обобщения Урок контроля | Орфограммы в словах разных частей речи. | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа | Комплексный анализ текста | Лингвистический анализ текста | |
15-17 | Рр Текст и его признаки. Комплексный анализ текста с решением тестовых задач (А6-А11). Научный стиль. Работа с терминами. Специфика научного стиля (на основе работы с текстом упр. 550) | КУ | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Работа с деформированным текстом | |
18 | Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов | КУ | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Особенности работы по составлению документов | Познавательные УУД: знать признаки официально – делового стиля. Коммуникативные УУД: уметь составлять тексты официально-делового стиля | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Работа с деформированным текстом, практическая работа | |
19-21 | Публицистический стиль. Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Пр/р. Стилистический анализ текстов (на основе работы с текстами упр. 559-561) | КУ | Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя | Познавательные УУД: знать признаки научно-популярного, публицистического стилей. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей | Создание собственных текстов в заданном стиле | Работа с деформированным текстом | |
22 | Рр Практическая работа. Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ (А28-А30, часть В). | Урок контроля | Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя | Познавательные УУД: знать признаки научно-популярного, публицистического стилей. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей | | Работа с деформированным текстом | |
23 -25 | Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Рр Стилистический анализ текста. Рр Комплексный анализ текста на основе работы с упр. 569 | КУ | Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст | Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств. | Беседа, проблемные задания | |
26-27 | К/р №2. Комплексный анализ текста с творческим заданием. Анализ результатов к/р № 2. | Урок контроля | Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст | | Анализ текста | |
28 | Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Словарный диктант | КУ | Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации. | Познавательные УУД: знать о системе правил постановки знаков препинания; основные виды пунктограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка | | Словарный диктант | |
29-30 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Срез знаний | Урок систематизации ЗУН | Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли | Познавательные УУД: знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь вычленять словосочетание из предло8жения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | Конструирование словосочетаний с заданным видом связи, синонимия словосочетаний | Самостоятельная работа. Срез знаний | |
31-33 | Рр Текст. Композиция авторского текста. Виды связей предложений в тексте. (А6-А7). К/р №3. Сочинение по предложенному тексту (часть С). Работа над ошибками в сочинении. | Рр Урок контроля | Общая характеристика художественного и публицистического стилей. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст | | Анализ текста | |
34 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Простое предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. | КУ | Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | |
35-36 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения | Урок систематизации ЗУН | Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | |
37-38 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | Урок систематизации ЗУН | Обобщение сведений о способах выражения подлежащего и сказуемого. | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативная и регулятивная УУД: уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Тест | |
39-41 | Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. | Урок систематизации ЗУН | Обобщение сведений о полном и неполном предложениях. | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить грамматическую основу в предложении, восстанавливать неполное предложение за счет контекста. | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Тест | |
42 | Пр/р Обобщение и систематизация по теме «Словосочетание. Простое предложение». | Урок обобщения | Обобщение сведений о словосочетании и простом предложении. | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь определять виды подчинительной связи в СС; давать характеристику простому предложению. | Обоснование постановки знаков препинания | Тест | |
43-46 | Рр Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом (А27-А30, часть С). Рр Способы определения авторской позиции в тексте и ее аргументация. Рр Обучающее сочинение-рассуждение (часть С). Анализ сочинений. | Рр | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Умение написать сочинение | Анализ текста Сочинение | |
47-48 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Самостоятельная работа. | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как | Комментированное письмо. Работа с учебником. Самостоятельная работа | |
49-50 | Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | |
51-53 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. … соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Пунктуация при повторяющихся союзах. | Самостоятельная работа Тест | |
54-55 | К/р №4. Диктант с творческим заданием. Работа над ошибками диктанта. | Урок контроля | Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Пунктуация в простом предложении | Диктант | |
56-57 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Познавательные УУД: знать определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях. | Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами | | |
58-59 | Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. Словарный диктант. | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения и дополнения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; | Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями. | Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант | |
60-61 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных другими частями речи. | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами | Работа с учебником. Объяснительный диктант. Срез знаний | |
62 | Обособленные дополнения | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные дополнения». | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор предложений | Работа с учебником. | |
63 | Рр Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Роль средств выразительности в авторском тексте (В8). | Рр | Основная мысль, позиция автора. Тропы и стилистические фигуры. | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в тексте художественно-выразительные средства и стилистические фигуры. | Работа с текстом | Анализ текста | |
64-65 | Уточняющие пояснительные и присоединительные члены предложения | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор предложений с уточняющими членами. | Работа с учебником. Объяснительный диктант. Срез знаний | |
66 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | Урок систематизации ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот». Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания | Познавательные УУД: знать грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Синтаксический разбор предложений со сравнительными оборотами | Работа с учебником. Объяснительный диктант. | |
67 | Рр Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы | РР | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Умение написать сочинение | Сочинение | |
68-69 | К/р №5. Контрольное сочинение (часть С). Анализ контрольного сочинения. | Рр | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Умение написать сочинение | Сочинение | |
70-73 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции (2ч). Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения да и нет | Урок систематизации ЗУН | Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений | Предложения с междометиями и словами да, нет | Комментированное письмо. Тренировочные упражнения | |
74 | Пр/р. Обобщение и систематизация по теме «Обособленные члены предложения». | Урок обобщения | Обобщение знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Познавательные УУД: знать определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях. | Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами | Тест | |
75-76 | К/р №6. Тест в формате ЕГЭ. Анализ контрольного тестирования. | Урок контроля ЗУН | | | | Тренинг, практикум, Тест | |
77-79 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Урок систематизации ЗУН | Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях). Классификация сложносочиненных предложений по характеру союза и значению (три группы ССП). | Познавательные УУД: знать основные группы ССП по значению союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор предложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Беседа, проблемные задания | |
80 | Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастным и деепричастными оборотами | Урок систематизации ЗУН | Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | Познавательные УУД: знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | Различие между подчинительными союзами и союзными словами | Беседа, проблемные задания | |
81-83 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. БСП. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | КУ | Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (= и) | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Беседа, проблемные задания | |
84 | Период. Знаки препинания в периоде. | КУ | Систематизация и углубление знаний о знаках препинания. | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы | Синтаксический разбор предложений | Беседа, проблемные задания | |
85-87 | Пр/р Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение». К/р №7. Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач. Анализ результатов к/р. | Уроки контроля | Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. | Познавательные УУД: знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях | Сравнение бессоюзных предложений с синонимичными конструкциями сложного предложения | Тесты | |
88-91 | Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Словарный диктант | КУ | Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалога. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка; применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Конструирование предложений ция ошибок, анализ и самоконтроль | Тренинг, практикум, словарный диктант | |
92-94 | К/р №8. Тест в формате ЕГЭ. | Урок контроля ЗУН | Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Познавательные УУД: знать основные нормы и правила. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ | | Тест | |
|
95 | Анализ итоговой контрольной работы. | | | | Работа над ошибками | Тест | |
|
96-98 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. Рр О качествах хорошей речи. Дискуссия на основе упр. 549 и 304. | КУ | Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи. | Познавательные УУД: знать нормы литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | | | |
99 | Подведение итогов | | | | | | |
100-105 | Резервные уроки. | | | | | | |