СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Управление образования администрации Балашовского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балашова Саратовской области им. Крылова И.В.»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Иванова О.В./___________/ ФИО Протокол № от __.__.2014г. .
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 6» г. Балашова им.Крылова И.В. Самодурова В.В. /____________/ ФИО от __.___.2014г.
| «Утверждено» Директор МОУ СОШ № 6 г. Балашова им.Крылова И.В. Осипова Л.В. /______________/ ФИО Приказ № ____ от __.___.2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 11 классе
Самодуровой В.В.,
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __
от __.__.2014 г.
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Русский язык» предназначена для изучения в 11-м классе общеобразовательной школы на базовом уровне.
Нормативно-правовая база рабочей программы
● Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку.
● Программы по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Гольцовой.
● Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год.
● Локальные акты школы
● Учебный план МОУ СОШ № 6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В. на 2015-2016 учебный год.
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип единой картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа реализует:
идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», но основное внимание уделяется грамматике и орфографии в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материал крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Должны владеть:
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.
Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Достижения учащихся оцениваются в соответствии с существующими «Нормами» (см. Приложение).
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное сочинение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа разработана на основе Программы по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Гольцовой.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
В работе используются следующие технологии: технология проектного обучения, личностно-ориентированного обучения, ТРКМЧП.
Пути решения поставленных в программе задач:
Объяснительно-иллюстративные методы:
Беседа с опорой на правило
Письменное упражнение
Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления
ЦОР
Репродуктивные методы:
Списывание готового материала выполнение задания по образцу
Работа с книгой
Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу
Проблемно-сообщающие методы:
Объяснение причин разного правописания
Сообщение алгоритмов с последующим анализом
Частично-поисковые методы:
Эвристическая беседа
Комментированное письмо с выводом
Методы устного изложения:
Объяснение
Беседа
Лекция
Дискуссия
Наглядные методы обучения:
ЭОР
Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
Практические методы обучения:
Упражнения
Дидактические игры
Формы обучения:
Деловая игра
Аукцион
Проект
Зачет
Дидактическое обеспечение:
Раздаточный материал
Тестовые задания на печатной основе
Тестовые задания в электронном виде
Справочная литература
Коллекция презентаций
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в X классе – 35 часов (из расчета 1 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Личностные результаты:
осознание роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Метапредметные результаты:
аудирование и чтение
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной, дополнительной, явной и скрытой информации);
чтение текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста (логичности, последовательности, связности, соответствия теме и др.);
соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
соблюдение норм русского речевого этикета; уместное использование паралингвистических (внеязыковых) средств общения;
осуществление речевого самоконтроля; оценивание своей речи с точки зрения её правильности, нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов, исправление их; совершенствование и редактирование собственных текстов.
использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предметные результаты:
знание/понимание
роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенностей основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основных единиц языка, их признаков;
основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); норм речевого этикета;
умение
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука
и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также
наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; - учитывать различия в значении
однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в
художественных текстах;
Лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование,
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных,
глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Содержание курса
Введение. Основные принципы русской орфографии (1 час)
Основные принципы русской пунктуации.
Словосочетание. Предложение. (3 часа)
Словосочетание как синтаксическая единица.
Входной мониторинг
Предложение как синтаксическая единица. Повт.: Виды связи
Простое осложнённое предложение (3 часа)
Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами предложения.
Предложения с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Контрольное тестирование
Обособленные члены предложения (4 часа)
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства и дополнения.
Повтор. ЕГЭ: правописание приложений
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения (3 часа)
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Проверочный диктант
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Обращение. Вводные слова и вставные конструкции. Междометия (3 часа)
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях
Междометия.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение (8 часов)
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Контрольный диктант
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Пробный ЕГЭ
Знаки препинания в сложнопод-чиненном предложении с несколькими придаточ-ными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Способы передачи чужой речи (5 часов)
Способы передачи чужой речи.
Прямая речь, диалог
Контрольный диктант
Знак препинания при цитатах.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Пробный ЕГЭ
Авторская пунктуация.
Культура речи. Язык и речь (5 часов)
Культура речи. Язык и речь.
Основные стили русского языка
Комплексный анализ текста
Анализ тестовых заданий
Тематическое планирование по русскому языку на 11 класс.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение. Основные принципы русской орфографии (1 час) | |
Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. | Самостоятельно находить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) (П) Способность действовать с учётом позиции другого и умение согласовывать свои действия (К) |
Словосочетание. Предложение. (3 часа) | |
Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. | Классифицировать по заданным основаниям (П), представлять информацию в разных формах (Р), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, понимать позицию другого (К), вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим (Л) |
Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Понятие о предложении. Классификация предложений. Тире в простом предложении. | Оперировать понятиями, суждениями по теме (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П), извлекать информацию, представленную в разных формах (К) |
Простое осложнённое предложение (3 часа) | |
Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения. | Анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами; знаки препинания в случае употребления парных союзов, знаки препинания при обобщающих словах | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) |
Решение теста | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). |
Обособленные члены предложения (4 часа) | |
Обособленные и необособленные определения. Обособление.
| Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) |
Приложение. | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи. Условия обособления дополнений. | Планировать свою деятельность, ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий (Р), представлять информацию в разных формах (П) |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения (3 часа) | |
Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения. | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте. | Уметь делать выводы на основе обобщённых знаний (П), оперировать понятиями, суждениями (П), планировать свою деятельность (Р) |
Обращение. Вводные слова и вставные конструкции. Междометия (3 часа) | |
Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение. | Формирование познавательного интереса (Л), умение самостоятельно формулировать цель, проговаривать последовательность действий на уроке (Р), организовывать работу в парах (К), представлять информацию в разных формах (П) |
Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Особенности функционирования слов: наконец, однако, значит Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях. | Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) |
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Междометия. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак. Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах; при вопросительно-восклицательных словах. | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) |
Сложное предложение (8 часов) | |
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочинен-ные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Уметь делать выводы на основе обобщённых знаний (П), оперировать понятиями, суждениями (П), планировать свою деятельность (Р) |
Проверка усвоения учащимися изученного материала | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Адекватная самооценка (Л); умение сотрудничать в совместном решении задач (К); умение логически мыслить (П) |
Решение теста | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). |
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения.
| Анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) |
Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
| Оперировать понятиями, суждениями по теме (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П), извлекать информацию, представленную в разных формах (К) |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.
| Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Способы передачи чужой речи (5 часов) | |
Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Адекватная самооценка (Л); умение сотрудничать в совместном решении задач (К); умение логически мыслить (П) |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) |
Решение теста | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). |
Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. | Умение сравнивать, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей (Р) |
Культура речи. Язык и речь (5 часов) | |
Правильность русской речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. | Формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) (П), умение извлекать информацию, представленную в разных форматах (К), планирование своей деятельности (Р) |
Основные признаки стилей речи и сфера употребления | Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К), извлекать информацию, представленную в разных доступных форматах (П), оценивать поступки с позиции общепринятых нравственных ценностей (Л), в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев (Р) |
Орфографический, пунктуационный, стилистический анализ текста | Целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К), анализ объектов с целью выделения признаков (П), прогнозирование (Р), самоопределение (Л) |
Решение теста в режиме он-лайн | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Гольцовой.
Учебник: Русский язык. 10 – 11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: «Русское слово», 2013.
Дополнительная литература:
1. Бройде М.Г. 25 таблиц по русскому языку для средней школы. 5-11 класс. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2013, 128 с.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 336 с.
3. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 312 с.
4. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы / Е.П.Петрухина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 – 190 с.
5. Казбек-Казиева, М.М. Русский язык. 10 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 176 с.
6. Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов: Лицей, 2013. – 112 с.
7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
8. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 169 с.
9. Сборник диктантов. 10-11 классы /Сост.Е.К. Балашова. – Саратов: «Лицей», 2013. – 144с.
10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 3ч. – М.: Айрис-пресс, 2013
ИКТ: компьютер, образовательные коллекции и электронные издания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (электронный репетитор «Русский язык», репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия, орфотренажер «Грамотей»).
Наглядные пособия: таблицы, демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц, иллюстративный материал по тематике занятий.
Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных и дифферецированных заданий; материал для тестирования.
Планируемые результаты изучения
русского языка в 11-м классе
Учащиеся должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Должны владеть:
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.
Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 11 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Предметный результат. | УУД | Матери-алы к уроку | Домаш-нее задание | Повторе-ние | Календар-ные строки | Приме-чание (причи-ны измене-ния кален-дарных сроков, уплотне-ние тем) | |
По факту | Фактически | ||||||||||
| |||||||||||
1
| Основные принципы русской пунктуации.
ЕГЭ:знакомство с демоверсией 2016 | Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. | Урок открытия нового знания | Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью | Самостоятельно находить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) (П) Способность действовать с учётом позиции другого и умение согласовывать свои действия (К) | Справоч-ники, презен-тации | П.66, Упр.357 Тест | Орфоэпи-ческая норма |
|
|
|
| |||||||||||
2 | Словосочета-ние как синтаксичес-кая единица. Повтор. ЕГЭ: типы словосочета-ний
| Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. | Урок открытия нового знания | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительнос-ти речи; делать разбор словосочетаний. | Классифицировать по заданным основаниям (П), представлять информацию в разных формах (Р), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, понимать позицию другого (К), вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим (Л) | Таблицы по теме, схемы, презента-ции | П.67,68 Упр.364, задания на с. 244
Проект | Вид синтаксической связи, средства грамматической связи |
|
|
|
3 | Входной мониторинг
| Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Урок развиваю-щего контроля | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Соблюдать нормы построения текста | Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
| Подготов-ка к словар-ной работе.
Тест |
|
|
|
|
4 | Предложение как синтаксическая единица. ЕГЭ: Виды связи
| Понятие о предложении. Классификация предложений. Тире в простом предложении. | Урок открытия нового знания | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Оперировать понятиями, суждениями по теме (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П), извлекать информацию, представленную в разных формах (К) | Таблицы по теме, схемы, презента-ции | П.69-73, упр.371
тест | Сочинение – рассуждение (зад.25 ) Грамматическая основа предложения, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Особенности синонимии |
|
|
|
| |||||||||||
5
| Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. . ЕГЭ: граммати-ческая основа предложения | Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения. | Урок открытия нового знания | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания, простые осложненные предложения Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислитель-ную интонацию | Анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) | Таблицы по теме, схемы, презента-ции | П.79-81, упр. 393, 394 Индивид. Задания | Речевые нормы Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения |
|
|
|
6
| Предложения с однородными членами. Обобщаю-щие слова при однородных членах. Повтор. ЕГЭ: речевые нормы | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющими-ся союзами; знаки препинания в случае употребления парных союзов, знаки препинания при обобщающих словах | Урок открытия нового знания | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) | Таблицы по теме, схемы, раздаточ-ный материал | П.80-84,упр.412, диффер. Тест. задания
Тест | Контекстуальные антонимы
Тип связи предложений в тексте |
|
|
|
7
| Контроль-ное тестирова-ние
| Решение теста | Урок развиваю-щего контроля | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). | Индиви-дуальные тест.задан. в форме ЕГЭ |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
8
| Обособлен-ные члены предложения. Обособлен-ные и необособленные определения Повтор. ЕГЭ: чередующи-еся гласные в корне
| Обособленные и необособленные определения. Обособление.
| Урок открытия нового знания | Знать что такое обособление, условия обособления определений. Уметь различать согласованные и несогласованные определения, применять алгоритм обособления определений.
| Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) | Электрон-ный репетитор, табл. по теме | П.85-86,упр. 416 | Обособленные члены предложения.
|
|
|
|
9
| Обособлен-ные приложения Повтор. ЕГЭ: гласные после шипящих
| Приложение. | Урок открытия нового знания | Знать правила обособления приложения. Уметь применять алгоритм обособления приложения
| Умение определять последователь-ность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) | Презента-ции, раздат. материал | П.86,упр.425(1-10)
Проект | Приложение. Правописание приложений. |
|
|
|
10-11
| Обособлен-ные обстоятель-ства и дополнения. Повтор. ЕГЭ: правописа-ние приложений | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи. Условия обособления дополнений.
| Урок открытия нового знания | Знать правила обособления определений, обстоятельств , выраженных существитель-ными с предлогами. Уметь выявлять условия обособления определения и обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существитель-ными с предлогом.
| Планировать свою деятельность, ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий (Р), представлять информацию в разных формах (П) | Электрон-ный репетитор, табл. по теме | П.87,88. Упр.431, 433 (дополнит. задания) | Фразео-логия. Фразеологический оборот. |
|
|
|
| |||||||||||
12
| Уточняющие, пояснитель-ные и присоедини-тельные члены предложения. Повтор. ЕГЭ: НЕ с различными частями речи | Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения.
| Урок открытия нового знания | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение. | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) | Электрон-ный репетитор, табл. , схемы по теме | П.89,упр.440(индивид. задания)
| Актуализация знаний о функциональных стилях речи и сфере их использования. ЕГЭ определение стиля и типа текста |
|
|
|
13 | Провероч-ный диктант
| Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Урок развиваю-щего контроля | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Умение определять последователь-ность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) | Текст диктанта | Индивидуальные задания Задание части С – сочинение по заданному тексту |
|
|
|
|
14
| Знаки препинания при сравнитель-ном обороте. Повтор. ЕГЭ: стили и типы речи | Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте.
| Урок открытия нового знания | Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами | Уметь делать выводы на основе обобщённых знаний (П), оперировать понятиями, суждениями (П), планировать свою деятельность (Р) | Презента-ция, раздаточ-ный материал (тесты) | П.90,упр. 442 Диффе-ренц. задания (тест.) | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей |
|
|
|
| |||||||||||
15
| Знаки препинания при обращениях. Повтор. ЕГЭ: средства художест-венной выразитель-ности | Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение. | Урок открытия нового знания | Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационно-го разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. | Формирование познавательного интереса (Л), умение самостоятельно формулировать цель, проговаривать последовательность действий на уроке (Р), организовывать работу в парах (К), представлять информацию в разных формах (П) | Презента-ции, табл., схемы, инд.задан. (тест) | П.91, упр.446, 448(дополнит. задания) | Задания 25 – анализ авторской позиции, окончания существ., прилаг., глаг. |
|
|
|
16
| Знаки препинания при вводных словах и вставных конструк-циях Повтор. ЕГЭ: окончания существи-тельных, прилагатель-ных, глаголов
| Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Особенности функционирова-ния слов: наконец, однако, значит Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях.
| Урок открытия нового знания | Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуацион-ный разборы этих предложений. | Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) | Таблицы и ОРФО-тренажёр | П.92,упр.457(по заданию) | Орфография. Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи |
|
|
|
17
| Междометия. Утвердитель-ные, отрицатель-ные, вопроситель-но-восклицатель-ные слова. Повтор. ЕГЭ: Н и НН в суффиксах | Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицатель-ные слова. Междометия. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицатель-ный знак. Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах; при вопросительно-восклицатель-ных словах. | Урок открытия нового знания | Знать признаки междометия, уметь ставить знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) | Таблицы, презента-ции, инд.тест.-задания | П.93,упр.462 дополнит. задания)
Проект | Служебные части речи (частица, предлоги, союзы) |
|
|
|
| |||||||||||
18
| Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении Повтор. ЕГЭ: служебные части речи | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочинен-ные и сложноподчинен-ные. Группы сложносочинен-ных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Урок открытия нового знания | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Уметь делать выводы на основе обобщённых знаний (П), оперировать понятиями, суждениями (П), планировать свою деятельность (Р) | Табл., ОРФО-тренажёр | П.94-95, упр.469 тест | Ы-И после Ц |
|
|
|
19 | Контрольный диктант | Проверка усвоения учащимися изученного материала | Урок разви-вающего контроля | Применение орфографичес-ких и пунктуационных правил | Умение определять последователь-ность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) | Текст диктанта |
|
|
|
|
|
20
| Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Повтор. ЕГЭ: Ы-И после Ц | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Урок открытия нового знания | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуацион-ный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | Адекватная самооценка (Л); умение сотрудничать в совместном решении задач (К); умение логически мыслить (П) | Табл., схемы по теме, ОРФО-тренажёр | П.96,упр.482,диф-ференц. задания | Морфоло-гия |
|
|
|
21
| Пробный ЕГЭ | Решение теста | Урок развиваю-щего контроля | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). | Тест.задан. в форме ЕГЭ | Индиви-дуальные задания |
|
|
|
|
22
| Знаки препинания в сложнопод-чиненном предложении с несколькими придаточ-ными. Повтор. ЕГЭ: спряжение глаголов | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения.
| Урок открытия нового знания | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последователь-ным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | Анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) | Тесты, схемы по теме | П.97,упр.484, сочине-ние проект | Употребление частицы НЕ и НИ. |
|
|
|
23-24
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Повтор. ЕГЭ: частицы НЕ и НИ | Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
| Урок открытия нового знания | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Оперировать понятиями, суждениями по теме (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П), извлекать информацию, представленную в разных формах (К) | Презента-ция, таблицы, схемы, текст для анализа | П.98,упр. 499, 488 Индивид.задания | Морфологические и синтаксические средства речевой выразительности.
|
|
|
|
25
| Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Повтор. ЕГЭ: виды сложных предложений | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.
| Урок открытия нового знания | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Умение определять последователь-ность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) | Презента-ция, таблицы, схемы, текст для анализа | П.98,99. Упр.530(1,2,3,4 абзацы)
| орфоэпические и грамматические ошибки. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами
Языковые нормы |
|
|
|
| |||||||||||
26
| Способы передачи чужой речи. Повтор. ЕГЭ: Прямая речь, диалог
| Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Урок открытия нового знания | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | Адекватная самооценка (Л); умение сотрудничать в совместном решении задач (К); умение логически мыслить (П) | Презента-ция, таблицы, схемы, текст для анализа | П.100-102, упр.504
|
Постановка знаков препина-ния в простом осложнен-ном и сложном многочленном предложе-ниях. |
|
|
|
27
| Контроль-ный диктант
| Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Урок развиваю-щего контроля | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Умение определять последователь-ность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) | Текст диктанта |
|
|
|
|
|
28
| Знак препинания при цитатах. Повтор. ЕГЭ: вводные слова и предложения | Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания | Урок открытия нового знания | Знать основные способы цитирования. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях. | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) | Индивиду-альные задания, презента-ции, таблицы по теме | П.104-105. Упр.513 | Тест. задан., спряжение глаголов |
|
|
|
29
| Готовимся к Единому государст-венному экзамену. Пробный ЕГЭ
| Решение теста | Урок развива-ющего контроля | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). | Индивиду-альные тестовые задания | Тест индивидуальные задания |
|
|
|
|
30
| Авторская пунктуация.
Повтор. ЕГЭ: союзная и бессоюзная связь | Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя.
| Урок усвоения нового материала | Знать особенности пунктуационно-го оформления художественно-го текста | Умение сравнивать, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей (Р) | Текст для анализа, схемы | П.106-107.Упр. 518 (доп. задания) | С ложные предложе-ния с союзной и бессоюз-ной связью, знаки препинания в предложениях с вводными словами,
|
|
|
|
| |||||||||||
31
| Культура речи. Язык и речь. Повтор. ЕГЭ: тема текста, авторская позиция | Правильность русской речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. | Урок открытия нового знания | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | Формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) (П), умение извлекать информацию, представленную в разных форматах (К), планирование своей деятельности (Р) | Презента-ции, таблицы, схемы | П.107-108, упр.548(индивид. задания) | Речевые нормы , тема текста и авторская позиция, словосочетание и типы связи в словосочетаниях |
|
|
|
32-33
| Основные стили русского языка Повтор. ЕГЭ: нормы литератур-ного языка | Основные признаки стилей речи и сфера употребления | Урок открытия нового знания | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К), извлекать информацию, представленную в разных доступных форматах (П), оценивать поступки с позиции общепринятых нравственных ценностей (Л), в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев (Р) | Тексты для анализа, схемы, презента-ция | П.109-112 № 523,тест, 113-115, №528, индиви-дуальные задания | Правописание наречий. Задание 25 – сочинение по заданному тексту |
|
|
|
34
| Комплекс-ный анализ текста Повтор. ЕГЭ: признаки текста, средства связи предложений в тексте | Орфографичес-кий, пунктуацион-ный, стилистический анализ текста | Урок открытия нового знания | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К), анализ объектов с целью выделения признаков (П), прогнозирование (Р), самоопределение (Л) | Таблицы, схемы, текст для анализа | Тест, индивиду-альные задания | Задание 25 сочинение по заданному |
|
|
|
35
| Анализ тестовых заданий
| Решение теста в режиме он-лайн | Урок развиваю-щего контроля | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | Владение компонентами доказательства, делать выводы на основе обобщенных знаний (П), формирование адекватной самооценки (Л). | Индивиду-альные тестовые задания | Тест, индивиду-альные задания | Задание 25 – сочинение по заданному |
|
|
|
6