СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по русскому   языку  для обучающихся 11 класса (базовый уровень) создана на основе :

1.Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

3.Авторской программы по   русскому   языку  для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому   языку  для обучающихся 11 класса (базовый уровень) создана на основе :

1.Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

3.Авторской программы по   русскому   языку  для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)


Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания  русского   языка  основные задачи курса  русского   языка  в старших  классах  по данной  программе  сводятся к следующему:

1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 .закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Отличительные особенности по сравнению с примерной программой .

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10- 11   классы ) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая  рабочая   программа  предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа –68,

т.е. 2 часа в неделю.


Межпредметные связи.

Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей (прежде всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, варианты форм, специфику русского письма и т.п. Генетическая связь с другими предметами проявляется, в основном, при изучении образования слов и их этимологии, когда в собственно языковом плане рассматриваются закономерность в создании слов, а сведения из той или иной области знания помогают объяснить содержательную сторону отдельных слов, позволяют раскрыть историю понятия. Также на уроках русского языка предполагается использование исторических терминов в качестве словарного диктанта. Удачно реализуется связь русского языка и литературы за счет подбора отрывков из художественных произведений в качестве дидактического материала. Подобным образом осуществляется связь и с другими учебными предметами.

Формы организации образовательного процесса: Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Используемый учебно-методический комплект:

1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.


Ресурсное обеспечение программы



Литература для учителя:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2011.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

3. Русский язык. ЕГЭ 2011.  Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Ростов н/Д: изд. Мальцев Л.И; М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 416 с.  



Литература для обучающихся:


1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10- 11   классов  общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2011.

2. Русский язык. ЕГЭ 2011.  Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Ростов н/Д: изд. Мальцев Л.И; М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 416 с.



Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:


1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 11 класса.

2. Словари.

3. Справочная литература.

Тематика рефератов

1. Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.

2. Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

«Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.






















Дата

план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

  1. 1



Обобщающее повторение синтаксиса. простое предложение и виды его осложнения

повторительно-обобщающий

  1. 2



Принципы и функции русской пунктуации.

повторительно-обобщающий

  1. 3



Сложное предложение и его типы.

повторительно-обобщающий

  1. 4



Предложения с прямой речью. Чужая речь и способы ее цитирования.

повторительно-обобщающий .

  1. 5



Контрольный диктант по теме « Сложное предложение»

контрольный урок

  1. 6



Работа над ошибками. Анализ диктанта.

 урок комплексного применения знаний

  1. 7



Речь. Функциональные стили речи. Научный стиль. Особенности научного стиля.

комбинированный

  1. 8



Текст и его строение.

комбинированный



Виды преобразования текста. План, тезисы.

комбинированный



План, тезисы. Выписки, конспект, реферат.

комбинированный

  1. 9



Сжатое изложение с элементами сочинения.

Урок развития речи

  1. 10



Анализ изложения. Контрольный орфографический диктант.

комбинированный


  1. 11



Публицистический стиль речи и его особенности.

комбинированный

  1. 12



Жанры публицистического стиля. Путевой очерк.

комбинированный

  1. 13



Жанры публицистического стиля речи. Портретный очерк.

комбинированный

  1. 14




Жанры публицистического стиля речи. Проблемный очерк.

комбинированный



Подготовка к написанию проблемного очерка.

комбинированный



Написание проблемного очерка.

Урок развития речи



Анализ проблемного очерка.

Урок-анализ

  1. 15



Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

комбинированный

  1. 16



Работа с текстом ЕГЭ.

урок комплексного применения знаний

  1. 17



Контрольный диктант по теме «Речь. Текст».

контрольный урок

  1. 18



Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

урок комплексного применения знаний

  1. 19



Различные жанры сочинений. Отзыв. Рецензия.

(Д/з - написание отзыва, рецензии.)

комбинированный

  1. 20



Анализ отзывов, рецензий.

урок комплексного применения знаний

  1. 21



Различные жанры сочинений. Эссе.

(Д/з - написание эссе. )

комбинированный

  1. 22



Анализ сочинений - эссе.


урок комплексного применения знаний

  1. 22



Официально-деловой стиль речи, его жанры.

комбинированный

  1. 24



Деловые бумаги.

Урок-практикум

  1. 25



Разговорный стиль речи.

Урок-семинар

  1. 26



Разговорный стиль речи. Контрольный орфографический диктант.

комбинированный

  1. 27



Работа с текстами ЕГЭ.

  урок комплексного применения знаний

  1. 28



Художественный стиль речи.

комбинированный



Виды тропов и стилистических фигур

комбинированный



Виды тропов и стилистических фигур

комбинированный

  1. 29



Разноаспектный анализ текста художественного стиля речи.

комбинированный



Разноаспектный анализ текста художественного стиля речи.

комбинированный

  1. 29





Анализ поэтического текста.

 

 

  урок комплексного применения знаний

  1. 30



Работа с текстом ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Подготовка.

урок комплексного применения знаний

  1. 31



Контрольное сочинение-рассуждение по тексту ЕГЭ.

  контрольный урок

  1. 31



Анализ контрольного сочинения.

Урок-анализ

  1. 32



Работа над ошибками

предэкзаменационного сочинения. Коррекция, редактирование исходного

текста.

урок комплексного применения знаний

  1. 33



Работа по вариантам ЕГЭ (I, II часть).

урок комплексного применения знаний

  1. 34



Работа по вариантам ЕГЭ (I, II часть).

урок комплексного применения знаний

  1. 35



Работа по вариантам ЕГЭ (I, IIчасть).

  урок комплексного применения знаний



Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

комбинированный



Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

комбинированный



Повторение разделов «Лексика». «Фразеология»

комбинированный



Повторение разделов «Лексика». «Фразеология»

комбинированный



Повторение. Словообразование и орфография.

комбинированный



Повторение. Словообразование и орфография.

комбинированный



Повторение. Морфология и орфография.

комбинированный



Повторение. Морфология и орфография.

комбинированный



Повторение. Морфология и орфография.

комбинированный



Повторение. Морфология и орфография.

комбинированный



Повторение. Морфология и орфография. Контрольный словарный диктант.

комбинированный



Повторение. Синтаксис и пунктуация.

комбинированный



Повторение. Синтаксис и пунктуация.

комбинированный



Повторение. Синтаксис и пунктуация.

комбинированный



Повторение. Синтаксис и пунктуация.

комбинированный



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».

контрольный урок



Анализ контрольного диктанта.

Урок-анализ



Подготовка к ЕГЭ.

комбинированный



Подготовка к ЕГЭ.

комбинированный



Подготовка к ЕГЭ.

комбинированный



Подготовка к ЕГЭ.

комбинированный



Итоговая контрольная работа.

контрольный урок



Анализ итоговой контрольной работы.

Урок-анализ










Контрольный диктант по теме « Сложное предложение»

Наташа с утра не имела ни минуты свободной и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте колыхавшейся кареты она в первый раз представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестя- щая молодежь Петербурга... То, что ее ожидало, было так прекрас- но, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несооб- разно с впечатлением холода и темноты кареты. Она поняла, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Но, к счастью ее, она почувство- вала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту и кровь стала стучать у сердца. Она шла, замирая от волнения и всеми силами стараясь скрыть его. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что понравилась тем, которые обра- тили на нее внимание, и это наблюдение успокоило ее. «Есть такие же, как мы, есть и хуже нас», — подумала она. Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая тол- пу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер отыски- вает в толпе их, и в особенности ее. Но, не дойдя до них, Безухов 313остановился возле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким-то высоким мужчиной. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский. Пьер подошел к князю и схватил его за руку. — Вы всегда танцуете. Тут есть молодая Ростова, пригласите ее, — сказал он. — Где? — спросил Болконский. Он пошел вперед, по направле- нию, которое ему указывал Пьер. Отчаянное замирающее лицо На- таши бросилось в глаза князю. Он предложил тур вальса. «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счас- тливая девочка, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от умных разговоров, с которыми все обращались к нему, пошел танце- вать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому что она была первая хорошенькая женщина, попавшаяся ему на гла- за. Едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодев- шим, когда, переводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.


Контрольный диктант по теме « Речь. Текст»

Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана  затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.

Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.

Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)

Контрольная работа по вариантам ЕГЭ (I, II часть).

A1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) кухОнный 2) д окУмент 3) обОстришь 4) т Орты

A2

В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить

ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с

окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и

таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли

участие в заключительном концерте.

A3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

3) наисложнейший

4) в день именин

A4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возражая против отдельных положений доклада,

1) началась дискуссия.

2) большую роль играет культура спора.

3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

A5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало

больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в

20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми

произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина

совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко

писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные

планы.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на

компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

(3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая

информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется

определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим

числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие

между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все

числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не

десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно

работают в двоичной системе счисления.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом

тексте?

A6

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для

обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную

в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования,

хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных

носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска в шестом предложении?

1) Прежде всего,

2) Однако

)3Кроме того,

4) Иными словами,

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

А8

1) информация для обработки

2) информация должна

3) информация должна быть преобразована

4) информация преобразована

9AУкажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Укажите правильную морфологическую характеристику слова

ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

A10

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

11AУкажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности

2) постоянно повторяется

3) записывается в виде текста

4) переводится из одной системы знаков в другую

A12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость:

фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства

лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3


A13

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная

корня?

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

A14

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

A15

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) догон..шь, озадач..вший

2) разбуд..шь, омыва..мый

3) беспоко..шься, подстрел..нный

4) шепч..шься, расчист..вший

A16

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать

Б. привередл..вый

В. алюмини..вый

Г. успока..ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б , В 3) В, Г 4) А, В

A17

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся

социальный тип.

2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.

3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади

воды.

4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

A18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а

ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2) Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена

(ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО)

именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность

работать – громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были

(КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца

Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора

Андреа Верроккио.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в

предложении:

A19

1)Для метода голландских художников определяющее значение имеет

опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в

художественном образе.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна

запятая.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

не нужна.

4)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

A20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и

завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап

в развитии науки и техники.

1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4

A21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так

как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому

поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова

в слово поэтическое.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

A22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки

препинания не расставлены.)

1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или

тростниковыми циновками.

2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё

с практической точки зрения.

3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных

тропических лесов.

A23

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с

мастерством психолога глубоко проникает в сложный и

противоречивый внутренний мир человека и средствами своего

искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие

совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена

по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на

причину того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время

совершения того, о чём говорится во второй части.

A24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2)

которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в

наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

A25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал

берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

A26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

причастным оборотом?

1) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог

бы прожить сам писатель.

2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным,

а подчинено определённым принципам систематизации, которые

опираются на традицию и логику.

3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был

проведён Галилеем несколько веков назад.

4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём

творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его

жизни.

A27

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две

пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими

размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам

нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам.

Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири

уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах

экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это

крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое

внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные

богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание,

так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь

сосредоточены огромные природные богатства.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими

новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот

перебросят на другой участок.

(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и

попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в

город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не

видел Москвы.

– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит

строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом

на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти

невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был

разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё

очень понравилось.

(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции.

(10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора

выходить.

(12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему

было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить

слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им

навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные,

особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо

Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и

киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя

декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант

объяснил, что это камуфляж.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало

ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант

обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой

Руси, но памятник заложили мешками с песком.

(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем

не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны

снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном

небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на

площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время

прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву

станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные

ворота» – красные и белые плиты под ногами.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

(2010 - 12 )

(29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское

метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной

двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал

филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда

прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к

подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого

города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и

жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше

росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу.

(37)Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву*)

*Евгений Захарович Воробьёв (1910 – 1991) − прозаик, публицист,

участник Великой Отечественной войны, является автором многих книг,

посвящённых военному времени.

A28

Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Памятники военной Москвы не были защищены от бомбёжек.

2) Лейтенант Федосеев был награждён поездкой в Москву за боевые

заслуги.

3) Действие, описанное в тексте, происходит в то время, когда фашистов

выбили из Красной Поляны.

4) Слева от Большого театра находился двухэтажный дом, а правее роща.

A29

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 6?

1) повествование и описание

2) описание

3) описание и рассуждение

4) повествование и рассуждение

A30

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 7 2) 23 3) 28 4) 34

B1

Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33).

B2

Из предложений 12 – 14 выпишите все прилагательные.

B3

Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью

ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.

B4

Среди предложений 26 – 35 найдите сложное, в состав которого входит

односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного

предложения.

B5

Среди предложений 21 – 25 найдите предложение с обособленным

согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого

предложения.

B6

Среди предложений 3 – 8 найдите сложное предложение с союзной

подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите

номер этого сложного предложения.

B7

Среди предложений 21 – 28 найдите такое, которое соединяется с

предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер

этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна

стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны

вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк

ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой

клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении

отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную

клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

B8

«Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв

использует такое лексическое средство, как _____ («камуфляж»,

«перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь

больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств

чаще всего используются бессоюзные предложения и _____

(предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие

эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в

предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении

35)».

Список терминов:

1) эпитет

2) ряды однородных членов

3) ирония

4) метафора

5) профессиональная лексика

6) диалектизм

7) антитеза

8) сравнительный оборот

9) риторическое обращение