© 2017, Бурхан Любовь Николаевна 183 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена к учебнику "Русский язык 11 класс" под редакцией Г.А.Богдановой, Е.М.Виноградовой. Содержит пояснительную записку, содержание программы и КТП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) среднее общее образование, 11 класс
Количество часов 67
Учитель Бурхан Любовь Николаевна
Программа разработана на основе
ФКГСОО, примерной программы среднего общего образования по русскому языку и «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений» Г.А.Богдановой, Е.М.Виноградовой, «Русское слово», 2012 г
Пояснительная записка
1.Статус документа
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, № 1089)
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (утвержден Приказом МО РФ от 09.03.2004 года, № 1312)
Примерной государственной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Методического письма МО РФ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 10 – 11 кл. авторы-составители Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова. – М.: ООО «Русское слово», 2012.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017 – 2018 уч.год
2. Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, КИМы, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за год обучения в 11 классе из расчета 2 часа в неделю.
Количество диктантов – 3
Количество контрольных работ - 1
Количество сочинений – 2
Количество изложений – 2
3. Общая характеристика предмета
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью данной программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10 классе.
Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, изложения текстов различных стилей
Основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по синтаксису, пунктуации, правописанию;
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы обучения:
Комбинированный урок,
урок - беседа,
повторительно - обобщающий урок,
урок - исследование,
урок - лекция,
урок - практикум,
урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста на основе исходного, что
представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
оценивание устных и письменных высказываний, текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
выполнение практических заданий из КИМов;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих
целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности: различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых- русистах; овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса
Учащиеся должны знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Учащиеся должны владеть:
коммуникативной компетенцией
языковой компетенцией
лингвистической (языковедческой) компетенцией
культуроведческой компетенцией
Учащиеся должны уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Речеведение (15 ч)
Речь как форма взаимодействия людей. Виды речевой деятельности: говорение и слушание, письмо и чтение. Речевая ситуация и ее компоненты. Официальные и неофициальные ситуации речевого общения. Формы речевой коммуникации (устная / письменная, диалогическая / монологическая). Невербальные средства речевой коммуникации. Условия успешности речевого взаимодействия, причины коммуникативных неудач.
Понятие культуры речи и речевого этикета; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, точности, чистоте, логичности, образности и выразительности речи. Выбор тактики и средств речевой коммуникации.
Система функциональных разновидностей современной русской речи. Стили русской книжной речи (официально-деловой, научный, публицистический), разговорная речь; их лингвистические особенности. Язык художественной литературы; изобразительно-выразительные функции художественной речи. Типичные риторические средства и приемы. Выделение элементов индивидуально-авторского стиля. Пародия. Стилизация.
Описание, повествование и рассуждение как универсальные функциональные типы речи.
РР Сочинение – рассуждение (по материалам упр.42)
Диагностическая контрольная работа № 1
Жанры разных стилей речи, их языковые особенности. Аннотация. Тезисы. Реферат. Эссе.
Текст. Признаки текста: коммуникативная целесообразность, смысловая целостность, связность. Средства связи предложений в тексте. Построение текста на основе цепной и параллельной связи. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Тематика, проблематика, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Заглавие как форма авторского предъявления содержания текста.
Лингвистический анализ текста: определение его темы, основной мысли, выявление проблематики, оценка ее актуальности, выявление авторской позиции и аргументация правильности ее понимания, характеристика использования в тексте функциональных типов речи, определение стиля текста и использованных в нем средств других стилей языка, выявление средств речевой выразительности и установление их связи с содержанием текста.
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, их структура и пунктуационное оформление. Предложения с косвенной речью. Правила перевода прямой речи в косвенную. Предложения с вводными словами, передача содержания чужой речи в форме члена предложения. Цитирование; пунктуационное оформление цитат.
РР Изложение ( по материалам упр.86)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (4 ч)
Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Принципы русской пунктуации.
Разделительные и выделительные пунктуационные знаки. Вариативная пунктуация. Авторские знаки препинания. Синтаксические единицы и их взаимодействие. Представление о синтаксических связях, их типах и средствах выражения. Синонимия синтаксических единиц одного и разных уровней.
Словосочетание. Грамматическая форма и грамматическое значение словосочетания. Виды подчинительной связи в словосочетании. Средства выражения синтаксической связи в словосочетании. Проблема определения главного слова и вида синтаксической связи в словосочетании количественного числительного и существительного. Синтаксически несвободные словосочетания и их виды.
Грамматические нормы: трудные случаи построения словосочетаний с согласованием и управлением, трудные случаи построения количественно-именных словосочетаний.
Простое предложение (29 ч)
Простое неосложненное предложение. Типы простых предложений (по цели высказывания, эмоциональной окраске, по структуре грамматической основы — двусоставные и односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные; по наличию второстепенных членов — нераспространенные и распространенные; по отношению к контексту и ситуации речи — полные и неполные); их признаки и функции в речи. Порядок слов в русском предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Признаки предложения как синтаксической единицы.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое; их значение и способы выражения; виды сказуемых (простое глагольное, составное именное, составное глагольное). Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения; их виды и способы выражения. Трудные случаи квалификации членов предложения. Синтаксическая роль форм именительного падежа и инфинитива. Синонимия двусоставных и односоставных предложений, предложений со сказуемыми разных видов.
Диагностическая контрольная работа № 2
Осложненное предложение. Понятие осложнения, виды осложнения предложений. Употребление осложненных предложений в речи. Предложения с однородными членами; пунктуация в них.
РР Изложение (по материалам упр. 310)
Предложения с обособленными определениями и обстоятельствами: понятие обособления, условия обособления; знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Предложения с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами предложения; знаки препинания в них. Предложения с обращениями; пунктуация в них. Предложения с вводными и вставными конструкциями, междометиями, словами-предложениями да и нет; пунктуация в них.
РР Сочинение – рассуждение (по материалам упр. 218)
Использование осложненных предложений в речи. Синонимия осложненных и сложных предложений.
Контрольная работа по теме «Простое предложение»
Сложное предложение (12 ч)
Сложное предложение. Признаки сложного предложения. Классификация сложных предложений. Синонимия сложных предложений. Союзы и союзные слова.
Сложносочиненные предложения с разными группами союзов. Пунктуация в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.
Бессоюзное сложное предложение, грамматические отношения между его частями и пунктуация в нем.
Многочленное сложное предложение, знаки препинания в нем.
Грамматические нормы: нарушение интонационной правильности речи, неоправданное нарушение порядка слов в словосочетании и предложении, трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим, трудные случаи употребления согласованных и несогласованных приложений, правила построения ряда однородных членов, трудные случаи согласования и управления в предложениях с однородными членами (форма сказуемого, определения, общего дополнения), употребление в предложении причастных и деепричастных оборотов, ошибки в построении сложных предложений с придаточными определительными и изъяснительными; проблема синонимии сложных предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Синтаксические средства выразительности речи. Инверсия. Бессоюзие и многосоюзие. Парцелляция. Градация. Антитеза. Период. Риторический вопрос. Обращение. Синтаксический параллелизм. Неполные предложения, вопросно-ответные единства, синтаксический параллелизм как средства связи предложений в тексте.
Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений. Синтаксический анализ текста: выявление синтаксических единиц разного типа, определение закономерностей их распределения и функционирования в тексте, выявление синтаксических средств выразительности и создания образа.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(изучение данных тем идет параллельно
с изучением лингвистического материала)
Совершенствование форм речевой деятельности: развитие навыков выбора способа чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее), восприятия аудиоинформации, говорения (развитие навыка выразительного чтения, построение устных высказываний) и письма (запись устной речи, конспектирование, письменные высказывания разного типа).
Совершенствование навыков понимания и использования разных форм переработки текстовой информации: выделение ключевых слов и тезисов текста, построение его плана, написание конспекта и реферата, пересказ (выборочный, сжатый, подробный, аналитический, с изменением лица, с добавлением собственного текста в качестве аргументов и примеров), озаглавливание текста, комментарий к содержанию прочитанного текста (в том числе к одной из его проблем).
Наблюдение над устной и письменной речью.
Развитие навыка квалификации высказываний, оценки адекватности их композиции и речевого оформления, выявление и исправление логических, речевых и стилистических ошибок, нарушений речевого этикета. Развитие навыка сопоставительного анализа фактов русского и изучаемого иностранного языка. Совершенствование навыков редактирования текста.
Развитие навыков построения высказываний в актуальных жанрах речевой деятельности учащихся: рецензия, отзыв, аннотация, реферат, эссе, доклад на научную (лингвистическую) тему. Написание плана (простого и развернутого) и тезисов собственного высказывания.
Развернутое высказывание на заданную тему (описательного и повествовательного характера, на лингвистические, публицистические, нравственно-этические темы). Развитие навыков дискуссионной речи: комментарий к данному суждению, оценка чужих аргументов, краткое и развернутое выражение собственной позиции по проблеме, подбор аргументов и примеров (в том числе из художественной литературы). Цитирование как риторический прием и средство аргументации. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Трудные случаи анализа фактов языка и речи; лингвистические явления, допускающие неоднозначную интерпретацию.
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (7 ч.)
Диагностическая контрольная работа № 3
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Дата | Содержание урока | Кол - во часов |
Тип урока | Цели и задачи
| Вид деятельности учащихся | Требования к уровню знаний | |
по плану | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Повторение (1 ч)
| ||||||||
1 | 05.09 |
| Орфография и пунктуация. Обобщающее повторение | 1 | Повторительно - обобщающий | Познакомиться с курсом русского языка в 11 классе | Работа с учебником, тестовая работа | Систематизировать знания учащихся о русском языке |
Речеведение (15 ч)
| ||||||||
2 | 06.09 |
| Язык и речь. Речевое общение | 1 | Повторительно - обобщающий | Дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка | Выполнение тренировочных упражнений | Знать: понятие речевое общение, речевая ситуация, цели речевого общения Уметь: соблюдать культуру разговорной речи, выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией |
3
4 | 12.09
13.09 |
| Культура речи. Речевые нормы | 2 | Комбинирован ный | Дать понятие о языковой норме, отличительных признаках различных языковых норм; формировать навыки культуры речи. | Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Знать: основные нормы русского языка и их отличительные признаки, правила речевого этикета Уметь: соблюдать нормы русского языка в устной речи и на письме; редактировать текст с отступлениями от языковых норм |
5 | 19.09 |
| Стили речи. | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о функциональных стилях речи и их особенностях, совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей, типов и жанров | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, создание текстов разных стилей
| Знать: отличительные признаки функциональных стилей речи Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей |
6 | 20.09 |
| Функциональные типы речи | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о функциональных типах речи и их особенностях, совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей, типов и жанров | Практическая работа, тест | Знать: отличительные признаки функциональных типов речи Уметь: правильно и доказательно определять тип речи в тексте, создавать тексты разных типов речи |
7 | 26.09 |
| Диагностическая контрольная работа № 1 | 1 | Контроля знаний | Проверить знания и умения учащихся по орфографии и пунктуации |
| Уметь: применять на практике полученные знания |
8 | 27.09 |
| РР Сочинение – рассуждение (по материалам упр. 42) | 1 | Развития речи | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
| Уметь: строить сочинение – рассуждение, определять проблему текста, авторскую позицию, приводить аргументы |
9 | 03.10 |
| Речевые жанры | 1 | Комбинирован ный | Обобщить и систематизировать знания об основных речевых жанрах и их особенностях, совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей, типов и жанров | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: основные речевые жанры и их отличительные признаки, особенности жанра аннотации, рецензии, эссе Уметь: создавать тексты разных жанров, проводить текстоведческий анализ текста
|
10 | 04.10
|
| Текст и его признаки. Средства связи предложений в тексте | 1 | Контроля знаний | Углубить понятие о тексте, его строении, средствах и способах связи предложений в тексте; совершенствовать навыки анализа текста | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: основные признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте Уметь: производить речеведческий анализ текста, определять способ и средства связи между частями текста |
11
12 | 10.10
11.10 |
| Содержание текста (тематика, проблематика, основная мысль) | 2 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об основных элементах содержания текста; совершенствовать навык построения собственного рассуждения по поднятой автором проблеме | Тренировочные упражнения, текстоведческий анализ текста | Знать: основные элементы содержания текста Уметь: определять тему, выделять основные проблемы текста, авторскую позицию; строить собственное рассуждение по поднятой автором проблеме |
13 | 17.10
|
| Способы передачи чужой речи | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об основных способах передачи чужой речи, об основных правилах цитирования, совершенствовать пунктуационные навыки | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: основные способы передачи чужой речи, способы включения цитирования в собственное высказывание Уметь: включать цитаты в контекст разными способами. |
14
| 18.10
|
| Способы переработки текстовой информации | 1 | Комбинирован ный | Дать представление об основных видах преобразования текста, познакомить с отличительными чертами тезисов, конспекта, реферата, аннотации, упражняться в создании данных видов текстов | Тренировочные упражнения, работа с текстом | Знать: основные виды преобразования текста, отличительные черты тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации. Уметь: создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи |
15 | 24.10
|
| РР Изложение (по материалам упр. 86) | 1 | Развития речи | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
| Уметь: подробно излагать текст, оформлять текст в соответствии с языковыми нормами |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи (4 ч)
| ||||||||
16 | 25.10 |
| Принципы русской пунктуации | 1 | Комбинирован ный | Дать понятие о пунктуационной норме, основных принципах русской пунктуации , обобщить и систематизировать знания по пунктуации. | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: основные принципы русской пунктуации, основные функции знаков препинания Уметь: подбирать лингвистический материал по теме из различных источников, излагать лингвистический материал в устном выступлении
|
17
| 07.11
|
| Логическое ударение. Разделительные и выделительные знаки препинания | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о логическом ударении в предложении, об основных функциях знаков препинания; совершенствовать навык пунктуационного разбора предложения | Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Знать: основные функции знаков препинания Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения, графически обозначать пунктограммы |
18
19 | 08.11
14.11 |
| Словосочетание. Связь слов в словосочетании | 2 | Повторительно - обобщающий | Систематизировать знания о словосочетании, его строении, типах, видах, способах связи слов в словосочетании | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, пунктуационный разбор | Знать: типы и виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях Уметь: определять виды и связи слов в словосочетаниях.
|
Простое предложение (29 ч)
| ||||||||
20
| 15.11
|
| Простое предложение как синтаксическая единица | 1 | Повторительно - обобщающий | Систематизировать знания о простом предложении, о членах предложения, совершенствование навыка синтаксического разбора простого предложения | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, анализ предложений | Знать: основные признаки предложения, виды простых предложений Уметь: проводить синтаксический разбор простого предложения |
21 | 21.11
|
| Порядок слов в предложении. Инверсия | 1 | Комбинирован ный | Обобщить и систематизировать знания о строении простого предложения, порядке слов в предложении, дать понятие инверсии; совершенствование навыка синтаксического разбора простого предложения | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, анализ предложений | Знать: основные правила построения предложения, понятие инверсии Уметь: анализировать строение предложения, выделять примеры инверсии в предложениях |
22 | 22.11 |
| Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить знания учащихся о главных членах предложения, способах выражения подлежащего, нормах грамматической связи между главными членами | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, пунктуационный разбор | Знать: способы выражения подлежащего, правила согласования подлежащего и сказуемого Уметь: применять на практике полученные знания, выполнять синтаксический разбор простого предложения |
23 | 28.11 |
| Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить знания учащихся о главных членах предложения, видах сказуемого, нормах грамматической связи между главными членами | Повторение теоретического материала, анализ предложений, пунктуационный разбор | Знать: типы сказуемого, правила согласования подлежащего и сказуемого Уметь: применять на практике полученные знания, выполнять синтаксический разбор предложения |
24
| 29.11
|
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении; дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений, закрепить навыки правописания. | Работа по учебнику, выполнение упражнений, самостоятельная работа по конструированию предложений | Знать: принципы постановки тире между подлежащим и сказуемым Уметь: выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений, расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами, различать факультативные и альтернативные знаки препинания |
25
26 | 05.12
06.12 |
| Типы простых предложений по структуре грамматической основы | 2 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о типах предложений по структуре грамматической основы; совершенствовать навык синтаксического разбора односоставных предложений | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: структурные и смысловые особенности двусоставных и односоставных предложений, основные виды односоставных предложений Уметь: находить односоставные предложения в тексте, в том числе в составе сложного предложения, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений |
27 | 12.12
|
| Диагностическая контрольная работа № 2 | 1 | Контроля знаний | Проверить знания учащихся. |
| Уметь: применять на практике полученные знания |
28. | 13.12 |
| Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о типах предложений по наличию второстепенных членов; совершенствовать навык синтаксического разбора распространенных и нераспространенных предложений | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: структурные особенности распространенных и нераспространенных предложений, основные группы второстепенных членов Уметь: выполнять синтаксический разбор распространенных и нераспространенных предложений |
29 | 19.12 |
| Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о типах определений; совершенствовать навык синтаксического разбора предложений | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, по таблице, анализ предложений | Знать: виды определений, способы их выражения Уметь: находить второстепенные члены предложения, в частности определение, определять его виды и способы выражения, выполнять синтаксический разбор предложения
|
30 | 20.12 |
| Второстепенные члены предложения. Приложение | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о приложении, условиях обособления приложений; совершенствовать навык синтаксического разбора предложений | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: виды приложений, способы их выражения, обособления Уметь: находить второстепенные члены предложения, в частности приложение, определять его виды и способы выражения, выполнять синтаксический разбор предложения |
31 | 26.12 |
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о типах дополнения; совершенствовать навык синтаксического разбора предложений | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: виды дополнения, способы их выражения Уметь: находить второстепенные члены предложения, в частности дополнение, определять его виды и способы выражения, выполнять синтаксический разбор предложения
|
32 | 27.12 |
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об обстоятельстве, его основных группах по значению; совершенствовать навык синтаксического разбора предложений | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: группы обстоятельств по значению Уметь: находить второстепенные члены предложения, в частности обстоятельство, определять его тип и способ выражения, выполнять синтаксический разбор предложения |
33
| 09.01
|
| Неполные предложения | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания о полных и неполных предложениях, правилах постановки знаков препинания в неполных предложениях; совершенствовать навык анализа текста и языковых средств | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: отличительные особенности полных и неполных предложений, правила пунктуации в неполном предложении Уметь: находить неполные предложения в тексте, в том числе в составе сложного предложения; правильно ставить знаки препинания в неполном предложении, использовать неполные предложения в речи
|
34 | 10.01
|
| Однородные члены предложения | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и их отличительных признаках; совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: отличительные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах Уметь: применять на практике пунктуационные нормы, использовать однородные члены в речи
|
35
36
| 16.01
17.01 |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и их отличительных признаках; совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах
| Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах Уметь: применять на практике пунктуационные нормы
|
37 38
| 23.01 24.01 |
| РР Изложение (по материалам упр. 310) | 2 | Развития речи | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
| Уметь: подробно излагать текст, оформлять текст в соответствии с языковыми нормами
|
39 | 30.01
|
| Обособленные члены предложения. Обособление определений | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об обособленных членах предложения и их отличительных признаках; условиях обособления определений; совершенствовать навык постановки знаков препинания при обособленных членах | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Знать: правила постановки знаков препинания при обособленных определениях Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами и расставлять в них знаки препинания
|
40 | 31.01 |
| Обособление приложений | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об обособленных членах предложения и их отличительных признаках; условиях обособления приложений; совершенствовать навык постановки знаков препинания при обособленных членах | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при обособленных приложениях Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами и расставлять в них знаки препинания
|
41
| 06.02
|
| Обособление обстоятельств | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об обособленных членах предложения и их отличительных признаках; условиях обособления обстоятельств; совершенствовать навык постановки знаков препинания при обособленных членах | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами и расставлять в них знаки препинания |
42
| 07.02
|
| Обособление уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания об уточняющих и присоединительных членах предложения и их отличительных признаках, условиях обособления; совершенствовать навык постановки знаков препинания при обособленных членах | Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при обособлении уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами и расставлять в них знаки препинания |
43
| 13.02
|
| Вводные и вставные конструкции | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить и обобщить знания учащихся о вводных и вставных конструкциях; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях Уметь: правильно произносить предложения с вводными и вставными конструкциями и расставлять в них знаки препинания |
44 | 14.02
|
| РР Сочинение – рассуждение (по материалам упр. 218) | 1 | Развития речи | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
| Уметь: строить сочинение – рассуждение, определять проблему текста, авторскую позицию, приводить аргументы |
45 | 20.02
|
| Обращение | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить и обобщить знания учащихся об обращении; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления обращений в письменной речи | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при обращении Уметь: правильно произносить предложения с обращением и расставлять в них знаки препинания |
46 | 21.02
|
| Слова – предложения да, нет | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи. | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: виды слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, правильно оформлять на письме слова – предложения да и нет. |
47 | 27.03
|
| Знаки препинания при конструкциях со сравнительными союзами | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить и обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания при конструкциях со сравнительными союзами; формировать навык грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи. | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Знать: правила постановки знаков препинания при конструкциях со сравнительными союзами Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях со сравнительными союзами, выполнять синтаксический разбор предложений со сравнительными союзами |
48 | 28.03
|
| Контрольная работа по теме «Простое предложение» | 1 | Контроля знаний | Проверить знания учащихся. |
| Уметь: применять на практике полученные знания
|
Сложное предложение - 14 часов
| ||||||||
49 | 06.03 |
| Сложное предложение как синтаксическая единица | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закрепить навыки правописания. | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по заданным схемам | Знать: отличительные признаки и основные виды сложных предложений, виды сочинительных и подчинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор сложных предложений и составлять их схемы |
50
51 | 07.03
13.03 |
| Сложносочиненное предложение | 2 | Повторительно - обобщающий | Закрепить умение определять структуру сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций | Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений | Знать : отличительные признаки сложносочиненных предложений, виды сочинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор сложных предложений и составлять их схемы, конструировать сложные предложения по схемам |
52 | 14.03 |
| Сложноподчиненное предложение | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания. | Анализ предложений, тренировочные упражнения | Знать: основные группы сложноподчиненных предложений, виды подчинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор |
53 | 20.03 |
| Типы придаточных в СПП. Придаточные изъяснительные. | 1 | Повторительно - обобщающий | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. | Анализ предложений, тренировочные упражнения | Знать: основные группы сложноподчиненных предложений, виды подчинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор сложных предложений и составлять их схемы
|
54 | 21.03 |
| Типы придаточных в СПП. Придаточные определительные. | 1 | Повторительно - обобщающий | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. | Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Знать: основные группы сложноподчиненных предложений, виды подчинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор сложных предложений и составлять их схемы
|
55 | 03.04 |
| Типы придаточных в СПП. Придаточные обстоятельственные | 1 | Повторительно - обобщающий | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания | Синтаксический разбор предложений, практическая работа, конструирование предложений по заданным схемам. | Знать: основные группы сложноподчиненных предложений, виды подчинительных союзов Уметь: определять тип сложного предложения и средства связи его частей, выполнять синтаксический разбор СПП, конструировать предложения по заданным схемам |
56
| 04.04
|
| СПП с несколькими придаточными. | 1 | Повторительно - обобщающий | Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме. | Беседа по вопросам, анализ предложений, тренировочные упражнения практического характера | Знать : типы подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными Уметь: определять тип подчинительной связи придаточных в СПП, выполнять синтаксический разбор сложных предложений и составлять их схемы |
57
58 | 10.04
11.04 |
| Сложное бессоюзное предложение | 2 | Повторительно - обобщающий | Повторить и обобщить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении, совершенствовать навык определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения и расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | Тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМов | Знать: отличительные признаки бессоюзного сложного предложения; условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении Уметь: определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении в соответствии с пунктуационными нормами |
59
60 | 17.04
18.04 |
| Многочленное сложное предложение | 2 | Комбинирован ный | Дать понятие о периоде как сложном синтаксическом целом, условиях постановки знаков препинания в них; совершенствовать навык оформления в абзац сложного синтаксического целого; комплексный анализ текста | Тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМов | Знать: отличительные признаки периода, сложного синтаксического целого; условия постановки знаков препинания в них. Уметь: расставлять знаки препинания в периоде в соответствии с пунктуационными нормами |
Повторение (7 ч)
| ||||||||
61
62 | 24.04
25.04 |
| Повторение и обобщение изученного за курс 10-11 классов | 2 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания по основным разделам лингвистики; совершенствовать навыки выполнения тестовых заданий КИМов | Тренировочные упражнения, анализ предложений, тестовая работа | Знать: основные правила и нормы русского языка Уметь: применять полученные знания на практике при выполнении заданий КИМов
|
63
| 08.05
|
| Лингвистический тренажер. Тестовые задания КИМов | 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания по основным разделам лингвистики; совершенствовать навыки выполнения тестовых заданий КИМов | Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Знать: основные правила и нормы русского языка Уметь: применять полученные знания на практике при выполнении заданий КИМов |
64 | 15.05 |
| Диагностическая контрольная работа № 3 | 1 | Урок контроля знаний | Итоговая проверка знаний учащихся. | Практическая проверочная работа | Уметь: применять на практике полученные знания
|
65
| 16.05
|
| Лингвистический тренажер. Тестовые задания КИМов
| 1 | Повторительно - обобщающий | Обобщить и систематизировать знания по основным разделам лингвистики; совершенствовать навыки выполнения тестовых заданий КИМов | Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант | Знать: основные правила и нормы русского языка Уметь: применять полученные знания на практике при выполнении заданий КИМов |
66
67 | 22.05
23.05 |
| Лингвистический тренажер. Часть С. | 2 | Развития речи | Систематизировать знания по культуре речи, отработать правила построения сочинения - рассуждения | Создание собственного рассуждения на основе предложенного текста | Знать: основные правила и нормы русского языка Уметь: применять полученные знания на практике при выполнении заданий КИМов |
По учебному плану в 11 классе 34 недели, 2 часа в неделю, 68 уроков.
Запланировано 67 уроков, так как выпали выходные дни 09.05.2018 г.
Выполнение программного материала спланировано за счет уроков итогового повторения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения
№ | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инв. № |
1 | Компьютер | АМD Athlon – 64 Dual |
| 110104000000018 |
2 | Экран | Screen Media Economy P 180x180 MW |
|
|
3 | Проектор | EPSON EB – X62 |
| 110104000000038 |
5 | Мобильный ПК | ASUS |
| 110104000000036 |
Учебно – методическое обеспечение
Для учащихся
Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10- 11 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Единый государственный экзамен - 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
Богданова, Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 104 с.
Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.
Долинина, Т.А. Готовимся к государственной итоговой аттестации: русский язык. 9 класс: пособие для учащихся. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.
Егораева, Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 126 с.
ЕГЭ-2011. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – 2-е изд., исправл. – М. : Национальное образование, 2011. – 384 с.
Казаков, В.П. Русский язык: ЕГЭ 2-12: Контрольные тренировочные маьериалы с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / В.П. Казаков. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 208 с.
Капинос, В.И., Пучкова Л.И. и др. Русский язык. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом). (См. пособия этих же авторов для 6, 7 и 8 классов.)
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
Литературные места России и зарубежья: Сборник диктантов и изложений: Пособие для учителя / авт.-сост. Г.А. Обернихина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 176 с.
Павлова, С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С). – М.: Дрофа, 2011. – 188 с.
Павлова, Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху : учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. – Изд. 3-е, исправ. И дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2011. – 103 с.
Пахнова, Т.М. Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.
Пахнова, Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации. – М.: Дрофа, 2011. – 237 с.
Розенталь, Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. – 304 с.
Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012 : учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. Ростов н/Д: Легион, 2011. – 524 с.
Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенстивной подготовки : учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Легион, 2012. – 192 с.
Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Первый выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Харитонова Т.П.
Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Второй выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Смородина В.В.
Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Третий выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.
Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ .10-11 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.
Тростенцова, Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
Шанский, Н.М., Махмуджов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.
Цыбулько, И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2011. – 150 с.
Рекомендуемые сайты.
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского языка. — М., 1981.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Таблицы по русскому языку
№ | Название | Количество |
1 | - Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях. - Знаки препинания в предложениях с обращением, вводными и вставными конструкциями и междометиями. (Д) | 1 |
2 | - Знаки препинания в предложениях с прямой речью. - Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи. (Д) | 1 |
3 | - Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. - Правописание приставок. (Д) | 1 |
4 | - Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. - Правописание ь и ъ в словах. (Д) | 1 |
5 | - Знаки препинания в предложения с союзом как. - Правописание суффиксов причастий. (Д) | 1 |
6 | - Различение не и ни. - Знаки препинания и основные случаи их употребления. (Д) | 1 |
7 | - Тире между подлежащим и сказуемым. - Правописание морфем. (Д) | 1 |
8 | - Правописание корней с чередованием гласных. - Знаки препинания между однородными членами предложения. (Д) | 1 |
9 | - Правописание окончаний глаголов. - Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения. (Д) | 1 |
10 | - Знаки препинания в предложениях с цитатами. - Образование сложных слов и их написания. (Д) | 1 |
11 | - Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных. - Знаки препинания при обособление приложений. (Д) | 1 |
12 | - Правописание суффиксов имён существительных. - Обособление согласованных определений. (Д) | 1 |
13 | - Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами предложения. - Правописание суффиксов глаголов. (Д) | 1 |
14 | - Разделы русской пунктуации и основные группы правил. - Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания. (Д) | 1 |
15 | - Знаки препинания в предложениях с деепричастием. - Правописание суффиксов -к(ий) и -ск(ий) в именах прилагательных. (Д) | 1 |
16 | - Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. - Правописание окончаний -е и -и в именах существительных единственного числа. (Д) | 1 |
17 | - Знаки препинания в предложениях с союзом и. - Правописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щ.
| 1 |
18 | - Знаки препинания в сложных предложениях. - Правописание букв ы и и. | 1 |
| Комплект таблиц «Основные правила орфографии и пунктуации. 5 – 9 класс ». (Спектр, 12) |
|
19 | Склонение имен существительных | 1 |
20 | Спряжение глаголов | 1 |
21 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
22 | Н и НН в суффиксах имен прилагательных | 1 |
23 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | 1 |
24 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
26 | Обособление определений | 1 |
27 | Обособление обстоятельств | 1 |
28 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 |
29 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
30 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 |
Электронные ресурсы
№ | Наименование | Количество | Дата приобретения |
1 | Компакт-диск Большая детская энциклопедия. Русский язык | 1 | 2005 г |
2 | Уроки русского языка КиМ. 5 класс. | 1 | 2005 г |
3 | Уроки литературы КиМ. 6 класс. | 1 | 2005 г |
4 | Уроки литературы КиМ. 7 класс. | 1 | 2005 г |
4 | Уроки русского языка КиМ. 8 - 9 классы. | 1 | 2005 г |