СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса. Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку, разработанной А.И.Власенковым, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николиной (базовый уровень), с учетом целей и задач основной образовательной программы МБОУ СОШ №3.

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом школы70 часов в год, 2 часа в неделю (1 час - из инвариантной части, 1 час - из вариативной части, предусматривающей региональный компонент).

Русский язык является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Коммуникативные умения способствуют социальной адаптации учащихся к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Заключительный этап изучения русского языка на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора.

Целью изучения русского языка на базовом уровне в средней школе является приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.

Задачи:

  • формировать активный навык нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • формировать навык многоаспектного языкового анализа речевого высказывания;

  • формировать общую культуру учащихся в условиях социализации личности.

В программу внесены изменения: освоение раздела "Научный стиль" программой предусмотрено в 10 классе, но т.к. основная работа по стилистике проводится в 11 классе, то данный раздел изучается в 11 классе.

Дополнительные часы из вариативной части учебного плана позволяют расширить содержание изучаемых тем и перечень понятий, более подробно раскрыть содержание разделов, тем, обозначенных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Для подготовки к государственной (итоговой) аттестации и успешного освоения учащимися 11 класса образовательной программы увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Русский язык» (по 1 часу в неделю). Расширение содержания предмета обусловлено низкими показателями государственной итоговой аттестации, необходимостью повышения качества образования. Дополнительное время выделяется для обогащения и расширения программного материала, для отработки тем ЕГЭ, в освоении которых учащиеся испытывают трудности.

В 11 классе обобщаются и систематизируются полученные ранее учащимися сведения по основным разделам лингвистики, поэтому усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к тем вопросам, которые служат базой для формирования пунктуационных умений. Таким образом, в рамках рабочей программы выделено дополнительное время на изучение следующих тем курса: при изучении раздела "Синтаксис и пунктуация" увеличено количество часов на повторение тем: "Обособленные члены предложения", "Простое предложение", "Сложное предложение".

Особое внимание в программе уделяется формированию коммуникативной компетенции, предусматривающей комплексный анализ текста. Работа с текстом способствует целенаправленной подготовке к написанию сочинений разных жанров, развивает навык самостоятельной работы над авторским текстом и умение аргументированно высказывать собственные мысли. В связи с этим в тематическом планировании предусмотрены такие темы, как: "Формулировка проблемы текста и ее комментарий", "Комментарий сформулированной проблемы, авторская оценка", "Аргументация собственного мнения по прочитанному тексту".

Курс русского языка органично сближается с курсом литературы, систематическим обращениям к текстам, изучаемых в 11 классе произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства. Поскольку программа ориентирована на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, пунктуации, изобразительно - выразительные средства.

Внимание к орфографии обеспечивается всем содержанием учебника. Специальные уроки по фонетике, лексике, грамматике и орфографии не планируются, соответствующий материал осваивается параллельно с работой над текстом, стилями речи, при повторении тем по синтаксису простого и сложного предложений.

Изучение программного материала в 11 классе направлено на формирование следующих ключевых компетенций: (языковой и лингвистической, коммуникативной, культуроведческой).

Языковая и лингвистическая компетенции реализуются путём
систематизации знаний в языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и развитии, через решение практических задач:

- формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, умения;

- соблюдать правила согласования и управления;

- употреблять синонимические конструкции с обособленными членами предложения;

-проводить звукобуквенный анализ слов;

- учитывать стилевую окраску синтаксических средств;

- учитывать контекст при расстановке знаков препинания;

- устранять лексические, грамматические, стилистические ошибки, связанные с неправильным выбором.

Коммуникативная компетенция, заключающаяся в овладении всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, реализуется путем решения практических задач:

- соблюдать орфоэпические нормы в устной и письменной речи;

-владеть способами составления плана, текста, выступления перед аудиторией; приемами редактирования текста; приемами классификации, систематизации (составление таблиц, схем, презентаций);

- продуктивно использовать словари и энциклопедии;

- владение алгоритмом групповой работы, алгоритмом дискуссии;

- ориентироваться в речи собеседника;

- владеть приемами отслеживания изменений русского языка на современном этапе (сопоставительный анализ разных источников информации).

Культуроведческая компетенция, заключающаяся в воспитании
сознательного отношения к языку как явлению культуры, в воспитании культуры межнационального общения, реализуется путём решения следующих задач:

- совершенствовать этикетные нормы речевого общения;

- развивать навыки выразительного чтения текстов исторических периодов и т.п.

Для реализации Рабочей программы используются следующие формы организации учебной деятельности: групповые формы работы, работа в парах, индивидуальная и фронтальная работа.

Технологии обучения: технология личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как: составление тезисов, конспекта, подготовки доклада, самостоятельный анализ текста., написание сочинений, рецензий.

Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования, контрольного сочинения с продолжением темы, затронутой в тексте, словарно-терминологических диктантов, контрольных работ.










Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Аргументация (протокол ШМО от 28.08.2015 № 1)

По программе

Дополнительные часы

1

Общие сведения о языке

2

-


2

Научный стиль

4

1

Дополнительный час планируется использовать для выработки практического навыка: создавать учебно-научные тексты с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

3

Официально-деловой стиль

4

-


4

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.


6


1

Дополнительный час планируется использовать для формирования коммуникативной компетенции: грамотно выстраивать комментарий сформулированной проблемы текста и выявлять авторскую оценку.

5

Обособленные члены предложения

10

Дополнительные часы планируется использовать на усиление практической направленности при формировании языковой и

лингвистической компетенций при изучении синтаксиса и пунктуации обособленных членов предложения.

6

Публицистический стиль

4

-


7

Сложное предложение

(раздел входит в состав 6 часов раздела «Синтаксис и пунктуация)

16

Дополнительные часы планируется использовать на усиление практической направленности при повторении видов сложных предложений, типов подчинения, выработки пунктуационных умений.

8

Разговорный стиль речи

4

-


9

Язык художественной литературы

5

-


10

Обобщающее повторение

5

8

Дополнительные часы планируется использовать на усиление практической направленности по орфограммам, пунктограммам, вызывающим затруднения.


Итого

34

36





























Прохождение практической части программы




Четверть

Всего часов

Контрольные работы

Уроки развития речи

Диктант

Контрольные работы

Контрольные тесты

Диагностическая работа

Сочинения

1 четверть

17


1


1

1

2 четверть

14


2



1

3 четверть

20


1

1


1

4 четверть

19


3



2

Всего:

70


7

1

1

5















Содержание учебного предмета


Общие сведения о языке.

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.

Научный стиль.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили), синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.

Терминологические словари. Справочники, энциклопедии.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Официально-деловой стиль.

Общая характеристика художественного стиля.

Основные признаки стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Жанры официально-делового стиля: доверенность, заявление, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Обособленные члены предложения.

Обособленные опре­деления и обособленные приложения. Обособлен­ные обстоятельства. Уточнение как вид обособлен­ного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая

Публицистический стиль.

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный) средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Сложное предложение.

Обобщение и повторение синтаксиса. Нормативное построение сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном, сложносочиненном, сложноподчиненном предложениях. Типы подчинения.

Разговорный стиль речи.

Разговорный стиль, его назначение, использование. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма общения. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Язык художественной литературы.

Общая характеристика художественного стиля.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Обобщающее повторение.















Требования к уровню подготовки учащихся

1. Общие

учебные

умения


1. Учебно-организационные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

-работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);

-уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

2.Учебно-информационные:

-самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

-сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ. для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

-представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

3.Учебно-интеллектуальные:

-самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;

-перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.

4.Учебно-коммуникативные:

-при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-понимать систему взглядов и интересов другого человека;

-владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;

-толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.


2.Специальные

предметные

умения


  • Умения, связанны с освоением раздела «Общие сведения о языке»:

-иметь представления об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, об их взаимодействии;

-различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей;

-соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы;

-использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка.

  • Умения, связанные с освоением раздела «Научный стиль»:

-распознавать тексты научного стиля по их лингвистическим признакам;

-сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других стилей;

-создавать учебно-научные тексты с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним;

-выступать с сообщениями, докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на научные темы;

-выбирать тему проекта, реферата, собирать материал по данной теме.

  • Умения, связанные с освоением раздела «Официально-деловой стиль»:

-распознавать тексты официально-делового стиля по внеязыковым, лингвистическим признакам;

-сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей;

-создавать официально-деловые тексты (заявления, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо,резюме, автобиографию).

  • Умения, связанные с освоением раздела «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение»:

- соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике;

-выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью;

- использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции;

-анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм;

-исправлять нарушения синтаксических норм разных типов предложений;

-использовать справочники для решения пунктуационных проблем.

  • Умения, связанные с освоением раздела «Обособленные члены предложения»:

- сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения;

-разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры;

-наблюдать за особенностями употребления обособленных членов, вводных конструкций в текстах разных стилей и жанров;

-оценивать правильность построения предложений разной структуры, корректировать недочеты.

Умения, связанные с освоением раздела «Публицистический стиль речи»:

-распознавать, тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;

-анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

-сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей;

-создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информацией, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью;

-организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации).

  • Умения, связанные с освоением раздела «Сложное предложении»:

-различать виды сложных предложений, определять средства связи частей сложного предложения;

-интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения;

-конструировать сложные предложения по заданной схеме.

  • Умения, связанные с освоением раздела «Разговорный стиль речи»:

-отличать разговорную речь от других разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам;

-сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка;

-принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавть бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма.

Умения, связанные с освоением раздела « Язык художественной литературы»:

-выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

-анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.


















Перечень учебно-методического обеспечения


Учебники

Методическая литература

Дидактический материал

Материал для контроля

Цифровые образовательные ресурсы

1.Русский язык. 10-11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.:базовый уровень/А.И.Власенков,

Л.М.Рыбченкова.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-еизд.-М.:Просвещение,2012.

1. Егорова Н.В. , Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс.- М.ВАКО, 2013

1.Греков В.Ф. Русский язык. 10-11кл.:учеб.для общеобразоват. учреждений.-5-е изд.-М.:Просвещение,2012.

1.Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 11 класс.-М.: ВАКО, 2012.

1.Культура письменной речи. Помощь в овладении нормами современного русского литературного языка.


2.ЗолотареваИ.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс:–М.: ВАКО, 2013.

2.Назарова Т.Н. ЕГЭ 2013.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части С.-М.: Издательство «Экзамен»,2013.

2. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в новом формате: (учебное поосбие).-М.:Интеллект-Центр, 2012.

2.http://festival.1 september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


3.Фефилова Г.Е. Русский язык.-10-11 класс: планы-конспекты уроков.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.



3.Сенина Н.А. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-изд.4-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион,2013.

3.Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч.-12-е изд., испр.-М.:Айри-пресс, 2011.


3.http://school-collection.edu.ru



4. Сенина Н.А.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. - Ростов н/Д:

Легион, 2012.


4. http://window.edu.ru

5. http://www.fipi



5. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов.-М.: Издательство "Национальное образование", 2015.


6.rus.reshuege.ru. Образовательный портал для подготовки к экзаменам