СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Теньгушевская СОШ» на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе в неделю - 5 часов; в год - 170 часов.
Цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (12 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. ( 37 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (28 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (45)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение ( 18 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Резерв 4 ч
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 48 |
8 | Повторение | 16 |
| | |
| Итого: | 170 часов |
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
| Тема урока | Тип урока. Количество часов | Характеристика деятельности | Дата | |||
По плану | Фактически | |||||||
Наша речь (4 ч) | ||||||||
1 |
| Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | Вводный урок 1 час | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
|
|
| ||
2 |
| Что можно узнать о человеке по его речи? | Комбиниро- ванный 1 час | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
|
|
| ||
3 |
| Как отличить диалог от монолога? | Комбиниро- ванный 1 час | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте) |
|
| ||
4 |
| Проверка знаний | Комбиниро- ванный 1 час | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению | . |
| ||
Текст (5 ч) | ||||||||
5 |
| Что такое текст? | Комбиниро ванный 1 час | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. |
|
| ||
6 |
| Что такое тема и главная мысль текста? | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
7 |
| Части текста. | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
8 |
| Диктант | Комбиниро ванный 1 час | Писать под диктовку.
|
|
| ||
9 |
| Работа над ошибками | Комбинированный урок 1 час | Уметь писать под диктовку, определять границы предложений по интонации и по содержанию. |
|
| ||
Предложение (12 ч) | ||||||||
10 |
| Что такое предложение?
| Комбиниро ванный 1 час | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно |
|
| ||
11 |
| Как из слов составить предложение? | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
12 |
| Контрольное списывание. | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
13 |
| Что такое главные члены предложения?
| Комбиниро ванный 1 час | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
|
. |
| ||
14 |
| Что такое второстепенные члены предложения? | Комбиниро ванный 1 час | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
|
|
| ||
15 |
| Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения | Комбиниро ванный 1 час | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. |
|
| ||
16 |
| Что такое распространённые и нераспространённые предложения?
| Комбиниро ванный 1 час | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения |
|
| ||
17 |
| Как установить связь слов в предложении?
| Комбиниро ванный 1 час | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
|
|
| ||
18 |
| Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень».
| Комбиниро ванный 1 час | Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.
| ||||
19 |
| Анализ сочинений. | 1 час |
| ||||
20 |
| Контрольный диктант. | Контрольный 1 час | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению | . |
| ||
21 |
| Работа над ошибками. | Урок закрепления знаний 1 час | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
|
| ||
Слова, слова, слова... (22 ч) | ||||||||
22. 23 |
| Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
| Комбиниро ванный 2 часа | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам Работать с толковым и орфографическим словарями. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), |
|
| ||
24 |
| Что такое однозначные и многозначные слова? | Комбиниро ванный 1 час | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата |
|
| ||
25 |
| Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | Комбиниро ванный 1 час | Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания |
|
| ||
26 |
| Что такое синонимы? | Комбиниро ванный 1 час | Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.
|
|
| ||
27 |
| Что такое антонимы? | Комбиниро ванный 1 час | Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
|
| ||
28 |
| Что такое антонимы? | Комбиниро ванный 1 час | Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
|
| ||
29 |
| Контрольный диктант. Работа над ошибками. | Комбиниро ванный 2 часа | Находить основу предложения и выписывать пары слов. Уметь ставить ударение и подчёркивать безударные гласные. |
|
| ||
30 |
| |||||||
31 |
| Что такое родственные слова? | Комбиниро ванный 1 час | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).
|
|
| ||
32 |
| Что такое родственные слова? | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
33 |
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
34 |
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Комбиниро ванный 1 час | Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
|
|
| ||
35 |
| Какие бывают слоги? | Комбиниро ванный 1 час | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов |
|
| ||
36 |
| Как определить ударный слог? | Комбиниро ванный 1 час | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. |
|
| ||
37 |
| Как определить ударный слог? | Комбиниро ванный 1 час | Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.
|
|
| ||
38 |
| Как переносить слова с одной строки на другую? | Комбиниро ванный 1 час | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик).
|
|
| ||
39 |
| Как переносить слова с одной строки на другую? | Комбиниро ванный 1 час | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик).
|
|
| ||
40 |
| Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Комбиниро ванный 1 час | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
|
| ||
41 |
| Проверочная работа.
| Конт- рольный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
|
|
| ||
42 |
| Контрольный диктант. | Контроль-ный 1 час | Уметь писать слова с изученными орфограммами. Видеть в словах орфограммы, правильно их записывать. Анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
| ||
43 |
| Работа над ошибками. | Контроль-ный 1 час | Уметь писать слова с изученными орфограммами. Видеть в словах орфограммы, правильно их записывать. Анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
| ||
Звуки и буквы – 34 ч | ||||||||
44 |
| Как различать звуки и буквы? | 1 ч | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
|
| ||
45 |
| Как мы используем алфавит? | Комбиниро ванный 1 час | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь |
|
| ||
46 |
| Как мы используем алфавит? Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | Комбиниро ванный 1 час | Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).
|
|
| ||
47 |
| Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Комбиниро ванный 1 час | Находить имена собственные и писать их с большой буквы. |
|
| ||
48 |
| Как определить гласные звуки? | Комбиниро ванный 1 час | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. |
|
| ||
49 |
| Контрольный диктант. | Комбиниро ванный 1 час | Проверить умение учащихся писать и оформлять предложения. Правильно писать слова со знакомыми орфограммами. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
| ||
50 |
| Работа над ошибками. | Комбиниро ванный 1 час | Анализировать ошибки и способы их устранения. |
|
| ||
51 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне? | Комбиниро ванный 1 час | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
*Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.
|
|
| ||
52 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
53 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
54 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
55 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
56 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
| Комбиниро ванный 1 час | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов |
|
| ||
57 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
| Комбиниро ванный 1 час | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов |
|
| ||
58 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
| Комбиниро ванный 1 час | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов |
|
| ||
59 |
| Развитие речи. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
| Комбиниро ванный 1 час | Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). |
|
| ||
60 |
| Диктант. Провероч-ная работа.
| Контрольный 1 час | Проверка написания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов |
|
| ||
61 |
| Работа над ошибками. | Обобща ющий 1 ч. | Проверка ошибок написания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов
|
|
| ||
62 |
| Как определить согласные звуки?
| Комбиниро ванный 1 час | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). |
|
| ||
63 |
| Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
| Комбиниро ванный 1 час | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). |
|
| ||
64 |
| Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
| Комбиниро ванный 1 час | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). |
|
| ||
65 |
| Слова с удвоенными согласными
| Комбиниро ванный 1 час | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). *Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний |
|
| ||
66 |
| Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. | Комбиниро ванный 1 час | Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.
|
|
| ||
67 |
| Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | Комбиниро ванный 1 час | Заинтересовать детей темой проекта Научиться решать логические задачи по русскому языку. Отбирать занимательный материал по предмету. Строить сообщения в устной и письменной форме. |
|
| ||
68 |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | Комбиниро ванный 1 час | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. |
|
| ||
69 |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | Комбиниро ванный 1 час | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. |
|
| ||
70 |
| Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | Комбиниро ванный 1 час | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
71 |
| Комбиниро ванный 1 час |
|
| ||||
72 |
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | Комбиниро ванный 1 час | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
73 |
| Контрольный диктант. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь определять орфограмму и правильное написание слов. Анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
| ||
74 |
| Проверочная работа. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь определять орфограмму и правильное написание слов. Анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
| ||
75 |
| Работа над ошибками. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь анализировать ошибки. Классифицировать их по орфограммам. Аргументированно отвечать. Доказывать своё мнение.
|
|
| ||
76 |
| Наши проекты «Пишем письмо» | Комбиниро ванный 1 час | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.
|
|
| ||
77 |
| Обобщающий урок. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь применять знания для решения нестандартных задач. Аргументированно отвечать, доказывать своё мнение. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
| ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 ч | ||||||||
|
| Буквосочетания чк, чн, чт,щн, нч
| Комбиниро ванный 2 часа
| Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
|
| ||
78 |
| |||||||
79 |
| Развитие речи. Обучающее изложение.
| Комбиниро ванный 1 час | Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.
|
|
| ||
80 |
| Повторение темы « Твёрдые и мягкие согласные» | Комбиниро ванный 1 час | Уметь находить в словах изученные орфограммы. Обосновывать написание слов. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу. Определять произношение слова по орфоэпическому словарю. |
|
| ||
81 |
| Контрольный диктант.
| Конт рольный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
82 |
| Закрепление знаний. Работа над ошибками. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь находить в словах изученные орфограммы. Обосновывать написание слов. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу. Определять произношение слова по орфоэпическому словарю.
|
|
| ||
83 |
| Наши проекты. Рифма. | Комбиниро ванный 1 час | Уметь выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами. Работать в парах, в группах. Участвовать в обсуждении. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
|
| ||
84 |
| Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу.
| Комбиниро ванный 2 часа
| Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. *Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. |
|
| ||
85 |
| |||||||
86 |
| Буквосочетания жи– ши, ча-ща, чу-щу Проверь себя.
| Конт рольный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
87 |
| Как отличить звонкие согласные звуки от глухих | Комбиниро ванный 1 час | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
|
| ||
88 |
| Как отличить звонкие согласные звуки от глухих | Комбиниро ванный 1 час | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
|
| ||
89 |
| Проверка парных согласных в корне слова. | Комбиниро ванный 1 час | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог |
|
| ||
90 |
| Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Комбиниро ванный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
|
|
| ||
91 |
| Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | Комбиниро ванный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам |
|
| ||
92 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Комбинированный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных на конце слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».
|
|
| ||
93 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Комбинированный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных на конце слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».
|
|
| ||
94 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Комбинированный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных на конце слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. |
|
| ||
95 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | Комбинированный 1 час | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных на конце слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. Находить в тексте конкретные сведения и факты. |
|
| ||
96 |
| Проверка знаний. | Контроль-ный 1 час | Уметь применять правила правописания. Писать под диктовку. Проводить звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму. Подбирать примеры на изученную орфограмму |
|
| ||
97 |
| Диктант.
| Контроль-ный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
98 |
| Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | Обобща- ющий 1 ч. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
99 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком.
| Комбиниро ванный 1 час | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.
|
|
| ||
100 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком.
| Комбиниро ванный 1 час |
|
| |||
101 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком.
| Комбиниро ванный 1 час | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.
|
|
| ||
102 |
| Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Комбинированный 1 час. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.
|
|
| ||
103 |
| Контрольное списывание. | Комбинированный 1 час. | Научить соотносить произношение и написание слов. Определять место орфограммы в слове. Безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием. Проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
|
|
| ||
104 |
| Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Комбиниро ванный 1 час | Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя) |
|
| ||
105 |
| Проверка знаний. | Конт рольный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
|
|
| ||
106 |
| Обобщение изученного материала. | Комбинированный 1 час. | Научить соотносить произношение и написание слов. Определять место орфограммы в слове.
|
|
| ||
Части речи – 48 ч | ||||||||
107 |
| Что такое части речи? (2 ч)
| Комбиниро ванный 2 часа
| Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. *Слова с непроверяемым написанием: месяц. |
|
| ||
108 |
| |||||||
109 |
| Что такое имя существительное? | Комбиниро ванный 1час | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. |
|
| ||
110 |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные .
| Комбиниро ванный 1часа | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка). |
|
| ||
111 |
| Собственные и нарица тельные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
| Комбиниро ванный 1 час | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
|
| ||
112 |
| Собственные и нарица тельные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Комбинированный 1 час. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
|
| ||
113 |
| Собственные и нарица тельные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, названиях книг, журналов, газет. | Комбинированный 1 час. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
|
| ||
114 |
| Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | Комбинированный 1 час. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
|
| ||
115 |
| Заглавная буква в географических названиях. | Комбинированный 1 час. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
|
| ||
116 |
| Обучающее изложение. | Комбиниро ванный 1 часа | Научиться пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. Находить в тексте конкретные сведения и факты. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить факты с общей идеей текста. Составлять план текста. Подробно пересказывать текст в письменной форме. Расспознавать в словах изученные орфограммы.
|
|
| ||
117 |
| Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Комбинированный 1 час. | Научиться распознавать собственные имена существительные Самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу. Использовать специальную терминологию при определении части речи. |
|
| ||
118 |
| Диктант | Контрольный 1 час. | Научить применять правила правописания. Писать под диктовку. Проводить звуко-буквенный разбор слова. Подбирать примеры на изученную орфограмму. |
|
| ||
119 |
| Работа над ошибками. | Комбинированный 1 час. | Научить сопоставлять произношение и написание слов. Применять правила правописания. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах Подбирать примера на изученную орфограмму. Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
|
|
| ||
120 121 122 |
| Единственное и множественное число имён существительных (3 ч). | Комбиниро ванный 3 часа | Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. |
|
| ||
123 |
| Обучающее изложение | Комбинированный 1 час. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.
|
|
| ||
124 |
| Проверка знаний. | Контрольный 1 час | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
|
|
| ||
125 |
| Диктант | Контрольный 1 час | Научить применять правила правописания. Писать под диктовку. Проводить звуко-буквенный разбор слова. Подбирать примеры на изученную орфограмму. |
|
| ||
126 |
| Работа над ошибками. | Комбинированный 1 час. | Научить сопоставлять произношение и написание слов. Применять правила правописания. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах Подбирать примера на изученную орфограмму. Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
|
|
| ||
127 |
| Что такое глагол?
| Комбиниро ванный 3 часа | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
| ||
128 129 |
| |||||||
|
| |||||||
130 131 |
| Единственное и множественное число глаголов (2 ч) | Комбиниро ванный 2 часа | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин |
|
| ||
132 |
| Правописание частицы не с глаголами (1 ч).
| Комбиниро ванный 1 час | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать |
|
| ||
133 |
| Обобщение знаний по теме «Глагол» | Обобща ющий 1 ч. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
| ||
134 |
| Что такое текст-повествование? | Комбиниро ванный 1 час | Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании Распознавать текст-повествование.
|
|
| ||
135 |
| Проверка знаний. | Контрольный 1 час | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
|
|
| ||
136 137 |
| Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным.
| Комбиниро ванный 2 часа | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. *Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. |
|
| ||
138 |
| Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | Комбинированный 1 час. | Научиться подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Устанавливать связь между прилагательным и существительным. Применять правила правописания. Устанавливать анологии. |
|
| ||
139 |
| Единственное и множественное число имён прилагательных.
| Комбиниро ванный 1 часа | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
|
| ||
|
| |||||||
140 |
| Что такое текст-описа ние?
| Комбиниро ванный 1 час | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.
|
|
| ||
141 |
| Проверка знаний. | Контрольный 1 час
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
| ||
142 143 |
| Общее понятие о предлоге. | Комбиниро ванный 2 часа | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. |
|
| ||
144 |
| Восстановление предложений. | Комбинированный 1 час | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.
|
|
| ||
145 146 |
| Проверка знаний.
Диктант. | Контрольный (2 часа)
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
147 |
| Работа над ошибками. | Комбинированный 1 час | Научить сопоставлять произношение и написание слов. Применять правила правописания. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах Подбирать примера на изученную орфограмму. Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
|
|
| ||
148 149 |
| Что такое местоимение? | Комбинированный 1 час | Научиться осознавать местоимение как часть речи. Употреблять местоимение вместо существительных. Применять правила правописания. |
|
| ||
150 |
| Что такое текст-рассуждение? | Комбинированный 1 час. | Научить определять вид текста( описание, повествование или рассуждение). Применять правила правописания.
|
|
| ||
151 |
| Проверка знаний. | Контрольный 1 час. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
152 |
| Контрольный диктант. | Контрольный 1 час. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
|
| ||
153 |
| Работа над ошибками. | Комбинированный 1 час | Научить сопоставлять произношение и написание слов. Применять правила правописания. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах Подбирать примера на изученную орфограмму. Проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
|
|
| ||
Повторение- 16 ч | ||||||||
154 |
| Повторение по теме «Текст».
| Комбиниро ванный 1 час | Учиться отличать текст от предложения. Определять виды текстов. Применять правила правописания.
|
|
| ||
155 |
| Сочинение по картине. | Комбиниро ванный 1 час | Научить соотносить словесные и зрительные образы. Выражать своё отношение к картине.
Понимать идейный замысел художника. Применять правила правописания. Оценивать правильность выполнения действия. |
|
| ||
156 |
| Повторение по теме «Предложение». | Комбинированный 1 час. | Научить отличать предложение от группы слов. Писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения. Находить границы предложения. |
|
| ||
157 |
| Повторение по теме «Предложение». | Комбинированный 1 час. | Научить отличать предложение от группы слов. Писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения. Находить границы предложения. |
|
| ||
158 |
| Повторение по теме» Слово и его значение» | Комбинированный 1 час. | Научить распознавать однокоренные слова по двум признакам. Подбирать антонимы и синонимы. Подбирать группы однокоренных слов. |
|
| ||
159 |
| Повторение по теме « Части речи». | Комбинированный 1 час. | Научить распознавать части речи. Характеризовать как часть речи существительные и прилагательные. Осознавать их роль в речи.
|
|
| ||
160 |
| Повторение по теме « Части речи». | Комбинированный 1 час. | Научить распознавать части речи. Характеризовать как часть речи существительные и прилагательные. Осознавать их роль в речи.
|
|
| ||
161 |
| Повторение по теме « Звуки и буквы». | Комбинированный 1 час | Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки. Выделять одинаковые и разные звуки. Проводить фонетический анализ слова. |
|
| ||
162 |
| Повторение по теме « Правила правописания» | Комбинированный 1 час. | Научить осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. |
|
| ||
163 |
| Контрольное списывание. | Контроль-ный 1 час | Научить списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. Видеть и запоминать все предложение и его отдельные части. Видеть орфограммы в слове. Проверять написанный текст. |
|
| ||
164-169 |
| Повторение и закрепление изученного материала. | Комбинированный 1 час. | Научить осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой.
|
|
| ||
170 |
| Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | Комбинированный 1 час. | Устанавливать связи между изученными темами. Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий. Подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать анологии.
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Дополнительная литература для учителя:
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор – составитель О.Ф.Брыскина. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 111 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2012. – 159 с. – (Школа России).
Литвинова. Е.А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 2 класс / Литвинова Е.А. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 96 с.
Максимова, Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 2 класс. – М.: Астрель, 2004
ТСО
Компьютер с выходом в Интернет
Классмейты для учащихся.
Проектор
Интерактивная доска
Цифровой фотоаппарат
ЦОРы
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс. (1 СD).
Словарные слова (1 СD).
Наглядные средства обучения. Таблицы.
Части речи.
Разделительный Ь.
Однокоренные слова и формы слова.
Безударные гласные в корне слова.
Парные согласные в середине слова.
Связь слов в предложении.
Правописание предлогов.
Гласные звуки буквы.
Согласные звуки.
Правописание согласных корня.
Правописание безударных гласных корня.
Члены предложения.
Гласные после шипящих.
Сочетания букв.
Перенос слова.
Парные согласные звуки в конце слова.
Род и число имен существительных.
Число имен прилагательных.
Правописание НЕ с глаголами.
Второстепенные члены предложения.
Набор словарных слов с непроверяемыми гласными.
Набор словарных слов с двойными согласными.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Сайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ru
Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Учительская газета www.ug.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
Учитель-национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Школьный портал http://www.portalschool.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru