Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
станицы Смоленской МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № _1_
от «____»_августа___2014 года
Председатель педсовета
_______________ Н.В.Котова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Ступень обучения _начальное общее образование, 1 – 4 классы___
Количество часов ___543 Уровень __базовый___________
Программа разработана на основе:сборника рабочих программ «Школа России», ФГОС общего начального образования, 1-4 классы, авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: «Просвещение», 2011 г, «Русский язык», авторВ. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева и др.
Составители: рабочая группа учителей начальных классов Торосова Е.Н, Беззабарова В.Н., Харченко Н.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе сборника рабочих программ «Школа России» , ФГОС общего начального образования, 1-4 классы, авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: «Просвещение», 2011 г, «Русский язык», авторВ. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева и др.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При составлении рабочей программы по русскому языку для 1-4классов основывались:
- на Приказе Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Письме министерства образования и науки КК от 27.09.2012г. № 47-44802/12-14.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Рабочая программа по русскому языку начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте (письмо и чтение) направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного(заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварногопериода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный). На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
•система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
•орфография и пунктуация;
•развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, па обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации па основе формирования универсальных учебных действий.
Местокурса«Русскийязык»вучебномплане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется : В I классе -207 ч обучение грамоте: из них 115ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и чтению 92ч. (18 недель), 50ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—3 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе -153 ч.(1 полугодие – 5ч., 2 полугодие
4 ч.)
Результатыизучениякурса
Личностныерезультаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение«социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметныерезультаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Количество часов в разделах по темам распределены самостоятельно. Количество часов на изучение тем соответствует тематическому планированию к учебникам «Азбука», «Русский язык» авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Изменения количества часов в 4 классе по русскому языку связано с введением курса ОРКСЭ и несоответствием количества часов в авторской программе с учебным планом школы. Количество часов сокращено с 170 до 153 (основание: приказ ДОН от 10.07.2012 г №5563)
В рабочей программе внесены следующие изменения:
Повторение - сокращено на 9 часов;
Предложение - сокращено на 3 часа;
Части речи сокращено на 5 часов.
Таблица распределения учебных часов рабочей программы в соответствии с учебным планом.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | кл. | 4кл. |
| I.Обучение грамоте (письмо/чтение) | 207 (115/92) | 207 ч. (115/92) | | | | |
| Добукварный период (чтение/письмо) | 31 ч (14 ч/17 ч) | 31 ч | 14 ч/17 ч | | | |
| Букварный период (чтение/письмо) | 120 ч (53 ч. /67 ч.) | 140 ч. | 62ч./78ч. | | | |
| Послебукварный(чтение/письмо) | 36 ч.(16 ч./ 20 ч.) | 36 ч. | 16 ч./20ч. | | | |
| Резерв | 20ч | | | | | |
| II.Систематический курс | | | | | | |
1 | Наша речь | | 7 ч | 2 | 3 | 2 | |
2 | Текс, предложение | | 42 ч | 3 | 16 | 14 | 9 |
3 | Слова, слова, слова… | | 62 ч | 4 | 18 | 19 | 21 |
| Состав слова | | 16 | | | 16 | |
| Правописание частей слова | | 29 | | | 29 | |
4 | Слово и слог. Ударение | | 6 | 6 | | | |
| Звуки и буквы | | 93 | 34 | 59 | | |
| Части речи | | 243 | | 58 | 76 | 109 |
| Повторение | | 45 | 1 | 16 | 14 | 14 |
| Всего | 560 | 543 | 50 | 170 | 170 | 153 |
Содержание
Обучение грамоте 207ч.(письмо 115ч. и чтение 92 ч.)
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слон.
Систематический курс 543 ч.
Наша речь 7ч.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текс и предложение 42 ч.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. 'Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах, синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение; «раздельное написание слов; » обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—шу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
•знаки препинания в конце предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросом) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных туков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; » разделительные ъ и ь;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
•соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственною числа (читаешь, учишь);
•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
•запятая при обращении в предложениях;
•запятая между частями в сложном предложении.
Слова, слова, слова … 62ч.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, (фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова 16ч. (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Звуки и буквы 93 ч.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Части речи 243ч.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные ч служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; но эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные
Повторение 45 ч.
Система оценки планируемых результатов.
Основными видами контроля являются:
- стартовый (предварительный) контроль.
Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
- Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексные диагностические и контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка;
- индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии рабочей программой.
Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике - и одна комплексная контрольная работа.
Используется и традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. Достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения и др.).
Количество контрольных итоговых работ по русскому языку
Виды контроля | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Развитие речи | 10 | 23 | 26 | 25 |
Проверочный диктант | 3 | 1+2 (АКР) | 1+2 (АКР) | 2 (АКР) |
Проверочная работа | - | 9 | 5 | 4 |
Контрольный диктант | 1 (ККР) | 2+1(АКР) | 2+1 (АКР) | 4+1 (АКР) |
Проверочная работа (контрольное списывание, словарный диктант, тест)
Диктант
Классы | Четверти/количество слов |
I | II | III | IV |
| Объем текста: |
1-й класс | | | | 15 - 17 |
2-й класс | 20-25 | 25-35 | 35-40 | 40-45 |
3-й класс | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-70 |
4-й класс | 65-70 | 70-75 | 75-85 | 85-90 |
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задании
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Классы | Четверти |
I | II | III | IV |
| Объем текста: |
2-е | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 |
3-е | 40-45 | 45-50 | 50-55 | 55-60 |
4-е | 60-65 | 65-75 | 70-75 | 75-80 |
Словарный диктант
Классы | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество слов | 6-8 слов | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Критерии оценки | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. |
Тест
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения. Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктанта.Во 2-3 классах выводится одна общая отметка. Можно оценивать двумя отметками. В 4 классе работа по развитию речи оценивается только двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
Направления проектной деятельности:
№ п/п | Тема проекта | Класс |
1 | Скороговорки. Составления сборника скороговорок. | 1 класс, 2 полугодие |
2 | Сказочная страничка. | 1 класс, 2 полугодие |
3 | И в шутку и всерьёз. Занимательные задания по русскому языку | 2 класс, 1 полугодие |
4 | Пишем письмо | 2 класс, 1полугодие |
5 | Проект «Рифма» | 2 класс, 2 полугодие |
6 | В словари - за частями речи | 2 класс, 2 полугодие |
7 | Рассказ о слове | 3класс, 1 полугодие |
8 | Семья слов | 3класс, 1 полугодие |
9 | Тайна имени | 3класс, 2 полугодие |
10 | Зимняя страничка | 3класс, 2 полугодие |
11 | Имена прилагательные в загадках | 3класс, 2 полугодие |
12 | Говорите правильно | 4класс, 1 полугодие |
13 | Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | 4класс, 2 полугодие |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
1. Горецкий В.Г. и др «Азбука» в 2 частях
2. Илюхина В.А. «Чудо-прописи» в 4 частях
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 1 класс
2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 2 класс
3.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3класс
4.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс
Рабочие тетради
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2ч.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 ч.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс в 2 ч.
Методические пособия
Горецкий В.Г. и др. «Обучение грамоте» методическое пособие 1 класс
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» методическое пособие 1 класс
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» методическое пособие 2 класс
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» методическое пособие 3 класс
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» методическое пособие 4 класс
Печатные пособия
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно букв, образцы письменных букв)
2.Талицы к основным разделам грамматического материала
3.Наборы сюжетных картинок
4.Словари по русскому языку (орфографический, толковый, фразеологический)
Технические средства
1.Классная доска с набором креплений
2.Интерактивная комплект (доска, мультимедийный проектор, компьютер)
3.Магнитофон
4.Документ камера
5.Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
1.Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные пособия.
2.Канакина В.П. Электронные учебники
3.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
4.Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку
Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Игры игрушки.
Наборы ролевых игр и конструкторов.
Оборудование класса.
1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев
2.Шкафы для хранения учебников.
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МО учителей начальных классов От "28"августа 2015г. Руководитель МО начальных классов __________ /Р.И. Гасенко/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ / Н.А. Семешко/ «28» августа 2015 г |
Таблица тематического распределения количества часов, 1 класс
№ п/п | Разделы, темы | Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Обучение грамоте | 207 | 207 ч. |
| Добукварный период (чтение/письмо) | 31 ч (14 ч/17 ч) | 31 ч (14 ч/17 ч) |
Букварный период (чтение/письмо) | 120 ч (53 ч. /67 ч.) | 140 ч. (62 ч./ 78 ч.) |
Послебукварный(чтение/письмо) | 36 ч.(16 ч./ 20 ч.) | 36 ч. (16 ч./ 20 ч.) |
Резерв | 20 ч | |
2. | Наша речь | 2 ч. | 2 ч. |
3 | Текст, предложение, диалог | 3 ч. | 3 ч. |
4 | Слова, слова, слова… | 4 ч. | 4 ч. |
5 | Слово и слог. Ударение. | 6 ч. | 6 ч. |
6 | Звуки и буквы | 34 ч. | 34 ч. |
| Алфавит и азбука | | 4 ч |
Гласные звуки ударные и безударные | 8 ч |
Согласные звуки мягкие и твёрдые | 8 ч. |
Парные согласные по звонкости и глухости | 5 ч |
Шипящие согласные звуки | 6 ч |
Заглавная буква в словах | 3 ч. |
7 | Повторение | 1 ч | 1 ч |
| Итого | 257 (207 ОГ / 50 русский) | 257 (92 ОГ чтение / 165 русский) |