Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе следующих документов:
Закона «Об образовании» РФ.
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г №373.
Авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Я. Желтовской, О.Б. Калининой для 2 класса.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 42 г. Липецка на 2011-2015 годы
Учебного плана МБОУ СОШ № 42 г.Липецка.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы разработана с учётом общих целей изучения курса на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы учебно-методического комплекта «Планета знаний» под редакцией Л. Я. Желтовской, О.Б. Калининой для 2 класса. (Москва, Астрель, 2012г.)
Выбор авторской программы под редакцией Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой для 2 класса определяется тем, что:
Программа начальных классов по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Она разработана в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений о языковых закономерностях, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и коммуникативного развития младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира,частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной иписьменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников,способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, поэтому в программу не внесено изменений.
Общая характеристика учебного предмета
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ СОШ №42 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания итехнологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается основной (базовый) минимум содержания и его вариативная часть. В программе вариативная часть даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку и от языка к речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №42 отводится 5 часов в неделю, итого 163 часа за учебный год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
– внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
– понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственными, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
– осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как родному;
– адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– чувства сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
– осознания русского языка как основного средства общения народов России;
– осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимания разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
– восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят свое отражение в языке;
– понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и его истокам;
– положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
– понимать цель выполняемых действий;
– в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
– понимать важность планирования работы;
– осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
– выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
– осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
– вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
– оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
– в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
– намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
– объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
– осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
– оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
– ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
– использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
– выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
– строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
– находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
– владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
– свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
– прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
– находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
– владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
– уметь слышать, точно реагировать на реплики;
– понимать тему высказывания (текста) по содержанию, заголовку;
– быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
– договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
– озаглавливать текст;
– задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
– строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные
Учащиеся научатся:
– осознавать слово как главное средство языка; осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
– различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие);
– использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
– использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
– производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
– соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала); различать родственные (однокоренные) слова; осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
– осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
– применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
– определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
– осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);
– каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
– устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
– излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты (сочинения) в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Содержание учебного предмета
Язык и речь (вводный раздел)
Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Повторение изученного о языке в 1 классе
Слово и его строение. Звуковое, буквенное,слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков
Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч,щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи
Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение
Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст
Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.
Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи.
Средства и объём высказывания: слово, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний:спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная
строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная,учебно-деловая, художественная, разговорная речь).
Речевой этикет
Этикетные высказывания: приветствие, прощание, вопрос, благодарность, поздравление, пожелание.
Развитие речи (коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил,
определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по
объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, новогоднем празднике, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Овладение нормами орфоэпии и
правильного интонирования предложения и текста. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на.., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как.., неуклюжий, точно.., словно.)Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, благодарность, поздравление, пожелание).
Язык как средство общения
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем
мысли и чувства).Русский язык — родной язык русского народа. Связь
развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён
(имён, фамилий). Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия*. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А;3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ;6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У,Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика).Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание).Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями. Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор). Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как,что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под,в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и
предложений.
Синтаксис и пунктуация. Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять на звание). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка,
вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография. Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря. Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.
Повторение
Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Контрольные работы (в том числе) | Развитие речи (в том числе) |
О даре слова | 5 | | 1 |
Слово и его строение | 42 | 2 | 5 |
Слово и его значимые части | 10 | 1 | |
Правописание слов | 22 | 3 | 3 |
Жизнь языка в речи | 10 | 1 | 1 |
Правописание слов | 33 | 3 | 3 |
Части речи | 23 | 1 | 2 |
Язык и речь | 8 | | 1 |
Повторение | 10 | 1 | |
Итого: | 163 | 12 | 16 |
Виды и формы контроля
списывание;
комментированное письмо;
письмо по памяти;
обучающие диктанты (зрительно-слуховой, объяснительно-предупредительный, выборочный, словарный, творческий);
контрольный диктант.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. Москва,АСТ, Астрель,2012;
Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М.: АСТ, Астрель,2011;
Ундзенкова А.О., Русский с увлечением, Екатеринбург,2008;
ТикуноваЛ.И.,1200 диктантов и творческих работ по русскому языку, Москва, Дрофа, 2004;
Тикунова Л. И., Сборник диктантов и творческих работ, Москва, Просвещение, 2005.
Для учащихся:
Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. Москва,АСТ, Астрель,2012;
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — Москва, АСТ, Астрель,2012.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru Информационно-коммуникативные средства.
1. Презентации к урокам, созданные учителем.
Наглядные пособия.
1. Русский язык. 2 класс. Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы.
2. Самодельные наглядные пособия.
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. мультимедийная доска.