СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и рекомендациями примерной программы по русскому языку для 2 класса, а такжеавторской программы по русскому языку для 2 класса М. С. Соловейчик (УМК «Гармония»).
Раздел V. Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата по плану | дата факт. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | |||||||||||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем – 7 часов. | ||||||||||||||||||||
1 | Поговорим об ушедшем лете… | 1.09 |
| Урок повторения |
Восприятие и понимание звучащей речи.
Практическое овладение диалогической формой речи, монологическими высказываниями (рассказ – описание, повествование), рассуждение на доступные детям темы. Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и т. д. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого материала. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста Слово и его значение. Слова, обозначающие предметы. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Фонетика. Практическое овладение диалогической формой речи, монологическими высказываниями. Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и т. д. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Фонетика. Графика. Звуки и буквы: гласные и согласные, ударные и безударные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Ударение. Слово и его значение. Морфология. Слова, обозначающие предметы; признаки предметов, действия предметов. | Знать, как построен учебник, основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. Уметь: пользоваться учебником, находить информацию; анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; различать предложение и слова; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Знать: признаки устной и письменной речи; основные единицы русского языка; Уметь: анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов. | фронтальный
тест | |||||||||||||
2 | О нашей речи | 2.09 |
| Урок повторение | ||||||||||||||||
3 | Что ты знаешь о словах? | 5.09 |
| Урок повторение | Знать: признаки изученных частей речи; понятие «предмет», «признак», «действие». Уметь: анализировать и кратко характеризовать части речи; выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы. делить слова на группы по разным признакам; выполнять морфологический разбор слова. | Текущий, словарный диктант | ||||||||||||||
4 | Будем говорить понятно
| 6.09 |
| Урок закрепления | тест | |||||||||||||||
5 | Звуко-буквенный разбор. | 7.09 |
| Урок повторение | Фронтальный опрос. | |||||||||||||||
6 | Может ли быть непонятной письменная речь | 8.09 |
| Урок закрепления | Знать минимум понятий о звуках. Уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; выделять гласные и согласные звуки; делить слова на слоги; выполнять фонетический разбор слова. Знать о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. Уметь: анализировать и кратко характеризовать части речи; слышать звучащее слово; выполнять фонетический разбор слова. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
7 | Может ли быть непонятной письменная речь | 9.09 |
| Урок закрепления | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
Правописание ь между согласными 5 часов. |
| |||||||||||||||||||
8 | Знакомство со случаями написания ь и его отсутствием в сочетаниях чк, чн, щн. | 12.09 |
| Комбинированный урок | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Правописание сочетаний чк,, чн, щн. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление ь и ъ. Употребление разделительных ь и ъ. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. | Знать правила написания сочетаний чк, чн, щн. Уметь: анализировать и кратко характеризовать части речи; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выполнять звукобуквенный разбор слова. Знать, что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. Уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выделять в речи мягкие и твердые согласные. Знать сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь(зд, сн, зн, нщ, ст). Уметь: видеть «опасные» места в словах и правильно их писать; различать произношение и написание слов. Знать правила написания ь между двумя согласными. Уметь: видеть «опасные» места в словах и правильно их писать; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; соблюдать орфоэпические нормы. | Текущий, словарная работа. | |||||||||||||
9 | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место. | 13.09 |
| Комбинированный урок | Фронтальный опрос. | |||||||||||||||
10 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ( зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт.) | 14.09 |
| Комбинированный урок | Выборочный диктант | |||||||||||||||
11 | Закрепление правила написания ь между двумя согласными. | 15.09 |
| Урок закрепления | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
12 | Входной диктант.. | 16.09 |
| Урок контроля знаний | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (75 – 80 слов). | Входной диктант. | ||||||||||||||
Способы обозначения звука й. Разделительные ъ и ь знаки. – 5 часов. | ||||||||||||||||||||
13 | Повторение известных способов обозначения звука й. | 19.09 |
| комбинированный |
| Знать способы обозначения звука й на письме гласными буквами я, ю, е, ё. Уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; выполнять фонетический разбор слова. Знать: роль разделительных ь и ъ; правила написания разделительных ь и ъ. Уметь: правильно употреблять в письменной речи разделительные ь и ъ; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; | Выборочный диктант | |||||||||||||
14 | Знакомство с назначением разделительных ь и ъ. Освоение правописания разделительных ь и ъ. | 20.09 |
| Объяснение нового материала. |
| |||||||||||||||
15 | Формирование умения использовать разделительный ь. | 21.09 |
| комбинированный | выполнять звукобуквенный разбор слова. различать произношение и написание слов. работать со словарем (алфавит) | Фонетический разбор | ||||||||||||||
16 | Закрепление изученного о разделительных ь и ъ. | 22.09 |
| Урок закрепления | Знать отличия в употреблении разделительных ь и ъ. Уметь: писать слова с разделительным ь и ъ. Знать способы обозначения звука й на письме гласными буквами я, ю, е, ё в начале слова, после другой гласной, после ь и ъ. Уметь писать слова с йотированными гласными. | тест | ||||||||||||||
17 | Обобщение: три способа обозначения звука й . | 23.09 |
| комбинированный | тест | |||||||||||||||
Подведем первые итоги – 3 часа. | ||||||||||||||||||||
18 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | 26.09 |
| Урок закрепления | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк ,чн, щн. Употребление разделительных ь и ъ. звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание безударных гласных. Правописание парных звонких и глухих согласных. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. в начале предложения, в именах собственных. Правописание парных звонких и глухих согласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. Употребление разделительных ь и ъ. Написание под диктовку текста ( 75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря Восприятие и понимание звучащей речи. Практическое овладение монологической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями. Создание небольшого текста (сочинения). Безошибочное списывание текста. Различие слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении | Знать: - о роли гласных звуков в обозначении мягкости и твердости согласных; -признаки изученных частей речи; - изученные орфографические правила; Уметь: - видеть в словах «опасные» места и правильно их писать; - анализировать и кратко характеризовать звуки речи и части речи; - различать произношение и написание слов; - выполнять фонетический и морфологический разбор слова; - без ошибок списывать несложный текст(70 – 90 слов); - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
|
| |||||||||||||
19 | Диктант по теме «Мягкость – твердость согласных звуков». | 27.09 |
| Контроль знаний | диктант | |||||||||||||||
20 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 28.09 |
| комбинированный | Словарная работа | |||||||||||||||
Главные опасности письма. Как писать без ошибок?25 часов |
|
|
| |||||||||||||||||
21. Знакомство с понятием «орфограмма». 29.09 объяснение нового материала | Знать:- понятие «орфограмма», изученные орфограммы; Уметь: видеть в словах «опасные» места и правильно их писать; подбирать проверочные слова и объяснять написание слов; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; | Текущий, словарная работа | ||||||||||||||||||
22 | Орфограммы безударных и ударных гласных. | 30.09 |
| комбинированный |
| Знать орфограмму о безударных и ударных гласных. Уметь: - находить безударные гласные в слове; - сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; - подбирать проверочные слова. Знать орфограмму о парных по глухости – звонкости согласных. Уметь: - находить парные согласные в корне; - подбирать проверочные слова. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
23 | Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных. | 3.10 |
| комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
24 | Непарные по глухости – звонкости согласные – не орфограммы. | 4.10 |
| комбинированный | Знать, что непарные по глухости – звонкости согласные не являются орфограммами. Уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи; находить непарные по глухости - звонкости согласные в слове; Знать, что непарные по глухости – звонкости согласные не являются орфограммами. Уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи; определять орфограммы в слове; различать произношение и написание слов; правильно писать слова с изученными орфограммами. | тест | ||||||||||||||
25 | Парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими – не орфограммы. | 5.10 |
| комбинированный | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
26 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. | 6.10 |
| Урок закрепления | тест | |||||||||||||||
27 | Введение письма «с окошками» | 7.10 |
| Объяснение нового материала. | Знать: особенности письма «с окошками»; изученные орфограммы Уметь: находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; писать словарные слова | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
28 | Обучение работе с орфографическим словарем. | 10.10 |
| комбинированный | Знать: правила работы с орфографическим словарем; изученные орфограммы. Уметь: работать с орфографическим словарем. Знать приемы и правила письма «с окошками» Уметь: выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные» места и объяснять написание слов; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. | Текущий, слов.работа | ||||||||||||||
29 | Обучение письму «с окошками» на месте всех буквенных орфограмм по памятнее № 3. | 11.10 |
| комбинированный | Текущий, слов.работа | |||||||||||||||
30 | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов оно, она, они. | 12.10 |
| Объяснение нового материала. | Знать: способы выбора букв путем подстановки слов «она», «они», «оно», «он». Уметь: использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов; выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные» места и объяснять написание слов; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. Знать приемы и правила письма «с окошками» Уметь: решать орфографические задачи изученными способами. | Выборочный диктант | ||||||||||||||
31 | Закрепление письма «с окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами. | 13.10 |
| Урок закрепления | Текущий, слов.работа | |||||||||||||||
32 | Введение памятки письма «с окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы. | 14.10 |
| Объяснение нового материала | Знать памятку письма «с окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы. Уметь: выполнять письмо «с окошками»; выделять буквенные орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов. правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
33 | Закрепление нового способа письма. | 17.10 |
| Урок закрепления | Списывание текста | |||||||||||||||
34 | Тренировка в письме «с окошками» по памятке № 4. | 18.10 |
| комбинированный | Знать: памятку № 4; изученные орфограммы; Уметь: выполнять письмо «с окошками»; | Текущий, слов. работа | ||||||||||||||
35- 36 | Две орфограммы в безударных слогах жи – ши.. | 19.10 – 20.10 |
| комбинированный | Знать орфограммы в безударных слогах ЖИ – ШИ Уметь: применять изученные орфограммы, объяснять правописание слов. | Фронтальный опрос, выборочный диктант | ||||||||||||||
37 | Бывает ли буква одна, а орфограмм две | 21.10 |
| Урок закрепления | Решение орфографической задачи в слогах, где звучание похоже на [жы – шы], где эти слоги ударные. |
| ||||||||||||||
38 | Проверяем себя | 24.10 |
| Урок закрепления | Знать: памятку № 4; изученные орфограммы; Уметь: выполнять письмо «с окошками»; выделять буквенные орфограммы в слове; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы. Знать изученные орфограммы. Уметь: соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте. | Текущий, слов. Работа
| ||||||||||||||
39 | Закрепление пройденного. | 25.10 |
| Урок закрепления | ||||||||||||||||
40 | Закрепление пройденного. | 26.10 |
|
|
| |||||||||||||||
41 | Контрольный диктант. | 27.10 |
| Контроль знаний | Контрольный диктант | |||||||||||||||
42 | Анализ результатов диктанта. Работа над ошибками. | 28.10 |
| комбинированный | Знать правила работы над ошибками. Уметь: применять правила работы над ошибками; анализировать и кратко характеризовать звуки речи. | Фронтальный опрос, | ||||||||||||||
43 | Научим друг друга | 31.10 |
| Объяснение нового материала | Применение своих умений в свободной письменной форме. |
| ||||||||||||||
44 | Пробуем сочинять загадки | 9.11 |
| Объяснение нового материала
| Уметь: Создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; - составлять текст по опорным словам | Сочинение по картине | ||||||||||||||
45 | Контрольное списывание. | 10.11 |
| комбинированный | Знать правила списывания печатного текста. Уметь без ошибок списывать небольшой текст объемом 70 – 90 слов. | Контрольное списывание | ||||||||||||||
Выражаем мысли и чувства – 12 часов. |
|
| ||||||||||||||||||
46 | Предложение: его назначение и признаки. | 11.11 |
| комбинированный | Знать: понятие «предложение», его признаки; типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Уметь: анализировать и кратко характеризовать предложения; отличать предложения от набора слов. | Текущий, словарная работа | ||||||||||||||
47
| Как мы строим предложение | 14.11 |
| комбинированный |
Связь слов в предложении.
Различие слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении
Разновидности предложений по цели высказывания и по интонации. Связь слов в предложении.
Разновидности предложений по цели высказывания и по интонации. Связь слов в предложении.
Разновидности предложений по цели высказывания и по интонации. Связь слов в предложении.
Разновидности предложений по цели высказывания и по интонации. Связь слов в предложении.
Составление поздравлений, писем, пожеланий.
Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. | Знать: правила построения предложений; типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Уметь: составлять предложения и записывать их; проводить работу с деформированным предложением; выполнять синтаксический разбор предложения. выделять предложения из потока речи; работать с деформированным предложением. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
48 - 49 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. | 15.11 – 16.11 |
| комбинированный | Выборочный диктант | |||||||||||||||
50 | Какие бывают предложения по цели | 17.11 |
| Объяснение нового материала | Знать: виды предложений по цели и по интонации; Уметь: анализировать и кратко характеризовать предложения; определять вид предложения по цели высказывания; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения; создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; строить вопросительные предложения; давать точный ответ на вопросительные предложения. |
| ||||||||||||||
51 | Какие бывают предложения по интонации (по эмоциональной окраске). | 18.11 |
| Объяснение нового материала | Текущий, словарная работа, фронтальный опрос | |||||||||||||||
52 | Закрепление изученного о видах предложения. | 21.11 |
| Урок закрепления | фронтальный опрос | |||||||||||||||
53 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них. | 22.11 |
| комбинированный | Выборочный диктант | |||||||||||||||
54 | Построение ответов на вопрос «Почему?» | 23.11 |
| комбинированный | Знать правила построения ответов на вопрос «Почему». Уметь: отвечать на вопрос «Почему?» составлять несложные монологические тексты на заданную тему
| фронтальный опрос | ||||||||||||||
55 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования. | 24.11 |
| комбинированный | Самостоятельная работа | |||||||||||||||
56 | Обучение составлению пожеланий. | 25.11 |
| Комбинированный
|
| |||||||||||||||
57 | Обучающий диктант. Тренировка в письме с «окошками». | 28.11 |
| комбинированный | Знать изученные орфограммы. Уметь: - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации - выполнять письмо с «окошками».
| Обучающий диктант | ||||||||||||||
Хочу больше сказать – 12 часов. | ||||||||||||||||||||
58 | А если одного предложения мало | 29.11 |
| комбинированный | Отличие письменной речи от устной Различие предложения от текста. Признаки текста.
Отличие письменной речи от устной Различие предложения от текста. Признаки текста. Составление поздравлений, писем. | Знать: понятие «текст», его признаки; типы предложений по цели и по интонации; Уметь: отличать письменную речь от устной; отличать предложения от текста; анализировать и кратко характеризовать предложения и текст. Знать: основные единицы текста: тема и основная мысль.
| тест | |||||||||||||
59
| Тема и основная мысль текста. | 30.11 |
| Объяснение нового |
Отличие письменной речи от устной Осознание текста как результата речевой деятельности. Различие предложения от текста. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли.
|
Уметь определять основную мысль текста; анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Знать требования к хорошему тексту. Уметь: составлять текст по плану и опорным словам; анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; | Фронтальный опрос | |||||||||||||
60 | Требования к хорошему тексту. | 1.12 |
| комбинированный | Текущий, словарная работа
| |||||||||||||||
61 | От слов к тексту | 2.12 |
| комбинированный | Редактирование текста, деформированные предложения.
| |||||||||||||||
62 - 62 | Упражнение в редактировании текста. | 5.12, 6.12 |
| комбинированный |
Отличие письменной речи от Знать памятки по составлению и устной редактированию текста. Различие предложения от текста. Признаки текста. Редактирование Уметь: текста. Деформированные редактировать текст, работать с предложения. Составление деформированным текстом; поздравлений, писем.
| Самостоятельная работа | ||||||||||||||
64 |
Восстановление и запись деформированного текста. Подготовка к диктанту.
|
| комбинированный | Признаки текста. Безошибочное Уметь восстанавливать и записывать деформированный текст Списывание текста. | Самостоятельная работа | |||||||||||||||
7.12 |
| |||||||||||||||||||
65 | Контрольный диктант | 8.12 |
| Контроль знаний | Знать изученные орфограммы. Уметь: - соблюдать изученные нормы Орфография. Употребление прописной орфографии и пунктуации в буквы в начале предложения, в именах диктанте собственных. Правописание парных звонких и глухих согласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. Употребление разделительных ь и ъ. | диктант | ||||||||||||||
66 | Обучение первым изложениям. | 9.12 |
| комбинированный | Упражнения в написании первых Уметь: изложений или письменных пересказов. – составлять текст по плану и опор- Упражнения в свободном выражении ным словам; своих мыслей. – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания. | Обучающее изложение | ||||||||||||||
67 | Обучение первым изложениям. | 12.12 |
| комбинированный | Обучающее изложение | |||||||||||||||
68 | Рассказываем сами и обобщаем | 13.12 |
| комбинированный |
| |||||||||||||||
69 | Обобщение изученного о предложении и тексте. | 14.12 |
| комбинированный | Коррекция и систематизация знаний. Знать: - признаки текста; Отличие письменной речи от устной - отличие письменной речи от устной; Осознание текста как результата - типы предложений по цели высказывания речевой деятельности. Различие предло- и эмоциональной окраске. жения от текста. Признаки текста. Уметь: Разновидности предложений по - анализировать и кратко характеризовать цели высказывания и эмоциональ- предложение, текст. ной окраске. | Текущий, словарная работа | ||||||||||||||
Размышляем о словах – 9 часов. | ||||||||||||||||||||
70 | Что в слове главное | 15.12 |
| комбинированный | Ответ на вопрос «Что в слове главное?» Знать, что главное в слове – его значение. Уметь объяснять значение слов. | текущий | ||||||||||||||
71 | Собираем родственников | 16.12 |
| комбинированный | Продолжение работы с понятием «родственные слова». Знакомство с понятием «корень слова». Уточнение отличительных признаков родственных слов. | Знать понятия «родственные слова». Уметь: - подбирать родственные слова и выделять корень; - отличать группы родственных слов от схожих по написанию .
| Фронтальный опрос | |||||||||||||
72 | Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. | 19.12 |
| комбинированный | текущий | |||||||||||||||
73 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня. | 20.12 |
| комбинированный | текущий | |||||||||||||||
74 | Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретенных знаний. | 21.12 |
| комбинированный | Коррекция и систематизация знаний. | Уметь: - составлять текст по готовому началу | самостоятельная работа | |||||||||||||
75 | Общее знакомство с понятием «окончание». | 22.12 |
| Объяснение нового материала | Знакомство с понятием «окончание». | Знать что такое окончание. Уметь: - находить в словах окончания, корень. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
76 | Скоро Новый год. | 23.12 |
| комбинированный | Упражнения в составлении поздравительных текстов. Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практической работе. | Уметь: - писать поздравления к Новому году; - владеть нормами русского речевого этикета;
| Самостоятельная работа | |||||||||||||
77 78 | Новогодние воспоминания и планы: изложение и создание текста. | 26.12 27.12 |
| комбинированный | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практической работе. | Коррекция и систематизация знаний. Дифференцированная работа. | Самостоятельная работа | |||||||||||||
Продолжаем размышлять о словах – 8 часов. | ||||||||||||||||||||
79 | Вспомним и узнаем новое: рассказ о зимних каникулах. | 28.12 |
| комбинированный | Создание небольшого текста (сочинения) по заданной тематике; составление рассказа . Слово и его значение. Выделение значимых частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Уметь - составлять текст по плану и опорным словам; - создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике. | Самостоятельная работа | |||||||||||||
80 | Повторение изученного о словах. Введение термина «однокоренные слова». | 12.01 |
| комбинированный | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова
Слово и его значение. Выделение значимых частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: - термины «однокоренные слова», «корень»; - алгоритм выделения корня в слове. Уметь: - подбирать однокоренные слова; - выделять корень в слове; - объяснять значение слова; - находить способ проверки написания слов( в том числе по словарю). | Словарная работа | |||||||||||||
81 | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Знакомство с синонимами. | 13.01 |
| комбинированный | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
82 | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | 16.01 |
| комбинированный | Выборочный диктант | |||||||||||||||
83 | Знакомство с изменением названий предметов по числам. | 17.01 |
| Объяснение нового материала | Знать: - алгоритм выделения корня в слове; - способы изменения слов по числам по «командам» вопросов. Уметь: - находить однокоренные слова, выделять в них корень; - находить способ проверки написания слов( в том числе по словарю); - изменять слова по числам и по «командам» вопросов. | Текущий, словарная работа | ||||||||||||||
84 | Знакомство с изменением названий предметов по «команде» вопросов. | 18.01 |
| комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
85 | Знакомство с изменением названий признаков и действий. | 19.01 |
| Объяснение нового материала |
| Знать термины «словообразование» и «словоизменение Уметь: - изменять слова, подбирать однокоренные слова. | Текущий, фронтальный опрос | |||||||||||||
86 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах. Постановка новой учебной задачи. | 20.01 |
| Урок закрепления | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Знать изученные орфографические правила. Уметь: - решать орфографические задачи. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова – 45 часов. | ||||||||||||||||||||
87 | Слова-подсказки – какие они? | 23.01 |
| комбинированный | Знакомство и применение термина «проверочное слово». Упражнение по подбору проверочных слов к существительным.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
|
Знать: - понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; - изученные орфограммы. Уметь: - анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; - подбирать проверочные слова. | Текущий, словарная работа | |||||||||||||
88 | Подбираем проверочные слова для названий предметов | 24.01 |
| комбинированный | Словарный диктант | |||||||||||||||
89 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов. | 25.01
|
| комбинированный | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
90- 91 | Подбираем проверочные слова для названий предметов | 26.01 27.01 |
| комбинированный | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
92 | От значения слова – к правильной букве | 30.01 |
| комбинированный | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы; признаки предметов; действия предметов.
| Знать понятия «этимология» слова, и «лексическое значение» слова как способ проверки; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Текущий, словарная работа | |||||||||||||
93 | Как узнать буквы корня в названиях действий | 31.01
|
| комбинированный | Знать: изученные орфограммы и способы подбора проверочных слов для названий предметов. Уметь: - использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; - образовывать однокоренные слова. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
94- 95 | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий. | 1.02 2.02 |
| комбинированный | Выборочный диктант | |||||||||||||||
96 | Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов | 3.02 |
| комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
97 | Тренировка в подборе проверочных слов для корней слов – названий. | 6.02 |
| комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
98 | Значение слова и его написание. | 7.02 |
| комбинированный | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Знать понятия «этимология» слова, и «лексическое значение» слова. -Уметь: - объяснять лексическое значение слова; - - анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
| Текущий, словарная работа | |||||||||||||
99 |
Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. Систематизация способов их подбора. | 8.02 |
|
комбинированный | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
| Знать: опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; изученные орфограммы в корне. Уметь: подбирать проверочные слова; отличать проверочные и проверяемые слова; отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
тест | |||||||||||||
100 | Знакомство с понятием «орфографическое» правило. | 9.02 |
| Объяснение нового материала | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. |
Знать: понятие «орфографическое» правило; способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне. Уметь: пользоваться орфографическим правилом; подбирать проверочные слова. | Текущий, словарная работа | |||||||||||||
101 | Как решать орфографические задачи в корне слова | 10.02 |
| комбинированный | Текущий, словарная работа | |||||||||||||||
102 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корнях слов. | 13.02 |
| комбинированный | Словарный диктант | |||||||||||||||
103 | Письмо «с окошками» как способ «ухода» от ошибок. | 14.02 |
| комбинированный |
Упражнения по выяснение значения слов разными способами: подбором цепочки родственных слов и с использованием толкового словаря.
Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). | Знать: понятие «орфографическое» правило; правила письма с «окошками»; изученные орфограммы в корне. Уметь: выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок; анализировать и кратко характеризовать орфограммы в слове; выделять виды орфограмм в слове; различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слов. Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: выполнять правила работы над ошибками. Уметь составлять текст по плану и опорным словам. |
тест | |||||||||||||
104 | Закрепление освоенных способов действия. Текущая проверочная работа. | 15.02
|
| Контроль знаний | Текущий контроль | |||||||||||||||
105 | Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного материала. | 16.02 |
| комбинированный | Фронтальный опрос. | |||||||||||||||
106- 107 | Изложение с продолжением. | 17.02 20.02 |
| Контроль знаний | Изложение с продолжением | |||||||||||||||
108 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний СН, СЬН, и способов ее решения. | 21.02
|
| комбинированный | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Знать правописание сочетаний СН и СЬН . Уметь выявлять орфографические задачи на месте данных сочетаний и определять способы их решения. | Текущий, словарная работа | |||||||||||||
109 | Выявление орфографической зоркости на месте сочетаний (ЗН, ЗЬН, СТВ, НЦ) и способов ее решения. | 22.02 |
| комбинированный |
Разные способы проверки написания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Знать правописание данных сочетаний. Уметь: - выявлять орфографические задачи на месте данных сочетаний и определять способы их решения; - соблюдать орфоэпические нормы. Знать: - понятие «непроверяемые написания»; - правила работы с орфографическим словарем; Уметь: - писать словарные слова; - находить способ проверки написания слов. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
110- 111 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении. | 27.02 28.02
|
| комбинированный | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
112 | Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. Обучение пользования словарем. | 1.03 |
| Объяснение нового материала | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
113 - 114 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 2.03 3.03 |
| комбинированный | Орфография. Правописание удвоенных согласных в корне. | Знать правописание слов с удвоенными согласными в корне слов. Уметь: - писать слова с удвоенными согласными в корне слова; - находить способ проверки написания слов. | Текущий, словарная работа. | |||||||||||||
115 -116 | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами. | 6.03 7.03
|
| комбинированный | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: как пишутся словарные слова; правила работы с орфографическим словарем. Уметь: разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; писать словарные слова; находить способ проверки написания слов. | тест | |||||||||||||
117 - 119 | Совершенствование приобретенных умений. | 9.03 10.03 13.03 |
| комбинированный мобильный класс | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова
Безошибочное списывание текста. | Знать изученные орфограммы. Уметь: видеть «опасное место» в слове; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными в корне; находить способ проверки написания слов. Уметь без ошибок списывать несложный печатный текст объемом 70 – 90 слов. | Текущий, словарная работа. | |||||||||||||
120 | Обучающая проверочная работа. | 14.03 |
| Контроль знаний, умений, навыков. | Проверочная работа | |||||||||||||||
121 | Контрольный диктант. | 15.03 |
| Письмо под диктовку текста (85 – 90 слов). | Знать изученные орфограммы и способы их проверки. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Контрольный диктант. | ||||||||||||||
122 | Анализ ошибок. Совершенствование умений. | 16.03 |
| комбинированный | Работа над нахождением ошибок, их анализ. Выполнение проверочного теста.
| - Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: выполнять правила работы над ошибками. | тест | |||||||||||||
123 | Обучение написанию поздравлений. | 17.03 |
| Объяснение нового материала | Составление поздравлений, писем. | Знать: признаки текста и предложения; типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. | Сочинение. | |||||||||||||
124 | Изложение «Подарок маме». | 20.03 |
| Контроль знаний, умений, навыков. | Работа над изложением по заданной теме. Написание изложения. | Уметь писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль. | изложение | |||||||||||||
125 | Анализ результатов изложения. Работа над ошибками. | 21.03
|
| комбинированный | Работа над развитием умения анализировать содержание изложения, находить и исправлять ошибки. | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: выполнять правила работы над ошибками. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
126 | Изложение с выбором заголовка «Спасен!». | 22..03 |
| Контроль знаний, умений, навыков | Работа над изложением по заданной теме. Написание изложения. | Уметь писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль. | изложение | |||||||||||||
127- 128 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики. | 23.03 24.03 |
| комбинированный |
Создание связного текста (сочинения) по заданной тематике. Работа над обогащением словаря, употребление в устной и письменной речи изобразительных средств выразительности. |
Знать признаки предложения и теста. Уметь создавать в устной и письменной форме несложные связные тексты по заданной тематике. | Текущий, словарная работа. | |||||||||||||
129 | Написание словесных картин «Вот и весна!» | 3.04 | комбинированный | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||
130 | Написание деловых текстов о признаках весны. | 4.04
| комбинированный | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||
131 | Написание сообщений – телеграмм о признаках весны. | 5.04 |
| комбинированный |
|
|
| |||||||||||||
Состав слова – 30 часов. | ||||||||||||||||||||
132 133 | Что я знаю о словах | 6.04 7.04
|
| комбинированный |
Слово и его значение. Выделение главных частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
| Знать: понятия «родственные» и «однокоренные» слова; алгоритм выделения корня в слове. Уметь выделять значимые части слова по алгоритму Знать: понятия «приставка», «суффикс»; Уметь: выделять приставку и суффикс в слове; называть признаки приставки и суффикса. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
134 | Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс». | 10.04
|
| Объяснение нового материала | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
135
| Значение, употребление и написание приставок. | 11.04 |
| Контроль знаний, умений, навыков | Слово и его значение. Выделение главных частей слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью приставок. Значение приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Знать значение, употребление и написание приставок. Уметь выделять приставки в слове.
| Текущий, словарная работа. | |||||||||||||
136 137 | Разграничение приставок и предлогов. | 12.04 13.04 |
| комбинированный | Знать отличие приставок от предлогов. Уметь: разграничивать приставки и предлоги; правильно писать приставки и предлоги. | Разбор слова по состаау | ||||||||||||||
138 | Значение, употребление и написание суффиксов. | 14.04
|
| комбинированный |
Слово и его значение. Выделение главных частей слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью приставок. Значение приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. | Знать значение, употребление суффиксов. Уметь: правильно употреблять в речи суффиксы; выделять суффиксы в слове. | Разбор слова по состаау | |||||||||||||
139 | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слова. | 17.04 |
| Комбинированный мобильный класс | Знать: значение, употребление суффиксов и приставок; алгоритм выделения частей слова. Уметь: использовать и правильно писать различные части слова; выполнять разбор слова по составу. | тест | ||||||||||||||
140 -141 | Упражнение в разборе слов по составу. | 18.04 19.04
|
| комбинированный | Слово и его значение. Выделение главных частей слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью приставок. Значение приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. | Знать значение частей слова. Уметь: - выполнять разбор слова по составу; - объяснять значения частей слова. | Разбор слова по состаау | |||||||||||||
142 | Двойные согласные на границе частей слов. | 20.04 |
| комбинированный | Слово и его значение. Выделение главных частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. | Знать правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. Уметь: - правильно писать двойные согласные на границе частей слова. | Разбор слова по состаау | |||||||||||||
143 144 | Повторение изученного о правописании корней, суффиксов и приставок. | 21.04 24.04 |
| комбинированный | Знать правила написания корней, приставок и суффиксов. Уметь: применять правила написания корней, приставок и суффиксов; выделять части слова; находить способ проверки написания слова ( в том числе по словарю). | Выборочный диктант, фронтальный опрос | ||||||||||||||
145 146 | Разделительные Ъ и Ь
| 25.04 26.04 |
| комбинированный | Употребление разделительных ь и ъ.
| Знать: роль разделительных ь и ъ; правила написания разделительных ь и ъ. Уметь: правильно употреблять в письменной речи разделительные ь и ъ; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; | Фонетический разбор | |||||||||||||
147- 150 | Совершенствование всех освоенных умений. Готовимся к диктанту. | 27.04 28.04 2.05 3.05
|
| комбинированный | Выполнение упражнений на изученные орфограммы. | Знать изученные орфограммы Уметь: правильно писать слова с проверяемым и непроверяемым написанием; находить способ проверки написания слова ( в том числе по словарю). | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | |||||||||||||
151 | Контрольный диктант. | 4.05
|
| Контроль знаний, умений, навыко | Письмо под диктовку текста ( 75 – 80 слов). | Уметь: видеть «опасные» места в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне. | Контрольный диктант | |||||||||||||
152 | Работа над ошибками диктанта. | 5.05
|
| комбинированный мобильный класс |
| Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: выполнять правила работы над ошибками. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
153- 155 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | 10.05 11.05 12.05 |
| комбинированный | Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы. | Знать изученные орфограммы Уметь: видеть «опасные» места в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне. находить способ проверки написания слова ( в том числе по словарю). | Тест, фронтальный опрос | |||||||||||||
156-157 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно». | 15.05 16.05 |
| Объяснение нового материала | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать способы выбора более точного проверочного слова. Уметь: выбирать более точное проверочное слов; правильно писать слова на изученные орфограммы. | Фронтальный опрос | |||||||||||||
158- 159 | Написание словесных картин. | 17.05 18.05 |
| Объяснение нового материала | Создание небольшого текста – описания по заданной теме. | Знать признаки предложения и текста – описания. Уметь: создавать в устной и письменной форме несложные связные тексты по заданной тематике. | Самостоятельная работа | |||||||||||||
160 - 161 |
О значении, строении и происхождении слов. | 19.05 22.05
|
| комбинированный | Слово и его значение. Этимология слова. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. Выделение значимых частей слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Знать значение, строение и происхождение слов. Уметь: анализировать и кратко характеризовать значение слов; Выделять в слове приставку, корень и суффикс; работать со словарем; выполнять словообразовательный разбор; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Тест, фронтальный опрос | |||||||||||||
Перелистаем учебник – 3 часа. | ||||||||||||||||||||
162 | Написание поздравлений к окончанию учебного года. | 23.05
|
| комбинированный | Работа над составлением поздравлений. | Уметь составлять и письменно оформлять поздравления. | Выборочный диктант | |||||||||||||
163 164
| Разговор о значении слова. | 24.05 25.05 |
| комбинированный мобильный класс | Слово и его значение. Этимология слова. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка | Знать: понятие «значение «слова; значимые части слова. Уметь: указывать лексическое значение слова; работать с толковым словарем; подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова. | фронтальный опрос |
Тарасовский район
х. Мартыновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ
Приказ от 31.08. 2016 года №__99__
____________Сорокина Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования начальное общее образование
Класс: 2
Количество часов: 164
Учитель: Морозова Ольга Владимировна
Программа разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по русскому языку М. С. Соловейчик
Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и рекомендациями примерной программы по русскому языку для 2 класса, а также авторской программы по русскому языку для 2 класса М. С. Соловейчик (УМК «Гармония»).
Преподавание предмета «Русский язык» в 2016 - 2017 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047».
Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской (приказ от 24.06.2016 года
№ 85 ).
Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 года №100 ).
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» (Программа 1-4 классы. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013./)
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Курс русского языка в начальной школе» – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Преподавание предмета «Русский язык» в 2016 – 2017 учебном году осуществляется с использованием учебно-методических пособий:
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. К тайнам нашего языка, учебник по русскому языку для 2 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013 г.
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику по русскому для 2 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2014 г.
.М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник по русскому языку для 2 класса. Часть 1, 2. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2016 г.
Раздел II. Место предмета в учебном плане.
Количество часов в неделю: 5. 4 часа за счет инвариантной части и 1 час за счет вариативной части учебного плана.
Данная рабочая программа рассчитана на 164 часа (праздничные дни – 23.февраля, 24 февраля, 8 марта, 1 мая, 8 мая, 9 мая).
Раздел III. Содержание учебного предмета
Круг сведений о языке, речи и правописании.
Повторение. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].
Слово. Состав слова. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Предложение. Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Орфография. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Обобщение в конце года.
Уроки развития речи .
Раздел IV. Тематическое планирование.
№п/п | Раздел | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 7 | анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;- различать предложение и слова;- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. |
2 | Правописание ь между согласными. | 5 | видеть «опасные» места в словах и правильно их писать;- анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - соблюдать орфоэпические нормы. |
3 | Способы обозначения звука й. Разделительные ъ и ь знаки | 5 | |
4 | Подведем первые итоги | 3 | |
5 | Главные опасности письма. Как писать без ошибок ? | 25 | видеть в словах «опасные» места и правильно их писать;, подбирать проверочные слова и объяснять написание слов;- анализировать и кратко характеризовать звуки речи; |
6 | Выражаем мысли и чувства | 12 | составлять предложения и записывать их; - проводить работу с деформированным предложением; выполнять синтаксический разбор предложения. |
7 | Хочу больше сказать | 12 | составлять текст по плану и опорным словам; анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; |
8 | Размышляем о словах. | 9 | |
9 | Продолжаем размышлять о словах | 8 | подбирать однокоренные слова;выделять корень в слове; объяснять значение слова; находить способ проверки написания слов |
10 | Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова | 45 | анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; - подбирать проверочные слова. |
11 | Состав слова | 30 | выделять значимые части слова по алгоритму |
12 | Перелистаем учебник | 3 | -анализировать и кратко характеризовать значение слов; выделять в слове приставку, корень и суффикс; работать сословарем;выполнятьсловообразовательныйразбор;соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. |
13 | Итого | 164 | |
Раздел VI. Результаты освоения учебного предмета, система оценки.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующие:
Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся должны знать:
пары согласных по глухости-звонкости;
названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
виды предложений по цели и интонации.
Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».
Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.
Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что ? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й'] ), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая ?какое ?какие ?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость).
Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оны-; -ник-, -тель-.
Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой не изучен.
Списывать и писать под диктовку текст объемом
до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык.
Уровеньтребований стандарта
В результате изучения русского языка ученик должен знать \ понимать:
--значимые части слова;
--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
уметь:
--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
--различать произношение и написание слов;
--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);
--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;
--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;
--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
--адекватного восприятия звучащей речи;
--работы со словарями;
--соблюдения орфоэпических норм;
--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Методы контроля и самоконтроля в ходе обучения:
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; выполнение работ по развитию речи.
Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения текста.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Контрольный диктант
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
ТЕСТ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;
- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;
- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения Заместитель директора по УВР
________ Костюкова Е.А.
Протокол 24.08. 2016 года
от 23.08 2016 года № 1
____________/Морозова О.В./