СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная программа по русскому языку для глухих и слабослышащих школьников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», учебного плана ОУ, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями начального курса русского языка в школе для слабослышащих детей являются преодоление речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).

Программа III класса содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение учащимися языком и подготовка их к изучению систематического курса грамматики.

Необходимая речевая практика обеспечивается на уроках развития речи, чтения, ознакомления с окружающим миром, формирования грамматического строя речи, развития слухового восприятия и обучения произношению.

Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеют индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков. Непосредственная связь индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению с учебным материалом уроков должна обеспечить продвижение учащихся, в общем и речевом развитии, активизировать их речевое общение, способствовать закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков.

В программу по русскому языку в III классе включены разделы:

1.Развитие речи

2.Формирование грамматического строя речи.

3.Литературное чтение и развитие речи.

4.Грамматика и правописание.

В приложении к рабочей программе указан речевой материал для усвоения и понимания программного материала по русскому языку в III классе.


2.Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных образовательных задач:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Усвоение лексико-грамматического материала начинается с понимания преподносимого речевого материала, которое предшествует его активному использованию. Первоначальное развитие восприятия и понимания речи обеспечивает не только раннее включение ученика в ситуации словесного общения, но и сознательное овладение лексикой и средствами грамматического оформления речи.

При обучении языку как средству общения трудно рассматривать процесс овладения лексикой обособленно от усвоения грамматических форм, отделять формирование навыков связной речи от способов конструирования предложений. Эти процессы должны протекать в единстве и во взаимосвязи.

Большое значение при овладении языком имеет усвоение словаря. Обогащение и уточнение словаря учащихся в большой степени зависит от особенностей отбора и группировки лексического материала на основе тематического, лексико-грамматического и словообразовательного признаков. Объединение лексики в такие группы позволяет распределить материал в определенной последовательности по принципу нарастающей трудности.

Типы предложений в III классе усложняются: от простых распространенных предложений разных структур до сложных предложений с различными видами придаточных.

Формирование грамматического строя речи.

Задачей уроков формирования грамматического строя речи у учащихся является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Эта задача решается на разных уровнях: понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения; употребление их в связной речи; систематизация (обобщение) языковых фактов.

Работа по формированию грамматического строя речи делится в III классе на два этапа:

- практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка);

- практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.

В качестве исходной языковой единицы, в работе над которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания.

На первом этапе работы по формированию грамматического строя речи формируются навыки построения предложений с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в них слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (род, лицо, число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.

На втором этапе работы по формированию грамматического строя речи известные учащимся языковые факты систематизируются. Учащиеся подводятся к обобщению закономерностей, характеризующих существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (значение, особенности изменения). Это служит переходным этапом к изучению начального курса грамматики

Наряду с практическим овладением основными грамматическими закономерностями языка и их систематизацией (обобщением) программа предусматривает включение в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Формирование грамматического строя речи в III классе происходит в основном на базе простого предложения, но предусматривает овладение и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения.

В процессе работы по овладению грамматическим строем языка у учащихся постепенно формируются практические грамматические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития устной речи и формирования грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).

Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак», а затем и к более общему понятию «часть речи». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род» (уже применительно и к другим частям речи, связанным с существительным). Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число». Наблюдения над изменением глаголов по временам подготавливают учащихся к усвоению понятия «спряжение», а наблюдения над изменением грамматической формы существительных в составе предложения в зависимости от изменения значений - к усвоению понятия «склонение».

Ознакомление с типами склонения существительных помогает учащимся усвоить те особенности их изменения, которые определяются не только родовой принадлежностью, но и формообразовательными признаками. Понятие о спряжении дополняет лексико-грамматическую характеристику глаголов и личных местоимений и уточняет грамматические признаки этих частей речи.

Постепенно вводятся термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «предлог».

Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками. В программе этот материал, представленный в разделе «Сведения по грамматике и правописанию», включает: 1) ряд орфографических, пунктуационных правил - навыки правописания (III класс); 2) требования к графической стороне письма - чистописание (III класс). (Программные требования в этом разделе даны без подразделения по четвертям.)

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся. С одной стороны, это касается тех разделов программы, между которыми существует преемственность; с другой - на уроках формирования грамматического строя речи должен использоваться лексический материал, усвоенный учащимися на уроках развития речи и чтения.

В целом учащиеся подготавливаются к усвоению начального курса грамматики и правописания, который выделен в особый раздел.

Грамматика и правописание.

Задачами начального курса грамматики и правописания являются подготовка учащихся к пониманию состава и строя русской речи, овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей и для систематического изучения курса грамматики и правописания в последующих классах.

Начальный курс, охватывая круг сведений, относящихся к разным сторонам языка (знакомство с фонетическим составом слова, с делением слова на значащие части, с частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложения, с членами предложения, с правилами правописания), предусматривает прежде всего практическое изучение самих фактов языка. Наряду с практическими речевыми навыками, у детей развиваются мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; формируются умения и навыки литературной речи; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка - слова, предложения.

Курс грамматики и правописания в III классе включает разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение».

Звуки и буквы. В III классе совершенствуется звуко-буквенный анализ слов на основе ранее приобретенных сведений о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных.

Учитывая затруднения слабослышащих учащихся в восприятии речи на слух и особенности формирования произносительных навыков, некоторые орфографические правила (правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слов, правописание сложных слов, некоторых приставок и др.) даются им в сопоставительном плане (произношение и правописание).

Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование устной речи (четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов).

Слово. Работа над словом в начальных классах ведется в двух планах: лексическом и грамматическом.

Расширение словарного запаса, усвоение значений слов, активизация употребления усвоенного словаря в связной речи - важнейшие задачи обучения слабослышащих детей. Наряду с этим проводится систематическая работа по усвоению звуко-буквенного состава слов. В III классе учащиеся получают общие сведения о частях речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения).

Программа начального курса русского языка предполагает комплексное решение задач образовательного, воспитательного и развивающего характера. Ее реализация обеспечивает формирование знаний, умений и навыков учащихся на уровне, необходимом для осознанного усвоения ими систематического курса в последующих классах школы


3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В 3 классе на уроки русского языка выделяется 3 ч в неделю.

Период обучения

Количество часов

III класс

103 часа


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- внутренняя позиция обучающегося,

- адекватная мотивация учебной деятельности,

- способность к оценке своей учебной деятельности,

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата,

- ориентация на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- ориентация в нравственном понимании собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, Предметные результаты.

- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;

- правильно ставить вопросы к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмет, действие предмета;

- правильно обозначать буквами звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

- правильно писать слова, предложения без пропусков, искажений букв;

- определять род существительных по окончаниям начальной формы, обозначая терминами «мужской род», «средний род», «женский род»;

- определять число существительных, глаголов, прилагательных по окончаниям в сочетаниях, обозначая терминами «единственное число», «множественное число»;

- различать временные формы глаголов по вопросам, обозначая терминами («настоящее время», «прошедшее время», «будущее время»).

-писать изложение текста (30-40 слов) после предварительной подготовки под руководством учителя;

-составлять устные и письменные рассказы (сочинения) повествовательного характера с элементами описания.

- знать признаки гласных и согласных звуков;

- знать ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;


5. Содержание учебного предмета.

Формирование грамматического строя речи

Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка

Первая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

косвенный объект («существительное + с, без + существительное»: банка с молоком, чай без лимона);

временные отношения («существительное + глагол сов. и несов. вида» - во всех временных формах);

временные отношения («местоимения 1, 2 и 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол сов. и несов. вида» - во всех временных формах).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:

в- (во-), вы - в значении движения внутрь или изнутри (вошел, вышел);

раз- (рас-), за - в значении раскрытия того, что было завернуто, закрыто, и в противоположном значении (развернул, завернул);

при-, под-, у-, от- (ото-) в значениях присоединения, удаления, отстранения (приклеил, подошел, ушел, оторвал).

Вторая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

«пространственные отношения («существительное + у + существительное»: книги у Вовы);

пространственные отношения ( глагол + по + существительное»: бежит по тропинке);

косвенный объект («глагол + с, без + существительное»: играет с братом, идет без внука).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:

пере - в значении перемещения (переплыл);

на-, вз- (ее-), с- в значении движения вниз, вверх или на поверхность предмета (насыпал, взлетел, сбросил);

с- (со-), раз- (рас-) в значении направления действия в разные стороны и соединения, сближения (съехались, разбежались).

Третья четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

отсутствие или отрицание («нет + существительное»: нет карандаша);

пространственные отношения («глагол + за, перед + существительное»: остановился перед домом);

целевую направленность действия («глагол + для + существительное»: купил для брата);

пространственные отношения («глагол + через, по + существительное»: прыгает через канаву);

временные отношения («глагол + до, после + существительное»: прибежал до дождя).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами:

-онок, -енок, обозначающими детенышей животных (медвежонок, котенок);

-ик, -чик, -очк-, -ечк- со значением уменьшительности-ласкательности (столик, тарелочка).

Четвертая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

пространственные отношения («глагол + между + существительное»: стоит между партами);

косвенный объект («глагол -о(об) + существительное»: читает о космонавтах);

со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими пространственные отношения (с включением предлогов в, на, под, за).

Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами -ник, -чик, -ниц-, -ист, -тель, -арь, обозначающими лиц по их действиям, профессиям (ученик, слесарь).

Сведения по грамматике и правописанию

Навыки правописания. Звонкие и глухие согласные. Правописание (и произношение) звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Правописание (и произношение) наиболее употребительных слов с непроизносимыми согласными.

Правописание (и произношение) безударных гласных, проверяемых ударением (нога - ноги). Проверка безударных гласных путем изменения слов или подстановкой проверочного слова.

Правописание (и произношение) слов с разделительным мягким знаком (друзья). Перенос слов с разделительным мягким знаком.

Понятие о родственных (однокоренных) словах. Практическое знакомство с частями слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Чистописание. Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывном соединении букв типа ол, ое, во, ел, се, од, ас, об, уе, до, ев и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Повторение пройденного за год материала.


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


1.Зикеев А.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса спец. (корр.) образ. учреждений II вида /А.Г.Зикеев. - в 2 ч. М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС.-Ч.1,2. Развитие речи. Грамматика (специальная (коррекционная) образовательная школа II вида).

Приложение


Речевой материал

по русскому языку для III класса

Фразы

  1. Какой сейчас урок?

  2. Прежде чем отвечать, подумай.

  3. Все выполнили работу правильно, только ты ошибся.

  4. У Ангелины только одна ошибка.

  5. Димино предложение лучше, чем все остальные.

  6. Доска отсвечивает, можно мне пересесть.

  7. Скажи ребятам, чтобы закрыли тетради.

  8. Почему ты получил тройку?

  9. Ты стараешься?

  10. Наверное, я получу пятёрку, потому что я старался.

  11. Арслан не успеет закончить работу. Наверное, ему нужна помощь.

  12. Я совсем не понимаю, что ты говоришь.

  13. Я не понял, как выполнять задание.

  14. Если ты будешь плохо себя вести, не успеешь выполнить задание.


Термины.

Части речи:

существительное, прилагательное, глагол, предлог.

Род существительных:

мужской род, женский род, средний род.

Число существительных:

единственное число, множественное число.

Время глагола:

настоящее время, прошедшее время, будущее время.


1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», учебного плана ОУ, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Раздел программы «Чтение и развитие речи» является органическим продолжением раздела «Обучение грамоте» и строится с учетом тех знаний, умений и навыков в области русского языка.

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения - все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности; беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка - формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.

В приложении к рабочей программе указан речевой материал для усвоения и понимания программного материала по литературному чтению в III классе.


2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества. Программа по чтению для каждого класса включает разделы:

1.Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью.

2.Внеклассное чтение.

В основу построения классного чтения положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:

Школа.

Семья.

Товарищи.

Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето.)

Знаешь ли ты?

Про мир и дом, где мы живем.

Читай сам.

Содержание каждого из перечисленных разделов в программе детализируется и расчленяется на частные темы, варьируясь как по годам обучения, так и в зависимости от уровня речевого развития учащихся. Учитывая естественную, логически обусловленную связь уроков чтения и развития речи, для них рекомендуется общая (единая) тематика (развернутый примерный перечень тем в программе представлен в разделе «Развитие речи»).

Многие из составных частей основных тематических разделов - это строки из поэтических произведений. Их образная языковая и стилистическая выразительность как нельзя лучше обозначает содержательную сторону той или иной темы.

Таким образом, материал для чтения, так же как и для развития речи, охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Методика чтения в школе для слабослышащих детей содержит три большие группы задач: общеобразовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Часть составных компонентов этих задач определена в программе по чтению, часть из них учитель должен сформулировать самостоятельно, исходя из особенностей того или иного произведения, его тематики и проблематики, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и решается на уроке взаимосвязано, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе.

При очевидной равноценной значимости образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и эстетических задач чтения следует иметь в виду особую значимость воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему ученику эстетически воспринять читаемое - благородная гуманистическая задача школы. Каждое произведение или даже отрывок из него должно осваиваться школьниками как художественная ценность, а не только как источник знаний или учебник жизни.

Современная методика, определяя целью уроков чтения, воспитание читательской культуры, приближается по своим целям, задачам и требованиям к урокам литературы, тем более что уроки чтения и уроки литературы составляют единую систему литературного образования школьников.

Продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путем усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг.

В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения должны быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30-35 мин) на уроках чтения отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать учащихся и помогать правильному восприятию этих произведений.

Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.

Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действительности, видеть красоту родного края, радость труда людей.

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение является обязательной частью подготовки младших школьников в области русского языка, важным средством развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Цель внеклассного чтения - сформировать у учащихся интерес к книге, положительное отношение к самостоятельному чтению.

Система внеклассного чтения - специальные литературно-художественные темы («Устное народное творчество», «Русские писатели», «Зарубежные писатели» и др.), отбор материала для чтения по принципу его художественности и доступности, направленность методического аппарата книг для чтения на изучение не только познавательного, но и нравственно-эстетического содержания произведения способствуют литературному развитию учащихся начальных классов, позволяют своевременно прививать им интерес к чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, произведений устного народного творчества, активно обогащать речь учащихся, развивать их эстетический вкус, повышать уровень нравственного воспитания.

Основной формой работы с детской книгой в начальных классах являются уроки внеклассного чтения. В программе по внеклассному чтению выделяются два основных раздела: 1) круг чтения - указания к отбору текстов по содержанию; 2) знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

При отборе произведений для внеклассного чтения следует учитывать, помимо образовательно-воспитательных задач, интересы и запросы учащихся данного класса, а также фактический фонд книг, которым располагает школа.

В программе по внеклассному чтению предусмотрено формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д. Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В 3 классе на уроки литературного чтения выделяется 4 ч в неделю, на внеклассное чтение 1ч. в неделю.


Период обучения

Количество часов

III класс

135 часов


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты.

- внутренняя позиция обучающегося,

- адекватная мотивация учебной деятельности,

- способность к оценке своей учебной деятельности,

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата,

- ориентация на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- ориентация в нравственном понимании собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- установка на здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Предметные результаты.

- сознательно, плавно читать с правильным сочетанием звуков в словах (без искажения и пропусков), с соблюдением соответствующего темпа (50 – 60 слов в минуту к концу учебного года);

- выразительно читать с соблюдением пауз и правильной интонации (после подготовки с учителем);

- выделять при чтении важные по смыслу слова;

- находить фамилию авторов, заглавие произведения, определить примерное содержание книги;

- вести записи о прочитанных произведениях по форме: фамилия автора, заглавие, о ком (о чем), написано в книге, высказать свое отношение к прочитанному;

-ставить вопросы к отдельным предложениям из текста;

- передать содержание иллюстрации к тексту;

- определять примерное содержание прочитанного;

- рассказать товарищам прочитанное, понять рассказанное товарищами;

- называть фамилию автора, произведение;

- находить в учебнике произведения одного и того же автора;

- соотносить содержание текста с его заглавием;

- различать рассказ, стихотворение, сказку.


5.Содержание учебного предмета

Чтение и развитие речи.

Навыки чтения. Сознательное, плавное чтение с правильным сочетанием звуков в словах (без искажения и пропусков), с соблюдением соответствующего темпа (50—60 слов в минуту к концу учебного года).

Выразительное чтение с соблюдением пауз и правильной интонации (после подготовки с учителем). Выделение при чтении важных по смыслу слов.

Работа над текстом. Установление последовательности действий в рассказе. Умение передать содержание иллюстрации к тексту.

Самостоятельный подробный пересказ прочитанного.

Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным вопросам.

Выбор из текста (с помощью учителя) слов и предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы.

Развитие умения различать рассказ, стихотворение, сказку.

Выделение в тексте незнакомых слов. Определение значения нового слова по его составу или по контексту.

Пересказ (по вопросам учителя) незнакомого текста, прочитанного про себя.

Сопоставление прочитанного со своими наблюдениями.

Умение ставить вопросы к отдельным предложениям из текста.

Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (9-10 в год).

Внеклассное чтение

Круг чтения, или учебный материал. Детские художественные книги объемом 5-7 страниц. Произведения для самостоятельного чтения учащимися про себя и выборочного перечитывания вслух: стихи, сказки, рассказы объемом от 1 до 3 страниц.

Работа с книгой (знания, умения, навыки). Закрепление приобретенных на уроках чтения умений определить основную мысль прочитанного, передать содержание прочитанного, соотнести содержание текста с его заглавием.

Развитие умения рассказать товарищам прочитанное, понять рассказанное товарищами.

Знакомство с новой книгой до чтения (умения найти фамилию автора, заглавие произведения, рассмотреть иллюстрации, определить примерное содержание книги). Определение близких по тематике рассказов, умение найти в учебнике произведения одного и того же автора.

Ведение записей о прочитанных произведениях по следующей форме: фамилия автора, заглавие, о ком или о чем написано в книге, высказать свое отношение к прочитанному.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Граш Н.Е., Быкова Л.М., Никитина М.И. Чтение: учебник для 3 класса для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II вида. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Приложение

Речевой материал по литературному чтению для 3А класса

Фразы

  1. Как называется рассказ (стихотворение, сказка)?

  2. О ком говорится?

  3. О чём говорится?

  4. Сколько действующих лиц?

  5. Я получил тройку, потому что не очень хорошо выучил стихотворение.

  6. Кто главное действующее лицо?

  7. Кто автор этого произведения (рассказа, сказки, стихотворения)?

  8. Какое настроение? Грустное или весёлое? Почему?

  9. Что нового (интересного мы узнали)?

  10. Какова основная мысль рассказа (сказки, стихотворения)?

11. Это рассказ, стихотворение или сказка. Почему?

12. Тебе понравился (рассказ, сказка, стихотворение)?

Термины:

автор,

действующее лицо,

стихотворение,

сказка,

план рассказа (стихотворения, сказки)

пересказ рассказа (стихотворения, сказки)