СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России"
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса создана на основе
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
-Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2011.
Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования:
-становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
-формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
-духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного курса «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по русскому языку для 3 класса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю ( 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году ( 4.11.16г., 23.02.17г., 24.02.17г., 8.03.17г., 1.05.17г., 8.05.17г., 9.05.17г.) , расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по русскому языку в 3-м классе в 2016-2017 учебном году будет реализована в объеме 165 часов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
7) способность проверять написанное.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Язык и речь. | 2 |
2 | Текст. Предложение, Словосочетание. | 14 |
3 | Слово в языке и речи. | 19 |
4 | Состав слова. | 16 |
5 | Правописание частей слова. | 29 |
6 | Части речи. | 76 |
7 | Повторение. | 9 |
| Итого | 165 |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение о В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:
способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы | «5» - без ошибок.
| «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление | «4» - 1 ошибка и 1 исправление
| «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
|
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление. | «3»- 2 ошибки и 1 исправление
| «3» - верно выполнено 1/2 заданий
|
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. | «2» - 3-5 ошибок.
| «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
|
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Циклограмма тематического контроля
Тема раздела | Контрольные диктанты | Контрольное списывание | Проверочные работы | Проекты | Письмо по памяти | Сочинение | Работы по развитию речи (изложение) | КСД |
|
Язык и речь |
|
|
|
|
| Р.р. Составление текста по рисунку. |
|
|
|
Текст. Предложение. Словосочетание. | Входной контрольный диктант |
| Проверочная работа по теме «Предложение |
|
| Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»
|
| 1 |
|
|
|
|
|
| Р.р. Составление предложений по рисунку. |
|
|
| |
|
|
|
|
| Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» |
|
|
| |
Слово в языке и речи |
| Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение» |
| Проект «Рассказ о слове»
|
| Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» | Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста. | 1 |
|
Состав слова | Контрольный диктант за I четверть. |
|
| Проект «Семья слов»
|
| Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе» |
| 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
|
|
|
| Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. |
| 1 |
|
Правописание частей слова | Комплексная работа за 1 полугодие |
|
|
|
| Р.р. Сочинение по рисунку.
| Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану | 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть |
|
|
|
| Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» |
| 1 |
|
|
|
|
| Проект «Составляем орфографический словарь» |
| Р.р. Составление объявления | Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
|
Части речи |
|
|
| Проект «Тайна имени»
| Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. |
| Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
| 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
|
| Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти |
| Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам» |
|
| Проект «Зимняя страничка» |
| Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» с | Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
|
|
|
| Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. |
| 1 |
|
|
|
|
| Проект «Имена прилагательные в загадках»
|
| Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». |
|
|
|
|
| Контрольное списывание по теме «Местоимение» |
|
|
| Р.р. Составление письма.
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам | Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений. | 1 |
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол» |
|
|
|
|
| Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
|
Повторение | Итоговый контрольный диктант за 3 класс. |
|
|
|
|
| Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 |
|
ИТОГО | 9 | 2 | 1 | 6 | 2 | 16 | 11 | 17 |
|
4. Календарно-тематическое планирование «Русский язык»
3 класс 2016-2017 уч.год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Язык и речь. 2ч. | ||||
1 | Виды речи. Её назначение. Стр.6-7 | 1 | 1.09. |
|
2 | Речь – отражение культуры человека. Р.р. Составление текста по рисунку. Проверь себя! Стр. 8-10 | 1 | 2.09. |
|
Текст. Предложение. Словосочетание. 14 ч. | ||||
3 | Что такое текст? стр. 12-13 | 1 | 5.09. |
|
4 | Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. стр. 13-14 | 1 | 6.09. |
|
5 | Предложение. (повторение и углубление представлений) Стр.15-16 | 1 | 7.09. |
|
6 | Виды предложений по цели высказывания. Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы» Стр. 17-20 | 1 | 8.09. |
|
7 | Виды предложений по интонации. Стр.20-23 | 1 | 9.09. |
|
8 | Предложение с обращением. Р.р. Составление предложений по рисунку. Стр.24-26 | 1 | 12.09. |
|
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Стр.26-28 | 1 | 13.09. |
|
10 | Распространённые и нераспространённые члены предложения. Стр.28-29 | 1 | 14.09. |
|
11 | Разбор предложения по членам. Стр.30 | 1 | 15.09. |
|
12 | Входной контрольный диктант | 1 | 16.09. |
|
13 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. Общее представление. Стр.31-32 | 1 | 19.09. |
|
14 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Стр.33-34 | 1 | 20.09. |
|
15 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» Стр. 35-37 | 1 | 21.09. |
|
16 | Проверочная работа по теме «Предложение» Стр.38 | 1 | 22.09. |
|
Слово в языке и речи. 19ч. | ||||
17 | Работа над ошибками. Лексическое значение слов. Стр.40-42 | 1 | 23.09. |
|
18 | Антонимы и синонимы. Стр.42-44 | 1 | 26.09. |
|
19 | Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов. Стр.45-46 | 1 | 27.09. |
|
20 | Слово и словосочетание. Стр.47-48 | 1 | 28.09. |
|
21 | Значение и использование фразеологизмов. Стр.49-51 | 1 | 29.09. |
|
22 | Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка. Стр. 52. | 1 | 30.09. |
|
23 | Части речи и их значение. стр. 53-54. | 1 | 3.10. |
|
24 | Части речи. Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» стр.54-55 | 1 | 4.10. |
|
25 | Части речи. Стр.56-58 | 1 | 5.10. |
|
26 | Имя числительное. Общее представление. Стр.59-60 | 1 | 6.10. |
|
27 | Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение» | 1 | 7.10. |
|
28 | Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. стр.61-62 | 1 | 10.10. |
|
29 | Гласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.63-64 | 1 | 11.10. |
|
30 | Гласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.63-64 | 1 | 12.10. |
|
31 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне. Стр.65-66 | 1 | 13.10. |
|
32 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Стр.67-68 | 1 | 14.10. |
|
33 | Разделительный ь знак. Стр.68-69 | 1 | 17.10. |
|
34 | Правописание слов с разделительным ь знаком. Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста. Стр. 70 | 1 | 18.10. |
|
35 | Проверь себя. стр. 71 Проект «Рассказ о слове» Стр.72 | 1 | 19.10. |
|
Состав слова. 16ч. | ||||
36 | Работа над ошибками. Корень слова. стр.74-75 | 1 | 20.10. |
|
37 | Как найти в слове корень? Чередование согласных. стр.75-76 | 1 | 21.10. |
|
38 | Сложные слова. стр.77-78 | 1 | 24.10. |
|
39 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | 25.10. |
|
40 | Работа над ошибками. Что такое окончание? стр. 79-80 | 1 | 26.10. |
|
41 | Как найти в слове окончание. стр.81-83 | 1 | 27.10. |
|
42 | Что такое приставка? стр. 84-85 | 1 | 28.10. |
|
43 | Как найти в слове приставку. стр. 85-86 | 1 | 9.11. |
|
44 | Значение приставок. стр. 86-88 | 1 | 10.11. |
|
45 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? стр. 89-90
| 1 | 11.11. |
|
46 | Значения суффиксов. стр. 91-92 | 1 | 14.11. |
|
47 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе» Стр. 93-94 | 1 | 15.11. |
|
48 | Основа слова. стр. 95-96 | 1 | 16.11. |
|
49 | Разбор слова по составу. стр.97-98 Проверь себя. Проект «Семья слов» Стр. 100-101 | 1 | 17.11. |
|
50 | Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Стр. 99 | 1 | 18.11. |
|
51 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 21.11. |
|
Правописание частей слова. 29ч. | ||||
52 | Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. стр. 102-103 | 1 | 22.11. |
|
53 | Правописание безударных гласных в корне слова. Стр. 104-105 | 1 | 23.11. |
|
54 | Правописание безударных гласных в корне слова. Стр. 106-107 | 1 | 24.11. |
|
55 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. стр.108-109 | 1 | 25.11. |
|
56 | Правописание безударных гласных в корне слова. Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Стр. 110 | 1 | 28.11. |
|
57 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Стр. 111-112 | 1 | 29.11. |
|
58 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Стр. 113 | 1 | 30.11. |
|
59 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Стр. 114 | 1 | 1.12. |
|
60 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Стр. 115 | 1 | 2.12. |
|
61 | Р.р. Сочинение по рисунку. Стр. 116 | 1 | 5.12. |
|
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. стр.117-118 | 1 | 6.12. |
|
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Стр. 118-119 | 1 | 7.12. |
|
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Стр. 120-121 | 1 | 8.12. |
|
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. Стр.121-122 | 1 | 9.12. |
|
66 | Правописание слов с удвоенными согласными. Стр.122-123 | 1 | 12.12. |
|
67 | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» стр.123 | 1 | 13.12. |
|
68 | Правописание приставок и суффиксов. стр. 124-125 | 1 | 14.12. |
|
69 | Правописание суффиксов ик – ек, -ок стр. 125-128 | 1 | 15.12. |
|
70 | Комплексная работа за 1 полугодие | 1 | 16.12. |
|
71 | Правописание гласных и согласных в приставках Стр.129-131 | 1 | 19.12. |
|
72 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть | 1 | 20.12. |
|
73 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. стр.131-132 | 1 | 21.12. |
|
74 | Упражнения в правописании приставок и предлогов. стр. 133-134 | 1 | 22.12. |
|
75 | Правописание слов с разделительным ъ знаком. стр. 134-135 | 1 | 23.12. |
|
76 | Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком. Стр. 136-137 | 1 | 26.12. |
|
77 | Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком. Стр. 138 | 1 | 27.12. |
|
78 | Правописание слов с разделительным ъ знаком Р.р. Составление объявления. стр. 139 | 1 | 28.12. |
|
79 | Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. стр. 140 | 1 | 10.01. |
|
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» стр.142 | 1 | 11.01. |
|
Части речи. 76ч. | ||||
81 | Части речи. (повторение и углубление представлений) Стр. 3-5 | 1 | 12.01. |
|
82 | Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. стр.6 | 1 | 13.01. |
|
83 | Значение и употребление имён существительных в речи. стр. 8-11 | 1 | 16.01. |
|
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. стр. 12-13 | 1 | 17.01. |
|
85 | Представление об устаревших словах. стр. 13-14 | 1 | 18.01. |
|
86 | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Стр. 14-15 | 1 | 19.01. |
|
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. Стр. 15-17 | 1 | 20.01. |
|
88 | Проект «Тайна имени» Стр. 18-19 | 1 | 23.01. |
|
89 | Изменение имён существительных по числам. стр. 20-21 | 1 | 24.01. |
|
90 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. стр. 22-23 | 1 | 25.01. |
|
91 | Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. стр. 24 | 1 | 26.01. |
|
92 | Род имён существительных. стр. 25-27 | 1 | 27.01. |
|
93 | Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах. Стр. 28-29 | 1 | 30.01. |
|
94 | Имена существительные, которые могут быть употреблены и как сущ. женского и мужского рода. Стр. 30 | 1 | 31.01. |
|
95 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. стр.31-32 | 1 | 1.02. |
|
96 | Упражнения в написание ь знака после шипящих. Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 35 | 1 | 2.02. |
|
97 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 3.02. |
|
98 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. стр. 36-37 | 1 | 6.02. |
|
99 | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Стр. 38-39 | 1 | 7.02. |
|
100 | Упражнение в склонении имён существительных. Стр. 40-41 | 1 | 8.02. |
|
101 | Несклоняемые имена существительные. Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» стр. 41 | 1 | 9.02. |
|
102 | Именительный падеж имён существительных. стр. 42-43 | 1 | 10.02. |
|
103 | Родительный падеж имён существительных. Стр. 43-45 | 1 | 13.02. |
|
104 | Дательный падеж имён существительных. стр. 46-47 | 1 | 14.02. |
|
105 | Винительный падеж имён существительных. Стр. 48-49 | 1 | 15.02. |
|
106 | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный) Стр. 50-52 | 1 | 16.02. |
|
107 | Творительный падеж имён существительных. Стр. 52-53 | 1 | 17.02. |
|
108 | Предложный падеж имён существительных. Стр. 54-55 | 1 | 20.02. |
|
109 | Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану. Стр. 56 | 1 | 21.02. |
|
110 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Стр. 57-59 | 1 | 22.02. |
|
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам» | 1 | 27.02. |
|
112 | Проект «Зимняя страничка» стр. 60-61 Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» Стр. 62 | 1 | 28.02. |
|
113 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. стр. 64-65 | 1 | 1.03. |
|
114 | Связь имён прилагательных с именем существительным. Стр. 66-67 | 1 | 2.03. |
|
115 | Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление. Стр.68 | 1 | 3.03. |
|
116 | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» Стр. 70 | 1 | 6.03. |
|
117 | Изменение имён прилагательных по родам. Стр. 72-73 | 1 | 7.03. |
|
118 | Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Стр. 74-75 | 1 | 9.03. |
|
119 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Стр. 76-77 | 1 | 10.03. |
|
120 | Изменение имён прилагательных по числам. Стр. 78-79 | 1 | 13.03. |
|
121 | Изменение имён прилагательных по числам. Стр. 80-81 | 1 | 14.03. |
|
122 | Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. Стр. 81 | 1 | 15.03. |
|
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. стр. 82-83 | 1 | 16.03. |
|
124 | Упражнение в определении падежей имён прилагательных. Стр. 84 | 1 | 17.03. |
|
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном Стр. 85 | 1 | 27.03. |
|
126 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 28.03. |
|
127 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 86 | 1 | 29.03. |
|
128 | Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 87 | 1 | 30.03. |
|
129 | Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». стр. 88 | 1 | 31.03. |
|
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» Стр. 90 КСД | 1 | 3.04. |
|
131 | Личные местоимения. Общее представление. Стр. 92-93 | 1 | 4.04. |
|
132 | Личные местоимения. Общее представление. Стр. 93-94 | 1 | 5.04. |
|
133 | Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. Стр. 95-96 | 1 | 6.04. |
|
134 | Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор. Р.р. Составление письма. Стр. 97 | 1 | 7.04. |
|
135 | Контрольное списывание по теме «Местоимение» | 1 | 10.04. |
|
136 | Повторение и углубление представлений о глаголе. стр. 100-101 | 1 | 11.04. |
|
137 | Упражнение в определении лексического значения глаголов. стр. 102 | 1 | 12.04. |
|
138 | Упражнение в распознавании глаголов среди других слов. Стр. 103-104 | 1 | 13.04. |
|
139 | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам Стр. 105 | 1 | 14.04. |
|
140 | Глагол в начальной (неопределенной) форме. Стр. 106-107 | 1 | 17.04. |
|
141 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. Стр. 107-108 | 1 | 18.04. |
|
142 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Стр. 109 | 1 | 19.04. |
|
143 | Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений. Стр. 110-111 | 1 | 20.04. |
|
144 | Времена глагола. Стр. 111-112 | 1 | 21.04. |
|
145 | Упражнение в определении времени глагола. Стр. 113-114 | 1 | 24.04. |
|
146 | Упражнение в определении времени глагола. Стр. 115-116 | 1 | 25.04. |
|
147 | Изменение глаголов по временам. Стр. 117-119 | 1 | 26.04. |
|
148 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 120 | 1 | 27.04. |
|
149 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. стр. 121-122 | 1 | 28.04. |
|
150 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Стр. 123-124 | 1 | 2.05. |
|
151 | НЕ с глаголами. Стр. 124-125 | 1 | 3.05. |
|
152 | НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов. Стр. 126-127 | 1 | 4.05. |
|
153 | Обобщение знаний о глаголе. Стр. 127-129 | 1 | 5.05. |
|
154 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 10.05. |
|
155 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. Стр.129. | 1 | 11.05. |
|
156 | Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Стр.130. | 1 | 12.05. |
|
Повторение. 9ч. | ||||
157 | Части речи. Стр. 131-132 | 1 | 15.05. |
|
158 | Имя существительное.
| 1 | 16.05. |
|
159 | Итоговый контрольный диктант за 3 класс. | 1 | 17.05. |
|
160 | Работа над ошибками. | 1 | 18.05.
|
|
161 | Текст. Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Стр.133 | 1 | 19.05. |
|
162-163 | Имя прилагательное. Стр. 134 | 2 | 22.05. 23.05. |
|
164-165 | Глагол. Морфологический разбор. стр. 136-137
| 2 | 24.05. 25.05. |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради, тесты). 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение,2012. 2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 3 класс. М.: Просвещение,2012. 3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2012. 4. Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Руссктй язык 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2011.
| |
Печатные пособия |
|
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв). Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. | |
Технические средства обучения |
|
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор Компьютер.
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Н-УООШ №14 от «_____»__________2016г. №______ ________________ _______________ подпись Ф.И.О.рук.МС
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Н-УООШ №14 ___________ ________________ подпись ф.и.о. «____»_______________2016г. |
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
2 Изучается во всех разделах курса.
30