РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
( УМК «Школа России»).
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);
Закон об образовании ЯНАО;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Примерные (типовые) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Положением о рабочей программе педагога по требованиям ФГОС;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 4 классе на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса.
Обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
Обучающиеся должны умет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (70—85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Перечень ключевых слов
Грамматическая основа подлежащее сказуемое обстоятельство определение дополнение однородные члены предложения союзы распространенные предложения нераспространенные предложения простые предложения сложные предложения прямая речь обращение управляющие слова имя существительное склонение падеж | род число имя прилагательное глагол спряжение неопределённая форма глагола лицо время глагола местоимение предлог корень слова приставка основа слова суффикс окончание наречие орфограмма |
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.
Календарно-тематическое планирование составлено по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
| Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч.) | | |
| Язык и речь 2 ч. |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | С.5упр.5 |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | С.6у.7 |
| Текст 3ч. |
3 | Текст. План текста. | 1 | С.8у.10 |
4 | Р/р Текст. План текста. Подробное изложение текста. | 1 | С.8у.11 |
5 | Текст. Типы текстов. | 1 | С.10у.15 |
| Предложение 15ч. |
6 | Предложение как единица речи | 1 | С.12у.19 |
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | с.13у.21 |
8 | Диалог. Обращение. | 1 | С.14у.25 |
9 | Входная административная контрольная работа | 1 | С.14у.26 |
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | С.16у.29 |
11 | Словосочетания | 1 | С.18у.35 |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | С.19у.38 |
13 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | 1 | С.21у.43 |
14 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | С.22у.45 |
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | С.23у.46 |
16 | Р/р Изложение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 | С.24у.49 |
17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | 1 | С.25у.51 |
18 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | С.26у.52 |
19 | Р/р Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | С.27у.55 |
20 | Проверочный диктант по теме «Предложение» | 1 | С.28у.56 |
| Слово и его лексическое значение 4ч. |
21 | Слово и его лексическое значение. | 1 | С.30у.66 |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | С.32у.65 |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | С.33у.68,69 |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 | С.36у.74 |
| Состав слова 8ч. |
25 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | С.37у.78 |
26 | Состав слова. | 1 | С.39у.84 |
27 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | С.40у.88 |
28 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. | 1 | С.42у.92 |
29 | Упражнение в написании приставок и суффиксов. | 1 | С.43у.97 |
30 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | С.44у.99 |
31 | Р/р Творческое изложение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | С.44у.100 |
32 | Контрольный диктант по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 1 | С.45у.102 |
| Части речи 6ч. |
33 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | | С.46у.104 |
34 | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | | С.47у.105 |
35 | Имя числительное. Глагол как часть речи. | | С.48у.108 |
36 | Наречие как часть речи. | | С.50у.115 |
37 | Наречие. | | С.51у.117 |
38 | Р/р Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | | С.51у.118 |
| Части речи (122 ч.) |
| Имя существительное 43ч. |
39 | Повторение сведений об имени существительном. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | С.52у.120 |
40 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | 1 | С.53у.122 |
41 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | С.54у.124 |
42 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 1 | С.54у.125 |
43 | Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, имён существительных в дательном падеже. | 1 | Просклонять по падежам: снег, машина, ведро. |
44 | Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | Просклонять по падежам: урок, школа, кино. |
45 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. | 1 | правила |
46 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. | 1 | С.55у.126 |
47 | Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | 1 | С.55у.127 |
48 | Р/р Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег». | 1 | |
49 | 2-склонение имён существительных. | 1 | С.55у.128 |
50 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | 1 | С.56у.129 |
51 | 3-е склонение имён существительных. | 1 | с.57у.132 |
52 | Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений. | 1 | С.57у.133 |
53 | Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | С.58у.134 |
54 | Р/р Подробное изложение описательного текста (на основе текста-образца и картины) | 1 | С.58у.135 |
55 | Именительный и винительный падежи. | 1 | С.59у.137 |
56 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 | С.60у.138 |
57 | Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже. | 1 | С.60у.140 |
58 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | С.61у.142 |
59 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | 1 | С.62у.145 |
60 | Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах. | 1 | С.63у.147 |
61 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | С.63у.149 |
62 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | С.64у.151 |
63 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже. | 1 | С.65у.153 |
64 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | С.66у.154 |
65 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | С.66у.156 |
66 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | С.67у.159 |
67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | С.68у.160 |
68 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | С.68у.161 |
69 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста с продолжением. | 1 | С.69у.163 |
70 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами. | 1 | С.70у.165 |
71 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 | С.71у.166 |
72 | Склонение имён существительных во множественном числе. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | С.72у.171 |
73 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | С.73у.174 |
74 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | С.75у.178 |
75 | Родительный и винительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | С.76у.180 |
76 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 | С.77у.183 |
77 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | 1 | С.77у.184 |
78 | Административная контрольная работа по итогам первого полугодия. | 1 | С.78у.185 |
79 | Тестирование по теме «Имя существительное» | 1 | С.79у.187 |
80 | Работа над ошибками, допущенными в тестировании. | 1 | С.79у.188 |
81 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |
| Имя прилагательное 32 ч. |
82 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |
83 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и числам. | 1 | |
84 | Р/р Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка» | 1 | |
85 | Склонение имен прилагательных. | 1 | |
86 | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | |
87 | Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | |
88 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | |
89 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | |
90 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
91 | Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. | 1 | |
92 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 | |
93 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
94 | Р/р Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю. Коваля «Капитан Клюквин». | 1 | |
95 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
96 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | |
97 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | |
98 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | |
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | 1 | |
100 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | |
101 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |
102 | Свободный диктант описательного текста | 1 | |
103 | Склонение имен прилагательных множественного числа. | 1 | |
104 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | 1 | |
105 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | 1 | |
106 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | |
107 | Р/р Подробное изложение повествовательно-описательного текста. | 1 | |
108 | Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | |
109 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. | 1 | |
110 | Р/р Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом. | 1 | |
111 | Тестовая работа по теме «Имя существительное. Имя прилагательное.» | 1 | |
112 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных» | 1 | |
113 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и тестовой работе. | 1 | |
| Местоимение 7ч. |
114 | Местоимение как часть речи. | 1 | |
115 | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. | 1 | |
116 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений в косвенных формах. | 1 | |
117 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. | 1 | |
118 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | 1 | |
119 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. | 1 | |
120 | Анализ изложений и работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений. | 1 | |
| Глагол 40ч. |
121 | Глагол как часть речи (повторение). | 1 | |
122 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
123 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. | 1 | |
124 | Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Март». | 1 | |
125 | Контрольный диктант по итогам III четверти. | 1 | |
126 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении и диктанте. | 1 | |
127 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |
128 | Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. | 1 | |
129 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | 1 | |
130 | Возвратные глаголы (общее представление) | 1 | |
131 | Р/р Изложение повествовательного текста по опорным словам. | 1 | |
132 | Спряжение глаголов (общее понятие) | 1 | |
133 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-елицо глаголов. | 1 | |
134 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | |
135 | Упражнение в распознавании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. | 1 | |
136 | I и II спряжение глаголов. | 1 | |
137 | Окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | |
138 | Р/р Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | |
139 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями. | 1 | |
140 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. | 1 | |
141 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | 1 | |
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | |
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | |
144 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | |
145 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | |
146 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание –тся и -ться в глаголах (общее представление). | 1 | |
147 | Упражнение в правописании –тся и -ться в возвратных глаголах. | 1 | |
148 | Р/р Подробное изложение деформированного повествовательного текста по плану и опорным словам. | 1 | |
149 | Анализ изложений и работа над ошибками. | 1 | |
150 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
151 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
152 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | |
153 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
154 | Краткое изложение повествовательного текста. | 1 | |
155 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | |
156 | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи. | 1 | |
157 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. | 1 | |
158 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | |
159 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | |
160 | Тестирование по теме «Глагол». | 1 | |
| Повторение изученного10ч. |
161 | Административная итоговая контрольная работа. | 1 | |
162 | Повторение. Текст. Виды текстов. | 1 | |
163 | Повторение. Предложение. | 1 | |
164 | Повторение. Словосочетание. | 1 | |
165 | Повторение. Слово и его лексическое значение. | 1 | |
166 | Повторение. Состав слова. Сложные слова. | 1 | |
167 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | |
168 | Повторение. Части речи. | 1 | |
169 | Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных. | 1 | |
170 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | |
9