СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- примерная общеобразовательная программа по предмету;

- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Ростовской области





«Утверждаю»

И.О.директора МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С.Пушкина»


Приказ от«31»августа 2016г. №231


______________ /Демина Л.И./

ФИО





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку



Уровень общего образования (класс)

начальное общее, 4


Количество часов 170


Учитель Трифонова Людмила Викторовна


Программа разработана на основе «Программы начального общего образования» система Л.В. Занкова, под редакцией А.В. Полякова, «Издательский дом ФЁДОРОВ», 2011 год, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.








2016 - 2017 учебный год


2. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- примерная общеобразовательная программа по предмету;

- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.

Данная программа «Русский язык» для учащихся 4 «А» класса разработана на основе «Программы начального общего образования» система Л.В. Занкова, под редакцией А.В. Полякова, «Издательский дом ФЁДОРОВ», 2011 год, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник для обучающихся (Полякова А.В. Русский язык: учебник. 4 класс. В 2ч., 2012 г. «Издательский дом ФЁДОРОВ»);

- методические рекомендации Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 4 класс: Пособие для учителя.

В соответствии с учебным планом МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» на изучение русского языка на начальном уровне изучения выделено в 4 классе 170 часов в год, 5 учебных часов в неделю.





















3. Планируемые результаты

освоения учебного предмета, курса


Планируемые образовательные результаты обучающихся


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичное единстве и разнообразии природы, народов, культур;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;

  • овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформированность позитивного отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

  • владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и признаках речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Содержательная линия «Фонетика и орфоэпия»

Ученик научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Содержательная линия «Графика»

Ученик научится:

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Содержательная линия «Лексика»

Ученик научится:

  • выделять слова, значения которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Ученик получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Содержательная линия «Состав слова (морфемика)»

Ученик научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Ученик получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Содержательная линия «Морфология»

Ученик научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Содержательная линия «Синтаксис»

Ученик научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания. Находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства, дополнения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Ученик научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).








































4. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Повторение.

Предложение. Текст.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Морфологический разбор имен прилагательных. Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о; –-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Морфологический разбор глаголов.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок. Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина –длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Наречие.

Значение наречия. Употребление в речи.

Повторение.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв.



      1. 5. Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

(тема)

Контрольные и диагностические материалы

(тема)

Экскурсии

Примечание

1.

Сложное предложение.

7 час


Словарный диктант (1 ч)



2.

Местоимение

13 час


Словарный диктант (2 ч)

Сочинение (1 ч)

Изложение (1 ч)

Диктант (1 ч)

Проверочная работа (1 ч)



3.

Правописание гласных и согласных в приставках

5 час


Сочинение (1 ч)



4.

Глагол. Спряжение глаголов

47 час


Диктант (4 ч)

Сочинение (2 ч)

Словарный диктант (4 ч)

Изложение (3 ч)

Списывание текста (2 ч)



5.

Наречие

19 час


Диктант (1 ч)

Изложение (2 ч)

Словарный диктант (1 ч)

Замер скорости письма (1 ч)



6.

Второстепенные члены изложения

11 час


Словарный диктант (1 ч)

Сочинение (1 ч)

Тест (1 ч)



7.

Склонение и образование имён прилагательных

35 час


Диктант (2 ч)

Словарный диктант (4 ч)

Изложение (3 ч)

Списывание текста (1 ч)



8.

Правописание глаголов

13 час


Сочинение (1 ч)

Изложение (1 ч)

Тест (1 ч)



9.

Простое и сложное изложения

7 час


Замер скорости письма (1 ч)

Проверочная работа (1 ч)



10.

Речь

13 час


Диктант (1 ч)

Сочинение (1 ч)

Словарный диктант (1 ч)

Списывание текста (1 ч)




Итого:

170 час







Календарно-тематическое планирование по русскому языку




Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности

Отслеживание результатов

обученности учащихся

(формы контроля)

1 четверть (45 часов)

1-3

01.09


02.09


05.09


Сложное предложение.


3

Ознакомление с понятием «сложное предложение», сравнение сложного предложения с простым, формулировка выводов.

Фронтальный опрос.

4

06.09


Союзы в сложных предложениях.


4

Ознакомление с понятием «союз», нахождение союзов в сложном предложении.

Фронтальный опрос.

5

07.09


Союзы в сложных предложениях.

Словарный диктант.


Ознакомление с понятием «союз», нахождение союзов в сложном предложении.

Словарный диктант.

Фронтальный опрос.

6-7

08.09


09.09


Союзы в сложных предложениях.


Ознакомление с понятием «союз», нахождение союзов в сложном предложении.

Фронтальный опрос.

8

12.09


Местоимения. Общее понятие.

2

Ознакомление с термином « местоимение», замена местоимениями других частей речи

Фронтальный опрос.

9

13.09


Местоимения. Общее понятие.

Словарный диктант.

Ознакомление с термином « местоимение», замена местоимениями других частей речи

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

10

14.09


Развитие речи. Сочинение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.

11

12

15.09


16.09


Личные местоимения.

3

Соотношение местоимений 1, 2, 3 лица; умение находить в тексте местоимения, определять лицо местоимений; составление предложений с местоимениями.


13

19.09


Вводный диктант

Проверка ЗУН

Вводный диктант

14

15

16

20.09


21.09


22.09



Склонение личных местоимений.


5

Ознакомление со склонением личных местоимений, сравнение местоимений в родительном и винительном падежах с другими падежами.

Фронтальный опрос.

17

23.09


Склонение личных местоимений.

Развитие речи. Изложение.

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

18

26.09

Склонение личных местоимений.


Ознакомление со склонением личных местоимений, сравнение местоимений в родительном и винительном падежах с другими падежами.

Фронтальный опрос.

19

27.09

Предлоги перед местоимениями.

Словарный диктант

2

Нахождение местоимений с предлогами, определение их падежей, различение местоимений с предлогами и без предлогов.

Фронтальный опрос.

Словарный диктант

20

28.09

Предлоги перед местоимениями.

Проверочная работа по данной теме

Нахождение местоимений с предлогами, определение их падежей, различение местоимений с предлогами и без предлогов.

Проверочная работа

21

22

23

29.09


30.09


03.10

Правописание гласных и согласных в приставках.


5

Сравнение произношения приставок с их написанием; составление алгоритма написания буквы о или а в приставке.

Формулировка вывода: звонкие согласные в приставках об-, от-, под-, в-, с- обозначаются одинаково.

Фронтальный опрос.

24

04.10


Развитие речи. Сочинение.

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.

25

05.10

Правописание гласных и согласных в приставках.


Сравнение произношения приставок с их написанием; составление алгоритма написания буквы о или а в приставке.

Формулировка вывода: звонкие согласные в приставках об-, от-, под-, в-, с- обозначаются одинаково.

Фронтальный опрос.

26

27

28

06.10


07.10


10.10

Глагол. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.


7

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам, нахождение разницы в окончаниях глаголов. Ознакомление с понятием «будущее простое время», знание вопросов этого времени, изменение глаголов по лицам и числам. Сравнение глаголов в форме простого будущего времени и в форме будущего сложного времени; применение по лицам глагола «быть».

Фронтальный опрос.

29

11.10

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам, нахождение разницы в окончаниях глаголов. Ознакомление с понятием «будущее простое время», знание вопросов этого времени, изменение глаголов по лицам и числам. Сравнение глаголов в форме простого будущего времени и в форме будущего сложного времени; применение по лицам глагола «быть».

Фронтальный опрос.

30

31

32

12.10


13.10


14.10

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.



Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам, нахождение разницы в окончаниях глаголов. Ознакомление с понятием «будущее простое время», знание вопросов этого времени, изменение глаголов по лицам и числам. Сравнение глаголов в форме простого будущего времени и в форме будущего сложного времени; применение по лицам глагола «быть».

Фронтальный опрос.

33

34

17.10


18.10

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.


8

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, замена глагола настоящего времени глаголом прошедшего времени; разбор глагола как части речи.

Фронтальный опрос.

35

19.10


Развитие речи. Изложение.

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

36

37

38

20.10


21.10

24.10

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Словарный диктант (за 1 четверть)

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, замена глагола настоящего времени глаголом прошедшего времени; разбор глагола как части речи.



Словарный диктант (за 1 четверть)

39

25.10

Контрольный диктант (за 1 четверть)


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, замена глагола настоящего времени глаголом прошедшего времени; разбор глагола как части речи.

Проверка ЗУН

Контрольный диктант (за 1 четверть)

40

26.10

Контрольное списывание.


Ознакомление с понятием «неопределённая форма глагола», формулировка выводов, составление своих предложений с глаголами неопределённой формы.

Контрольное списывание.


41

42

27.10


28.10

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

5

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, замена глагола настоящего времени глаголом прошедшего времени; разбор глагола как части речи.

Фронтальный опрос.

43

31.10

Неопределённая форма глагола.

Ознакомление с понятием «неопределённая форма глагола», формулировка выводов, составление своих предложений с глаголами неопределённой формы.

Фронтальный опрос.

44

45

01.11


02.11


Неопределённая форма глагола.

Проверка ЗУН

Фронтальный опрос.



2 четверть (35 часов)

46

47

14.11


15.11

Неопределённая форма глагола.

2

Ознакомление с понятием «неопределённая форма глагола», формулировка выводов, составление своих предложений с глаголами неопределённой формы. Умение находить основу в неопределённой форме глагола (в инфинитиве).

Фронтальный опрос.

48

16.11

Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН


Развитие речи. Изложение.

49


17.11

Правописание частицы не с глаголами


3

Ознакомление с правописанием частицы не с глаголами; сравнение глаголов с частицей не и без неё; ознакомление с понятием «служебные части речи»; ознакомление с глаголами, которые без не не употребляются.

Фронтальный опрос.

50

18.11

Правописание частицы не с глаголами

Словарный диктант.

Ознакомление с правописанием частицы не с глаголами; сравнение глаголов с частицей не и без неё; ознакомление с понятием «служебные части речи»; ознакомление с глаголами, которые без не не употребляются.

Словарный диктант.

Фронтальный опрос.

51

21.11

Правописание частицы не с глаголами


Ознакомление с правописанием частицы не с глаголами; сравнение глаголов с частицей не и без неё; ознакомление с понятием «служебные части речи»; ознакомление с глаголами, которые без не не употребляются.

Фронтальный опрос.

52

22.11

Контрольный диктант.

1

Проверка ЗУН


Контрольный диктант.

53

23.11

Развитие речи. Сочинение.

1

Проверка ЗУН


Развитие речи. Сочинение.

54

55

56

57

24.11


25.11


28.11


29.11

Первое и второе спряжение глагола.


12

Сравнение окончаний глаголов в каждом лице, нахождение сходства и различия, ознакомление с понятием « спряжение».

Фронтальный опрос.

58

30.11

Первое и второе спряжение глагола.

Словарный диктант.


Сравнение окончаний глаголов в каждом лице, нахождение сходства и различия, ознакомление с понятием « спряжение». Спряжение глаголов, сравнение их, соотношение между собой глаголов 1 и 2 спряжений, составление предложений с глаголами, выделение основы у глаголов.

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

59

60

01.12


02.12

Первое и второе спряжение глагола.


Сравнение окончаний глаголов в каждом лице, нахождение сходства и различия, ознакомление с понятием « спряжение». Спряжение глаголов, сравнение их, соотношение между собой глаголов 1 и 2 спряжений, составление предложений с глаголами, выделение основы у глаголов.

Фронтальный опрос.

61

05.12

Развитие речи. Изложение.

Проверка ЗУН


Развитие речи. Изложение.

62

63

06.12


07.12

Первое и второе спряжение глагола.


Сравнение окончаний глаголов в каждом лице, нахождение сходства и различия, ознакомление с понятием « спряжение». Спряжение глаголов, сравнение их, соотношение между собой глаголов 1 и 2 спряжений, составление предложений с глаголами, выделение основы у глаголов.

Фронтальный опрос.

64

08.12

Контрольный диктант.

Проверка ЗУН


Контрольный диктант.

65

09.12

Первое и второе спряжение глагола.


Сравнение окончаний глаголов в каждом лице, нахождение сходства и различия, ознакомление с понятием « спряжение». Спряжение глаголов, сравнение их, соотношение между собой глаголов 1 и 2 спряжений, составление предложений с глаголами, выделение основы у глаголов.

Фронтальный опрос.

66

67

68

12.12


13.12


14.12



Правописание безударных окончаний глаголов.

3
















1


3

Сравнение суффиксов в основах глаголов неопределённой формы 1 и 2 спряжения, формулировка выводов о том, что глаголы с безударными окончаниями, имеющие в неопределённой форме основу на -и(ть), относятся ко 2 спряжению, все остальные -к 1 спряжению ( -ать, -ять). Ознакомление с глаголами — исключениями (11 глаголов 2 спряжения , 2 глагола 1 спряжения); составление словосочетаний с этими глаголами-исключениями; знакомство с алгоритмом написания нужной буквы в безударном личном окончании глагола.

Фронтальный опрос.

69

15.12

Развитие речи. Сочинение.

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.


70

71

72

16.12

19.12


20.12

Правописание безударных окончаний глаголов.

Словарный диктант (за 2 четверть)

Сравнение суффиксов в основах глаголов неопределённой формы 1 и 2 спряжения, формулировка выводов о том, что глаголы с безударными окончаниями, имеющие в неопределённой форме основу на -и(ть), относятся ко 2 спряжению, все остальные -к 1 спряжению ( -ать, -ять). Ознакомление с глаголами — исключениями (11 глаголов 2 спряжения , 2 глагола 1 спряжения); составление словосочетаний с этими глаголами-исключениями; знакомство с алгоритмом написания нужной буквы в безударном личном окончании глагола.

Фронтальный опрос.


Словарный диктант (за 2 четверть)

73

21.12

Контрольный диктант (за 2 четверть)

1


1

2

Проверка ЗУН

Контрольный диктант (за 2 четверть)

74

22.12

Списывание текста с заданием

Проверка ЗУН

Списывание текста с заданием

75

76

23.12


26.12

Наречие.

Сравнение неизменяемых слов с изменяемыми; знакомство с вопросами, на которые отвечают наречия (неизменяемые слова); ознакомление с термином «наречие» и его ролью в языке.

Фронтальный опрос.

77

27.12

Значение наречий.

2










2

Ознакомление со значениями наречия: места действия(и вопросами), времени действия, образа действия(некоторые пояснительные глаголы),; ознакомление со значениями наречий, поясняющих прилагательные (степень, качество), соотношение наречий по группам.

Фронтальный опрос.

78

28.12

Развитие речи. Изложение.

Проверка ЗУН

Значение наречий.

Развитие речи. Изложение.

79

80


29.12

30.12

Значение наречий.

Ознакомление со значениями наречия: места действия(и вопросами), времени действия, образа действия(некоторые пояснительные глаголы),; ознакомление со значениями наречий, поясняющих прилагательные (степень, качество), соотношение наречий по группам.

Фронтальный опрос.


3 четверть (48 часов)


81-82

10.01


11.01

Образование наречий.


5

Ознакомление с образованием наречий при помощи суффиксов -о, -е и приставок; сравнение образований наречий, составление предложений с наречиями; вопросы к наречиям; определение, от каких частей речи образованы наречия.

Фронтальный опрос.

83

12.01

Образование наречий.

Словарный диктант.


Ознакомление с образованием наречий при помощи суффиксов -о, -е и приставок; сравнение образований наречий, составление предложений с наречиями; вопросы к наречиям; определение, от каких частей речи образованы наречия.

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

84

85

13.01


16.01

Образование наречий.


Ознакомление с образованием наречий при помощи суффиксов -о, -е и приставок; сравнение образований наречий, составление предложений с наречиями; вопросы к наречиям; определение, от каких частей речи образованы наречия.

Фронтальный опрос.

86

17.01


Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

87

88

89

18.01


19.01


20.01

Правописание наречий.

5

Знакомство с правилом написания наречий после шипящих ( под о, без е); объяснение орфограммы (о и е); ознакомление с написанием наречий с приставками с-, из-, до-, (а) в-, на-, за- ˚. Ознакомление с написанием приставки по- в наречиях ( через дефис); составление предложений с наречиями, разбор предложений по частям речи.

Фронтальный опрос.

90

23.01

Контрольный диктант.

Проверка ЗУН

Контрольный диктант

91

24.01

Правописание наречий.

Знакомство с правилом написания наречий после шипящих ( под о, без е); объяснение орфограммы (о и е); ознакомление с написанием наречий с приставками с-, из-, до-, (а) в-, на-, за- ˚. Ознакомление с написанием приставки по- в наречиях ( через дефис); составление предложений с наречиями, разбор предложений по частям речи.

Фронтальный опрос.

92

93

94

25.01


26.01


27.01


Второстепенные члены предложения.


10

Ознакомление с понятием «второстепенные члены предложения –«обстоятельство»; установление связи слов в предложении по вопросам.

Фронтальный опрос.

95

30.01

Второстепенные члены предложения.

Словарный диктант.


Ознакомление с понятием «второстепенные члены предложения –«обстоятельство»; установление связи слов в предложении по вопросам, разбор предложений по членам предложения, рассуждения при разборе предложений и распределение обстоятельств по трём группам (место, время, способ действия0.

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

96

97

98

99

31.01

01.02


02.02


03.02

Второстепенные члены предложения.


Установление связи слов в предложении по вопросам, разбор предложений по членам предложения, рассуждения при разборе предложений и распределение обстоятельств по трём группам (место, время, способ действия0.

Фронтальный опрос.

100

06.02

Второстепенные члены предложения.


Тест.

Установление связи слов в предложении по вопросам, разбор предложений по членам предложения, рассуждения при разборе предложений и распределение обстоятельств по трём группам (место, время, способ действия0.

Тест.

Фронтальный опрос.

101

07.02

Второстепенные члены предложения.

Разбор предложений по членам предложения, рассуждения при разборе предложений и распределение обстоятельств по трём группам (место, время, способ действия0.

Фронтальный опрос.

102

08.02

Развитие речи. Сочинение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.


103

104

09.02


10.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы.


7

Ознакомление со склонением прилагательных мужского и среднего родов с твёрдыми согласными;сравнение окончаний прилагательных в каждом падеже; определение рода, числа, падежа у прилагательных по существительному (связь), склонение прилагательных вместе с существительным; формулировка выводов.

Фронтальный опрос.

105

13.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы.

Словарный диктант.


Сравнение окончаний прилагательных в каждом падеже; определение рода, числа, падежа у прилагательных по существительному (связь), склонение прилагательных вместе с существительным; формулировка выводов

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

106

107

14.02


15.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы

Сравнение окончаний прилагательных в каждом падеже; определение рода, числа, падежа у прилагательных по существительному (связь), склонение прилагательных вместе с существительным; формулировка выводов

Фронтальный опрос.

108

16.02


Контрольный диктант.

Проверка ЗУН

Контрольный диктант.

109

17.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы

Сравнение окончаний прилагательных в каждом падеже; определение рода, числа, падежа у прилагательных по существительному (связь), склонение прилагательных вместе с существительным; формулировка выводов

Фронтальный опрос.

110

20.02


Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

111

112

21.02


22.02

Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.



4

Сравнение окончаний прилагательных мужского, среднего и женского родов, формулировка выводов, склонение прилагательных женского рода, мужского и среднего родов.

Фронтальный опрос.

113

24.02

Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.

Словарный диктант.

Сравнение окончаний прилагательных мужского, среднего и женского родов, формулировка выводов, склонение прилагательных женского рода, мужского и среднего родов.

Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

114

27.02

Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.

Формулировка выводов, склонение прилагательных женского рода, мужского и среднего родов.

Фронтальный опрос.

115

116

28.02


01.03

Склонение прилагательных во множественном числе.

3

Различение склонений прилагательных в единственном числе и во множественном числе, формулировка выводов, склонение прилагательных во множественном числе

Фронтальный опрос.

117

02.03



Склонение прилагательных во множественном числе.


Различение склонений прилагательных в единственном числе и во множественном числе, формулировка выводов, склонение прилагательных во множественном числе

Фронтальный опрос.

118

03.03


Развитие речи. Сочинение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.

119

120

121

06.03


07.03


09.03

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

5

Сравнение прилагательных с твёрдой согласной и мягкой согласной на конце основы, наблюдение за окончаниями именительного и винительного падежей; склонение имён прилагательных, разбор предложения по членам предложений и частям речи.

Фронтальный опрос.

122

10.03

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Словарный диктант (за 3 четверть)

Сравнение прилагательных с твёрдой согласной и мягкой согласной на конце основы, наблюдение за окончаниями именительного и винительного падежей; склонение имён прилагательных, разбор предложения по членам предложений и частям речи.

Фронтальный опрос.

Словарный диктант (за 3 четверть)

123

13.03

Контрольный диктант (за 3 четверть)

Проверка ЗУН

Контрольный диктант (за 3 четверть)

124

14.03

Контрольное списывание (За 3-ю четверть)


1

Проверка ЗУН

Контрольное списывание (За 3-ю четверть)


125

126

127

15.03


16.03


17.03


Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

3

Различение прилагательных женского рода с мягким согласным и прилагательных

Фронтальный опрос.

128

20.03

Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

129

21.03

Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

1

Различение прилагательных женского рода с мягким согласным и прилагательных

Фронтальный опрос.


130

131


22.03


23.03

Склонение прилагательных во множественном числе.

2

Сравнение окончаний прилагательных в единственном числе с окончанием прилагательных во множественном числе, выделение окончаний прилагательных в именительном и винительном падежах.

Фронтальный опрос.


4-я четверть (39 часов)


132

133

03.04


04.04

Склонение прилагательных во множественном числе.

2

Сравнение окончаний прилагательных в единственном числе с окончанием прилагательных во множественном числе, выделение окончаний прилагательных в именительном и винительном падежах.

Фронтальный опрос.

134


05.04

Образование прилагательных.

Словарный диктант.

3

Ознакомление с образованием прилагательных, выделение суффиксов прилагательных, сравнение основ прилагательных с основами существительных.

Словарный диктант.

Фронтальный опрос.

135

136

06.04


07.04

Образование прилагательных.


Ознакомление с образованием прилагательных, выделение суффиксов прилагательных, сравнение основ прилагательных с основами существительных.

Фронтальный опрос.

137

10.04


Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

138

139

11.04


12.04

Правописание глаголов с суффиксами –ся (-сь).

3

Сравнение глаголов настоящего времени с суффиксом -ся и без него, формулировка выводов; определение времени, лица, числа глаголов, спряжения.

Фронтальный опрос.

140

13.04

Правописание глаголов с суффиксами –ся (-сь).

Тест.

Сравнение глаголов настоящего времени с суффиксом -ся и без него, формулировка выводов; определение времени, лица, числа глаголов, спряжения.

Тест.

Фронтальный опрос.

141

14.04

Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица.


2

Ознакомление с правописанием мягкого знака в глаголах 2 лица.

Фронтальный опрос.

142

15.04

Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица.

Словарный диктант

Ознакомление с правописанием мягкого знака в глаголах 2 лица.


Словарный диктант.


Фронтальный опрос.

143

17.04


Развитие речи. Сочинение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.

144

145

146

18.04


19.04


20.04


Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице.

6

Сравнение написаний глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица; знание различий глаголов в 3 лице и в неопределённой форме.

Фронтальный опрос.

147

21.04

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице.

Словарный диктант.

Сравнение написаний глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица; знание различий глаголов в 3 лице и в неопределённой форме.


Словарный диктант.

Фронтальный опрос.

148

149

24.04


25.04

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице.

Сравнение написаний глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица; знание различий глаголов в 3 лице и в неопределённой форме.

Фронтальный опрос.

150

26.04


Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

151

152

153

154

27.04


28.04

02.05

Простое и сложное предложения.



Проверочная работа по данной теме

7

Сравнение простых и сложных предложений; формулировка выводов; разбор предложений-главные члены; по частям речи; установление связи слов в предложении, нахождение однородных членов предложения.

Фронтальный опрос.



Проверочная работа

155

03.05

Простое и сложное предложения.

Сравнение простых и сложных предложений; формулировка выводов; разбор предложений-главные члены; по частям речи; установление связи слов в предложении, нахождение однородных членов предложения.

Фронтальный опрос.

156

157

04.05


05.05


Простое и сложное предложения.

Установление связи слов в предложении, нахождение однородных членов предложения.


158

08.05


Контрольное списывание

1

Проверка ЗУН

Контрольное списывание

159

10.05


Развитие речи. Изложение.

1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Изложение.

160

161

162

163

164

165



11.05


12.05


15.05


16.05


17.05


18.05



Итоговый диктант.

Речь. Контрольный словарный диктант

1

5

Проверка ЗУН

Анализ текстов, выделение главной мысли, составление и запись плана рассказа; различение текстов по стилю речи: деловой, художественный, научно-популярный; определение жанра текстов; объяснение пословиц; различение диалогов и монологов. Ознакомление с прямой речью, знание знаков, который ставятся перед словами автора, после прямой речи; когда после прямой речи стоят (!) и (?) знаки; различение диалога и монолога; умение находить эпитеты, олицетворения, сравнения.

Итоговый диктант.

Фронтальный опрос. Контрольный словарный диктант

166

19.05


Развитие речи. Сочинение.


1

Проверка ЗУН

Развитие речи. Сочинение.


167

170

22.05


23.05

24.05

25.05


Резервные уроки.

4

Обобщение изученного за год.

Фронтальный опрос.

СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

научно-методического совета

МБОУ г.Шахты «Гимназия

имени А.С. Пушкина»

от «31»августа 2016г. №231


___________ /______________/

Подпись руководителя НМС, ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


___________ /Т. В. Астраханцева/

ФИО


«___» _________20__г.