Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Русскожуравская
средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от «____»____________2017г. Руководитель МО_________ Кортунова С. А. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ» ________ _Иноземцева О.В. «____»____________2017 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ» ___________ _Безручко А.А. Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Русский язык»
4 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: учитель ВКК
Агибалова Т.П.
2017 год
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
Авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого («Школа России.. В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2011)
Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Русскожуравская СОШ»,
Учебного плана МКОУ «Русскожуравская СОШ» на 2017-18 учебный год
Федерального перечня учебников
Положения о разработке структуры и утверждении рабочей программы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего 136 часов. Базовый уровень
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (10ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (8ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (18 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (36ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (29 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (8 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного(18ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
УОНЗ-урок открытия новых знаний
УОН-урок общеметодологической направленности
УК-урок контроля
УР- урок рефлексии
УРК-урок развивающего контроля
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата по плану | Дата по факту | Тип урока | Дом. задание |
Повторение (12ч) |
1 | Наша речь и наш язык | 1 | 04.09 | | УОНЗ | Упр.3 |
2 | Текст. План текста | 1 | 05.09 | | УОН | Упр.7 |
3 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 06.09 | | УОН | Упр. 15 |
4 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 07.09 | | УОН | Упр. 18, 19 |
5 | Диалог. Обращение | 1 | 11.09 | | УОН | Упр. 22 |
6 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 12.09 | | Урок-игра. | Упр. 27, правило с.19-21 |
7 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 13.09 | | УОН | Упр.26 правило с.21 |
8 | Что такое словосочетание? | 1 | 14.09 | | УР | Упр. 30 |
9 | Входной диктант №1 | 1 | 18.09 | | УК | |
10 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 19.09 | | УОН | Упр.2, стр. 24 |
Предложение (8ч). |
11 | Однородные члены предложения | 1 | 20,.09 | | УР | Упр. 34, правило с.27 |
12 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | 1 | 21.09 | | УОНЗ | Упр. 38, правило с.29 |
13 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами | 1 | 25.09 | | УОНЗ | Упр. 42, правило с.30 - 31 |
14 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами. | 1 | 26.09 | | УОНЗ | Упр.46, правило с.32 - 33 |
15 | Как отличить сложное предложение от простого предложения? | 1 | 27.09 | | УОНЗ | Упр. 51 |
16 | Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? | 1 | 28.09 | | УОН | Упр. 55 |
17 | Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания». | 1 | 02.10 | | Урок проектной деятельности | Творческое задание - проект по теме |
18 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 03.10 | | УК | |
Слово и его лексическое значение (18 ч). |
19 | Слово и его лексическое значение (освоение нового материала). | 1 | 04.10 | | УОНЗ | Упр.60, 61 |
20 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | 05.10 | | Урок - исследование | Упр.67 |
21 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 09.10 | | УОН | Упр.72 , правило с.47 |
22 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | 10.10 | | УОН | Упр.73, правило с.49 |
23 | Состав слова. Значимые части слова | 1 | 11.10 | | УОНЗ | Упр.80, 81, правило с.52 |
24 | Состав слова. Однокоренные слова | 1 | 12.10 | | УОН | Упр.83. |
25 | Состав слова. Однокоренные слова | 1 | 16.10 | | УР | Упр.87 |
26 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | 1 | 17.10 | | УОН | Упр. 90 , правило с.56 |
27 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов | 1 | 18.10 | | УР | Упр.95 |
28 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах | 1 | 19.10 | | УОН | Упр.98, 99 |
29 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | | 23.10 | | Урок - путешествие | Упр.104 , правило с.62 |
30 | Разделительные ъ и ь | | 24.10 | | УОН | Упр.108 , правило с.64 |
31 | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи | | 25.10 | | УОН | Упр.112 , правило с.68 |
32 | Грамматические признаки частей речи | | 26.10 | | УОН | Упр.117 , правило с. 68 |
33 | Грамматические признаки частей речи. | | 30.10 | | УР | Упр. 121, правило с. 68 |
34 | Наречие как часть речи Правописание наречий | | 31.10 | | УОНЗ | Упр.128 , правило с.74 |
35 | Наречие как часть речи. Образование наречий | | 01.11 | | УОН | Упр.131 , правило с.74 |
36 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | | 02.11 | | УК | |
Имя существительное (36ч) |
37 | Распознавание падежей имен существительных. | | 13.11 | | Урок – игра. | Упр.136,137 правило с.82 |
38 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имен существительных. | | 14.11 | | УОН | Упр.140, правило с. 83. |
39 | Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | 15.11 | | УОН | Упр.143, правило с. 84-85 |
40 | Упражнение в распознавании творительного и предложного падежа имен существительных | 1 | 16.11 | | УОН | Упр149. |
41 | Как определить падеж неизменяемых имен существительных | 1 | 20.11 | | УОН | Упр.152 |
42 | Три склонения имен существительных. | 1 | 21.11 | | Урок- путешествие | Упр.156, правило с.90 |
43 | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения | 1 | 22.11 | | УОНЗ | Упр. 159., правило с.91 |
44 | Второе склонение имен существительных | 1 | 23.11 | | УОНЗ | Упр. 163, правило с. 93 |
45 | Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения | 1 | 27.10 | | УОНЗ | Упр. 167 правило с. 95 |
46 | Третье склонение имен существительных | 1 | 28.11 | | УОНЗ | Упр. 172, правило с.97 |
47 | Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения. | 1 | 29.11 | | Урок-соревнование. | Упр.179, правило с.98 -99 |
48 | Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений | 1 | 30.11 | | УР | Упр. 178., правило с. 100 |
49 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 04.12 | | УОНЗ | Упр. 184, правило с.102-104 |
50 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 05.12 | | УОНЗ | Упр.185,189, правило с.104 |
51 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | 06.12 | | УОНЗ | Упр191, 196 |
52 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 | 07.12 | | УОН | Упр.205 |
53 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 11.12 | | УОН | Упр.208,210, правило с.113 |
54 | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | 1 | 12.12 | | УОН | Упр.214, правило с.113 |
55 | Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 13.12 | | Урок исследование | Упр.218, правило с.113 |
56 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 14.12 | | УОН | Упр.219,221, правило с.117 |
57 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 18.12 | | УОН | Упр.225, правило с.119 |
58 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | 19.12 | | УОН | Упр.227, 230, правило с.121 |
59 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | 20.12 | | УОН | Упр.231, правило с.121 |
60 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 | 21.12 | | УК | |
61 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | 25.12 | | УОН | Упр.236, правило с.125 |
62 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 26.12 | | УОН | Упр.241, правило с.125 |
63 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | 27.12 | | УОН | Упр243., правило с.125 |
64 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 11.01 | | УОН | Упр., правило с. |
65 | Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | 15.01 | | КВН | Упр.244, правило с.103, 125 |
66 | Множественное число имен существительных | 1 | 16.01 | | УОНЗ | Упр.251 |
67 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | 17.01 | | УОНЗ | Упр.256, правило с.133 |
68 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | 18.01 | | УОНЗ | Упр.260, правило с.135 |
69 | Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | 22.01 | | Урок исследование | Упр264., правило с.135 |
70 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | 1 | 23.01 | | УОНЗ | Упр. 272 |
71 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Морфологический разбор имён существительных. | 1 | 24.01 | | Урок- соревнование. | Упр.1, 2 стр 143, правило 4- с.147 |
72 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | 25.01 | | УК | |
Имя прилагательное (29ч) |
73 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных | 1 | 29.01 | | Урок- путешествие. | Упр.4 |
74 | Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе | 1 | 30.01 | | УОН | Упр.11 |
75 | Склонение имен прилагательных. | 1 | 31.01 | | УОН | Упр.18, правило с.10-11 |
76 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 | 01.02 | | Урок -исследование | Упр.20, правило с.12 |
77 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | 05.02 | | УОН | Упр.28, правило с.15-16 |
78 | Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.. | 1 | 06.02 | | УОНЗ | Упр.32,правило с.17 |
79 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | 07.02 | | УОНЗ | Упр.32, 37 |
80 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | 08.02 | | УОНЗ | Упр.38,41 |
81 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | 12.02 | | УОНЗ | Упр.46 |
82 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | 13.02 | | УОНЗ | Упр. 50,53 |
83 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 14.02 | | УОН | Упр. 56 (1, 2) |
84 | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 15.02 | | Урок- соревнование | Упр56 (3) |
85 | Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 | 19.02 | | Урок проектной деятельности | Творческое задание - проект по теме |
86 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | 20.02 | | УОНЗ | Тренажёр, стр.57 – 10 слов, правило с. 29 |
87 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах | 1 | 21.02 | | УОНЗ | Упр. 63 |
88 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | 22.02 | | УОНЗ | Упр. 64., |
89 | Правописание им. прил. в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | 26.02 | | УОНЗ | Упр.68 |
90 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | 27.02 | | УОНЗ | Упр.72, правило с. |
91 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.. | 1 | 28.02 | | Урок-соревнование | Упр.76 |
92 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | 01.03 | | УР | Упр. 79 |
93 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | | 05.03 | | Урок-игра | Просклонять прилагательные: красивая, белый |
94 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | 06.03 | | УОНЗ | Упр.83, правило с.38 |
95 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 07.03 | | УОНЗ | Упр.86, 88 |
96 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 12.03 | | УОНЗ | Упр.90, 93 |
97 | Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах | 1 | 13.03 | | УОНЗ | Упр.95, 98 |
98 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 14.03 | | УР | Упр.102 |
99 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 15.03 | | УК | |
100 | Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных | 1 | 19.03 | | Урок- практикум | Упр.104, правило с. 146 |
101 | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» | 1 | 20.03 | | УК | Правило с. 146 |
Личные местоимения (8ч) |
102 | Местоимение как часть речи. | 1 | 21.03 | | УОНЗ | Упр.11, правило с.52 |
103 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица | | 22.03 | | УОНЗ | Упр115, 116., правило с.54 |
104 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 | 02.04 | | УОЗН | Упр..124 правило с. 56-59 |
105 | Склонение личных местоимений 3-го лица. | | 03.04 | | УОЗН | Упр.128, правило с.60 |
106 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 04.04 | | УОНЗ | Упр.131, правило с. 60. |
107 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 05.04 | | УР | Упр.134 |
108 | Обобщение по теме «Местоимение» Морфологический разбор личных местоимений. | 1 | 09.04 | | Урок-практикум | Упр.2, с. 60, правило с. |
109 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 | 10.04 | | УК | |
Глагол (17ч) |
110 | Роль глаголов в языке Изменение глаголов по временам | 1 | 11.04 | | УОНЗ | Упр.146 |
111 | Неопределенная форма глагола | 1 | 12.04 | | УОН | Упр.151, правило с.72 |
112 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме | 1 | 16.04 | | УОН | Упр.159, правило с.76 |
113 | Спряжение глаголов (общее понятие) | 1 | 17.04 | | УОНЗ | Упр.167, правило с.81 |
114 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 1 | 18.04 | | УОНЗ | Упр.170, правило с.81-82 |
115 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | 19.04 | | УОНЗ | Упр.175, правило с.85 |
116 | I и II спряжения глаголов настоящего времени. | 1 | 23.04 | | УОНЗ | Упр.182, правило с.88 |
117 | 1-е и 2-е спряжение глаголов будущего времени. | 1 | 24.04 | | УОН | Упр.188, правило с.89 – с.91 |
118 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени | 1 | 25.04 | | УОНЗ | Упр3, с. 92, правило с.93 |
119 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 26.04 | | Урок - исследование | Упр.195, правило с.94 |
120 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 30.04 | | УОН | Упр.197, правило с.97 |
121 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 02.05 | | УОН | Упр.203, правило с.38-99 |
122 | Возвратные глаголы Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | 03.05 | | УОНЗ | Упр213., правило с.102 |
123 | Правописание –тся и -ться в возвратных глаголов. | 1 | 07.05 | | УОНЗ | Упр.226, правило с. |
124 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 08.05 | | | Упр.236, правило с.110 |
125 | Обобщение по разделу «Глагол». Морфологический разбор глаголов | 1 | 10.05 | | Урок - практикум | Упр.239,248, правило с.147 . |
126 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 14.05 | | УК | |
Повторение (10ч) |
127 | Язык. Речь. Текст. | 1 | 15.05 | | УОН | Упр5, 6, с. 128 |
128 | Предложение и словосочетание. | 1 | 16.05 | | УОН | Упр260 |
129 | Слово и его лексическое значение | 1 | 17.05 | | УОН | Упр.265 |
130 | Состав слова. | 1 | 21.05 | | УОН | Упр.285 |
131 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 22.05 | | УК | |
132 | Анализ контрольного диктанта. Части речи. | 1 | 23.05 | | УОН | Упр.300 |
133 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | 24.05 | | УОН | Упр.305 |
134 | Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | | | Урок соревнование | Упр.312 |
135 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения | 1 | | | УР | Упр.317 |
136 | Повторение изученного за год.. | 1 | | | Урок- практикум | |