СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс на 2015-2016 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основе  Программы  курса «Русский язык» 5-9 классы, (автор Л.В. Кибирева), к учебнику «Русский язык 5 класс» в 2-х частях под редакцией Е.А. Быстровой, издательство «Русское слово», 2015 год.  В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс на 2015-2016 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основе Программы курса «Русский язык» 5-9 классы, (автор Л.В. Кибирева), к учебнику «Русский язык 5 класс» в 2-х частях под редакцией Е.А. Быстровой, издательство «Русское слово», 2015 год. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

● формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы.

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетеций.

Коммуникативная компетенция — это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенции включает в се­бя овладение основами науки о русском языке, сведениями о язы­ке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анали­зу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на ос­нове обогащения словарного запаса и грамматического строя ре­чи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представ­ления содержания предмета «Русский язык». Соответственно выде­лено два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой деятельности в её основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.

В программе реализуется коммуникативно-деятельностный под­ход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Программа базируется на современных, уже получивших при­знание подходах к обучению: дидактических — личностно ориенти­рованном и деятельностном; лингводидактическом — сознательном (когнитивно-коммуникативном).

В основе личностно ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе, лежит следующее:

  1. Становление, развитие личности школьника — основная цель образования.

  2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учи­телем. Ученик — активный субъект учебной деятельности.

  3. Учёт типологических и индивидуальных особенностей школь­ника: возраста, интересов, возможностей и потребностей.

В названии сознательно-коммуникативного подхода, его ещё на­зывают когнитивно-коммуникативным, подчёркивается основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сочетается с со­знательным познанием и усвоением системы сведений о языке, разви­тием познавательных способностей.

Согласно принципу сознательности языковой материал рас­сматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая де ятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил — обязательное условие достижения целей обуче­ния русскому языку.

Содержание учебников реализует заявленный в программе ком-муникативно-деятельностный подход, взаимосвязь когнитивного и речевого развития учащихся, формирование не только предмет­ных, но и метапредметных умений и способов деятельности.

Организация материала и соответствующей ему учебно-познава­тельной деятельности учащихся способствует самостоятельному по­стижению ими знаний о системе языка. В то же время она формирует такие важные в условиях становления информационного общества метапредметные умения, как адекватное понимание информации, способность извлекать её из различных источников, умение вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к слова­рям, справочникам, Интернету).

Для овладения приёмами наблюдения, сопоставления, анализа и систематизации материала в учебники включены проектные зада­ния.

В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс русского языка в 5—9 классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций:

Коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой.

Выделение этих содержательных линий носит условный характер, оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы.

Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется
на основе осознания системы языка, усвоение её связанос развитием речи.

Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Речевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствова­ния речевых способностей учащихся, овладение основными вида­ми речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирова­ние) и письменной речи (чтение), умение строить устое и пись­менное высказывание с учётом сферы и ситуации общения (го­ворение и письмо). В связи с этим изучение курса русского языка в каждом классе открывается разделом «Речь» (теория и практика), который организует всю последующую работу по формированию коммуникативной компетенции. Осуществляются повторение, систематизация речеведческих понятий, которые являются теоре­тической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс расширяется и углубляется круг этих сведений. Данный материал, по сути, определяет рече­вую направленность всего курса. Таким образом, усиливается роль речеведческих знаний в формировании речевых умений и навыков. Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку.

Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. При изучении данных разделов учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходи­мыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.

В программе представлены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, данные из истории науки о русском языке, сведения о её выдаю­щихся представителях.

Третья содержательная линия обеспечивает формирование куль-туроведческой компетенции, к этой линии относится материал, да­ющий представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой рус­ского народа. Это содержание последовательно и целенаправлен­но реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое внимание уделено познанию русского языка как средства выраже­ния национальной культуры, её самобытности. В определённой ме­ре осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение русского языка в 5 классе предусмотрено 6 часов в неделю, (в том числе 1 час из школьного компонента), 204 часа в год.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.


Русский язык – национальный язык русского народа (1)

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность. (19)

Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевой этикет.

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Способы развития темы в тексте. Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Абзац – структурно-смысловая часть текста. План текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Сравнение.

Синтаксис и пунктуация. (32)

Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания. Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения

Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными словами. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами. Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью. Простое и сложное предложение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (31)

Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики. Слог. Слог – единица слова. Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы. Орфография – раздел правописания. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова.

Лексика. (13)

Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы. Словари синонимов, антонимов. Переносное значение слова в основе художественных тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение).

Морфемика. Словообразование. Орфография. (23)

Морфемика – раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание – формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова. Правописание корней.

Приставка, суффикс – словообразующие морфемы. Правописание приставок. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слов. Словообразование – раздел языкознания.

Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Морфология. Орфография. (74)

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение предметности.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов и др. Род имён существительных. Имена существительные мужского рода. Имена существительные женского рода. Род имен существительных с ь на конце. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-). Правописание не с именами существительными.

Имя прилагательное как часть речи.

Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Разряды имен прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Характерные признаки качественных имен прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имён прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие. Изменение кратких прилагательных по родам и числам. Образование и правописание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е- и превосходной степени с суффиксом –айш-. Словообразование и правописание имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Правописание не с прилагательными. Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов.

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Правописание не с глаголами. Инфинитив (неопределённая форма глагола). Правописание тся и ться в глаголах. Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Винительный падеж существительны без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при переходных глаголах. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Время глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи. Спряжение глагола. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).

Повторение изученного (11)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ


п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечания

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1


Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества.


Речь. Речевое общение. Речевая деятельность. (15+4)

2

Язык и речь

1


Осознавать различия языка и речи

Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи

Различать диалогическую и монологическую речь

Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания.

Соблюдать при общении нормы речевого этикета. Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль.

Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Составлять простой план.

Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы.

Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста. Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение)

Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста.

Определять функционально-смысловые типы речи.

Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами их построения различных функционально-смысловых типов речи.

Находить средства грамматической связи предложений в тексте.

Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста.

Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение

На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста.


3

Р.Р. Обучающее выборочное изложение

1



4

Речь и речевое общение

1



5

Речь устная и письменная

1



6

Речь разговорная и речь книжная.

1



7

Речь диалогическая и монологическая

1



8

Речевой этикет

1



9

Р.Р. Подробное изложение

1



10

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.

1



11

Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста.

1



12

Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием.

1



13

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1



14

План текста

1



15

Р.Р.Сочинение «Мой четвероногий друг»

1



16

Типы речи. Повествование.

1



17

Описание. Сравнение

1



18

Рассуждение

1



19

Сочетание разных типов речи.

1



20

Р.Р.Контрольное подробное изложение № 1

1



Синтаксис и пунктуация (28+4)

21

Синтаксис и пунктуация.

1


Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения

Распознавать словосочетание в составе предложения

Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Конструировать изученные виды словосочетаний

Определять основные признаки предложения

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте

Выделять грамматическую основу двусоставного предложения

Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения

Разграничивать главные и второстепенные члены предложения

Опознавать однородные члены предложения

Составлять схемы предложений с однородными членами предложений.

Осознавать основные функции обращений

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями

Правильно интонировать предложения с прямой речью

Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение




22

Словосочетание.

1



23

Словосочетание. Разбор словосочетания.

1



24

Р.Р.Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

1



25

Предложение и его признаки.

1



26

Интонация

1



27

Логическое ударение

1



28

Виды предложений по цели высказывания.

1



29

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1



30

Р.Р. Сжатое изложение «Тетрадки под дождем»

1



31

Грамматическая основа предложения.

1



32

Главные члены предложения.

1



33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



34

Распространенные и нераспространенные предложения.

1



35

Второстепенные члены предложения

1



36

Определение

1



37

Р.Р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н.Бакшеевой «Иней».

1



38

Дополнение.

1



39

Обстоятельство.

1



40

Предложения с однородными членами.

1



41

Обобщающее слово при однородных членах предложения

1



42

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



43

Анализ контрольного диктанта

1



44

Предложения с обращениями

1



45

Предложения с вводными словами.

1



46

Предложения с вводными словами.

1



47

Предложения с прямой речью

1



48

Предложения с прямой речью

1



49

Синтаксический разбор простого предложения

1



50

Р.Р.Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка»)

1



51

Простое и сложное предложение.

1



52

Простое и сложное предложение

1



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (28+3)

53

Фонетика.

1


Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове

Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции

Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи

Членить слова на слоги

Правильно переносить слова с одной строки на другую

Определять место ударения в слове

Осознавать значение письма



Соотносить в словах звуки и буквы


Находить орфограммы в морфемах

Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне


54

Звук – единица языка.

1



55

Звуки и буквы.

1



56

Фонетическая транскрипция.

1



57

Р.Р. Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»

1



58

Отличие гласных и согласных звуков

1



59

Согласные звонкие и глухие

1



60

Согласные твердые и мягкие

1



61

Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь.

1



62

Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь

1



63

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1



64

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1



65

Р.Р. Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица.

1



66

Слог. Ударение.

1



67

Орфоэпия

1



68

Произношение гласных звуков.

1



69

Произношение согласных звуков.

1



70

Озвончение и оглушение согласных

1



71

Произношение сочетаний согласных звуков.

1



72

Выразительные средства фонетики

1



73

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

1



74

Анализ контрольного диктанта

1



75

Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв.

1



76

Орфография. Правописание гласных в корне слова.

1



77

Правописание непроверяемых гласных в корне слова

1



78

Буквы О-Ё после шипящих

1



79

Р/Р. Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир».

1



80

Правописание согласных в корне слова.

1



81

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

1



82

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

1



83

Проверочная работа по теме «Графика. Орфография»

1



Лексика (11+2)

84

Слово и его значения.

1


Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций

Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения

Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов

Разграничивать омонимы и многозначные слова

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов

Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски.

Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи

Осознавать художественную выразительность тропов Использовать в речи слова в переносном значении


85

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.

1



86

Однозначные и многозначные слова.

1



87

Прямое и переносное значение слова.

1



88

Омонимы.

1



89

Синонимы.

1



90

Р.Р. Сжатое изложение.

1



91

Антонимы.

1



92

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме «Лексика».

1



93

Эпитет

1



94

Метафора

1



95

Олицетворение

1



96

Р.Р. Сочинение по картине И.Шишкина «Перед грозой»

1



Морфемика. Словообразование. Орфография.(21+2)

97

Морфема – значимая часть слова. Окончание и основа слова.

1


Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы

Различать словообразующие и формообразующие морфемы

Характеризовать морфемный состав слова







Проводить морфемный анализ слова

Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему



Определять способ образования слова

Проводить словообразовательный анализ слова

Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи


98

Окончание и основа слова.

1



99

Корень слова

1



100

Р.Р. Обучающее изложение.

1



101

Суффикс.

1



102

Приставка

1



103

Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1



104

Чередование гласных е//и в корне слова

1



105

Чередование гласных о//а в корне слова

1



106

Правописание корней с чередованием

-раст-//-ращ-//-рос-

1



107

Правописание корней с чередованиями

1



108

Правописание приставок.

1



109

Правописание приставок на -з (-с).

1



110

Буквы ы-и в корне после приставок

1



111

Приставки пре- и при-

1



112

Приставки пре- и при-

1



113

Буквы И и Ы после Ц

1



114

Способы образования слов.

1



115

Р.Р Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

1



116

Способы образования слов. Сложение.

1



117

Морфемный разбор слова.

1



118

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

1



119

Анализ контрольного диктанта

1



Морфология. Орфография (74)

120

Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи

1


Опознавать различные части речи по их существенным признакам. Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.


Имя существительное как часть речи (18+5)

121

Имя существительное как часть речи.

1


Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Производить морфологический разбор имени существительного.

Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам.

Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных.

Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию.

Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные.

Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи.

Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами.

Определять тип склонения имён существительных.

Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи.

Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

Правильно произносить и писать суффиксы существительных.

Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не


122

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине.

1



123

Р.Р. Контрольное сочинение №1 по картине А.А. Пластова «Первый снег».

1



124

Правописание суффиксов существительных

-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а).

1



125

Правописание суффиксов -ек-,-ик-.

1



126

Правописание НЕ с именами существительными

1



127

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1



128

Р.Р. Описание натюрморта по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

1



129

Имена существительные собственные и нарицательные

1



130

Род имен существительных

1



131

Ь после шипящих на конце имен существительных

1



132

Р.Р. Описание комнаты

1



133

Имена существительные общего рода

1



134

Род несклоняемых имен существительных

1



135

Склонение имен существительных.

1



136

Разносклоняемые имена существительные

1



137

Число имен существительных.

1



138

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1



139

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

1



140

Морфологический разбор имени существительного

1



141

Р.Р. Сочинение – описание памятника архитектуры.

1



142

Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи» Тестовые задания.

1



143

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по теме «Имя существительное».

1



Имя прилагательное (20+2)

144

Имя прилагательное как часть речи

1


Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.

Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении.

Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа.

Анализ форм сравнительной и превосходной степени прилагательных

Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения.

Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.

Образовывать краткие прилагательные.

Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи.

Определять способы образования имен прилагательных.

Правильно писать н и нн в прилагательных.

Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.

Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными

Правильно писать сложные прилагательные.


145

Р.Р. Сочинение - описание внешности человека

1



146

Имена прилагательные качественные и относительные.

1



147

Имена прилагательные качественные и относительные.

1



148

Притяжательные имена прилагательные

1



149

Согласование имени прилагательного с именем существительным

1



150

Имена прилагательные полные и краткие.

1



151

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1



152

Степени сравнения качественных имен прилагательных.

1



153

Сравнительная степень имени прилагательного.

1



154

Превосходная степень имени прилагательного.

1



155

Словообразование и правописание имен прилагательных.


1



156

Суффиксальный способ образования имен прилагательных.

1



157

Правописание -н- и

-нн- в именах прилагательных.

1



158

Правописание -н- и

-нн- в именах прилагательных.

1



159

Приставочный способ образования имен прилагательных.

1



160

Правописание не с именами прилагательными.

1



161

Правописание не с именами прилагательными.

1



162

Правописание имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

1



163

Р.Р. Описание натюрморта. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1



164

Повторение изученного по теме

«Имя прилагательное как часть речи»

1



165

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1



Глагол (25+3)

166

Глагол как часть речи

1


Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Морфологический разбор глагола.

Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации.

Правописание не с глаголами.

Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.

Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.

Усвоить правописание тся и ться в глаголах.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам.

Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Использовать в речи возвратные глаголы.

Выявлять особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.

Употреблять бы с глаголами в условном наклонении.

Осознавать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения.

Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

Определять спряжения глагола.

Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Осознавать семантику безличных глаголов.

Употреблять предложения с безличными глаголами.

Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.


167

Правописание не с глаголами.

1



168

Правописание не с глаголами.

1



169

Инфинитив.

1



170

Правописание – тся и –ться в глаголах

1



171

Правописание – тся и –ться в глаголах

1



172

Р.Р. Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2

1



173

Вид глагола.

1



174

Вид глагола.

1



175

Правописание суффиксов -ова-(-ева-),

-ива-(ыва-)

1



176

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тестовое задание.

1



177

Переходные и непереходные глаголы.

1



178

Возвратные глаголы.

1



179

Наклонения глагола. Условное наклонение.

1



180

Р.Р. Сочинение «Что было бы, если бы…»

1



181

Повелительное наклонение глагола.

1



182

Изъявительное наклонение глагола.

1



183

Настоящее время глагола

1



184

Прошедшее время глагола

1



185

Будущее время глагола

1



186

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

1



187

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол как часть речи»

1



188

Спряжение глагола

1



189

Разноспрягаемые глаголы

1



190

Безличные глаголы

1



191

Безличные глаголы

1



192

Морфологический разбор глагола.

1



193

Р.Р. Изложение с цитированием стихотворных строк.

1



Повторение в конце года (11)

194

Разделы науки о языке.

1




195

Типы речи.

1




196

Фонетика.

1




197

Орфография.

1




198

Орфография.

1




199

Морфология.

1




200

Морфология.

1




201

Синтаксис и пунктуация.

1




202

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8

1




203

Анализ контрольного диктанта

1




204

Итоговый урок

1










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
Речевая деятельность

Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, офи-циально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов,
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно- публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-
деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализи-ровать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуни-кативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (под-робно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,
дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно- научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразова-тельных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии в публицистической и художественной речии оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-деловогостилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  3. Интернет-порталы http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru

  4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  5. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

  6. Справочно-информационные интернет - порталы

  7. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

  8. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru

  9. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.

  10. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  11. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвение, 1998.

  13. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  14. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  15. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru













10