СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  предназначена для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Уровень обучения - базовый, объём - 170 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»

Новодугинского района Смоленской области




Принято Утверждаю:

на заседании педагогического совета Директор школы

Протокол №____ _______________

от «_____»_____2015г. Приказ №_______

от «____»______ 2015 г.



Рабочая программа учебного предмета

« Русский язык»

5 класс, базовый уровень

2015-2016 год




Разработана

Харченко Валентиной Александровной

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории





Торбеево

2015 г.

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и на основе программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2012 г.)

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

– воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, сознательно относящейся к нему как явлению культуры, осмысляющей родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

– совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

2. Общая характеристика курса


Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; при- менять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.


3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане


Планирование составлено из расчета 5 часов в неделю (5 класс – 170 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012. Уровень обучения базовый. Рабочая программа отличается от авторской изменённым количеством учебных часов: 170 часов вместо 175 в авторской программе. Это вызвано тем, что годовой учебный курс длится 34 недели.

Кроме того, именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ОГЭ в 9 классе. Данная программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю).

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 170 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.


4. Личностные, метапредметные, предметные результаты


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

– осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

– достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

– владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

– применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и т. д.);

– коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

– представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

– понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

– усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

– освоение базовых основ лингвистики;

– овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

– опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

– проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

– понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

– осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание тем учебного курса


Повторение изученного в начальных классах.

Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы. Стили речи. Состав слова. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корнеслова. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Части речи. Глагол. -Тся и -ться в глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Основная мысль текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Повторение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Повествование. Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Описание предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Повторение.

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Рассуждение. Суффикс. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы о - а в корне -лаг лож-. Буквы о-а в корне -рост рос-. Буквы е-о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц. Повторение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Повторение.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Описание животного. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение.


Глагол

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Рассказ. Неопределённая форма глагола. Правописание -тся п-ться в глаголах. Виды глагола. Буквы е-и в корнях с чередованием. Невыдуманный рассказ (о себе). Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времён. Повторение.

Повторение и систематизация изученного

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания. Знаки препинания в простом и сложном предложении.


6. Планирование уроков русского языка в 5 классе

Учебно-методический план


Содержание

Кол-во часов

Контрольные работы, шт.

Развитие речи, шт.

Язык – важнейшее средство общения

1


3

Повторение пройденного в 1-4 классах

20

1

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

1

9

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

14

1

1

Лексика. Культура речи.

8

1

1

Морфемика. Орфография. Культура речи.

21

2

2

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

20

2

1

Имя прилагательное

14

1

1

Глагол

35

1

2

Повторение и систематизация пройденного.

7

1


ИТОГО

170

11 часов

21 час


Календарно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Формирование универсальных учебных действий

Дата

Знать

Уметь

Повторение изученного в начальных классах

1

Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы. Рр.

3

Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.

Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества


2

Стили речи. Рр.

1

Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы.

Опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям.


3

Состав слова. Орфограмма.

1

Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов. Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы.

Различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их. Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.


4

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Определение однокоренных слов. Сильные и слабые позиции согласных.

Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные. Проверять согласные, находящиеся в слабой позиции


5

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное.


6

Буквы и, у, а после шипящих

1

Правописание букв и, у, а после шипящих.

Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.


7

Разделительные ъ и ь.

1

Правописание Ъ, Ь.

Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной.


8

Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный диктант

2

Правило раздельного написания предлога с другими словами.

Отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами.


9

Части речи.

1

Определение частей речи, последовательность их распознавания.

Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры.


10

Глагол. -Тся и -ться в глаголах.

1

Определение глагола как части речи, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа.

Правописание

-ться и – тся в глаголах

Находить глагол в предложении, определять его морфологические признаки, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица.

Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания.


11

Личные окончания глаголов.

2

Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Определять спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях.


12

Имя существительное.

2

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного

Находить имя существительное в тексте, определять морфологические признаки имени существительного.


13

Имя прилагательное.

1

Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного.

Задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж.


14

Местоимение.

1

Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных местоимений.

Опознавать в тексте личные местоимения, употреблять их с предлогами в письменной и устной речи.


15

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Рр

2

Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». Знать понятия: широкая и узкая тема, коммуникативная установка

Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст. Определять основную мысль текста, соблюдать абзацы, составлять простой план. Соотносить тему и содержания высказывания, определять границы темы.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

16

Синтаксис

1

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса.

Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу.


17

Пунктуация. Выборочное изложение. Рр.

1

Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения.

Различать знаки препинания и определять их функцию в предложении.


18

Словосочетание. Разбор словосочетания.

1

Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова.

Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний.


19

Предложение.

1

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматическим основ.


20

Виды предложений по цели высказывания

1

Определение предложений по цели высказывания.

Характеризовать предложения по цели высказывания.


21

Восклицательные предложения.

1

Развивать речевую грамотность, умение составлять предложения, различающиеся по цели высказывания и по интонации

Определять восклицательные предложения в тексте, уметь приводить примеры


22

Члены предложения.

1

Основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения).

По интонации определять границы предложения


22.1

Устный рассказ по картине. Рр

1




23

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

Способы определения сказуемого, основные способы его выражения. Способы определения подлежащего, основные способы его выражения

Выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами. Выделять грамматическую основу предложения и графически выделять ее.


23.1

Сочинение-рассуждение. Рр

2




24

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения.


25

Нераспространённые и распространённые предложения

1

Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.

Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.


26

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме.

Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего.


27

Определение.

1

Способы выражения определения, графическое выделение на письме.

Находить определение в тексте, использовать в речи.


28

Обстоятельство

1

Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме.

Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи.



Повествование с элементами описания

2




29

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Признаки однородных членов. Алгоритм расстановки знаков препинания в пред

Находить однородные члены. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило


30

Предложения с обращениями.

1

Понятие обращения, его роль в речи.

Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее


31

Письмо. Рр

2

История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем

Составлять текст письма в зависимости от его назначения.


32

Синтаксический разбор простого предложения

1

Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.


33

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.


34

Простые и сложные предложения.

1

Понятия простых и сложных предложений.

Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы.


35

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения.

Выполнять синтаксический разбор сложного предложения.


36

Прямая речь. Диалог. Тип текста. Рр.

2

Понятие прямой речи. Понятие диалога.

Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог.


37

Повторение. Контрольный диктант

2

Что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил.

Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

38

Фонетика.

1

Предмет изучения орфоэпии и фонетики.

Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву.


39

Гласные звуки.

1

Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками.

Выделять в слове звуки речи, правильно произносить гласные звуки, использовать элементы транскрипции.


40

Согласные звуки.

1

Особенности образования согласных звуков.

Выделять в слове звуки речи, правильно произносить согласные звуки, использовать элементы транскрипции.


41

Согласные твёрдые и мягкие.

1

Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.

Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.


42

Повествование.

1

Особенности повествования как типа речи, его композиция.

Строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера.


43

Согласные звонкие и глухие.

1

Различия между звонкими и глухими согласными.

Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи.


44

Графика. Алфавит.

1

Понятие и назначение алфавита.

Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности.


45

Описание предмета. Рр.

1

Особенности описания как типа речи, его композиция.

Строить текст описания, составлять план текста повествовательного характера.


46

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме.


47

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

2

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова.


48

Орфоэпия.

1

Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова.

Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем.


49

Фонетический разбор слова.

1

Алгоритм фонетического разбора слова.

Выполнять фонетический разбор слова.


50

Повторение. Контрольный диктант

2

Изученные правила темы.

Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.


Лексика. Культура речи

51

Слово и его лексическое значение

1

Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей.

Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем.


52

Однозначные и многозначные слова

1

Понятия однозначных и многозначных слов.

Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.


53

Прямое и переносное значение слов

1

Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры.

Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры.


53.1

Изложение прочитанного текста. Рр

2




54, 55

Омонимы. Антонимы

1

Отличия омонимов от многозначных слов. Понятие антонимов, их стилистическая роль.

Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи. Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи.


56

Синонимы

1

Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности.

Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.


57

Повторение. Контрольный диктант

1

Изученные правила темы.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи.


Морфемика. Орфография. Культура речи

58

Морфема – наименьшая значимая часть слова

1

Основные морфемы слова.

Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.


59

Изменение и образование слов

1

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов.


60

Окончание

1

Понятие окончания как части слова и его функции.

Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола.


61

Основа слова

1

Понятие основы слова, ее значение в структуре слова.

Способы словоизменения (склонение, спряжение).


62

Корень слова

1

Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне.

Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами.


63

Рассуждение. Рр.

2

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Находить и создавать структурные элементы рассуждения.


64

Суффикс. Рр: заголовок текста

1

Роль суффикса в образовании новых слов.

Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.


65

Приставка

1

Приставка как словообразовательная морфема.

Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога.


66

Чередование звуков

1

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания.


67

Беглые гласные

1

Беглые гласные как варианты чередования.

Выделять морфемы, где есть беглые гласные.


68

Варианты морфем

1

В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов.

Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах.


69

Морфемный разбор слова

1

Алгоритм морфемного разбора слова.

Выполнять морфемный разбор слова.


70

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо.

Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки.


71

Буквы з и с на конце приставок

1

Условия выбора буквы в приставках.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.


72

Буквы о - а в корне -лаг лож-.

1

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.


7

Буквы о-а в корне -рост рос-.

1

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.



Проверочная работа

1




74

Буквы е-о после шипящих в корне.

1

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.


75

Буквы ы - и после ц.

1

Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме


76

Повторение. Контрольный диктант.

2

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.


Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

77

Самостоятельные и служебные части речи

1

Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова.

Различать служебные части речи от самостоятельных.


78

Имя существительное. Имя существительное как часть речи

1

Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Узнавать существительное среди других частей речи.


79

Доказательства в рассуждении. Рр.

2

Тема и структура сочинения-рассуждения.

Проводить аргументы и факты в качестве доказательства вести доказательство «от обратного». Использовать союзы и вводные слова для связи частей текста-рассуждения.


80

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.


81

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Деление существительных на собственные и нарицательные.

Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова.


82

Морфологический разбор имени существительного.

1

Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Выполнять морфологический разбор имени существительного.


83

Род имён существительных.

2

Принадлежность слова к одному из трех родов.

Определять род имени существительного.


84

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы.


85

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

Имена существительные, которые имею форму только единственного числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.


86

Три склонения имён существительных. Контрольная работа

2

Три склонения имен существительных.

Способ определения склонения имен существительных.


87

Падеж имён существительных.

1

Падеж имен существительных и падежные окончания.

Определять падеж имен существительных.


88

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Владеть способом действия при выборе орфограммы.


89

Множественное число имён существительных.

1

Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Уметь правильно писать и употреблять имена существительные.


90

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

2

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.


91

Повторение. Контрольный диктант

2

Изученные правила темы.

Пользоваться теоретическими правилами на практике.


Имя прилагательное

92

Имя прилагательное как часть речи.

3

Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте.

Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.


93

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

3

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Правильно писать окончания имен прилагательных.


94

Описание животного. Рр

2

Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста.

Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста.


95

Прилагательные полные и краткие.

2

Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.

Отличать полные прилагательные от кратких.


96

Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имен прилагательных.


97

Повторение. Контрольный диктант

2

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте.

Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.


Глагол

98

Глагол как часть речи.

2

Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль.

Находить глаголы в речи.


99

Не с глаголами.

2

Правило написания не с глаголами.

Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы.


100

Рассказ. Рр.

2

Композиционные элементы повествования, рассказ по сюжетным картинкам.

Использовать в рассказе диалог и прямую речь.


101

Неопределённая форма глагола.

2

Определение неопределенной формы глагола.

Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме.


102

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

Условие выбора написания тся и ться в глаголах.

Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола.


103

Виды глагола.

2

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида.


104

Буквы е-и в корнях с чередованием.

2

Виды чередований, условия выбора орфограммы.

Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи.


105

Невыдуманный рассказ (о себе). Рр.

2

Тип речи - повествование, особенности рассказа.

Использовать глаголы разного вида в тексте.


106

Время глагола.

2

Вид и время глагола, особенности образования временных форм.

Определять вид и время глагола.


107

Прошедшее время.

1

Способы образования и изменения глагола прошедшего времени.

Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи.


108

Настоящее время.

2

Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени.

Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи.


109

Будущее время.

2

Способы образования и изменения глагола будущего времени.

Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи.


110

Спряжение глаголов.

1

Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов.

Определять спряжение глаголов по алгоритму.


111

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.


112

Морфологический разбор глагола.

1

Алгоритм морфологического разбора глагола.

Выполнять морфологический разбор глагола.


113

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

2

Правописание глаголов во втором лице единственного числа.

Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи.


114

Употребление времён.

2

Правило об употреблении времен глаголов в речи.

Правильно использовать времена глаголов в речи.


115

Повторение. Контрольный диктант

3

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов.

Пользоваться изученными правилами на практике.


Повторение и систематизация изученного

116

Разделы науки о языке.

1

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


117

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


118

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


119

Употребление букв ъ и ь.

1

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


120

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


121

Итоговая контрольная работа

2

Повторение и закрепление пройденного материала за курс «Русский язык для 5-го класса»


Итого часов

170


7. Учебно-методическое обеспечение


1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс»/7-е изд., перераб. и доп., Тростенцова Л.А.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.

4. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Г.А.Богданова - М., «Просвещение», 2012.

5. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: книга для учителя /Г.А.Богданова - М.: Просвещение, 2012.

.

6.Планируемые результаты

Выпускник научится:


Аудирование:

– понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

– выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

– владеть техникой чтения;

– выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

– разбивать текст на смысловые части и составлять простой план

– извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

– правильно расставлять логические ударения, паузы;

– выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Речь:

– доказательно отвечать на вопросы учителя;

– подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи

– создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

– выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

– подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

– создавать письменное высказывание разных типов речи;

– составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

– определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

– делить текст на абзацы;;

– использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

– исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

6.2. Фонетика и орфоэпия:

– выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

– различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

– использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова

– работать с орфоэпическим словарём.

6.3. Графика:

– правильно произносить названия букв русского алфавита;

– свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

– проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

6.4. Морфемика:

– выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

– подбирать однокоренные слова с учётом значения слова.

6.5. Лексикология:

– объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

– пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов

– отличать омонимы от многозначных слов;

– подбирать синонимы и антонимы;

– выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

6.6. Морфология:

– различать части речи;

– правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

– уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

– правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

6.7. Орфография:

– находить орфограммы в морфемах;

– группировать слова по видам орфограмм;

– владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

– устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

– самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

6.8. Синтаксис и пунктуация:

– выделять словосочетания в предложении;

– определять главное и зависимое слово

– составлять простые и сложные предложения изученных видов;

– опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

– находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

– устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения

Выпускник получит возможность научиться:

– разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. составлять простые и сложные предложения изученных видов;

– разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

– соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

– по орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;

– по пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

– по связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). составлять простой план исходного и собственного текста;

– писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;

– совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

– правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

– грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

– пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями

Приложение


1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.


1.1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

– полноту и правильность ответа,

– степень осознанности, понимания изученного,

– языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

– полно излагает изученный материал, дает  правильное определение языковых понятий;

– обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

– излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

– излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

– не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

– излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.


1.2. Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для 6 класса – 100 – 110, для 7 класса – 110 – 120, для 8 класса – 120 – 150, для 9 класса – 150 – 170. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов, для 6 класса – 20 – 25, для 7 класса – 25 -30, для 8 класса – 30 – 35, для 9 класса – 35 – 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

– на правила, которые не включены в школьную программу;

– на еще не изученные правила;

– в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

– в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

– в исключениях из правил;

– в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

– в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

– в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

– в написании ы и и после приставок;

– в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

– в собственных именах нерусского происхождения;

– в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

– в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


1.3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100 – 150 слов, в 6 класса – 150 – 200, в 7 классе – 200 – 250, в 8 классе – 250 – 300, в 9 классе – 350 – 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 – 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр., в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1, 5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

– соответствие работы ученика теме и основной мысли;

– полнота раскрытия темы;

– правильность фактического материала;

– последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

– разнообразие словарного и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

– содержание работы полностью соответствует теме;

– фактические ошибки отсутствуют;

– содержание излагается последовательно;

– работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

– достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

– содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

– содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

– имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

– лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

– стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

– в работе допущены существенные отклонения от темы;

– работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

– беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

– стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

– работа не соответствует теме;

– допущено много фактических неточностей;

– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

– крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

– нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.


2. Контрольно-измерительные материалы


2.1. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Семь дочек

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», - проговорила вторая. «Ты снилась мне, как розе снится капля воды», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги. (В. Сухомлинский)

Грамматическое задание.

– найдите в тексте и графически обозначьте обращения;

– в предложениях с прямой речью подчеркните глаголы, вводящие в прямую речь;

– выпишите по два словосочетания, соответствующие схемам: «прил. + сущ.», «глагол + сущ.»


2.2. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

Яблонька

Росла в лесу дикая яблонька, осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали его, поклевали и зёрнышки, но одно спряталось в землю и осталось.

Весной солнышко пригрело мокрую землю, и зёрнышко стало прорастать.

Лет через пять выросла хорошая яблонька. Пришёл в лес садовник, увидел яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, принёс её в сад и посадил в хорошую землю.

На другой год пришёл он с кривым ножом и стал яблоньку резать. В трещину воткнул молодой росток от хорошей яблоньки.

Года через три зацвело дерево бело – розовыми цветками. К осени выросли большие душистые яблоки.

И такая хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги. (По К. Ушинскому)


Грамматическое задание.

– выпишите по одному слову, в котором: букв больше, чем звуков; звуков больше, чем букв;

– выпишите из текста 4 слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука;

– слово осенью разберите фонетически.


2.3. Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи»

Вариант 1.

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.

Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф - древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (По Л. Кудрявцевой) (113 слов)

Грамматическое задание.

– найдите синонимы к слову художник;

– являются ли слова «молодой» и «знаменитый» антонимами?

– составьте словосочетания со словом «молодой», иллюстрируя разные значения этого слова.

Вариант 2.

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать. Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь. (По Л.Н. Толстому)

Грамматическое задание.

I вариант

– найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний;

– выпишите многозначное слово и объясните его значения;

– найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.

II вариант

– придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения;

– выпишите многозначное слово и объясните его значения;

– выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Вариант 3.

Почему мы так говорим?

Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?

С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно. Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года. Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки.

Грамматическое задание.

– найдите синонимы и выпишите их;

– найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование;

– выпишите предложение, в котором нет подлежащего.


2.4. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.) (ПО Б. Тимофееву.)

Грамматическое задание.

– по мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

– разобрать по составу слова: «Набегают, крупные, дождинки» – 1 вариант; «Затихает, туманная, порыв» – 2 вариант.


2.5. Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное»

Вариант 1

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание.

– выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

– синтаксический разбор предложения: «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» – 1 вариант , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» – 2 вариант.

– морфологический разбор слова «в траве» – 1 вариант , «на полянке» – 2 вариант.

– разобрать слова по составу «лисёнок, сосновой, бросился» – 1 вариант. «полянке, колючий, поднял» – 2 вариант.

Вариант 2.

Фомка и Барин.


По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

Грамматическое задание.

– выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает;

– синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» – 1вариант , «По дороге топал еж» – 2 вариант;

– морфологический разбор слова «Фомкой» – 1 вариант, «Барин» – 2 вариант;

– разобрать слова по составу «рассвета, колючего, закатил» – 1 вариант. «Ножками, колючий, ужинал» – 2 вариант.


2.6. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1.

Ёжик

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

Грамматическое задание.

– произвести синтаксический разбор предложения: «Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск». – 1 вариант; «На рассвете около меня зашелестели листья». – 2вариант;

– произвести морфологический разбор прилагательного: маленькое (яблочко) – 1 вариант; осенняя (ночь) – 2 вариант;

– обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.

Вариант 2.

Весеннее утро

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)

Грамматическое задание.

– произвести синтаксический разбор предложения: «На яркой листве деревьев блестит роса».– 1 вариант; «Синее небо глядится в зеркальную воду».– 2вариант;

– произвести морфологический разбор прилагательного: «(На) зеленую (травку)» – 1 вариант; «(На) синюю (гладь)» – 2 вариант;

– обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.

2.7. Контрольный диктант по теме «Глагол»

Вариант 1.

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.

В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.

Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.

Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов) (По Д. Зуеву)

Грамматическое задание.

– произвести синтаксический разбор предложения: «В потемках ельника серебрятся осины» – 1 вариант; «В лесу встречаются зима и весна». – 2вариант;

– произвести морфологический разбор глагола: «отступает» – 1 вариант; «краснеют» – 2 вариант;

– произвести разбор глаголов по составу: «обтаяли, хмурится» – 1 вариант; «набирает, серебрятся» – 2 вариант.

Вариант 2.

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов) (ПоИ. Соколову-Микитов)

Грамматическое задание.

– произвести синтаксический разбор предложения: «Быстро наступает вечер в глухом лесу».– 1 вариант; «Темные тени ложатся под деревьями». – 2вариант;

– произвести морфологический разбор глагола: «чернеют» – 1 вариант; «наступает»– 2 вариант;

– произвести разбор глаголов по составу: «Прошуршала, вертятся» – 1 вариант; «Подбирают, колышутся» – 2 вариант.


2.8. Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного»


(без грамматического задания)

Русский лес

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

12