СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс VII вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учителя русского языка и литературы коррекционной школы. Рабочая п рограмма разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку 5 класс VII вида»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2015. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 170 часов.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

- развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

- воспитание обучающихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.


Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2015.

2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.

3. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

4. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Содержание программы

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Фонетика

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. 

  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

  1. Соотношение звука и буквы.

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.

  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные имногозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.

  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.

  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов


Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 5 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); о русском языке как языке русского народа, государственном, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение; создавать текст в письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к к определённой функциональной разновидности языка, навыки фонетического, морфемного, лексического, морфологического, синтаксического разбора; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка.

Оценка письменных работ по русскому языку в классах для детей VII вида

В связи с нарушениями слуховых анализаторов учащихся и другими отклонениями в развитии, оценка «3» в 5 классе 7 вида ставится при наличии 5-ти орфографических и 4-х пунктуационных.



Тип работы

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Диктант

1 негрубая орфограф. или 1 негрубая пунктуац.

2/2, 1/3, 0/4, 3/0 – однотипн.

4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/2 – однотипн.

7/7, 6/8, 5/9, 8/6.

Более

Словарный диктант

---

1 - 2

3 - 5

До 7 ошибок

Более

Дополнительное задание к диктанту.

Верно выполнено всё задание

Не менее ¾ задания

Не менее половины

Не более половины

Ни одного задания.

Изложения и сочинения

С – 1

Р – 1,2

1 орфограф. или 1 пунктуац., или 1 грамматич.

С – 2

Р – 3 –5

2/2, 1/3, 0/4, 2 граммат.

С – 4

Р –5

4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/2 – однотип.. Не более 4 грамматич.

С – 6

Р –7

7/7, 6/8, 5/9, 8/6, не более 7 грамматич.

более


При проверке диктанта исправляются, но не учитываются следующие логопедические ошибки.

Логопедические ошибки

Ошибки слухового восприятия и нарушения зрительных анализаторов:

  • пропуск слов;

  • замена букв;

  • перестановка букв;

  • наращивание слов;

  • разделение слов (нас тупила);

  • нарушение смягчения (василки);

  • не чувствует конца предложения;

  • повторы слов;

  • замена ударной гласной «а» на «о» и наоборот (застовила вместо заставила);

  • недописывание сложных по элементам написания букв (лехал вместо лежал).

Перечисленные логопедические ошибки считаются негрубыми.


Грамматические ошибки
  1. Ошибочное словообразование (пондравился, каждный).

  2. Ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм).

  3. Ошибки в согласовании и управлении.

  4. Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

  5. В построении сложных предложений.

  6. Смешение прямой и косвенной речи.

Литература:

1. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.

2.Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

3.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

4. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2010.
























п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Стр. учебника

Информационное обеспечение

Коррекционная работа

I цикл (40 часов)

Введение

1


1

Язык и языкознание


Схема

Развитие произвольного внимания

2


1

Язык и общение


Видеозапись

Развитие зрительной памяти

3


1

Текст.


Карточки

Развитие логического мышления

4


1

РР. Типы текста.


Индивидуальные карточки

Развитие связной речи

Фонетика, графика, орфография

5


2


  Буква и звук. Алфавит.


Слайды


Развитие вербальной памяти

6


7


2

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.


Таблица

Развитие фонематического слуха

8


9


2

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.


Индивидуальные задания

Развитие правильного произношения

10


11


2

Гласные звуки и обозначающие их буквы


Карточки

Развитие фонематического слуха


12



13


1

Слог и ударение.


Карточки

Развитие языкового чутья

14

15


1

Правописание безударных гласных в корне слова.


Схема

Развитие навыков по звукобуквенному анализу


1

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

16


1

Проверочный диктант.


Текст

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

17


1

Работа над ошибками.


Индивидуальные задания

Формирование критичности и адекватной самооценки

Морфемика, словообразование, орфография

18


1

Корень слова. Родственные слова.


Карточки

Развитие логического мышления.

19


2

Окончание и основа слова.


Схема

Развитие слухового восприятия

20



21


1

РР. Сочинение-рассуждение по данному началу


Текст

Развитие связной речи

22


2

Приставки.


Схема

Формирование навыков самоорганизации

23



24

5

2

Суффиксы


Карточки

Развитие произвольного внимания

25

6


26

7

1

РР. Заголовок текста.


Текст

Развитие логического мышления

27

8

1

Сложные слова.


Презентация

Развитие зрительного восприятия

28

9

2

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».


Таблица

Развитие логического мышления

29

12


30

13

1

Диктант с заданием


Текст

Коррекция переключаемости внимания

31

14

1

Работа над ошибками.


Таблица

Формирование критичности и адекватной самооценки

Лексика

32

15

2

Лексическое значение слова.



Карточки

Формирование связной речи, развитие логического мышления

33

16


34

19

1

РР. Устная и письменная речь


Иллюстр.

Развитие письменной и устной речи

35

20

1

Разговорная, книжная и нейтральная лексика.


Тексты

Коррекция переключаемости внимания

36

21

1

Контрольный диктант за 1 цикл.


Текст

Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся

37

22

1

Работа над ошибками.


Карточки

Развитие произвольного внимания

38

23

1

Толковые словари


Индивидуальные задания

Обогащение словаря обучающихся посредствам введения новых терминов

39


2

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.


Схема

Развитие логического мышления

40



II цикл (40 часов)

41


2

  Однозначные и многозначные слова.

 


Таблица

Развитие коммуникативных навыков

42



43


1

РР Лексическая сочетаемость.


Текст

Развитие связной речи

44


2

Тематическая группа.


Карточки


Обогащение словарного запаса

45



46


2

Синонимы


Схема

Коррекция словесно-логического мышления

47


48


2

Антонимы.



Таблица

Развитие вербальной памяти

49



50


2

Омонимы. Паронимы.


Тексты

Коррекция переключаемости внимания, памяти

51



52


1

Омонимы. Паронимы.


Схема

Развитие логического мышления

53


1

Проверочная работа по теме «Лексика».


Карточки

Развитие зрительной памяти

54


1

Понятие о чередовании.


Индивидуальные карточки

Развитие слухового восприятия

55


2

Буквы Е//И в корнях с чередованием.


Таблица

Развитие языкового чутья

56



57


3


Буквы А//О в корнях с чередованием.



Схема


Развитие логического мышления


58



59



60


2

Суффиксы -чик-//-щик-.



Карточки с заданиями

Коррекция переключаемости внимания

61



62


2

Буквы И//Ы после приставок на согласные.


Карточки

Развитие зрительной памяти, слухового восприятия

63



64


2

Особенности написания приставок на З/С.



Таблица

Развитие произвольного внимания

65



66


2

Фразеологизмы.


Карточки

Обогащение словарного запаса

67



68


1

Крылатые слова.


Пословицы, поговорки

Обогащение словарного запаса

69


1

Повторение по теме «Лексикология».


Таблица

Развитие логического мышления

70


1

Контрольный диктант за 2 цикл с грамматическим заданием по теме «Лексикология»


Текст

Развитие языкового чутья

71


1

Работа над ошибками.


Карточки

Формирование критичности и адекватной самооценки

Морфология

73


1

Части речи.


Таблица

Обогащение словарного запаса

74


1

Имя существительное как часть речи


Схема

Развитие вербальной памяти

75


2

Род имён существительных.


Карточки

Развитие слухового восприятия

76



77


2

Склонение имён существительных. Падеж. Число.



Индивидуальные задания

Развитие долговременной памяти

78



79


2

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных



Таблица

Развитие зрительного и слухового восприятия

80




III цикл (30 часов)

81


2

Буквы О/Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён сущ.



Карточки

Развитие произвольного внимания

82



83


2

НЕ с именами существительными



Пословицы

Обогащение словарного запаса

84




85


1

Проверочный диктант по теме “Морфология”


Таблица

Развитие произвольного внимания

86


1

Работа над ошибками.


Инд. занятия

Развитие логического мышления

87


1

Имя прилагательное как часть речи


Карточки

Развитие зрительной памяти

88


1

Р/р Повествование с элементами описания.


Иллюстр.

Развитие устной и письменной речи

89


1

Правописание окончаний имён прилагательных.


Схема

Формирование навыков самоконтроля

90


1

Краткие прилагательные


Индивидуальные задания

Развитие слухового восприятия

91


2

НЕ с именами прилагательными.


Таблица

Развитие переключаемости внимания

92




93


1

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»


Текст

Развитие зрительной памяти

94


2

Имя числительное как часть речи


Таблица

Развитие вербальной памяти

95




96


2

Местоимение как часть речи


Карточки

Развитие слухового восприятия


97




98


1

Проверочный диктант по теме «Местоимение»


Текст

Развитие самостоятельности.

99


1

Работа над ошибками.


Карточки

Формирование критичности

100


1

Глагол как часть речи.


Таблица

Обогащение словарного запаса

101


2

Инфинитив.


Инд. задания

Развитие долговременной памяти

102

103


1

РР Средства связи предложений в тексте.


Текст

Развитие устной и письменной речи.

104


1

Время глагола.


Карточки

Развитие зрительной памяти

105


1

Тип текста. Время в предложении и тексте.


Таблица

Развитие связной речи

106


1

Контрольный диктант за 3 цикл


Текст

Развитие навыков самоорганизации

107


1

Анализ контрольного диктанта


Карточки

Формирование критичности

108


2

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение


Схема

Развитие логического мышления

109


110


1

Правописание окончаний глаголов


Инд. задания

Коррекция слухового восприятия

IV цикл (30 часов)

111


2

Правописание окончаний глаголов


Схема

Развитие самостоятельности

112


113

3

Наречие как часть речи.


Таблица

Развитие долговременной памяти

114


115


116


2

Служебные части речи.


Карточки

Обогащение словарного запаса

117


118


2

РР Сочинение по картине


Картина

Развитие устной и письменной речи

119


120


1

Повторение материала по теме «Морфология».


Инд. задания

Развитие волевой сферы

121


1

Проверочный диктант.


Текст

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

122


1

Работа над ошибками.


Инд. задания

Развитие переключаемости внимания

Синтаксис и пунктуация

123


1

Что изучает синтаксис?


Презентация

Развитие связной речи

124


3

Словосочетание


Схема

Развитие вербальной памяти

125


126


127


2

Предложение


Таблица

Развитие коммуникативных навыков

128


129

130


2

Главные и второстепенные члены предложения.


Карточки

Развитие логического мышления


131


2

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?


Тексты

Развитие волевой сферы

132


133


1

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».


Инд. задания

Развитие навыков самоорганизации

134


1

РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.


Текст

Развитие устной и письменной речи

135


2

Эмоции и их отражение в предложении


Презентация

Коррекция эмоционально-личностной сферы

136


137


1

Контрольный диктант за 4 цикл


Текст

Развитие самостоятельности

138


1

Работа над ошибками


Карточки

Формирование критичности

139


2

Грамматическая основа предложения.


Схема

Развитие логического мышления

140



V цикл (30 часов)

141


2

Подлежащее и сказуемое.


Карточки

Развитие вербальной памяти

142



Развитие зрительного восприятия

143


2

Второстепенные члены предложения


Схема

Развитие коммуникативных навыков

144


145


1

Определение.


Карточки

Развитие зрительного восприятия

146


1

Дополнение.


Таблица

Развитие долговременной памяти

147


1

Обстоятельство.


Схема

Развитие монологической речи

148


1

Однородные члены предложения.


Инд. задания

Развитие логического мышления

149


3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Схема

Развитие зрительного восприятия

150


151


152


2

Обращение


Карточки

Развитие связной речи

153


154

155


2


Прямая речь.


Аудиозапись

Развитие диалогической речи

156


1

Проверочный диктант


Текст

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

157


2

Сложное предложение.


Схема

Развитие внутренней речи, концентрации внимания

158


159


1

РР План текста


Текст

Развитие устной и письменной речи

160


2

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».


Таблица

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

161


162


1

Итоговый контрольный диктант


Текст

Развитие слухового восприятия

163


1

Анализ контрольного диктанта


Инд. задания

Формирование критичности

164


2

Тренировочные упражнения


Карточки

Развитие логического мышления

165



166


1

РР Вопросный план текста


Текст

Развитие творческих навыков

167


2

Повторение.


Карточки

Развитие волевой сферы

168


169


1

Резервный урок


Таблица

Развитие долговременной памяти

170


1

Итоговый урок за год.


Презентация

Формирование критичности, адекватной самооценки.