Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2015. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 170 часов.
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
1. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2015.
2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.
3. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
4. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
В связи с нарушениями слуховых анализаторов учащихся и другими отклонениями в развитии, оценка «3» в 5 классе 7 вида ставится при наличии 5-ти орфографических и 4-х пунктуационных.
При проверке диктанта исправляются, но не учитываются следующие логопедические ошибки.
1. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.
2.Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
3.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
4. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2010.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Стр. учебника | Информационное обеспечение | Коррекционная работа |
I цикл (40 часов) Введение |
1 | | 1 | Язык и языкознание | | Схема | Развитие произвольного внимания |
2 | | 1 | Язык и общение | | Видеозапись | Развитие зрительной памяти |
3 | | 1 | Текст. | | Карточки | Развитие логического мышления |
4 | | 1 | РР. Типы текста. | | Индивидуальные карточки | Развитие связной речи |
Фонетика, графика, орфография |
5 | | 2 | Буква и звук. Алфавит. | | Слайды | Развитие вербальной памяти |
6 | |
7 | | 2 | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. | | Таблица | Развитие фонематического слуха |
8 | |
9 | | 2 | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. | | Индивидуальные задания | Развитие правильного произношения |
10 | |
11 | | 2 | Гласные звуки и обозначающие их буквы | | Карточки | Развитие фонематического слуха |
12 | | |
13 | | 1 | Слог и ударение. | | Карточки | Развитие языкового чутья |
14 15 | | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова. | | Схема | Развитие навыков по звукобуквенному анализу |
| 1 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». |
16 | | 1 | Проверочный диктант. | | Текст | Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля |
17 | | 1 | Работа над ошибками. | | Индивидуальные задания | Формирование критичности и адекватной самооценки |
Морфемика, словообразование, орфография |
18 | | 1 | Корень слова. Родственные слова. | | Карточки | Развитие логического мышления. |
19 | | 2 | Окончание и основа слова. | | Схема | Развитие слухового восприятия |
20 | | |
21 | | 1 | РР. Сочинение-рассуждение по данному началу | | Текст | Развитие связной речи |
22 | | 2 | Приставки. | | Схема | Формирование навыков самоорганизации |
23 | | |
24 | 5 | 2 | Суффиксы | | Карточки | Развитие произвольного внимания |
25 | 6 | |
26 | 7 | 1 | РР. Заголовок текста. | | Текст | Развитие логического мышления |
27 | 8 | 1 | Сложные слова. | | Презентация | Развитие зрительного восприятия |
28 | 9 | 2 | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | | Таблица | Развитие логического мышления |
29 | 12 | |
30 | 13 | 1 | Диктант с заданием | | Текст | Коррекция переключаемости внимания |
31 | 14 | 1 | Работа над ошибками. | | Таблица | Формирование критичности и адекватной самооценки |
Лексика |
32 | 15 | 2 | Лексическое значение слова. | | Карточки | Формирование связной речи, развитие логического мышления |
33 | 16 | |
34 | 19 | 1 | РР. Устная и письменная речь | | Иллюстр. | Развитие письменной и устной речи |
35 | 20 | 1 | Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | | Тексты | Коррекция переключаемости внимания |
36 | 21 | 1 | Контрольный диктант за 1 цикл. | | Текст | Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся |
37 | 22 | 1 | Работа над ошибками. | | Карточки | Развитие произвольного внимания |
38 | 23 | 1 | Толковые словари | | Индивидуальные задания | Обогащение словаря обучающихся посредствам введения новых терминов |
39 | | 2 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | | Схема | Развитие логического мышления |
40 | | |
II цикл (40 часов) |
41 | | 2 | Однозначные и многозначные слова. | | Таблица | Развитие коммуникативных навыков |
42 | | |
43 | | 1 | РР Лексическая сочетаемость. | | Текст | Развитие связной речи |
44 | | 2 | Тематическая группа. | | Карточки | Обогащение словарного запаса |
45 | | |
46 | | 2 | Синонимы | | Схема | Коррекция словесно-логического мышления |
47 | |
48 | | 2 | Антонимы. | | Таблица | Развитие вербальной памяти |
49 | | |
50 | | 2 | Омонимы. Паронимы. | | Тексты | Коррекция переключаемости внимания, памяти |
51 | | |
52 | | 1 | Омонимы. Паронимы. | | Схема | Развитие логического мышления |
53 | | 1 | Проверочная работа по теме «Лексика». | | Карточки | Развитие зрительной памяти |
54 | | 1 | Понятие о чередовании. | | Индивидуальные карточки | Развитие слухового восприятия |
55 | | 2 | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | | Таблица | Развитие языкового чутья |
56 | | |
57 | | 3 | Буквы А//О в корнях с чередованием. | | Схема | Развитие логического мышления |
58 | | |
59 | | |
60 | | 2 | Суффиксы -чик-//-щик-. | | Карточки с заданиями | Коррекция переключаемости внимания |
61 | | |
62 | | 2 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | | Карточки | Развитие зрительной памяти, слухового восприятия |
63 | | |
64 | | 2 | Особенности написания приставок на З/С. | | Таблица | Развитие произвольного внимания |
65 | | |
66 | | 2 | Фразеологизмы. | | Карточки | Обогащение словарного запаса |
67 | | |
68 | | 1 | Крылатые слова. | | Пословицы, поговорки | Обогащение словарного запаса |
69 | | 1 | Повторение по теме «Лексикология». | | Таблица | Развитие логического мышления |
70 | | 1 | Контрольный диктант за 2 цикл с грамматическим заданием по теме «Лексикология» | | Текст | Развитие языкового чутья |
71 | | 1 | Работа над ошибками. | | Карточки | Формирование критичности и адекватной самооценки |
Морфология |
73 | | 1 | Части речи. | | Таблица | Обогащение словарного запаса |
74 | | 1 | Имя существительное как часть речи | | Схема | Развитие вербальной памяти |
75 | | 2 | Род имён существительных. | | Карточки | Развитие слухового восприятия |
76 | | |
77 | | 2 | Склонение имён существительных. Падеж. Число. | | Индивидуальные задания | Развитие долговременной памяти |
78 | | |
79 | | 2 | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных | | Таблица | Развитие зрительного и слухового восприятия |
80 | | | |
III цикл (30 часов) |
81 | | 2 | Буквы О/Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён сущ. | | Карточки | Развитие произвольного внимания |
82 | | |
83 | | 2 | НЕ с именами существительными | | Пословицы | Обогащение словарного запаса |
84 | | | |
85 | | 1 | Проверочный диктант по теме “Морфология” | | Таблица | Развитие произвольного внимания |
86 | | 1 | Работа над ошибками. | | Инд. занятия | Развитие логического мышления |
87 | | 1 | Имя прилагательное как часть речи | | Карточки | Развитие зрительной памяти |
88 | | 1 | Р/р Повествование с элементами описания. | | Иллюстр. | Развитие устной и письменной речи |
89 | | 1 | Правописание окончаний имён прилагательных. | | Схема | Формирование навыков самоконтроля |
90 | | 1 | Краткие прилагательные | | Индивидуальные задания | Развитие слухового восприятия |
91 | | 2 | НЕ с именами прилагательными. | | Таблица | Развитие переключаемости внимания |
92 | | | |
93 | | 1 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | | Текст | Развитие зрительной памяти |
94 | | 2 | Имя числительное как часть речи | | Таблица | Развитие вербальной памяти |
95 | | | |
96 | | 2 | Местоимение как часть речи | | Карточки | Развитие слухового восприятия |
97 | | | |
98 | | 1 | Проверочный диктант по теме «Местоимение» | | Текст | Развитие самостоятельности. |
99 | | 1 | Работа над ошибками. | | Карточки | Формирование критичности |
100 | | 1 | Глагол как часть речи. | | Таблица | Обогащение словарного запаса |
101 | | 2 | Инфинитив. | | Инд. задания | Развитие долговременной памяти |
102 |
103 | | 1 | РР Средства связи предложений в тексте. | | Текст | Развитие устной и письменной речи. |
104 | | 1 | Время глагола. | | Карточки | Развитие зрительной памяти |
105 | | 1 | Тип текста. Время в предложении и тексте. | | Таблица | Развитие связной речи |
106 | | 1 | Контрольный диктант за 3 цикл | | Текст | Развитие навыков самоорганизации |
107 | | 1 | Анализ контрольного диктанта | | Карточки | Формирование критичности |
108 | | 2 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | | Схема | Развитие логического мышления |
109 | |
110 | | 1 | Правописание окончаний глаголов | | Инд. задания | Коррекция слухового восприятия |
IV цикл (30 часов) |
111 | | 2 | Правописание окончаний глаголов | | Схема | Развитие самостоятельности |
112 | |
113 | | 3 | Наречие как часть речи. | | Таблица | Развитие долговременной памяти |
114 | |
115 | |
116 | | 2 | Служебные части речи. | | Карточки | Обогащение словарного запаса |
117 | |
118 | | 2 | РР Сочинение по картине | | Картина | Развитие устной и письменной речи |
119 | |
120 | | 1 | Повторение материала по теме «Морфология». | | Инд. задания | Развитие волевой сферы |
121 | | 1 | Проверочный диктант. | | Текст | Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля |
122 | | 1 | Работа над ошибками. | | Инд. задания | Развитие переключаемости внимания |
Синтаксис и пунктуация |
123 | | 1 | Что изучает синтаксис? | | Презентация | Развитие связной речи |
124 | | 3 | Словосочетание | | Схема | Развитие вербальной памяти |
125 | |
126 | |
127 | | 2 | Предложение | | Таблица | Развитие коммуникативных навыков |
128 | |
129 130 | | 2 | Главные и второстепенные члены предложения. | | Карточки | Развитие логического мышления |
|
131 | | 2 | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | | Тексты | Развитие волевой сферы |
132 | |
133 | | 1 | Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение». | | Инд. задания | Развитие навыков самоорганизации |
134 | | 1 | РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | | Текст | Развитие устной и письменной речи |
135 | | 2 | Эмоции и их отражение в предложении | | Презентация | Коррекция эмоционально-личностной сферы |
136 | |
137 | | 1 | Контрольный диктант за 4 цикл | | Текст | Развитие самостоятельности |
138 | | 1 | Работа над ошибками | | Карточки | Формирование критичности |
139 | | 2 | Грамматическая основа предложения. | | Схема | Развитие логического мышления |
140 | | |
V цикл (30 часов) |
141 | | 2 | Подлежащее и сказуемое. | | Карточки | Развитие вербальной памяти |
142 | | | Развитие зрительного восприятия |
143 | | 2 | Второстепенные члены предложения | | Схема | Развитие коммуникативных навыков |
144 | |
145 | | 1 | Определение. | | Карточки | Развитие зрительного восприятия |
146 | | 1 | Дополнение. | | Таблица | Развитие долговременной памяти |
147 | | 1 | Обстоятельство. | | Схема | Развитие монологической речи |
148 | | 1 | Однородные члены предложения. | | Инд. задания | Развитие логического мышления |
149 | | 3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | Схема | Развитие зрительного восприятия |
150 | |
151 | |
152 | | 2 | Обращение | | Карточки | Развитие связной речи |
153 | |
154 155 | | 2 | Прямая речь. | | Аудиозапись | Развитие диалогической речи |
156 | | 1 | Проверочный диктант | | Текст | Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля |
157 | | 2 | Сложное предложение. | | Схема | Развитие внутренней речи, концентрации внимания |
158 | |
159 | | 1 | РР План текста | | Текст | Развитие устной и письменной речи |
160 | | 2 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | | Таблица | Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля |
161 | |
162 | | 1 | Итоговый контрольный диктант | | Текст | Развитие слухового восприятия |
163 | | 1 | Анализ контрольного диктанта | | Инд. задания | Формирование критичности |
164 | | 2 | Тренировочные упражнения | | Карточки | Развитие логического мышления |
165 | | |
166 | | 1 | РР Вопросный план текста | | Текст | Развитие творческих навыков |
167 | | 2 | Повторение. | | Карточки | Развитие волевой сферы |
168 | |
169 | | 1 | Резервный урок | | Таблица | Развитие долговременной памяти |
170 | | 1 | Итоговый урок за год. | | Презентация | Формирование критичности, адекватной самооценки. |