СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №11 г.Волгодонска
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СШ №11г.Волгодонска от 26.08.2016г. № 1 Руководитель МО _______/ Гладских С.В./
| СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР 29.08.2016 г. __________/ Менжинская И.В./
| УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СШ №11г.Волгодонска _____________/И.А.Шахова/ Приказ от 01.09.2016г. № _375_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования
основное общее образование, 6 «В» класс
Количество часов 204 часа
Учитель Титаренко М.Ю
Программа разработана на основе
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета»Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.
Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание программы
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе
фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,
Лексика Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.
Буквы
а и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (1 часть)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)
Место предмета
На изучение предмета отводится 6 часов; итого 204 часа за учебный год.
Содержание | Кол-во часов | Деятельность уч-ся |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека |
Повторение изученного в 5 классе.Текст | 15 | Активизируют знания, полученные в 5 классе Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Пишут сочинение на одну из предложенных тем |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 16 | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии и фразеологии. |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 37 | Активизируют знания об основных понятиях морфемини и словообразо- Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на задан- |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 118 27 29 | Знать:теоретический материал по словообразованию, изученный в 5 классе.Основные способы образования слов в русском языке Понятие - этимология и этимологический разбор слов. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-,-кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. Уметь согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Систематизировать материал к сочинению; составлять сложный план. Выборочно пересказывать исходный текст. Пользоваться этимологическим словарём
|
Имя существительное. | 27 | Знать: основные сведения об имени существительном, полученные в 5 классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (щик ). Уметь: правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода. Определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
|
Имя прилагательное. | 29 | Знать: основные сведения об имени прилагательном, полученные в 5 классе; Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суф-фиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суф-фиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Уметь: правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении
|
Имя числительное. | 17 | Знать: Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Уметь: употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными. Выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного .
|
Местоимение. | 19 | Знать: Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях третьего лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание неи ни в отрицательных местоимениях. Уметь: употреблять личные местоимения третьего лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
|
Глагол. | 26 | Знать: повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова (ть), -ева (ть) и -ыва (ть), -ива (ть) Уметь: употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму ( инфинитив ) в значении разных наклонений.
|
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 6 | Знать: основные термины и понятия, изученные в 6 классе Уметь: применять теоретические знания на практике
|
Требования к результатам освоения выпускниками
основной школы программы по русскому языку
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);
6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебно-методический комплекс
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если дает обучающийся ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
ОЦЕНКА | ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ | |
СОДЕРЖАНИЕ И РЕЧЬ | ГРАМОТНОСТЬ | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
| Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку, 6 класс
№ пп | Раздел, тема урока | Тип урока | Дата | Кол-во часов | Вид контроля |
I четверть | |||||
Язык, речь, общение (3 часа) |
|
| |||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира.
| Урок открытия нового знания РР | 1.09 | 1 | План |
2 | Язык, речь, общение | Урок общеметодической направленности | 1.09 | 1 | Устное и письменное высказывание |
3 | Ситуация общения | Урок общеметодической направленности | 2.09 | 1 | Устное и письменное высказывание |
Повторение изученного в 5 классе (10 час)
| |||||
4 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.
| Урок общеметодической направленности | 5.09 | 1 | Фонетический разбор |
5,6 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов.
| Урок обобщения изученного. Комбинированный | 6.09 6.09 | 2 | Анализ текста |
7 | Части речи. Морфологический разбор слова.
| Урок обобщения изученного. Комбинированный | 8.09 | 1 | Объяснительный диктант, словарный диктант Морфологический разбор |
8 | Орфограммы в окончаниях слов.
| Урок обобщения изученного. Комбинированный | 8.09 | 1 | Морфемный разбор, словарный диктант |
9 | Словосочетание
| Урок обобщения изученного. Комбиниров. | 9.09 | 1 | Синтаксический разбор предложения |
10 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
| Урок изучения нового. Комбинированный | 12.09 | 1 | Синтаксический разбор предложения |
11 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
| Урок обобщения изученного. Комбинированный | 13.09 | 1 | Синтаксический разбор предложения |
12 | Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
| Урок обобщения изученного. Комбинированный | 13.09 | 1 | Объяснительный диктант |
13 | Контрольная работа. Тест | Урок контроля | 15.09 | 1 | Тест |
Текст. (5ч.) |
|
| |||
13 | РР. Текст, его особенности. | Урок «открытия нового» | 15.09 | 1 | Текст |
14 | РРТема и основная мысль текста. | Урок контроля знаний | 16.09 | 1 | Текст |
15 | РР Начальные и конечные предложения текста | Урок общеметодической направленности | 19.09 | 1 | Текст |
16 | РР Ключевые слова. Основные признаки текста | Урок общеметодической направленности | 20.09 | 1 | Текст |
17 | РРТекст и стили речи. Комплексный анализ текста | Урок общеметодической направленн | 20.09 | 1 | Комплексный анализ текста |
Лексика. Культура речи (12 часов) |
|
| |||
18 | Слово и его лексическое значение
| Урок повторения изученного. Комбинированный | 22.09 | 1 |
|
19 | РР Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя»
| Урок развития речи | 22.09 | 1 | Сочинение |
20 | Общеупотребительные слова, профессионализмы
| Урок изучения нового. Комбинированный | 23.09 | 1 |
|
21 | Диалектизмы
| Урок «открытия нового» | 26.09 | 1 |
|
22 | Исконно-русские и заимствованные слова
| Урок рефлексии | 27.09 | 1 |
|
23-24 | Устаревшие слова, неологизмы
| Урок изучения нового. Комбинированный | 27.09 29.09 | 2 |
|
25 | РР Словари | Урок общеметодической направленно | 29.09 | 1 |
|
26 | РР Составление словарной статьи | РР урок развивающего контроля | 30.09 | 1 | Словарная статья |
27 | Повторение и обобщение
| Урок общеметодической направленно | 03.10 | 1 |
|
28-29 | Контрольный диктант с лексическим заданием Анализ | Урок изучения нового. Комбинированный | 04.10 04.10 | 2 | Диктант |
Фразеология. Культура речи. (4ч.)
|
|
| |||
30-32 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
| Урок « открытия нового» | 06.10 06.10
| 2 | Иллюстрация фразеологизма |
32 | Повторение и обобщение | Урок рефлексии | 07.10 | 1 |
|
33 | Контрольный тест по теме «Фразеология»
| Урок развивающего контроля. | 10.10 | 1 | Тест |
Словообразование и орфография. Культура речи. (32ч.)
| |||||
34 | Морфемика и словообразование
| Урок повторения изученного. Комбинированный | 11.10 | 1 |
|
35 | р/р Описание помещения
| Урок р/р. Сочинение | 11.10 | 1 | Сочинение |
36-37 | Основные способы образования слов в русском языке
| Урок изучения нового. Комбинированный | 13.10 13.10 | 2 |
|
38 | Диагностическая работа по теме «Словообразование» | Урок рефлексии | 14.10 | 1 | Тест |
39-40 | Этимология слов
| Урок изучения нового.
| 17.10 18.10 | 2 |
|
41-42 | р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план Сочинение | Урок р/р. Сочинение | 18.10 20.10 | 2 | сочинение |
43 | Анализ ошибок | Урок рефлексии | 20.10 | 1 |
|
44-45 | Буквы о и а в корне -кос- - -кас-
| Урок общеметодической направленности | 21.10 24.10 | 2 | Словарный диктант |
46-47 | Буквы о и а в корне -гор - - -гар –
| Урок изучения нового. Комбинированный | 25.10 25.10 | 2 | Словарный диктант |
48-49 | Буквы а и о в корне –зар-, -зор- Контрольная работа (итоги Iчетверти) | Урок изучения нового | 27.10 27.10 | 2 | Словарный диктант |
50- | Повторение и обобщение | Урок рефлексии | 28.10 |
|
|
II четверть | |||||
51 | Повторение и обобщение | Урок рефлексии | 07.11 | 1 |
|
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 08.11 | 1 | Диктант |
53 | Анализ ошибок контрольного диктанта | Урок рефлексии | 08.11 | 1 |
|
54-55 | Буквы ы и и после приставок
| Урок общеметодической направленности | 10.11 10.11 | 2 | Словарный диктант |
56-59 | Гласные в приставках пре - и при-
| Урок изучения нового. Комбинированный | 11.11 14.11 15.11 15.11 | 4 | Словарный диктант |
60 | к\д с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 17.11
| 1 | Диктант |
61 | Анализ к\д | Урок рефлексии | 17.11 | 1 |
|
62-63 | Соединительные о и е в сложных словах
| Урок общеметодической направленности | 18.11 21.11 | 2 | Словарный диктант |
64 | Сложносокращенные слова
| Урок общеметодической направленности | 22.11 | 1 |
|
65-66 | р/р Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
| Урок общеметодической направленности | 22.11 24.11 | 2 | Сочинение |
67 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | Урок рефлексии | 24.11 | 1 |
|
Морфология и орфография. Культура речи.
| |||||
Имя существительное (25 часов) | |||||
68-69 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» |
Урок рефлексии | 25.11 28.11
| 2 | Проверочная работа |
70-71 | Разносклоняемые имена существительные
| Урок общеметодической направленности | 29.11 29.11 | 2 |
|
72-73 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
| Урок изучения нового. Комбинированный | 01.12 01.12 | 2 | Словарный диктант |
74 | Несклоняемые имена существительные
| Урок «открытии нового» | 2.12
| 1 |
|
75 | Род несклоняемых имен существительных
| Урок изучения нового. | 05.12
| 1 |
|
76-77 | Имена существительные общего рода
| Урок рефлексии | 06..12 06.12 | 2 | Словарный диктант |
78 | Морфологический разбор имени существительного
| Урок рефлексии | 08.12 | 1 |
|
79 | р/р Письмо
| Урок р/р. | 08.12 | 1 | Сочинение |
80-81 | Не с существительными
| Урок изучения нового. Комбинированный | 09.12 12.12 | 2 |
|
82 | р/р Написание сочинения-описания по картине А. Герасимова «После дождя» | Р\Р Урок рефлексии | 13.12 | 1 | Сочинение |
83 | Контрольный диктант с грамматическим заданием (итоги II четверти)
| Урок контроля | 13.12 | 1 | Диктант |
84 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
| Урок рефлексии | 15.12 | 1 |
|
85 | Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)
| Урок изучения нового. Комбинирован. | 15.12 | 1 |
|
86 | Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик
| Урок общеметодической направленности | 16.12 | 1 | Проверочная работа |
87-88 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
| Урок изучения нового. Комбинированный | 19.12 20.12 | 2 | Словарный диктант |
89-90 | Обобщение изученного по теме «Имя существительного»
| Урок рефлексии | 20.12 22.12 | 2 | Тест |
91 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| Урок развивающего контроля
| 22.12 | 1 | Диктант |
92 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
| Урок рефлексии | 23.12 | 1 |
|
III четверть | |||||
Имя прилагательное (25 ч)
| |||||
93 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Урок общеметодической направленности | 09.01 | 1 |
|
94-95 | р/р Описание природы. Сочинение | Урок развивающего контроля | 10.01 10.01 | 2 | Сочинение |
96-97 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок «открытия нового» | 12.01 12.01 | 2 | Проверочная работа |
98-99 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок общеметод. диагн.
| 13.01 16.01 | 2 |
|
100-101 | Относительные прилагательные | Урок изучения нового. Комбинированный | 17.01 17.01 | 2 |
|
102 | Притяжательные прилагательные | Урок изучения нового. Комбинированный | 19.01 | 1 |
|
103 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля ЗУН. Диктант | 19.01
| 1 | Диктант |
104 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
| Урок рефлексии | 20.01 | 1 |
|
105 | Морфологический разбор имени прилагательного
| Урок рефлексии
| 23.01 | 1 | Морфологический разбор |
106-107 | Не с прилагательными | Урок общеметодической направленности | 24.01 24.01 | 2 |
|
108 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Урок изучения нового. Комбинированный | 26.01 | 1 | Словарный диктант |
109-110 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
| Урок изучения нового. Комбинированный | 26.01 27.01 | 2 | Словарный диктант |
111 | р/р Выборочное изложение по теме
| Урок р/р. Изложение | 30.01 | 1 | Изложение |
112 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | Урок рефлексии | 31.01 | 1 |
|
113 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-
| Урок изучения нового. Комбинированный | 31.01 | 1 | Тест |
114-115 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Урок изучения нового. Комбинированный | 02.02 02.02 | 2 | Словарный диктант |
116-117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ ошибок | Урок развивающего контроля | 03.02 06.02 | 2 | Диктант |
Имя числительное (18 ч.) | |||||
118 | Имя числительное как часть речи
| Урок изучения нового. Комбинированный | 07.02 | 1 |
|
119 | Простые и составные числительные
| Урок изучения нового. Практикум | 09.02 | 1 | Тест |
120-121 | Мягкий знак на конце и в середине числительных
| Урок изучения нового. Практикум | 09.02 10.02 | 2 | Тест |
122 | Порядковые числительные | Урок общеметодической направленности | 13.02 | 1 |
|
123-124 | Разряды количественных числительных
| Урок общеметодической напрвленности | 14.02 14.02 | 2 | Деформированный текст |
125 | Числительные, обозначающие целые числа
| Урок общеметодической напрвленности | 16.02 | 1 |
|
126 | Дробные числительные.
| Урок изучения нового. Практикум | 16.02 | 1 | Практическая работа |
127 | Собирательные числительные
| Урок изучения нового. Практикум | 1702 | 1 |
|
128 | Морфологический разбор имени числительного
| Урок общеметодической напрвленности | 20.02 | 1 | Морфологический разбор |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
| Урок контроля ЗУН | 21.02 | 1 | Диктант |
130 | Анализ ошибок.
| Урок закрепления изученного. Практикум | 21.02 | 1 |
|
131 | р/р Составление текста объявления | Урок развития речи | 27.02 | 1 | Текст объявления |
132 | р/р Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!» | Урок развития речи | 28.02 | 1 | Текст выступления |
133 | Подготовка к контрольному диктанту | Урок рефлексии | 28.02 | 1 |
|
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 02.03
| 1 | Диктант |
135 | Анализ ошибок | Урок рефлексии | 02.03 | 1 |
|
Местоимение (25ч)
| |||||
136 | Местоимение как часть речи
| Урок изучения нового. Комбинированный | 03.03 |
|
|
137-138 | Личные местоимения
| Урок изучения нового. Практикум | 06.03 07.03 | 2 | Деформированный текст |
139 | р/р Составление рассказа от первого лица | Урок общеметодической напрвленности | 07.03 | 1 | Рассказ |
140 | Возвратное местоимение себя
| Урок изучения нового. Комбинированный | 09.03 | 1 |
|
141-142 | Вопросительные и относительные местоимения
| Урок изучения нового. Практикум | 09.03 10.03 | 2 | Тест |
143-144 | Неопределенные местоимения
| Урок изучения нового. Комбинированный | 13.03 14.03 | 2 |
|
145-146 | Отрицательные местоимения
| Урок изучения нового. Практикум | 14.03 16.03 | 2 | Практическая работа |
147 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 16.03 | 1 | Диктант |
148 | Анализ ошибок, допущенных в к/д | Урок рефлексии | 17.03 | 1 |
|
IV четверть | |||||
149 | Притяжательные местоимения
| Урок изучения нового. Комбинированный | 16.03 | 1 |
|
150 | р/р подготовка к сочинению-рассуждению
| Урок р/р. Сочинение | 27.03 | 1 | План сочинения |
151 | р/р Написание сочинения-рассуждения | Урок общеметодической напрвленности | 28.03 | 1 | Сочинение |
152-153 | Указательные местоимения
| Урок изучения нового. Комбинированный | 28.03 30.03 | 2 |
|
154 | Определительные местоимения
| Урок изучения нового. Комбинированный | 30.03 | 1 | Тест |
155 | Местоимения и другие части речи.
| Урок обобщения изученного. Практикум | 31.03 | 1 |
|
156 | К/д с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 03.04 | 1 | Диктант |
157 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
| Урок закрепления изученного. Практикум | 04.04
| 1 |
|
158 | Морфологический разбор местоимения | Урок общеметодической напрвленности | 04.04 | 1 | Морфологический разбор |
159 | Контрольный тест | Урок развивающего контроля | 06.04 | 1 | Тест |
160 | Анализ ошибок, допущенных в тесте | Урок рефлексии | 06.04 | 1 |
|
Глагол (30 ч.)
| |||||
161 | Глагол как часть речи
| Урок актуализации знаний. | 6.04 | 1 |
|
162-163 | Разноспрягаемые глаголы.
| Урок изучения нового. Комбинированный | 7.04 10.04 | 2 | Словарный диктант |
164 | р/р Написание сжатого изложения | Урок общеметодической напрвленности | 11.04 | 1 | Изложение |
165 | Анализ ошибок | Урок рефлексии | 11.04 | 1 |
|
166-167 | Глаголы переходные и непереходные
| Урок изучения нового. | 13.04 13.04 | 2 | КАТ |
168-170 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
| Урок изучения нового. Комбинированный | 14.04 17.04 18.04 | 3 |
|
171-172 | Условное наклонение
| Урок общедиагностической направленности | 18.04 20.04 | 2 | Тест |
173-174 | Повелительное наклонение.
| Урок «открытия нового». | 20.04 21.04 | 2 |
|
175 | Контрольный тест по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | 24.04 | 1 | Тест |
176 | Анализ ошибок, допущенных в тесте | Урок рефлексии | 25.04
| 1 |
|
177 | Употребление наклонений
| Урок изучения нового. Практикум | 25.04 | 1 | Словарный диктант |
178-179 | Безличные глаголы
| Урок «открытия нового». | 27.04 27.04 | 2 |
|
180 | Морфологический разбор глагола
| Урок общеметодической напрвленности | 28.04
| 1 | Морфологический разбор |
181-182 | . Повторение и обобщение по теме «Глагол» | Урок рефлексии | 02.05 02.05
| 2 | Деформированный текст |
183 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 04.05 | 1 | Диктант |
184 | Анализ ошибок | Урок рефлексии | 0405 | 1 |
|
185 | р/р Рассказ на основе услышанного.
| Урок р/р. Сочинение | 05.05 | 1 | Рассказ |
186-188 | Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов.
| Урок изучения нового. Комбинированный | 11.05 11.05 12.05 | 3 | Словарный диктант |
189 | Повторение и систематизация по теме «Глагол» | Урок рефлексии | 15.05 | 1 |
|
190 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 16.05 | 1 | Диктант |
191 | Анализ ошибок | Урок рефлексии | 16.05 | 1 |
|
Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов (6 час)
| |||||
192-194 | Разделы науки о языке. Орфография.
| Урок рефлексии | 18.05 18.05 19.05 | 3 | Деформированный текст |
202 | Итоговый тест.
| Урок развивающего контроля | 22.05 | 1 | Тест |
203 | Анализ ошибок, допущенных в тесте | Урок рефлексии | 23.05 | 1 |
|
204 | Комплексное повторение и обобщение | Урок рефлексии | 23.05 | 1 | Тест |
Контрольно-измерительные материалы
Входной контрольный диктант
Осенью
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(90 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – На голых листьях …;
2 вариант - Вдруг среди листвы…
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Сжатое изложение
СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.
Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.
Контрольная работа по теме «Лексикология»
I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант II вариант
аккорд гаммы
П. Выпишите из словаря по одному слову:
I вариант II вариант
заимствованное диалектное
устаревшее профессиональное
III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)
Заранее намеченный путь следования — (маршрут)
Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)
Очень большой — (огромный, гигантский)
Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)
Знаки для обозначения звуков — (буквы)
Слова, употребляемые жителями одной местности,— (диалектные)
Часть слова без окончания — (основа слова)
IV. Замените фразеологизмы синонимами.
I вариант II вариант
задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.
VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
I вариант
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)
II вариант
В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
VII. Выпишите синонимы из предложений.
I вариант II вариант
Когда мальчик слушал его пение, Кругом, покорив всё своей
полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем
чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.
VIII. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.
I вариант II вариант
язык хрустальный
Выборочное изложение
А. Пушкин «Станционный смотритель»
«Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение»
Контрольный диктант по теме «Словообразование»
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Итоговый контрольный диктант за I четверть
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – весенний;
2 вариант – лесных.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – непогоду, на сучок;
2 вариант – жизнью, на ветках.
2) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – речонка;
2 вариант – бельчонок.
3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
(119 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – серебряные.
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
(113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;
2 вариант – пятая часть.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.
Диктант по теме «Глагол»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..
3) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – услышите;
2 вариант – доносились.
4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.
(110 слов)
(По Л. Толстому)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – поймали бы, светлеет;
2 вариант – ходил бы, боится.
4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(117 слов)
(По Д. Зуеву.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – любого существительного;
2 вариант – любого прилагательного.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – любого сложносочиненного предложения;
2 вариант – любого осложненного предложения.