-различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
-различать лексические и функциональные омонимы с учётом значения и синтаксической функции слова;
-использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
-соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
-строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
-анализировать и создавать тексты изученных стилей.
6 ч/н | п | ф | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | | | Вводный урок. Русский язык — один из богатейших языков мира | Анализировать тексты, сопоставлять их, делать выводы, конспектировать тексты |
Повторение изученного в 5 классе | | | | |
2 | | | Синтаксис и пунктуация | Анализировать предложения, вычленять абзацы в тексте, оформлять предложения на письме и в устной речи |
3, 4 | | | Фонетика и орфоэпия | Слышать звуки, отличать их от букв, соблюдать нормы орфоэпии |
5, 6 | | | Орфография | Понимать важность грамотного письма, соблюдать нормы орфографии |
7 | | | Морфемика | Производить морфемный анализ слов, находить однокоренные слова |
8 | | | Лексика | Пользоваться словарями толковать значения слов, подбирать синонимы |
9, 10 | | | Контрольная работа и её анализ | Владеть нормами культуры речи, работать над ошибками, чтобы усвоить нормы |
11 | | | Р/Р Признаки текста | По опознавательным признакам определять текст, его тему, основную мысль, стиль. Пересказывать текст |
12 | | | Р/Р Темы широкие и узкие | Определять текст, его тему (широкую и узкую) рубрики. Уметь анализировать рубрики в различных СМИ |
13, 14 | | | Контрольное изложение с творческим заданием и анализ ошибок | Уметь передавать содержание текста, составлять собственное высказывание на тему текста. Редактировать написанное, соблюдать нормы русского языка, классифицировать ошибки |
Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии | | | | |
15 | | | Части речи | Понимать принципы объединения слов в группы. Учиться различать части речи и однокоренные слова, самостоятельные и служебные части речи |
16 | | | Слово и его формы | Опознавать формы слов, уметь по окончанию определять морфологические признаки части речи |
17, 18 | | | Понятие о существительном | Распознавать существительные по значению. Различать собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые существительные. Составлять рассуждение на морфологическую тему |
19 | | | Творительный сравнения | Учиться пользоваться сравнениями |
20, 21, 22 | | | Род, число, падеж, склонение существительных | Уметь определять основные категории существительных. Понимать текстообразующую роль существительных. Оформлять на письме падежные окончания |
23, 24 | | | Склонение существительных | Уметь определять склонение, оформлять на письме падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. Использовать в соответствии с нормами формы множественного числа существительных. Усвоить новую орфограмму |
25 | | | Р/Р Простой и сложный план | Уметь составлять простой и сложный план, учиться писать изложение, близкое к тексту |
26 | | | Разносклоняемые существительные | Иметь представление о разносклоняемых существительных, написании суффикса -ен-. Усвоить нормы употребления данных существительных |
27 | | | Неизменяемые существительные | Употреблять неизменяемые существительные в соответствии с нормами русского языка |
28, 29, 30 | | | Словообразование существительных с помощью суффиксов | Усвоить способы образования существительных, значения и написания суффиксов. Освоить написание о — е после шипящих в суффиксах и окончаниях, а также ь перед суффиксами -чик-, -щик- |
31 | | | Р/Р Простой и сложный план | Учиться писать пейзажные сочинения с помощью изложения, близкого к тексту |
32, 33 | | | Словообразование существительных | Усвоить способы образования существительных. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов. Освоить написание не с именами существительными |
34, 35 | | | Образование сложных существительных | Освоить образование сложных существительных, написание букв о — е, сложносокращённых слов и слов с корнем пол-. Уметь согласовывать слова со сложносокращёнными существительными |
36 | | | Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет | Уметь использовать изобразительно-выразительные средства русского языка. Учиться редактировать написанное |
37, 38 | | | Повторим изученное | Уметь использовать существительные в соответствии с нормами языка |
39, 40, 41 | | | Контрольная работа и её анализ | Владеть нормами языка, работать над ошибками, чтобы усвоить нормы |
Глагол | | | | |
42, 43, 44 | | | Понятие о глаголе | Распознавать глагол как часть речи. Освоить тематические группы глаголов. Вспомнить категории глагола. Иметь представление о наклонении, лице, виде, возвратности глагола. Уметь использовать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы и употреблять их в соответствии с нормами |
45 | | | Р/Р Что такое эпиграф? | Уметь определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, подбирать эпиграф к сочинению |
46, 47 | | | Инфинитив | Усвоить понятие об инфинитиве, формальным показателем которого являются суффиксы -ть и -ти. Уметь членить инфинитив на морфемы, восстанавливать инфинитив по личным формам. Учиться составлять памятки, инструкции с инфинитивом |
48, 49 | | | Возвратные глаголы | Иметь представление о значении возвратных глаголов. Уметь обозначать на письме сочетание [цъ] в глаголах |
50 | | | Р/Р Что такое эпиграф? | Редактировать написанное. Овладеть умением писать выборочное изложение |
51, 52, 53 | | | Виды глагола | Усвоить основные и добавочные видовые значения глагола, нормы видовременной соотнесённости, способы образования глагола, употребление видов глагола в речи. Вспомнить чередование е — и в корнях |
54, 55 | | | Контрольная работа и её анализ | Уметь использовать глаголы соответствии с нормами, работать над ошибками |
56 | | | Резервный | |
57 | | | Наклонения глагола | Усвоить понятие «наклонение глагола», значения глагола в изъявительном наклонении |
58 | | | Р/Р Описательный оборот | Редактировать написанное. Освоить понятие «описательный оборот», уметь им пользоваться в речи |
59 | | | Времена глагола | Освоить понятие о категории времени на основе соотнесённости действия, выражаемого глаголом, с моментом речи. Усвоить нормы употребления глаголов-сказуемых в однородных рядах |
60, 61 | | | Прошедшее время глаголов | Понимать значения глаголов в формах прошедшего времени, усвоить нормы их образования и изменения, а также орфограмму. Употреблять глаголы в соответствии с нормами |
62, 63 | | | Настоящее и будущее время глаголов | Усвоить значение, образование, изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени. Проследить за чередованием согласных |
64 | | | Р/Р Официально-деловой стиль речи | Усвоить особенности этого стиля. Учиться составлению деловых бумаг, необходимых функционально грамотному человеку (объявление, биография, резюме, объяснительная записка) |
65 | | | Лицо и число глагола | Понять значения форм 1, 2, 3-го лица. Анализировать предложения с глаголами в этих формах. Усвоить орфограмму |
66—68 | | | Спряжение | Определять спряжение глаголов. Уметь выбирать гласную в личных окончаниях, правильно ставить ударение в глаголах |
69, 70 | | | Контрольный диктант и его анализ | Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст. Работать над ошибками, чтобы усвоить нормы |
71 | | | Р/Р Рассказ | Познакомиться с рассказом, учиться писать изложение, близкое к тексту |
72 | | | Разноспрягаемые глаголы | Усвоить нормы изменения глаголов |
73, 74, 75 | | | Условное наклонение | Усвоить значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении, а также нормы согласования подлежащего и сказуемого. Осознать способы выражения условия |
76, 77, 78 | | | Повелительное наклонение | Усвоить значение, образование, изменение глаголов. Освоить нормы употребления глаголов в повелительном наклонении |
79, 80 | | | Безличные глаголы | Усвоить значение безличных глаголов. Понимать значение синтаксических синонимов. Верно обозначать на письме сочетание [цъ] |
81 | | | Р/Р Рассказ | Редактировать написанное. Учиться писать творческое изложение |
82 | | | Словообразование глаголов | Освоить образование глаголов, их суффиксы. Совершенствовать навыки анализа слов |
83, 84 | | | Правописание суффиксов | Научиться обозначать на письме гласные в суффиксах глаголов, различать суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), -ва- |
85 | | | Р/Р Рассказ | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение в жанре рассказа |
86, 87, 88 | | | Повторим изученное | Уметь употреблять глаголы в соответствии с нормами языка |
89, 90 | | | Контрольная забота и её анализ | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы |
91 | | | Анализ ошибок | Редактировать написанное. Учиться использовать метафоры |
92 | Резервный | | | |
Имя прилагательное | | | | |
93, 94, 95 | | | Понятие о прилагательном | Усвоить понятие о прилагательном как части речи. Освоить его лексические группы и синтаксические функции. Повторить особенности употребления эпитетов, учиться использовать их в речи |
96 | | | Р/Р Описание природы. Зима | Повторить понятие об описании. Учиться писать пейзажное сочинение |
97, 98 | | | Разряды прилагательных по значению | Познакомиться с разрядами прилагательных. Научиться опознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные |
99 | Резервный | | | |
100 | | | Полные и краткие прилагательные | Усвоить понятие о полных и кратких прилагательных, их образовании и роли в предложении. Освоить орфограмму. Понять стилистические различия полных и кратких форм прилагательных |
101, 102 | | | Склонение полных прилагательных | Повторить склонение прилагательных и алгоритм применения правила написания окончаний прилагательных. Выразительно читать тексты. Усвоить нормы согласования прилагательных с существительными. Усвоить правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных |
103, 104 | | | Притяжательные прилагательные | Усвоить понятие о значении, образовании, синтаксической роли притяжательных прилагательных. Научиться слышать звук [J’] в косвенных падежах, чтобы применять правило, сохранять прописную букву в прилагательных, образованных от существительных |
105 | | | Р/Р Описание природы | Редактировать написанное. Учиться писать изложение, близкое к тексту |
106, 107 | | | Степени сравнения прилагательных | Усвоить новое понятие о степенях сравнения прилагательных, о сравнительной степени, её значении, образовании, изменении. Освоить нормы образования форм простой и сложной сравнительной степени. Усвоить понятие о превосходной степени, её значении, образовании, изменении, нормах образования |
108, 109 | | | Контрольная работа и её анализ | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы |
110 | | | Словообразование прилагательных | Учиться производить словообразовательный анализ прилагательных. Понять процесс образования прилагательных с помощью суффиксов. Усвоить правило о написании о — е после шипящих и ц в суффиксах -ов- (-ев-) |
111 | | | Р/Р Описание помещений | Учиться сжато пересказывать текст, переходить от сжатого описания к краткому, а затем и полному описанию помещения |
112, 113 | | | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных | Усвоить правописание согласных н и нн в прилагательных. Научиться верно акцентировать краткие формы прилагательных |
114 | | | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к- | Усвоить данный способ образования прилагательных. Узнать опознавательные признаки орфограммы и научиться выбирать суффикс |
115 | | | Словообразование прилагательных с помощью приставок | Освоить новый способ образования прилагательных и новое правило |
116 | | | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ | Освоить новый способ образования прилагательных. Повторить правописание соединительных гласных. Усвоить новое правило |
117 | | | Р/Р Описание помещений | Редактировать написанное. Научиться писать сочинение — описание интерьера |
118, 119 | | | Повторим изученное | Уметь употреблять прилагательные в соответствии с нормами языка |
120, 121, 122 | | | Контрольная работа и её анализ | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы |
123 | | | Р/Р Описание костюма | Научиться описывать костюм так, чтобы охарактеризовать героя |
Имя числительное | | | | |
124 | | | Понятие о числительном как части речи | Понять семантику, грамматические признаки новой части речи |
125, 126 | | | Состав числительных | Усвоить состав числительных, совершенствовать орфоэпические навыки. Освоить новые орфограммы |
127, 128, 129 | | | Склонение количественных числительных | Понять значение, нормы изменения и нормы употребления количественных числительных в косвенных падежах. Уметь составлять деловые бумаги с использованием числительных |
130 | | | Р/Р Рассказ на основе картины | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение-рассказ по картине |
131, 132 | | | Собирательные числительные | Понимать значение данных числительных, использовать их в соответствии с нормами |
133, 134 | | | Порядковые числительные | Усвоить значение, образование, изменение и нормы употребления порядковых числительных |
135 | | | Дробные числительные | Усвоить значение, образование, изменение и нормы употребления дробных числительных |
136 | | | Р/Р Описание книги | Редактировать написанное. Учиться с помощью упражнений, содержащих описания различных частей книги, полному её описанию |
137, 138 | | | Повторим изученное | Уметь употреблять числительные в соответствии с нормами языка |
139, 140 | | | Контрольная работа и её анализ | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы употребления |
141 | | | Р/Р Описание книги | Редактировать написанное. Научиться описывать книгу |
Наречие | | | | |
142, 143 | | | Понятие о наречии | Усвоить понятие о наречии как самостоятельной часть речи. Совершенствовать общеучебное умение работать с научными текстами. Познакомиться с группами наречий по значению. Усвоить акцентологию наречий |
144 | | | Степени сравнения наречий | Усвоить способы образования степеней сравнения наречий. Распознавать морфологические омонимы. Усвоить нормы употребления форм степеней сравнения наречий |
145 | | | Словообразование наречий | Освоить способы образования наречий. Совершенствовать навыки морфемного анализа. Усвоить написание не с наречия ми на -о (-е) |
146 | | | Орфография наречий | Усвоить новые орфографические правила |
147 | | | Р/Р Рассуждение в разных стилях речи | Редактировать написанное. Углубить понятие о рассуждении, средствах связи его частей. Учиться писать сочинение — рассуждение на грамматическую тему |
148, 149, 150 | | | Орфография наречий | Усвоить новые орфографические правила. Совершенствовать некоторые коммуникативные умения |
151, 152 | | | Контрольный диктант и его анализ | Совершенствовать навыки правописания. Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы употребления |
153 | | | Р/Р Средства связи частей рассуждения | Закрепить понятие о структуре этого типа речи. Научиться пользоваться наречием как средством межфразовой связи в рассуждении |
154, 155 | | | Словообразование наречий | Освоить неморфологический способ образования наречий. Усвоить новое правило |
156 | | | Р/Р Рассуждение в разных стилях речи | Научиться писать изложение, близкое к тексту-рассуждению в художественном стиле |
157, 158 | | | Резервные | |
159, 160 | | | Имя состояния | Понимать значение, функции данной части речи. Учиться различать морфологические омонимы, выделять грамматические основы односоставных предложений |
161 | | | Р/Р Как создать киносценарий | Познакомиться ещё с одним жанром художественного стиля, его особенностями. Анализировать текст с точки зрения возможности создания сценария по нему. Создать киносценарий |
162, 163, 164 | | | Повторим изученное | Уметь употреблять наречия, имена состояния в соответствии с нормами |
165, 166 | | | Контрольная работа и её анализ | Проверить усвоение норм. Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы |
167 | | | Резервный | |
Местоимение | | | | |
168, 169 | | | Понятие о местоимении | Понять значение местоимения, его соотнесённость с другими частями речи. Учиться опознавать местоимения в текстах. Начать усвоение норм употребления местоимений |
170 | | | Морфологические средства связи предложений | Усвоить понятие «именительный темы». Уяснить роль местоимений 3-го лица как сцепляющих слов. Продолжить усвоение норм употребления местоимений |
171, 172 | | | Личные местоимения | Усвоить значение личных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи |
173, 174 | | | Притяжательные местоимения | Усвоить значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи. Научиться различать значения местоимений 3-го лица родительного падежа. Повторить правописание наречий и омонимичных сочетаний с местоимениями. Освоить приёмы редактирования текста при повторе слов, при ошибочном употреблении местоимений. Освоить значение и употребление местоимения свой |
175 | | | Возвратное местоимение | Освоить значение и особенности употребления местоимения себя на основе сопоставления его с местоимениями 3-го лица, употреблёнными в притяжательном значении, а также — с суффиксом -ся в глаголах, местоимением свой |
176 | | | Вопросительные местоимения | Усвоить значение, сферу использования вопросительных местоимений, а также нормы употребления местоимений сколько? какой? который? |
177 | | | Относительные местоимения | Усвоить значение, сферу использования относительных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными. Уяснить нормы их употребления |
178 | | | Неопределённые местоимения | Усвоить значение неопределённых местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, а также их морфологические признаки, синтаксическую роль. Освоить написание не, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- с этими местоимениями |
179, 180 | | | Отрицательные местоимения | Усвоить значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, а также их морфологические признаки, синтаксическую роль. Освоить орфограммы. Совершенствовать навыки нормированного употребления местоимений |
181, 182 | | | Самостоятельная работа и её анализ | Проверить усвоение норм употребления местоимений. Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы |
183 | | | Определительные местоимения | Усвоить понятие об определительных местоимениях, их соотнесённости с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическую роль, сферу употребления |
184 | | | Указательные местоимения | Усвоить понятие об указательных местоимениях, их соотнесённость с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическую роль, сферу употребления |
185, 186 | | | Морфологические средства связи | Научиться использовать указательные и определительные местоимения как морфологические средства связи предложений в тексте |
187, 188 | | | Повторим изученное | Уметь употреблять местоимения в соответствии с нормами |
189, 190 | | | Контрольные работы и их анализ | Проверить усвоение норм употребления местоимений. Уметь работать над ошибками, чтобы усвоить нормы |
191-192 | | | Резервный | |
193—202 | | | Повторим изученное в 6 классе | Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами |
203, 204 | | | Контрольная работа и её анализ | Классифицировать ошибки, работать над ошибками, чтобы усвоить нормы |
205—207 | | | Повторение | Знать признаки текста, уметь составлять план. Уметь пользоваться средствами межфразовой связи, определять стили и типы речи. Владеть навыками написания рассказа, описания природы, помещения, костюма, а также — рассуждения в различных стилях речи. Уметь сжато и полно излагать содержание текста |
208—210 | | | Резервные | |