МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОПОЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» на заседании методического совета учителей. Протокол № ____ от «____» августа 20____ г. | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР МКОУ «Краснопольская ООШ» _________ М.В. Власенко от «_____» августа 20____года | «Утверждаю» Директор МКОУ «Краснопольская ООШ» ____________ В.М. Боев Приказ № от «____»августа 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
п р е д м е т
6 класс
класс
Азарова Галина Валерьевна
Ф.И.О. учителя,
учитель русского языка и литературы
должность
первая квалификационная категория
категория
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » августа 2016 г.
2016 – 2017г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2016. Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 204 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Место учебного предмета «Русский язык»
Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 204 часа. Из них в рабочую программу введён модуль «Занимательная грамматика» с целью расширения и углубления знаний по предмету.
Планируемые результаты освоения учебного предмета или курса
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Ученик научится:
приёмам ознакомительного и изучающего чтения; навыкам анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
понимать основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Содержание учебного предмета или курса
Введение-6ч.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1
Понятие о функциональных разновидностях языка. §2
Текст и его признаки. §3
Орфоэпические нормы. §4
Морфемика, словообразование, орфография -22ч.(20+2р/р)
Состав слова. §5
РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34).
Основные способы образования слов в русском языке. §6
Сложные и сложносокращённые слова. §7
Понятие об этимологии. §8
Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9
Буквы О и А в корнях – гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10
Правописание приставок пре-/при- §11
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».
. Лексикология, орфография, культура речи. 39ч.(33+6р/р)
Повторение изученного в V классе. §13
Метафора. §14
Лексические выразительные средства. §15
Чередование гласных в корнях – скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.
Исконно русские слова. §17
Заимствованные слова. §18
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20
Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21
Профессионализмы. §22
Жаргонизмы. §23
Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24
Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27
Повторение темы «Лексикология».
Грамматика. Морфология, орфография. 124часа
Имя существительное 20ч.(19+1р/р)
Части речи в русском языке. §29
Имя существительное как часть речи. §30
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного. §33
РР Стиль текста( упр.253, 254).
Словообразование имён существительных. §34
Сложносокращённые имена существительные. §35
Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36
Повторение темы «Имя существительное». §37
Имя прилагательное.28ч.(25+3р/р)
Имя прилагательное как часть речи. §38
Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287).
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41
Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42
Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43
Морфологический разбор имени прилагательного. §44
Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46
Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47
Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48
РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49
Повторение темы «Имя прилагательное». §50
Имя числительное.18ч.(16+2р/р)
Имя числительное как часть речи. §51
Простые, сложные и составные числительные. §52
Количественные и порядковые числительные. §53
РР Роль числительных в тексте (упр.385).
Склонение числительных. §54
Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55
Синтаксическая роль числительных в предложении.
Лексические способы сокращения текста.
Морфологический разбор числительного. §57
Повторение темы «Имя числительное». §58
Местоимение.25ч.(19+6р/р)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59
Личные местоимения. §60
РР Приёмы сжатия текста. §60
Возвратное местоимение себя. §61
Притяжательные местоимения. §62
Указательные местоимения. §63
Определительные местоимения. §64
РР Текст. Логика текста (упр.460).
Вопросительно - относительные местоимения. §65
Неопределённые местоимения. §66
Отрицательные местоимения. §67
Морфологический разбор местоимения. §68
Повторение темы «Местоимение». §69
Глагол.33ч.(27+6р/р)
Глагол. §70
Совершенный и несовершенный вид глагола. §71
Разноспрягаемые глаголы. §72
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74
Условное наклонение. §75
Повелительное наклонение. §76
РР Создание текста - инструкции (упр. 550-552).
Употребление наклонений. §77
Безличные глаголы. §78
Морфологический разбор глагола. §79
Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80
РР Рассказ о событии. §81
Повторение темы «Глагол». §82
Синтаксис, пунктуация, культура речи 13ч.(10+3р/р)
Основные единицы синтаксиса. §83
Простое предложение.§84
Порядок слов в предложении. §85
Простое осложнённое предложение. §86
РР Рассуждение. §87
Сложное предложение. §88
Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и темы | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Введение | 6 | | |
| Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 | 1 | | |
2 | Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 | 1 | | |
3-4 | Текст и его признаки. §3 Такой знакомый и незнакомый русский язык.1Модуль. | 2 | | |
5-6 | Орфоэпические нормы. §4 Можно ли писать без букв?2Модуль | 2 | | |
Морфемика, словообразование, орфография 22 | |
7-8 | Состав слова. §5 | 2 | | |
9 | РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34). | 1 | | |
10- 11 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | 2 | | |
12 | Срезовый контрольный диктант | 1 | | |
13-14 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | 2 | | |
15 | Понятие об этимологии. §8 | 1 | | |
16-17 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | 2 | | |
18 | РР Устное сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | |
19-20 21 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10 | 3 | | |
22-23-24 | Правописание приставок пре- / при- §11 | 3 | | |
25 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
26 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». Тестирование по теме. | 1 | | |
27 | Слова-близнецы (омонимы).4М. | 1 | | |
28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
Лексикология, орфография 39ч.(33+6р/р) 39 | |
29-30 | Повторение изученного в V классе. §13 | 2 | | |
31- 32 | Слова – друзья (синонимы).5М РР Сочинение-рассказ о народном промысле. | 2 | | |
33-34 | Метафора. §14 | 2 | | |
35-36 | Лексические выразительные средства. §15 | 2 | | |
37 | РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). | 1 | | |
38-39-40-41 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. Противоположные слова (антонимы).6М | 4 | | |
42 | Исконно русские слова. §17 | 1 | | |
43-44 | Заимствованные слова. §18 Заморские гости.7М | 2 | | |
45-46 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 | 2 | | |
47-48 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | 2 | | |
49-50 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21 | 2 | | |
51-52 | Профессионализмы. §22 | 2 | | |
53 | Жаргонизмы. §23 | 1 | | |
54-55 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | 2 | | |
56-57 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 Жизнь слова.8М | 2 | | |
58 | РР Устный рассказ на тему «В школьном этнографическом музее». № 199 | 1 | | |
59-60 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 Устойчивые сочетания.9М | 2 | | |
61-62 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27 Откуда к нам пришли слова.10М | 2 | | |
63-64 | РР Сжатое изложение | 2 | | |
65 | Правописание гласных и согласных в корне слова. 11М. Повторение темы «Лексикология». | 1 | | |
66 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
67 | Такие непростые приставки.12М. Работа над ошибками. | 1 | | |
Грамматика. Морфология, орфография 124 | |
| Имя существительное 20ч.(19+1р/р) | 20 |
| |
68 | Части речи в русском языке. §29 | 1 | | |
69-70 | Имя существительное как часть речи. §30 Категория рода в русском языке.13М. | 2 | | |
71-72 73 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 Добрый волшебник – ударение.3М Склонение русского языка.14М. | 3 | | |
73 | Имена существительные общего рода. | 1 | | |
74 | Морфологический разбор имени существительного. §33 | 1 | | |
75,76,77,78 | Словообразование имён существительных. §34 Сложные слова15М. | 1 | | |
79 | РР Стиль текста( упр.253, 254). | 4 | | |
80-81 | Сложносокращённые имена существительные. §35 | 2 | | |
82 83 84 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 Такие разные суффиксы.16М. | 3 | | |
85 | Повторение темы «Имя существительное». §37 | 1 | | |
86 | Повторение темы «Имя существительное». §37. Тест. | 1 | | |
87 | Срезовый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
Имя прилагательное.28ч.(25+3р/р) 28 | |
88-89 | Имя прилагательное как часть речи. §38 | 2 | | |
90-91 | Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | 2 | | |
92-93 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39.18М | 2 | | |
94-95 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | 2 | | |
96-97 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | 2 | | |
98 | РР Сжатое изложение ( упр. 303-304). | 1 | | |
99-100 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | 2 | | |
101-102 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | 2 | | |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного. §44 | 1 | | |
104-105 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Суффиксы прилагательных.17М | 2 | | |
106 107-108 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46. Н и НН в прилагательных.19М | 3 | | |
109 | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 | 1 | | |
110-111 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | 2 | | |
112-113 | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | 2 | | |
114 | Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | 1 | | |
115 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
Имя числительное.18ч.(16+2р/р) 18 | |
116-117 | Имя числительное как часть речи. §51 | 2 | | |
118-119 | Простые, сложные и составные числительные. §52. Количественные числительные.20М | 2 | | |
120 | Количественные и порядковые числительные. §53.21М | 1 | | |
121 | РР Роль числительных в тексте (упр.385). | 1 | | |
122 123 124 | Склонение числительных. §54 «Родственники» числительных.22М | 3 | | |
125 126-127 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | 3 | | |
128 | РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | 1 | | |
129 | Синтаксическая роль числительных в предложении. | 1 | | |
130 | Лексические способы сокращения текста. | 1 | | |
131 | Морфологический разбор числительного. §57 | 1 | | |
132 | Язык – друг и враг мой.23М Повторение темы «Имя числительное». 58 | 1 | | |
133 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
Местоимение.25ч.(19+6р/р) 25 | |
134-135 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | 2 | | |
136-137 | Игры в слова 24М Разряды местоимений. 25М Личные местоимения. §60 | 2 | | |
138 | РР Приёмы сжатия текста. §60 | 1 | | |
139 | Возвратное местоимение себя. §61 | 1 | | |
140-141 | Притяжательные местоимения. §62 | 2 | | |
142-143 | РР Сочинение-описание картины Н. Богданова - Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | 2 | | |
144 | Указательные местоимения. §63 | 1 | | |
145 | Определительные местоимения. §64 | 1 | | |
146 | РР Текст. Логика текста (упр.460). | 1 | | |
147-148 | Вопросительно- относительные местоимения. §65 | 2 | | |
149-150 | Неопределённые местоимения. §66 | 2 | | |
151-152 | Отрицательные местоимения. §67 | 2 | | |
153 | Морфологический разбор местоимения. §68 | 1 | | |
154-155 | РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | 2 | | |
156 | Повторение темы «Местоимение». §69 | 1 | | |
157 | Тестирование по теме «Местоимение». | 1 | | |
158 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
Глагол.33ч.(27+6р/р) 33 | |
159-160 | Глагол. §70. Такое непростое спряжение глагола.26М | 2 | | |
161-162 | Виды глагола.27М Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | 2 | | |
163 | Разноспрягаемые глаголы. §72 | 1 | | |
164-165 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | 2 | | |
166-168 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | 3 | | |
169 | Условное наклонение. §75 | 1 | | |
170-171 | РР Сочинение-рассуждение по упр. 540. | 2 | | |
172-175 | Повелительное наклонение. §76 | 4 | | |
176-177 | РР Создание текста - инструкции (упр. 550-552). | 2 | | |
178 | Употребление наклонений. §77 | 1 | | |
179-181 | Безличные глаголы. §78 | 3 | | |
182 | Морфологический разбор глагола. §79 | 1 | | |
183-185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | 3 | | |
186-187 | РР Рассказ о событии. §81 | 2 | | |
188-189 | Ещё раз о глаголе.28М Повторение темы «Глагол». §82 | 2 | | |
190 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
191 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Синтаксис, пунктуация13ч.(10+3р/р) 13 | |
192 | Основные единицы синтаксиса. §83 | 1 | | |
193 | Простое предложение.§84 | 1 | | |
194-195 | РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | 2 | | |
196 | Порядок слов в предложении. §85 | 1 | | |
197 198 | Простое осложнённое предложение. §86 Игры в слова. Метаграммы.29М | 2 | | |
199 | РР Рассуждение. §87 | 1 | | |
200 201 | Сложное предложение. §88 Игры в слова. Шарады.30М | 2 | | |
202 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | 1 | | |
203 | Игры в слова. Логогрифы.31М. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | 1 | | |
204 | Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2016
Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик. М. «Просвещение», 2016
Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во М. «Просвещение», 2015
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М. «Просвещение», 2012. - 7-е изд.
5. Учебно- тематический план по курсу «Русский язык» 6 класс по программе
Л.М. Рыбченковой.