СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 - 9 класса общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на изучение русского языка в 7 классе – 5 часов в неделю, всего 170 часов в год; в 8 классе – 4 часа в неделю, всего 136 часов в год; в 9 классе – 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № 1 От 24 августа 2016 г. Председатель:____________ Ничипорчук Н.П. | Согласована с заместителем директора по УВР __________________2016 г. Бабичева Н.И.: ___________ | Утверждена Приказом № 44 от 31 августа 2016 г.
П.И. Сасин |
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 - 9 класса
(Срок реализации - 1 год)
Составитель: Скрипко Виктория Васильевна, учитель I квалификационной категории
Вишнево - 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 - 9 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001г.;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т..Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. Программы для общеобразовательных организаций. – М.; Просвещение, 2014).
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ;
Устав Вишневской СОШ;
Учебного плана Вишневской СОШ на 2016 – 2017 учебный год;
Положение о рабочей программе педагога (Приказ № 22 от 31.03.2016 года).
Программа рассчитана на изучение русского языка в 7 классе – 5 часов в неделю, всего 170 часов в год; в 8 классе – 4 часа в неделю, всего 136 часов в год; в 9 классе – 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5,6,7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке.
Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи.
Используемый учебно-методический комплект по предмету:
Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организацийий. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцоваи др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014;
Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организацийий. [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2014;
Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
7 КЛАСС
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческихпонятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
• составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
8 КЛАСС
Учащиеся должны:
знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
Аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащихся;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
Чтение:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкцию по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
Письмо:
- пересказать фрагмент прослушанного текста;
- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» и т.д.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
- распознать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этике.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе на развитие речи | Контрольные диктанты |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - | - |
2. | Повторение изученного в V-VI классах. | 12 | - | 1 |
3. | Тексты и стили. | 7 | 6 | 1 |
4. | Морфология иорфография. Культура речи. | 136 | 26 | 10 |
Причастие. | 35 | 7 | 2 | |
Деепричастие. | 12 | 2 | 1 | |
Наречие. | 27 | 3 | 2 | |
Учебно-научная речь. | 3 | 3 | - | |
Категория состояния. | 6 | 1 | - | |
Служебные части речи. | 1 | - | - | |
Предлог. | 10 | 1 | 1 | |
Союз. | 17 | 3 | 1 | |
Частица. | 18 | 3 | 1 | |
Междометие. | 7 | 1 | 1 | |
5. | Повторение и систематизация изученного V - VII классе. | 14 | 2 | 1 |
| Итого: | 170 | 32 | 12 |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе на развитие речи | Контрольные диктанты |
1. | Русский язык в современном мире. | 1 |
|
|
2. | Повторение изученного в V-VII классах. | 8 | 2 |
|
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 10 |
|
|
4. | Простое предложение. | 6 | 2 |
|
5. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 15 |
| 1 |
6. | Второстепенные члены предложения. | 19 | 4 | 1 |
7. | Односоставные предложения. | 16 | 2 | 1 |
8. | Простое осложненное предложение. | 1 |
|
|
9. | Однородные члены предложения. | 15 | 4 | 1 |
10. | Обособленные члены предложения. | 14 |
| 1 |
11. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения.Обращение. | 6 | 2 |
|
12. | Вводные и вставные конструкции. | 10 |
| 1 |
13. | Чужая речь. | 10 | 2 |
|
14. | Повторение и систематизация изученного в VIII классе. | 5 |
| 1 |
| Итого: | 136 | 18 | 7 |
9 КЛАСС
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе на развитие речи | Контрольные диктанты |
1. | Международное значение русского языка. | 1 | - | - |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах. | 7 |
| 1 |
3. | Сложное предложение. Культура речи. | 7 |
| 1 |
4. | Сложносочинённые предложения. | 16 | 4 | 1 |
5. | Сложноподчинённые предложения. | 10 | 3 | 1 |
6. | Основные группы сложноподчинённых предложений. | 25 | 5 | 1 |
7. | Бессоюзные сложные предложения. | 16 | 1 | 1 |
8. | Сложные предложения с различными видами связи. | 10 | 2 |
|
9. | Повторение и систематизация изученного 5 – 9 классах. | 10 | 2 |
|
| Итого: | 102 | 17 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1час)
Группы славянских языков; русский язык входит в группувосточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике. Русский язык – государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление. «Язык живет вместе с жизнью народа».(В.Г. Белинский)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VIКЛАССАХ (12 часов)
Синтаксис и пунктуация.Основные синтаксические понятия(словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.
Фонетика и орфография.Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.
Cловообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.
Морфология и орфография.Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.
ТЕКСТЫ И СТИЛИ (7 часов)
Текст. Стили. Стили литературного языка.Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.Особенности публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы. Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (136 часов)
Причастие (35 часов)
Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола иприлагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении. Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определениесинтаксической роли причастия в предложении, изменение и образованиепричастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
Деепричастие (12 часов)
Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия удеепричастия, синтаксическая роль деепричастия в предложении. Отрабатывание умения находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях.Определение синтаксической роли деепричастия, нахождение и исправление ошибки в употреблении деепричастий; вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
Особенности в составлении рассказа-описания.
Наречие (27 часов)
Повторение пройденного о наречии в 5 – 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.
Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.
Учебно-научная речь (3 часа)
Развитие речи. Отзыв. Знакомство с правилами доброжелательного, убедительного отзыва. Использование слов с оценочным значением для выражения своего мнения.
Учебный доклад.Работа по составлению сложного плана. Самостоятельная подготовка и защита учебных докладов.
Категория состояния (6 часов)
Категория состояния как часть речи. Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
Подробное изложение текста. Адекватно понимать содержание художественноготекста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.
Служебные части речи (1 час)
Служебные части речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Предлог (10 часов)
Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.
Особенности рассказа –репортажа.
Союз (17 часов)
Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.
Частица (18 часов)
Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие , роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.
Особенности написания сочинения по картине.
Междометие (7 часов)
Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
В V – VII КЛАССАХ (14 часов)
Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам.
8 КЛАСС
Русский язык в современном мире (1 час)
Русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.
Повторение изученного в V-VII классах (8 часов)
Повторение: орфография, пунктуация. Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания. Развитие речи (сочинение).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (10 часов)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст). Предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью; соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Повторение материала о словосочетании. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 часов)
Повторение пройденного о предложении. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (34 часа)
Главные члены предложения (15 часов)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала, изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (19 часов)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложениекак разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Сочинение-рассуждение на свободную тему.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (30 часов)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).
Однородные члены предложения (15 часов)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Развитие речи. Описание картины Ю.Пименова «Спор».
Обособленные члены предложения (14 часов)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Ораторская речь, ее особенности.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(26 ЧАСОВ)
Обращения (6 часов)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. Вводные слова.
Развитие речи. Составление делового письма.
Вводные и вставные конструкции (10 часов)
Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Чужая речь (10 часов)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
В VIII КЛАССЕ (5 часов)
Взаимосвязь синтаксиса и морфологии. Первичные и вторичные синтаксические функции различных частей речи. Значение пунктуации для оформления письменной речи. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания. Содержание понятия «культура речи». Взаимосвязь синтаксиса и культуры речи. Взаимосвязь синтаксиса и орфографии и пунктуации.
9 КЛАСС
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 час)
Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ(7 часов)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (7 часов)
Понятие о сложном предложении. Повторение изученного ранее по теме. Сложное предложение как единица синтаксиса. Типы сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов)
Понятие о сложносочиненном предложении. Грамматические признаки, строение, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные группы ССП по значению и союзам. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(10 часов)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Его грамматические признаки. Главное и придаточное предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Роль указательных слов в главном предложении.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (25 часов)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Виды придаточных обстоятельственных. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Различные способы выражения сравнения. Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение». Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи. Рецензия. (Особенности жанра, план, языковые средства).
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов)
Бессоюзное сложное предложение и его грамматические признаки. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзами в бессоюзном сложном предложении. Умение воспринимать текст на слух, производить анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (10 часов)
Сложные предложения с различными видами связи и их особенности. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Язык художественной литературы: цели, функции. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
В 5 – 9 КЛАССАХ (10 часов)
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Именные части речи. Глагол. Наречие. Предлог, союз, частица. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. Виды разборов. Трудные случаи русской орфографии.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Средства связи частей текста. Повествование, описание, рассуждение. Стили речи.
Конспект статьи на лингвистическую тему.
Сочинения публицистического характера на морально-этические и лингвистические темы.
Тезисы статьи на лингвистическую тему.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА 7 КЛАСС
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||||||||
По плану | Факт | |||||||||||
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
|
|
| |||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССЕ (12 часов) | ||||||||||||
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
|
|
| |||||||
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 |
|
|
| |||||||
4. | Лексика, фразеология. | 1 |
|
|
| |||||||
5. | Фонетика и орфография. | 1 |
|
|
| |||||||
6. | Фонетический разбор слова. | 1 |
|
|
| |||||||
7. | Словообразование и орфография. | 1 |
|
|
| |||||||
8. | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 |
|
|
| |||||||
9. | Морфология и орфография. | 1 |
|
|
| |||||||
10. 11. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слов. | 2 |
|
|
| |||||||
12. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 |
|
|
| |||||||
13. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
ТЕКСТЫ И СТИЛИ (7 часов) | ||||||||||||
14. 15. | Р. р. Текст. | 2 |
|
|
| |||||||
16. | Р. р. Диалог как текст. | 1 |
|
|
| |||||||
17. | Р. р. Стили литературного языка. | 1 |
|
|
| |||||||
18. | Р. р. Публицистический стиль. | 1 |
|
|
| |||||||
19. | Контрольный диктант № 2 по теме «Тексты и стили». | 1 |
|
|
| |||||||
20. | Р. р. Публичное выступление. | 1 |
|
|
| |||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (136 часов) Причастие (35 часов) | ||||||||||||
21. | Причастие как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
22. 23. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 |
|
|
| |||||||
24. 25. | Причастный оборот.Выделение причастного оборота запятыми. | 2 |
|
|
| |||||||
26. | Р. р. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека. | 1 |
|
|
| |||||||
27. | Р. р. Написание сочинения-описания внешности человека. | 1 |
|
|
| |||||||
28. | Действительные и страдательные причастия. | 1 |
|
|
| |||||||
29. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 |
|
|
| |||||||
30. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
|
|
| |||||||
31. | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 |
|
|
| |||||||
32. | Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». | 1 |
|
|
| |||||||
33. | Р.р. Изложение с использованием причастий. | 1 |
|
|
| |||||||
34. | Страдательные причастия настоящего времени.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
|
|
| |||||||
35. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 |
|
|
| |||||||
36. | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 |
|
|
| |||||||
37. 38. 39. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 3 |
|
|
| |||||||
40. | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 |
|
|
| |||||||
41. | Р.р. Употребление страдательных причастийпрошедшего времени в тексте. | 1 |
|
|
| |||||||
42. | Р.р. Подготовка квыборочному изложению. | 1 |
|
|
| |||||||
43. | Р.р. Написаниевыборочного изложения. | 1 |
|
|
| |||||||
44. | Морфологический разбор причастия. | 1 |
|
|
| |||||||
45. | Контрольный диктант № 3 по теме «Причастие. Причастный оборот». | 1 |
|
|
| |||||||
46.- 48. | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 3 |
|
|
| |||||||
49. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
|
|
| |||||||
50. | Р.р. Подготовка к сочинению — описанию внешности человека(с использованием причастий). | 1 |
|
|
| |||||||
51.-53. | Обобщение по теме «Причастие». | 3 |
|
|
| |||||||
54. | Контрольный диктант № 4 по теме «Причастие. Правописание причастий». | 1 |
|
|
| |||||||
55. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Деепричастие (12 часов) | ||||||||||||
56. | Деепричастие как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
57. | Деепричастный оборот.Запятые при деепричастном обороте. | 1 |
|
|
| |||||||
58. | Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме». | 1 |
|
|
| |||||||
59. | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 |
|
|
| |||||||
60. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 |
|
|
| |||||||
61. | Деепричастия совершенного вида. | 1 |
|
|
| |||||||
62. | Р. р. Подготовка ксочинению по картине С.Григорьева «Вратарь». | 1 |
|
|
| |||||||
63. | Р. р. Написаниесочинения по картине С. Григорьева «Вратарь». | 1 |
|
|
| |||||||
64. | Морфологический разбор деепричастия. | 1 |
|
|
| |||||||
65. | Повторение по теме «Деепричастие». | 1 |
|
|
| |||||||
66. | Контрольный диктант № 5 по теме «Деепричастие». | 1 |
|
|
| |||||||
67. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Наречие (27 часов) | ||||||||||||
68. | Наречие как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
69. | Разряды наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
70. | Степени сравнения наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
71. | Морфологический разбор наречия. | 1 |
|
|
| |||||||
72. 73. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. | 2 |
|
|
| |||||||
74. | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
75. | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | 1 |
|
|
| |||||||
76. | Контрольный диктант № 6 по теме «Наречие». | 1 |
|
|
| |||||||
77. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
78. | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию действий. | 1 |
|
|
| |||||||
79. | Р.р. Написание сочинения-описания действий. | 1 |
|
|
| |||||||
80. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
81. | Буквы оиа на конце наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
82. | Р. р. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья». | 1 |
|
|
| |||||||
83. 84. | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 |
|
|
| |||||||
85. 86. | Практикум «Дефис между частями слова в наречиях». | 2 |
|
|
| |||||||
87. 88. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 |
|
|
| |||||||
89. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
|
| |||||||
90. | Повторение изученного по теме «Наречие». | 1 |
|
|
| |||||||
91. 92. | Практикум по теме «Наречие». | 2 |
|
|
| |||||||
93. | Контрольный диктант № 7 по теме «Наречие. Правописание наречий». | 1 |
|
|
| |||||||
94. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Учебно-научная речь (3 часа) | ||||||||||||
95. | Р.р. Отзыв. | 1 |
|
|
| |||||||
96. 97. | Р.р. Учебный доклад. | 2 |
|
|
| |||||||
Категория состояния (6 часов) | ||||||||||||
98. | Категория состояния как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
99. | Категория состоянияи другие части речи. | 1 |
|
|
| |||||||
100. | Р. р. Употребление слов категории состояния в художественной речи. | 1 |
|
|
| |||||||
101. | Морфологический разбор категории состояния. | 1 |
|
|
| |||||||
102. | Повторение изученного по теме «Категория состояния». | 1 |
|
|
| |||||||
103. | Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния». | 1 |
|
|
| |||||||
Служебные части речи (1 час) | ||||||||||||
104. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
|
|
| |||||||
Предлог (10 часов) | ||||||||||||
105. | Предлог как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
106. | Употребление предлогов. | 1 |
|
|
| |||||||
107. 108. | Непроизводные и производные предлоги. | 2 |
|
|
| |||||||
109. | Простые и составные предлоги. | 1 |
|
|
| |||||||
110. | Морфологический разбор предлога. | 1 |
|
|
| |||||||
111. | Р. р. Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | 1 |
|
|
| |||||||
112.113. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 |
|
|
| |||||||
114. | Контрольный диктант № 8 по теме «Предлог». | 1 |
|
|
| |||||||
Союз (17 часов) | ||||||||||||
115. | Союз как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
116. | Простые и составные союзы. | 1 |
|
|
| |||||||
117. | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 |
|
|
| |||||||
118. | Р. р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. | 1 |
|
|
| |||||||
119. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 |
|
|
| |||||||
120. 121. | Сочинительные союзы. | 2 |
|
|
| |||||||
122. | Подчинительные союзы. | 1 |
|
|
| |||||||
123. | Морфологический разбор союза. | 1 |
|
|
| |||||||
124. | Р. р. Подготовка к сочинению-рассуждению о книге. | 1 |
|
|
| |||||||
125. | Р. р. Написание сочинения-рассуждения о книге. | 1 |
|
|
| |||||||
126.127. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 2 |
|
|
| |||||||
128. | Повторение изученного по теме «Союз». | 1 |
|
|
| |||||||
129. | Практикум по темам «Предлог», «Союз». | 1 |
|
|
| |||||||
130. | Контрольный диктант № 9 по темам «Предлог», «Союз». | 1 |
|
|
| |||||||
131. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Частица (18 часов) | ||||||||||||
132. | Частица как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
133. | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 |
|
|
| |||||||
134.135. | Смыслоразличительные частицы. | 2 |
|
|
| |||||||
136. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 |
|
|
| |||||||
137. | Р. р. Подготовка к устному сочинению по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 |
|
|
| |||||||
138. | Р. р. Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 |
|
|
| |||||||
139. | Морфологический разбор частиц. | 1 |
|
|
| |||||||
140. 141. | Отрицательные частицыне и ни. | 2 |
|
|
| |||||||
142. | Различение частицы не и приставки не-. | 1 |
|
|
| |||||||
143. | Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не-». | 1 |
|
|
| |||||||
144. | Р. р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 |
|
|
| |||||||
145. | Частицани, приставкани-, союз ни…ни. | 1 |
|
|
| |||||||
146. 147. | Повторение изученного по теме «Частица». | 2 |
|
|
| |||||||
148. | Контрольный диктант № 10 по теме «Частица». | 1 |
|
|
| |||||||
149. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Междометие (7 часов) | ||||||||||||
150. | Междометие как часть речи. | 1 |
|
|
| |||||||
151. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 |
|
|
| |||||||
152. | Производные междометия. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | 1 |
|
|
| |||||||
153. | Р. р. Междометия и другие части речи.Междометия в художественной речи. | 1 |
|
|
| |||||||
154. | Повторение изученного по теме «Междометие». | 1 |
|
|
| |||||||
155. | Контрольный диктант № 11 по теме «Служебные части речи». | 1 |
|
|
| |||||||
156. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
| |||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (14 часов) | ||||||||||||
157. | Разделы науки о русском языке. | 1 |
|
|
| |||||||
158. | Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | 1 |
|
|
| |||||||
159.160. | Р. р. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах» | 2 |
|
|
| |||||||
161. | Фонетика. Графика. | 1 |
|
|
| |||||||
162. | Лексика и фразеология. | 1 |
|
|
| |||||||
163. | Морфемика.Словообразование | 1 |
|
|
| |||||||
164.165. | Морфология. | 2 |
|
|
| |||||||
166. | Орфография. | 1 |
|
|
| |||||||
167. | Синтаксис. | 1 |
|
|
| |||||||
168. | Пунктуация. | 1 |
|
|
| |||||||
169. | Контрольный диктант № 12 по итоговому повторению. | 1 |
|
|
| |||||||
170. | Итоги учебного года. | 1 |
|
|
| |||||||
| Итого | 170 |
|
|
|
НА 8 КЛАСС
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во час | Дата проведения | Примечание | |||
По плану | Факт | ||||||
Русский язык в современном мире (1 час) | |||||||
1. | Русский язык в современном мире. | 1 |
|
|
| ||
Повторение изученного в V-VII классах (8 часов) | |||||||
2. | Пунктуация и орфография. | 1 |
|
|
| ||
3. | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 |
|
|
| ||
4. 5. | Знаки препинания в сложном предложении. | 2 |
|
|
| ||
6. | Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. | 1 |
|
|
| ||
7. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 |
|
|
| ||
8.
| P.p. Подготовка к сочинению эпистолярного жанра. | 1 |
|
|
| ||
9. | P.p. Письмо. Сочинение эпистолярного жанра. | 1 |
|
|
| ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (10 часов) | |||||||
10. | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
|
|
| ||
11. | Текст как единица синтаксиса. | 1 |
|
|
| ||
12. 13. | Предложение как единица синтаксиса. | 2 |
|
|
| ||
14. 15. | Словосочетание как единица синтаксиса. | 2 |
|
|
| ||
16. | Виды словосочетаний. | 1 |
|
|
| ||
17. 18. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 2 |
|
|
| ||
19. | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
|
|
| ||
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 часов) | |||||||
20. 21. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 2 |
|
|
| ||
22. | Порядок слов в предложении. | 1 |
|
|
| ||
23. | Интонация. | 1 |
|
|
| ||
24.
| Р.р.Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры. | 1 |
|
|
| ||
25. | Р.р.Написание сочинения-описания памятника культуры. | 1 |
|
|
| ||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЖЛОЖЕНИЯ (34 часа) Главные члены предложения (15 часов) | |||||||
26. 27. | Подлежащее. | 2 |
|
|
| ||
28. 29. | Сказуемое. | 2 |
|
|
| ||
30. 31. | Простое глагольное сказуемое. | 2 |
|
|
| ||
32. 33. | Составное глагольное сказуемое. | 2 |
|
|
| ||
34. 35. | Составное именное сказуемое. | 2 |
|
|
| ||
36. 37. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 |
|
|
| ||
38. | Закрепление темы «Сказуемое». | 1 |
|
|
| ||
39. | Контрольный диктант №1 по теме «Главные члены предложения». | 1 |
|
|
| ||
40. | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| ||
Второстепенные члены предложения (19 часов) | |||||||
41. | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 |
|
|
| ||
42. 43. | Дополнение. | 2 |
|
|
| ||
44.
| Трудные случаи выражения дополнений. | 1 |
|
|
| ||
45. 46. | Определение. | 2 |
|
|
| ||
47. | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. | 1 |
|
|
| ||
48. | Р.р. Написание сжатого изложения. | 1 |
|
|
| ||
49. 50. | Приложение. Знаки препинания при нём. | 2 |
|
|
| ||
51. 52. | Обстоятельство.Основные виды обстоятельств. | 2 |
|
|
| ||
53. 54. | Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотами. | 2 |
|
|
| ||
55. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 |
|
|
| ||
56. 57. | Р.р. Характеристика человека как вид текста. | 2 |
|
|
| ||
58. | Контрольный диктант №2 по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 |
|
|
| ||
59. | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| ||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЖЛОЖЕНИЯ (16 часов) | |||||||
60. | Главный член односоставного предложения. | 1 |
|
|
| ||
61. 62. | Назывные предложения. | 2 |
|
|
| ||
63. 64. | Определенно-личные предложения. | 2 |
|
|
| ||
65. 66. | Неопределенно-личные предложения. | 2 |
|
|
| ||
67. | Инструкция. | 1 |
|
|
| ||
68. 69. | Безличные предложения. | 2 |
|
|
| ||
70.
| Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему. | 1 |
|
|
| ||
71. | Р.р. Написание сочинения-рассуждения на свободную тему. | 1 |
|
|
| ||
72. | Неполные предложения. | 1 |
|
|
| ||
73. | Синтаксический разбор односоставных предложений. | 1 |
|
|
| ||
74. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». | 1 |
|
|
| ||
75. | Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения». | 1 |
|
|
| ||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (30 часов) | |||||||
76. | Понятие об осложненном предложении. | 1 |
|
|
| ||
Однородные члены предложения (15 часов) | |||||||
77. | Понятие об однородных членах. | 1 |
|
|
| ||
78. 79. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 2 |
|
|
| ||
80.
| Р.р. Подготовка к изложению. Сравнительная характеристика. | 1 |
|
|
| ||
81. | Р.р. Написание изложения. Сравнительная характеристика. | 1 |
|
|
| ||
82. 83. | Однородные и неоднородные определения. | 2 |
|
|
| ||
84. 85. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 2 |
|
|
| ||
86.
| Р.р. Подготовка к сочинению-описанию картины Ю.Пименова «Спор». | 1 |
|
|
| ||
87. | Р.р. Написание сочинения-описания картины Ю.Пименова «Спор». | 1 |
|
|
| ||
88. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 |
|
|
| ||
89. | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | 1 |
|
|
| ||
90. | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | 1 |
|
|
| ||
91. | Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
|
|
| ||
Обособленные члены предложения (14 часов) | |||||||
92. | Понятие об обособлении. | 1 |
|
|
| ||
93. 94. | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
|
|
| ||
95. | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 |
|
|
| ||
96. 97. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
|
|
| ||
98. 99. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
|
|
| ||
100. 101. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 2 |
|
|
| ||
102. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | 1 |
|
|
| ||
103. | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 |
|
|
| ||
104. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
|
|
| ||
105. | Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
|
|
| ||
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (26 часов) | |||||||
Обращение (6 часов) | |||||||
106. | Назначение обращения. | 1 |
|
|
| ||
107. | Распространённые обращения. | 1 |
|
|
| ||
108. | Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 |
|
|
| ||
109. | Употребление обращений. | 1 |
|
|
| ||
110. 111. | P.p. Составление делового письма. | 2 |
|
|
| ||
Вводные и вставные конструкции (10 часов) | |||||||
112. | Вводные конструкции. | 1 |
|
|
| ||
113. | Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению. | 1 |
|
|
| ||
114. 115. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 2 |
|
|
| ||
116. 117. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 2 |
|
|
| ||
118. | Междометия в предложении. | 1 |
|
|
| ||
119. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 |
|
|
| ||
120. | Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. | 1 |
|
|
| ||
121. | Контрольный диктант № 6 по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 |
|
|
| ||
Чужая речь (10 часов) | |||||||
122. | Понятие о чужой речи. | 1 |
|
|
| ||
123. | Комментирующая часть. | 1 |
|
|
| ||
124. | Прямая и косвенная речь. | 1 |
|
|
| ||
125. | Косвенная речь. | 1 |
|
|
| ||
126. | Прямая речь. | 1 |
|
|
| ||
127. | Диалог. | 1 |
|
|
| ||
128.129. | Р.р. Сжатое изложение. | 2 |
|
|
| ||
130. | Цитата. | 1 |
|
|
| ||
131. | Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью. | 1 |
|
|
| ||
ПОВТОРЕНИЕИ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (5 часов) | |||||||
132. | Синтаксис и морфология. | 1 |
|
|
| ||
133. | Синтаксис и культура речи. | 1 |
|
|
| ||
134. | Синтаксис и орфография. | 1 |
|
|
| ||
135. | Контрольный диктант № 7 по итоговому повторению. | 1 |
|
|
| ||
136. | Обобщающий урок. | 1 |
|
|
|
НА 9 КЛАСС
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во час | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Факт | |||||
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 час) | ||||||
1. | Международное значение русского языка. | 1 |
|
|
| |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 8 КЛАССАХ (7 часов) | ||||||
2. | Устная и письменная речь. | 1 |
|
|
| |
3. | Монолог, диалог. | 1 |
|
|
| |
4. | Стили речи. | 1 |
|
|
| |
5. | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 |
|
|
| |
6. | Предложения с обособленными членами. | 1 |
|
|
| |
7. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
|
|
| |
8. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 |
|
|
| |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 часов) | ||||||
9. | Понятие о сложном предложении. | 1 |
|
|
| |
10. 11. | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 2 |
|
|
| |
12. 13. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 |
|
|
| |
14. | Интонация сложного предложения. | 1 |
|
|
| |
15. | Контрольный диктант № 2 по теме «Сложное предложение». | 1 |
|
|
| |
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов) | ||||||
16. 17. | Понятие о сложносочиненном предложении (ССП). | 2 |
|
|
| |
18. | Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 |
|
|
| |
19. | Р.р. Написание сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
|
|
| |
20. | Смысловые отношения в ССП. | 1 |
|
|
| |
21. | ССП с соединительными союзами. | 1 |
|
|
| |
22. | ССП с разделительными союзами. | 1 |
|
|
| |
23. | ССП с противительными союзами. | 1 |
|
|
| |
24. 25. | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | 2 |
|
|
| |
26. 27. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 2 |
|
|
| |
28. | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «На севере диком…». | 1 |
|
|
| |
29. | Р.р. Написание сочинения по картине И.Шишкина «На севере диком…». | 1 |
|
|
| |
30. | Повторение по теме «ССП». | 1 |
|
|
| |
31. | Контрольный диктант № 3 по теме «ССП». | 1 |
|
|
| |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 часов) | ||||||
32. | Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). | 1 |
|
|
| |
33. 34. | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 2 |
|
|
| |
35. | Р.р. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты». | 1 |
|
|
| |
36. | Союзы и союзные слова в СПП. | 1 |
|
|
| |
37. | Р.р.СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) | 1 |
|
|
| |
38. | Р.р. Сжатое изложение. | 1 |
|
|
| |
39. 40. | Роль указательных слов в СПП. | 2 |
|
|
| |
41. | Контрольный диктант № 4 по теме «СПП». | 1 |
|
|
| |
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (25 часов) | ||||||
42. 43. | СПП с придаточными определительными. | 2 |
|
|
| |
44. 45. | СПП с придаточными изъяснительными. | 2 |
|
|
| |
46. | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. | 1 |
|
|
| |
47. | Р.р. Написание сжатого изложения. | 1 |
|
|
| |
48. 49. | СПП с придаточными обстоятельственными. | 2 |
|
|
| |
50. 51. | СПП с придаточными времени и места. | 2 |
|
|
| |
52. | Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений. | 1 |
|
|
| |
53. 54. 55. | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | 3 |
|
|
| |
56. 57. | СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. | 2 |
|
|
| |
58. 59. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 2 |
|
|
| |
60. | Р.р. Подготовка к подробному изложению (упр. 177). | 1 |
|
|
| |
61. | Р.р. Подробное изложение (упр. 177). | 1 |
|
|
| |
62. 63. | Синтаксический разбор СПП. | 2 |
|
|
| |
64. | Пунктуационный разбор СПП. | 1 |
|
|
| |
65. | Повторение темы «Основные группы СПП». | 1 |
|
|
| |
66. | Контрольный диктант № 5 по теме «Основные группы СПП». | 1 |
|
|
| |
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16 часов) | ||||||
67. | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). | 1 |
|
|
| |
68. | Интонация в БСП. | 1 |
|
|
| |
69. 70. 71. | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | 3 |
|
|
| |
72. 73. 74. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | 3 |
|
|
| |
75. 76. 77. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | 3 |
|
|
| |
78. | Р.р. Сочинение — отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр. 202). | 1 |
|
|
| |
79. 80. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 2 |
|
|
| |
81. | Повторение темы «БСП». | 1 |
|
|
| |
82. | Контрольный диктант № 6 по теме «БСП». | 1 |
|
|
| |
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (10 часов) | ||||||
83. 84. | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях (СП). | 2 |
|
|
| |
85. 86. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 2 |
|
|
| |
87. 88. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 2 |
|
|
| |
89. | Р.р. Сжатое изложение (упр.219). | 1 |
|
|
| |
90. | Р.р. Публичная речь. | 1 |
|
|
| |
91. 92. | Повторение темы «СП с различными видами связи». | 2 |
|
|
| |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 9 КЛАССАХ (10 часов) | ||||||
93. | Фонетика и графика. | 1 |
|
|
| |
94. | Лексикология (лексика) и фразеология. | 1 |
|
|
| |
95. | Морфемика. | 1 |
|
|
| |
96. | Словообразование. | 1 |
|
|
| |
97. | Морфология. | 1 |
|
|
| |
98. | Синтаксис. | 1 |
|
|
| |
99. | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. | 1 |
|
|
| |
100. | Р.р. Сжатое изложение на тему «За что мы любим киноискусство. | 1 |
|
|
| |
101. | Орфография. Пунктуация. | 1 |
|
|
| |
102. | Итоги учебного года. | 1 |
|
|
| |
| Итого | 102 |
|
|
|