СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в сответствии с УМК С.И. Львовой по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Криворожская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ» Педагогическим советом школы Приказ от 29.08.2016 г №149

Протокол от 29.08.2016 г №1 Директор школы

Председатель педсовета ____________ Л.В.Зоренко ___________Л.В.Зоренко









Рабочая программа


курса «Русский язык» для 7 класса


на 2016-2017 учебный год



Учебник: С.И. Львова, В.В. Львов






Составитель: Яценко Татьяна Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории










с. Криворожье

2016 г






Пояснительная записка


Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы «Русский язык в общеобразовательных школах 5-11 классы» под редакцией С.В.Львова, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и учебным планом МОУ Криворожская СОШ.

Программа является адаптивной. На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 5 часов в неделю. По учебному плану предусмотрено 175 часов в год. Рабочая программа составлена на 163 часа.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник С.И.Львов, С.В. Львова «Русский язык» в 3-х частях, Москва, 2010.

- программа «Русский язык в общеобразовательных школах 5-11 классы» под редакцией С.В.Львова, 2009.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка

  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами

  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития обучающихся

  • овладение ими речевой деятельностью

Главной особенностью программы является ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык

  • осмысления его основных закономерностей

  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа

  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений

  • навыков самостоятельной учебной деятельности

  • самообразования, речевого самосовершенствования

  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

    • способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово

    • грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения



Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала

  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей

  • вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии





Программа реализует:

  • идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии



Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.






















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение следующих предметных результатов:

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде­лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про­стой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб­ные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи­танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушан­ного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выбо­рочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить неболь­шое по объему устное высказывание на заданную тему; соблю­дать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по­дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изло­жения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти­лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа­ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син­таксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подби­рать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек­ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принад­лежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпи­ческий разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изучен­ных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару­живать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразова­тельного анализа слова; различать изученные способы словооб­разования существительных, прилагательных и глаголов; со­ставлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также сло­варем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными спосо­бами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексиче­ским значением, а также с условиями и задачами общения; тол­ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наи­более точное и уместное слово в данной речевой ситуации; поль­зоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализиро­вать примеры использования слов в переносном значении; про­водить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изучен­ных частей речи, правильно образовывать и употреблять соот­ветствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо­логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяс­нять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свобод­но пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложен­ной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно упо­треблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуа­ционные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных результатов:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

- способность к целеполаганию;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

строить рассуждения;

учитывать разные мнения;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- создавать тексты различного типа, стиля;

–редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


  1. совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2).понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

  1. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики,

лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

  1. расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

  1. формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения;

обращений;

вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

  1. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

  1. овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

  1. для слепых, слабовидящих обучающихся:

формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;

видение традиций и новаторства в произведениях;

восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.



































Содержание учебного предмета

    1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
      КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры публицистического стиля (заметка)

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств, в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.







СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ



Общие сведения о русском языке

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Фонетика. Орфоэпия

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Овладение основными правилами литературного произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.


Морфемика (состав слова) и словообразование

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.


Морфология

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.


Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.


Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

Синтаксис

Связь синтаксиса и морфологии.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Текст. Средства связи предложений и частей текста.


Правописание: орфография и пунктуация

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.


    1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
      КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)



























Система оценки планируемых результатов

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.








Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.








Тематическое планирование

п/п

Тема



Кол-во часов

Контрольные сроки

план

факт


Язык как развивающееся явление

2



1/1

Русский язык как развивающееся явление.


01.09





2/2

Наш язык. Исторические изменения русского языка.



02.09



Фонетика. Орфоэпия

2



3/1

Фонетика. Основные средства звучащей речи.



05.09


4/2

Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности звучащей речи жителей нашей местности.


06.09



Словообразование самостоятельных частей речи


11



5/1

Словообразование самостоятельных частей речи.



07.09



6/2

Основные способы образования слов.



08.09


7/3

Словообразование имён существительных.


09.09


8/4


Словообразование имён

прилагательных


12.09


9/5

Словообразование глаголов.



13.09


10/6

Словообразование наречий.


14.09


11/7

Словообразовательные средства выразительности.


15.09


12/8

Неморфемные способы образования слов.


16.09


13/9



Переход слова из одной части речи в другую.


19.09




14/10

Повторение по теме «Словообразование»


20.09


15/11

Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование»




21.09



Лексикология и фразеология




4



16/1


Лексикология и фразеология. Деление лексического состава русского языка на группы.


22.09



17/2

Особенности лексического значения слова. Слова однозначные и многозначные.


23.09


18/3

Смысловая связь разных слов в языке. Синонимы, антонимы, омонимы.


26.09


19/4

Фразеологизмы.

Основные лексические нормы русского литературного языка.


27.09



Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология


8



20/1

Морфология. Части речи. Система самостоятельных частей речи в русском языке.


28.09


21/2


Склоняемые части речи


29.09



22/3

Глагол и его формы.






30.09


23/4

Различение причастий и деепричастий.


03.10


24/5

Различение причастий и деепричастий.


04.10


25/6

Трудные случаи образования причастий и деепричастий


05.10


26/7




Рр. Подготовка к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».



06.10



27/8

Рр Написание сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».


07.10



Синтаксис

3



28/1

Виды предложений.


10.10


29/2


Простое осложнённое предложение.



11.10



30/3

Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов.


12.10



Орфография

13



31/1

Разделы русской орфографии.


13.10


32/2


Правописание морфем


14.10




33/3

Орфограммы в корнях слов.



14.10


34/4

Орфограммы в приставках.


17.10


35/5


Орфограммы в суффиксах.



18.10



36/6

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и деепричастиями


19.10


37/7



Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и деепричастиями


20.10




38/8

Правописание Н и НН в суффиксах кратких прилагательных и причастий.


21.10


39/9

Правописание Н и НН в суффиксах кратких прилагательных и причастий.


24.10


40/10

Правописание Н и НН в суффиксах кратких прилагательных и причастий.


25.10


41/11





Слитные и раздельные написания.


26.10



42/12

Дефисные написания.


27.10


43/13

Различение омонимичных написаний.



28.10



Пунктуация

3



44/1



Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами предложения.




08.11




45/2

Знаки препинания в простом предложении с причастными и деепричастными оборотами.



09.11


46/3

Диктант по теме «Орфография и пунктуация»


10.11



Культура речи

7



47/1








Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.


11.11



48/2

Правильное употребление имен существительных в соответствии с формами склонения, одушевленности, числа




14.11


49/3

Правильное употребление имен прилагательных в сравнительной степени и краткой форме.


15.11


50/4

Правильное употребление имён числительных.


16.11


51/5

Правильное употребление местоимений.


17.11


52/6


Правильное употребление глаголов


18.11



53/7

Правильное употребление причастий, деепричастий.


21.11



Текстоведение

20



54/1



Текстоведение. Текст как произведение речи.



22.11




55/2

Основная мысль текста.


23.11


56/3


Точность и логичность речи.


24.11



57/4

Логические ошибки.


25.11


58/5

Виды связи предложений в тексте.


28.11


59/6

Рр Написание сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»


29.11


60/7

Языковые средства выразительности.


30.11


61/8

Фонетические и словообразовательные средства выразительности.


01.12


62/9


Лексические средства выразительности.



03.12



63/10

Синонимы и антонимы.


07.12


64/11



Морфологические средства выразительности.



08.12





65/12

Морфологические средства выразительности художественного текста.



09.12


66/13



Синтаксические средства выразительности.



12.12




67/14

Стилевая и интонационная уместность.



13.12


68/15



Рассуждение как тип речи.




14.12



69/16

Структурные особенности текста – рассуждения


15.12


70/18



Сочетание разных типов речи в тексте.




16.12




71/19

Повторение изученного по теме «Текстоведение»


19.12


72/20

Контрольная работа по теме «Текстоведение»


20.12



Наречие

36



73/1


Наречие. Общее значение наречий.


21.12



74/2


Употребление наречий в речи.



22.12


75/3


Разряды наречий по значению.



23.12



76/4

Группы местоименных наречий.



9.01


77/5

Наречия в тексте.


10.01


78/6


Слова категории состояния.


11.01



79/7

Слова категория состояния в системе частей речи.


12.01


80/8

Степени сравнения наречий.

Образование степеней сравнения наречий.



13.01


81/9

Рр Написание изложения по тексту Д. Гранина (упр. 526)



16.01


82/10

Слитное и раздельное написание наречий.


17.01


83/11

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.


18.01


84/12

Различение именных частей речи и наречий.


19.01


85/13

Дефисное написание наречий.



20.01


86/14

Дефис между частями слова в наречиях.


23.01


87/15

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е



24.01


88/16

Буквы Е – И в приставках НЕ- НИ- отрицательных наречий


25.01


89/17

Правописание Н и НН

в наречиях на о(-е)


26.01


90/18

Буквы О и Ё на конце наречий после шипящих.


27.01



91/19

Правописание О – Ё после шипящих в разных частях речи.


27.01


92/20

Употребление Ь на конце наречий после шипящих.


30.01


93/21

Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.


31.01


94/22

Рр Сжатое изложение по тексту В. Солоухина (упр. 587)


01.02


95/23

Правописание НЕ с разными частями речи.



02.02


96/24

Повторение по теме «Правописание наречий».


03.02


97/25

Проверочная работа по теме «Правописание наречий»




06.02


98/26

Наречие в словосочетании и предложении.


07.02


99/27

Синтаксическая роль наречия.



08.02


100/28

Наречие в тексте.



09.02


101/29

Изобразительная функция наречия.



10.02


102/30

Использование наречий-синонимов в речи.


13.02


103/31

Правильное употребление наречий. Орфоэпические нормы


14.02


104/32

Соблюдение грамматических норм употребления наречий.



15.02


105/33

Соблюдение лексических норм употребления наречий.


16.02


106/34

Рр Написание сжатого изложения по тексту А. Смирнова (упр 640)


17.02


107/35

Повторение по теме «Наречие».


20.02


108/36

Контрольное тестирование по теме «Наречие»


21.02



Служебные части речи

2



109/1

Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.


22.02


110/2

Роль служебных частей речи.


27.02



Предлог

13



111/1

Предлог как служебная часть речи.


28.02


112/2

Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.


1.03


113/3

Основные грамматические значения предлогов. Значения дополнения, обстоятельства, определения.


02.03


114/4

Пространственное значение предлогов.


03.03


115/5

Разряды предлогов по происхождению.



06.03


116/6

Разряды предлогов по составу.


07.03


117/7






Рр Подготовка к написанию изложения по тексту И. С. Тургенева «Воробей» (упр. 695)


09.03







118/8

Рр. Написание изложения по тексту И. С. Тургенева «Воробей»



10.03


119/9

Правописание

производных и непроизводных предлогов.


13.03


120/10

Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Правописание простых, сложных, составных предлогов.




14.03


121/11

Морфологический разбор предлог


15.03


122/12

Предлог в предложении и тексте.



16.03


123/13

Контрольный диктант по теме «Предлог»


17.03



Союз

19



124 /1

Союз как служебная часть речи.


20.03


125/2

Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения


21.03


126/3

Разряды союзов по значению и по строению.


22.03


127/4

Морфологический разбор союза.


23.03


128/5

Союзы и союзные слова в СПП.




24.03


129/6

Знаки препинания в СПП.



03.04


130/7

Рр. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»


05.04


131/8

Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные.



06.04


132/9

Знаки препинания при повторяющихся и двойных союзах.





07.04


133/10

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.



10.04


134/11

Правописание сочинительных союзов.



11.04


135/12

Омонимичные союзам написания.




12.04


136/13

Рр Написание изложения по тексту Ю. Казакова «О слепом псе Арктуре» (упр.773)


13.04


137/14

Союз как средство связи предложений в тексте


14.04


138/15

Роль союза в текстах разных типов речи.




17.04


139/16

Культура речи. Правильное употребление союзов.


18.04


140/17

141/18

Повторение по теме «Союз»


19.04


142/19

Диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»


20.04



Частица

13



143/1

Частица как служебная часть речи


21.04


144/2

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола.


24.04


145/3

Частицы формообразующие и выражающие различные значения


25.04


146/4

Разряды частиц по составу. Морфологический разбор частицы.


26.04


147/5

Раздельное и дефисное написание частиц.


27.04


148/6

Дефисное написание частиц

–ТО, - ТАКИ, - КА.




28.04


149/7

Смысловые различия частиц НЕ и НИ.



3.05


150/8

Правописание частиц НЕ и НИ.




4.05


151/9

Различение приставок и частиц, их употребление с разными частями речи.


5.05


152/10

Правописание частицы НЕ с разными частями речи.


10.05


153/11

Рр Написание изложения по тексту Ю.Коваля «Снегодождь» (упр 879)


11.05


154/12

Интонационные особенности предложений с частицами.



12.05


155/13

Частица в предложении и тексте.


15.05



Правильное употребление служебных частей речи

6

16.05


156/1

Культура речи. Правильное употребление частиц.


17.05


157/2

Правильное употребление служебных частей речи.


18.05


158/3

Правильное употребление предлогов, союзов, частиц.


19.05


159/4

Повторение по теме «Служебные части речи».


22.05


160/5

Подготовка к контрольному тестированию по теме «Служебные части речи»


23.05


161/6

Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»


24.05



Междометия

1

25.05


162/1

Междометия и звукоподражательные слова. Разряды междометий


26.05



Омонимия разных частей речи

1

29.05


163/1

Трудные случаи разграничения языковых явлений. Переход из одной части речи в другую


30.05



















Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по УР

методического объединения _____________Безручко Т.В.

учителей общественно- ______________ 2016г

гуманитарного цикла

МБОУ Криворожская СОШ

от ____25.09______ 2016 г № __1__

__________ Яценко Т.Н.