СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др Русский язык, 7 класс. Уровень обучения - базовый, объём - 140 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»

Новодугинского района Смоленской области




Принято : Утверждаю:

на заседании педагогического совета Директор школы

Протокол №____ _______________

от «_____»_____2015г. Приказ №_______

от «____»______ 2015 г.


Рабочая программа учебного предмета

« Русский язык»

7 класс, базовый уровень

2015-2016 г

Разработана

Харченко Валентиной Александровной

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Торбеево

2015 г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образовыания, представленных в ФГОСобщего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку,авторской Программы по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др (.:М Просвещение 2011г.) Русский язык 7 класс. М.: Просвещение, 2011.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.

Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:

  • дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

  • выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

  • пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;

  • формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.


2.Общая характеристика учебного предмета


Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.



Компетенции языкового образования

Компетенции языкового образования

Содержание образования

Содержание деятельности учащихся

Коммуникативная

Виды речевой деятельности

Основы культуры речи

Использование языка в различных сферах и ситуациях общения

Определение цели коммуникации

Оценивание речевой ситуации

Учёт намерений и способов коммуникации

Выбор адекватных стратегий коммуникации

Готовность к изменению собственного речевого поведения

Языковая

Нормы современного русского литературного языка

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся


Владение навыками грамотного употребления языковых единиц

Владение навыками правописания

Умение работать со словарями

Лингвистическая (языковедческая)

Общие сведения о языке

Язык как знаковая система и общественное явление

Развитие и функционирование языка.

Способы и приемы лингвистического анализа


Способность к анализу языковых единиц

Способность к оценке языковых явлений и фактов

Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач

Культуроведческая

Русский язык как форма выражения национальной культуры

Национально-культурная специфика русского языка

Взаимосвязь языка и культуры

Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории

Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения

Понимание значения слов с национально-культурным компонентом




3. Место учебного предмета в учебном плане


По учебному плану на изучение русского языка в 7 классе отводится 140часов, что составляет 4 часа в неделю (авторская программа рассчитана на 170ч). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов. Изменения внесены в следующие разделы:

Раздел

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Повторение пройденного в 5-6классах

12ч+2ч

6 ч + 2 ч

Причастие

25ч+6ч

22 ч + 6 ч

Деепричастие

10ч+2ч

8ч+2ч

Наречие

28ч+6ч

22 ч + 5 ч

Категория состояния

4ч+2ч

2 ч+2ч

Предлог

11ч+2ч

9 ч + 2 ч

Союз

16ч+2ч

13 ч + 2 ч

Частица

18ч+4ч

14 ч + 4 ч

Междометие. Звукоподражательные слова

3 ч

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12ч+2ч

11 ч + 2 ч




4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.

  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм

  • достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).


Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

  • взаимодействие в процессе речевого общения;

  • овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

      • овладение общими сведениями о языке;

      • усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;

      • освоение базовых понятий лингвистики;

      • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;

      • овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.





5. Содержание программы учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ (6 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (22 ч + 6 ч)

I.Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

Одна буква н в кратких причастиях.

II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).

Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.Рассказ по картине.

Наречие (22 ч + 6 ч)

I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о,я,е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.

Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (2 ч+2ч)

I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (9 ч + 2 ч)

I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.).

Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из.

Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (13 ч + 2 ч)

I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (14 ч + 4 ч)

I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.

Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (11 ч + 1ч)










Тематический план курса


Основные разделы

Количество часов

Количество

диктантов

тестов

сочинений

изложений

1

Повторение пройденного в 5-6классах

6 ч + 3 ч

1

1



2

Причастие

22 ч + 6 ч

1

9

1

1

3

Деепричастие

8ч+2ч

1

4

2


4

Наречие

22 ч + 6 ч

1

10

2

1

5

Категория состояния

2 ч+2ч


1

1


6

Предлог

9 ч + 2 ч

1

3

1

2

7

Союз

13 ч + 2 ч

1

7

4


8

Частица

14 ч + 4 ч

1

6

3

1

9

Междометие. Звукоподражательные слова

3 ч


1



10

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

11 ч + 3ч

1

6

3

1

Итого:






1 полугодие

51 13

4

21

6

2

2 полугодие

59 17

4

26

12

4

год

110 30

8

47

18

6










6. Календарно-тематическое планирование


(140 часов в год, 4 часа в неделю).


Название раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

.Дата

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Составлять план текста. Отвечать на вопросы.

Анализировать и комментировать материал учебника по теме.

Составлять тезисный план учебной статьи

Давать развернутый монологический ответ на вопрос

Производить разные виды разбора

.




2

Повторение изученного в 5-6 классах.

Синтаксис и пунктуация.

6+3



1


Расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила


Выполнять диагностическую тестовую работу.





3

Лексика и фразеология.

1

Разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении

Выполнять тестовые задания в форматеОГЭ

.

4

Фонетика и орфография.

1

Производить фонетический разбор слов

Определять и анализировать фонетические процессы в слове.

Выполнять практические упражнения, работая в микрогруппах. соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи

Составлять опорные схемы и таблицы по орфографии


5

Словообразование и орфография.

1

Производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова

Выполнять индивидуальные задания с последующей само- и взаимопроверкой

Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста, комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо)


6

Морфология и орфография.

1

Работать с деформированным текстом

Выполнять морфологический разбор

частей речи


Работать по карточкам, писать предупредительный диктант

.

7

Контрольный диктант.

1

Писать текст под диктовку


8

Рр. Текст. Стили речи.

1

Делить текст на абзацы, определять микро и макро-тему текста

Определять стилевую принадлежность текста.

Работать с текстами разных стилей

Находить различия в разностилевых текстах

Создавать памятки, таблицы, подсказки по стилям речи

Анализировать и создавать, работая в микрогруппах, тексты публицистического стиля

Публицистический стиль речи.


9

Рр. Публицистический стиль речи.

1






10

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

Причастие как часть речи.



22+6


1

Повторять пройденное о глаголе в ходе выполнения практических заданий, работая в парах, микрогруппах и индивидуально


Находить причастия в предложении

Самостоятельно работать с текстом.

Выполнять практические задания различного х-ра( выборочный диктант, комментированное письмо, объяснительный диктант)

Составлять схемы, презентации по теме

Разрабатывать карточки для проведения проверочных работ в микро-группах и индивидуально

Правильно склонять причастия, писать гласные в окончаниях причастий и прилагательных.

Устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.выразительно читать предложения с причастными оборотами, строить предложения синонимических конструкций, выделять причастные обороты запятыми.






11

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1


12

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

1


13

Рр. Описание внешности человека.

1

Описывать внешность знакомого, по личным впечатлениям, по фотографии.


14

Действительные и страдательные причастия.

1

Самостоятельно работать с учебником, составляя таблицы, схемы, выполнять задания опережающего характера, подбирать дидактический материал из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы

Различать действительные и страдательные причастия по смыслу, правильно употреблять причастия, выполняя практические упражнения занимательного характера, работая с деформированными текстами

Различать полные и краткие страдательные причастия и прилагательные, проводя сравнительный анализ текстов


15

Полные и краткие страдательные причастия.

1


16-17

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Образовывать действительные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и правильно писать её.

Образовывать и писать действительные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами.


18

Действительные причастия прошедшего времени.

1


19

Рр. Устное изложение.

1

Самостоятельно работать с учебником (упр.100) по составлению изложения

исходного текста с описанием внешности человека.

Работать в группах по составлению памятки-инструкции для описания внешности человека

Составлять связный текст с элементами описания внешности

Подбирать литературный материал по теме


20-21

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

Образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» и правильно писать её.

Образовывать и писать страдательные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами.


22

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме.

Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста, комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо),

производить комплексный анализ текста.

Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера.

Создавать презентации и работать с ними

Сравнивать и различать причастия и отглагольные прилагательные для выбора орфограммы в них


23

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1


24-25

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

2

.

26-27

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

2


28

Рр. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).

1

Слушать текст, составлять план, определять микротемы текста; писать выборочное изложение, пользуясь памяткой и без неё



29

Морфологический разбор причастия.

1

Выполнять комплексный анализ текста, находить в тексте причастия и производить их морфологический разбор



30-31

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2

Производить синтаксический разбор предложения;

составлять в проблемном диалоге обобщающую таблицу; выполнять комментируемое письмо,

диктант «Проверь себя».


32

Контрольный диктант.

1

Писать текст под диктовку


33-34

Рр. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

2

Самостоятельно работать с учебником (упр.145, 146) по составлению памятки и подбору материала для написания сочинения по личным наблюдениям


35

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме. Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста,

комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо).


36

Повторение.

1


37

Рр. Виды публичных общественно-политических выступлений.

1

Разрабатывать рекомендации, памятки, инструкции для подготовки публичного выступления

Подбирать и систематизировать материал

Выступать перед аудиторией с подготовленным докладом или сообщением на общественно-политическую тему



38-39

Деепричастие.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.

8+2

2


Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающее задание

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме

Разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот и выделять его запятыми.

Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера

Производить синтаксический и орфографический анализ текста

Различать деепричастие и личные формы глагола и причастий, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями, выделять знаками препинания деепричастный оборот.




40-41

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.

2


42

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1


43

Морфологический разбор деепричастий.

1

Производить морфологический разбор деепричастия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах

.

44-45

Рр. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц.

2


Собирать материал по теме урока, составлять план работы, формировать «Мудрый словарик» по теме; знакомиться с жанровым своеобразием сочинений;

Писать сочинение по картине, пользуясь собранным материалом

Сочинение.

46

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

1

Выполнять творческие работы индивидуального и группового характера

Производить комплексный анализ текста.



47

Контрольный диктант.

1

Слушать и писать текст под диктовку (аудио-запись)



48

Наречие.

Наречие как часть речи.

22+6

1

Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме

Находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Определять смысловую группу наречий


Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы

Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их


Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи.


Производить синтаксический и орфографический анализ текста




Производить морфологический разбор наречия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах



49-50

Смысловые группы наречий.

2


51

Рр. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

1

Писать сочинение в форме дневниковых записей.


52

Степени сравнения наречий.

1

Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку.

Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы

Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их


Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи.)

Образовывать степени сравнения наречий и правильно использовать их в речи.

Производить синтаксический и орфографический анализ текста.


53

Морфологический разбор наречия.

1


54-55

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

2

.

56-57

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

2


58-59

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

2


60

Контрольный диктант.

1

Слушать и писать текст под диктовку


61

Рр. Описание действия.

1

Знакомиться с памяткой для работы с текстами, включающими описание трудового процесса

Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план.

Составлять устное сочинение с описанием трудового процесса.

.

62

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

Определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе.

Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи.


63

Рр. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

1

Умение создавать репортаж или интервью по личным впечатлениям.с описанием действий


64

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

1

Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста

Слушать текст, составлять план, определять микротемы

Писать подробное изложение с элементами сочинения


65

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

1


66-67

Кр. Подробное изложение с элементами сочинения.

2


68-69

Дефис между частями слова в наречиях.

2


70

Рр. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

1

Создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины или от своего имени


71-72

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Составлять схемы, таблицы, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем

Решать орфографические и пунктуационные задачи, находя в текстах наречия.

Выполнять индивидуальные задания с опорой и без опоры на таблицу. Редактировать тексты.

Конструировать предложения и тексты с использованием наречий, определять их синтаксическую роль и комментировать написание

Работать с деформированными текстами, аргументировать свой выбор, сделанный в ходе проблемной дискуссии в группе


73

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1


74

Повторение темы «Наречие».

1

Выполнить промежуточный тест в формате ОГЭ


75

Контрольный диктант.

1

Слушать и писать текст под диктовку




76

Категория состояния.

Категория состояния как часть речи.

2+2


1



Находить слова категории состояния в тексте, определять, к каким группам по значению они относятся, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении




.

77

Рр. Сжатое или выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»).

1

Слушать текст, составлять план, определять микротемы текста; писать сжатое изложение, пользуясь памяткой и без неё


78

Морфологический разбор категории состояния.

1

Различать наречия, краткие прилагательные, слова состояния, проводить морфологический разбор слов категории состояния.

Анализировать тексты, подобранные обучающимися


79

Рр. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план.

Подготовить устное сочинение по самостоятельно выбранной тем


80

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Составлять схемы, таблицы, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем, а также с опорой на личный опыт обучающихся

Отвечать на вопросы и формулировать их самостоятельно



81

Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

9+2

1



Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания

Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, работа в группе, в паре или индивидуально


Отличать предлог от омонимичных приставок, определять роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.

Правильно употреблять предлоги в письменной и устной речи в разных речевых ситуациях

Отличать производные предлоги от омонимичных частей речи

Производить морфологический разбор предлогов.

Подбирать дидактический материал по изучаемой теме из художественной литературы

Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их

Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста)



82

Употребление предлогов.

1


83

Непроизводные и производные предлоги.

1


84

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1


85-86

Рр. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине.

2

Писать репортаж на основе увиденного на картине (упр.307)


87-89

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

3

Выполнять творческое списывание.

Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений.

Давать аргументированный ответ на вопрос при работе в группах сменного состава

Разграничивать и правильно писать производные предлоги и омонимичные части речи.



90

Предлог. Повторение.

1

Выполнить тестовую работу по теме


91

Урок-зачёт по теме «Предлог».

1

Сдать зачёт



92

Союз.

Союз как часть речи.

13+2

1


Осмысленно читать материал учебника, самостоятельно находить дополнительную информацию по теме;

выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Определять роль союзов, ставить знаки препинания при них.

Сочинительные и подчинительные союзы.


Уметь определять разряд союзов, ставить знаки препинания при союзах.

93

Союзы простые и составные.

1

94-95

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

2

96

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

1

Отличать подчинительные союзы, делать морфологический разбор союзов, ставить запятые в сложном предложении с подчинительными союзами.

Выполнять творческое списывание.

Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений. Выполнять графический, выборочный, распределительный диктанты с последующей само и взаимопроверкой

Производить сопоставительный анализ текстов для определения отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от наречий и местоимений с частицами то, же, бы.


97

Сочинительные союзы.

1


98-99

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

2


100

Контрольный диктант

1

Слушать и писать текст под диктовку


101-102

Рр. Сочинение-рассуждение.

2

Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план. Подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, строить текст-рассуждение (Упр. 342, 343.)

.

103-104

Резервные уроки.

2



105

Закрепление изученного по теме «Союз».

1

Составлять устное монологическое высказывание по теме

Выполнить мини-проект по самостоятельно определенной теме и подготовиться к его защите


106

Зачет по теме «Союз».


1

Защитить проект



107

Частица.

Понятие о частице. Формообразующие частицы.

14+4

1


Отличать частицы от других неизменяемых частей речи, распознавать формообразующие частицы.



108-109

Рр. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.

2

Составить «рассказ в рассказе» по данному началу и концу.


110

Смысловые частицы.

1

Определять грамматические признаки частиц

Распознавать смысловые значения модальных частиц

Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», графический), тренировочные и проверочные тесты


111

Раздельное и дефисное написание частиц.

1


112

Рр. Придумывание обрамлений к рассказу.

1

Придумывать обрамления к рассказу


113

Морфологический разбор частиц.

1



114-115

Отрицательные частицы.

2

Определять смысловое значение частиц не и ни, писать не с разными частями речи, опираясь на личный опыт и материал учебника

Сопоставлять, сравнивать тексты с частицами НЕ и НИ

Составлять сравнительную таблицу написания частиц НЕ и НИ со словами

Составлять подсказки по изучаемой теме

Различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку.



116-117

Различение не – ни.

2


118-119

Приставка не- и частица не с различными частями речи.

2


120

Рр. Написание рассказа по данному сюжету.

1

Писать сочинение по заданному сюжету


121-122

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.

2

Производить комплексный анализ текста


123

Повторение изученного о частицах.

1

Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микро-группах


124

Контрольный диктант.

1

Слушают в аудиозаписи диктант и записывают его



125

Междометие.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Звукоподражательные слова.

3

1

Осмысленно читать материал учебника, выделяя главное и второстепенное,

самостоятельно находить дополнительную информацию по теме;

выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы.

Создавать мини-тексты с включением в них междометий

учиться отличать междометия от других частей речи,

знакомится с правилами дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Выделять междометия знаками препинания, составлять диалог, включающий междометия.


126-127

Междометие и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них.

2





128

Повторение изученного в 5-7 классах.

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

11+3



1

Из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включать эти предложения в текст.

Повторять разделы науки о языке

Осуществлять комплексный анализ разностилевых текстов


129-130

Рр. Контрольное сочинение.

2

Определять тему сочинения

Собирать материал по теме, используя разные средства информации

Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему


131

Рр. Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

Самостоятельно анализировать допущенные ошибки, находить причину ошибки и устранять её


132

Фонетика. Графика.

1

Производить фонетический разбор

Выполнять практические задания по звуко-буквенному анализу слов

Выполнять проверочный тест по теме


133

Контрольный диктант.

1

Слушать и писать текст под диктовку


134

Лексика и фразеология.

1

Сопоставлять, анализировать тексты с точки зрения лексики

Находить в текстах лексические средства выразительности

Составлять словарные статьи

Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микро-группах, в парах, индивидуально, на компьютерных тренажёрах

Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», графический), тренировочные и проверочные тесты


135

Морфемика. Словообразование.

1


136

Морфология.

1


137-138

Синтаксис и пунктуация.

1


139-140

Орфография и пунктуация.

2




















7.Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык: 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 8-е изд. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 7 класс/ Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

Литература для учителя

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

3.Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. В 2-х частях. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2011. 4.Элетронное приложение. Карточки, презентации ,диктанты.№1-4 /2011г.

5.Электронный тренажер по орфографии. Функциональные части речи.№22/2010 г.

6. . Раздаточный дидактический материал.(см.приложение»Паспорт кабинета»)




8. Планируемые результаты.



Результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность:

Личностные

1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;

3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4) стремлению к речевому самосовершенствованию;
5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира

2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения;

3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния

4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике

Метапредметные

1. Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;

• говорение и письмо:

• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);

• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;


• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

1.Сохранять и передавать информацию,, полученную в результате чтения;

2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;

4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах







14