Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку в 7 классе создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класссы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели обучения
Курс русского языка в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В 7 классе изучается морфология: причастие и деепричастие как самостоятельные части речи; предлог, союз и частица как служебные части речи; и междометие. Изучение всех тем сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. При изучении причастия и деепричастия закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, к глаголу и наречию. Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал, а также больше внимания уделить повторению орфографического и пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1»:федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе – 140 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успехов в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интелллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение ив структуре программы. В первом тематическом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при изучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Содержание учебного материала соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень). При разработке программы предусматривались различные формы контроля и варианты его проведения (словарный диктант, контрольный диктант, тестовые задания, сочинения, изложения).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнении сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом ), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Межпредметные связи
В школе изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка как премета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдением за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.п.). близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории обучающиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | |
Повторение пройденного в 5- 6 классах. | 12 | 1 | 3 |
Причастие. | 34 | 2 | 5 |
Деепричастие. | 12 | 1 | 2 |
Наречие. | 22 | 1 | 3 |
Категория состояния. | 4 | | 2 |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 1 9 | | 2 |
Союз. | 15 | 1 | 3 |
Частица. | 16 | 1 | 4 |
Междометие. Звукоподражательные слова. | 1 | | |
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. | 11 | 1 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (9 ч + 3 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+21 ч)
Причастие (29 ч + 5ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (12 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (19 ч + 3 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2+2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (7 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (12 ч + 3 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (12 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VII КЛАССЕ (9 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:
-фронтальная;
-групповая;
-индивидуальная;
-уроки-семинары;
-работа в малых группах;
-самостоятельная;
-творческая;
-игровая.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
-диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, -выборочный, графический, словарный, творческий);
-сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта);
-изложение (выборочное, подробное);
-тест;
-комплексный анализ текста;
-зачет;
-собеседование.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ОЦЕНКА ЗА ДИКТАНТ
(Подсчитываются и выносятся вместе с оценкой ошибки: орфографические- пунктуационные - грамматические)
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
За безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена одна негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка | 2-2-0, 0-2-2, 1-2-1, 1-3-0, 0-3-1, 0-4-0 | 4-4-0, 0-4-4, 3-5-0, 3-4-1, 3-3-2, 3-2-3, 2-4-2, 1-5-1,1-4-2, 0-7-0, 0-6-1, 2-5-0, 5-4-0, 5-3-1 | 5-5-0, 5-6-2, 4-4-5, 4-7-3, 4-8-0, 3-7-4, 7-7-0, 0-7-7 | При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1» |
ОЦЕНКА ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
«5» | «4» | «3» | «2» |
Выполнено правильно всё задание | Выполнено правильно не менее 2/3 задания | Выполнено правильно не менее половины задания | Не выполнено более половины задания |
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-число речевых недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных обучающимся ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
5 | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 стилевых недочета. | Допускается 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
4 | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Логический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2-2-0, 0-2-2, 1-3-0, 1-2-1, 0-4-0, 0-3-1 |
3 | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются : 4-4-0, 0-4-4, 3-5-1, 0-7-0 |
2 | Работа не соответствует теме. допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7-7-0, 6-8-0, 5-9-0, 0-7-7 |
1 | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Более ошибок, чем указано выше. |
Перечень учебно-методического обеспечения по русскому языку
7 класс
1. Русский язык. 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Л. А. Тростенцова. Москва. Издательство «Просвещение». 2009 год.
Рекомендован Министерством образования РФ.
2. Уроки русского языка в 7 классе. Автор М. В. Федорова. Москва. Издательство «Прсвещение». 2008 год.
3. Уроки русского языка в 7 классе. Автор Г. А. Богданова. Москва. Издательство «Просвещение». 2009 год.
4. Уроки русского языка в 7 классе. Автор Г. А. Богданова. Москва. Издательство «Мнемозина». 2006 год.
5. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. Автор Н. В. Егорова. Москва. Издательство «Вако». 2009 год
6. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Автор
В. Н. Пташкина. Волгоград. Издательство «Учитель». 2008 год.
7. «Искать, пробовать, обучать…».Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 11 классы. Автор Е. М. Мордес. Москва. Издательство «Вако». 2006 год.
8. Обучение сочинениям. 5 – 8 классы. Автор А. М. Гринина-Земскова. Волгоград. Издательство «Учитель». 2008 год.
9. Внеклассная работа по русскому языку. Автор Н. Н. Ушаков. Москва. Издательство «Просвещение». 1998 год.
10. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. Автор
А. Б. Малюшкин. Москва. Творческий центр «Сфера». 2007 – 2008 гг.
11. Комплексный анализ текста. 5 класс. Автор А. Б. Малюшкин. Москва. Творческий центр «Сфера». 2008 год.
12. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 5 класс.
Автор Н. В. Егорова. Москва. Издательство «Вако». 2010 год.
13. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5 – 11 класс.
Автор М. М. Казбек- Казимова. Москва. Издательство «Айрис-пресс».
2006 год.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 7 классе
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Русский зык как развивающееся явление. | 1 | | |
Повторение изученного в 5 – 6 классах (9+3РР) |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | |
4 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | | |
5 | Лексика фразеология. | 1 | | |
6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | | |
7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слов. | 1 | | |
8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слов. | 1 | | |
9 | Морфологический разбор слов. | 1 | | |
10 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | 1 | | |
11 | Р/р. Текст. | 1 | | |
12 | Р/р. Стили русского литературного языка. | 1 | | |
13 | Контрольный тест по итогам повторения. | 1 | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (29+5РР) |
14 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | | |
15 | Причастие как часть речи. | 1 | | |
16 | Признаки глагола и прилагательного у причастия. | 1 | | |
17 | Склонение причастий. | 1 | | |
18 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | |
19 | Запятые при причастном обороте. | 1 | | |
20 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | | |
21 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | |
22 | Краткие страдательные причастия. | 1 | | |
23 | Р/р. Описание внешности человека | 1 | | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
26 | Тренировочные упражнения по теме «Причастие». | 1 | | |
27 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | | |
28 29 | Р/р Изложение с творческим заданием «Петр и Феврония». | 2 | | |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
31 | Гласные в суффиксах страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
32 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов | 1 | | |
33 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». | 1 | | |
35-36 | Р/р. Выборочное изложение по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» | 2 | | |
37 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | |
38- 39 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | | |
40 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
41 | Правописание суффиксов причастий (повторение). | 1 | | |
42 | Повторение темы «Причастие». | 1 | | |
43 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причпстие». | 1 | | |
44 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | | |
45-47 | Резервные уроки | 3 | | |
Деепричастие (12+2РР) |
48 | Деепричастие как часть речи. | 1 | | |
49-50 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | | |
51 | НЕ с деепричастиями. | 1 | | |
52 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | |
53 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
54 | Повторение. Морфологический разбор деепричастия | 1 | | |
55 | P.p. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 2 | | |
56 | Контрольный тест по теме «Деепричастие» | 1 | | |
57 | Анализ выполнения контрольного теста. | 1 | | |
58- 60 | Резервные уроки | 3 | | |
Наречие (19+3РР) |
61 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
62 | Смысловые группы наречий. | 1 | | |
63 | Степени сравнения наречий | 1 | | |
64 | Морфологический разбор наречия. | 1 | | |
66 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е. | 1 | | |
67 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 | | |
68 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 1 | | |
70 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
72 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | | |
74- 75 | Р/р Подробное изложение по тексту К. Паустовского «Скрипучие половицы» | 2 | | |
76 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
77-78 | Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | | |
79 | Р/р. Описание действий | 1 | | |
80 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
81-82 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | 2 | | |
83 | Контрольный тест по теме «Наречие» | 1 | | |
84-85 | Резервные уроки | 3 | | |
Категория состояния (2+2РР ч) |
86 | Категория состояния как часть речи | 1 | | |
87 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | |
88 | Р/р Приемы сжатия текста. | 1 | | |
89 | Р/р Сжатое изложение по тексту «Обыкновенная земля» | 1 | | |
90 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
Служебные части речи. Предлог (7+2РР) |
91 | Предлог как часть речи. | 1 | | |
92 | Употребление предлогов. | 1 | | |
93 95 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | | |
96 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | | |
97 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | | |
98 99 | Р/р.Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 2 | | |
100 | Резервные уроки | 1 | | |
Союз (12+3РР) |
101 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | 1 | | |
102 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | | |
103 | Запятая между частями сложного предложения. Союзы в сложном предложении. | 1 | | |
104 | Сочинительные союзы. | 1 | | |
105 | Подчинительные союзы. | 1 | | |
106 | Морфологический разбор союза. | 1 | | |
107 | Р/р Публицистический стиль | 1 | | |
109 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | | |
110 111 | Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. «Книга - наш друг и советчик». | 2 | | |
112 | Обобщение сведений о предлогах союзах. | 1 | | |
113 | Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз». | 1 | | |
114 | Резервные уроки | 1 | | |
Частица (12+4РР) |
115 | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | |
116 | Смысловые частицы. | 1 | | |
117 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | |
118 120 | Р/р. Контрольное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 | | |
121 | Морфологический разбор частиц. | 1 | | |
122 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | | |
123 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 1 | | |
124 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | | |
125 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | 1 | | |
127 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | | |
128 | Контрольный диктант по теме «Частица. Служебные части речи». | 1 | | |
129 | Междометие. Звукоподражательные слова. | 1 | | |
Повторение изученного (9+2РР) |
130 | Р/р. Текст. Стили речи. | 1 | | |
131 | Р/р Сочинение на тему «Удивительное рядом» | 1 | | |
132 | Орфоэпическая норма. Фонетика и графика. | 1 | | |
133 | Лексические нормы. Лексика и фразеология. | 1 | | |
134 | Морфемика и словообразование. Грамматические нормы. | 1 | | |
135 | Морфология. Орфография. | 1 | | |
136 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | |
137 | Контрольный итоговый диктант. | 1 | | |
138 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
139140 | Резервные уроки | 2 | | |