МБОУ Алгасовская СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Рекомендовано
методическим объединением Утверждаю
учителей русского языка Директор школы _________ И.И. Степанникова
Протокол №_1 от « » 08. 2014 г. Приказ № от « » 08. 2014 г.
Рабочая учебная программа
Русский язык
7 класс
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе программы по русскому языку под редакцией
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и учебника
М. Т. Баранова,Т. А. Лаженской, Л. А. Тростенцовой,
«Русский язык. 7 класс» - М; Просвещение, 2012 год
Борисовой А.Х
Алгасово
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, «Программы по русскому языку общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. М. Т. Баранова и др. (2008г.) и учебника по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» - М; Просвещение, 2013 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Предлагаемая программа разработана с учётом потребности в повышении грамотности устной и письменной речи. В качестве учебника избран «Русский язык. 7 класс» (М; Просвещение) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, который является стабильным и содержит материал, необходимый для организации самостоятельной работы учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса. В соответствии с дидактическими целями и учетом возрастных особенностей учащихся происходит повторение разделов: «Синтаксис. Пунктуация», «Лексика. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика. Орфография». В 7 классе завершается изучение раздела «Морфология. Орфография».
В программе специально выделяются часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. В связи с этим во время уроков используются следующие виды и формы контроля: а) устный опрос; б) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); в) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); г) сочинение; д) изложение; е) самостоятельная работа; ж) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера).
Содержание предлагаемого курса обеспечивает эффективный учебный процесс, направленный на повышение речевой и письменной грамотности, воспитание учащихся средствами изучаемого предмета.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка
устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
В программе указан годовой объем учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.
В рабочей программе, в отличие от программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, на основе которой она составлена, на изучение курса русского языка в 7 классе отведено 5 часов в неделю, то есть 175 часов в год. Дополнительный час из вариативной части учебного плана школы распределён на изучение всех тем курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Предлагаемая рабочая программа направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или в средних специальных учебных заведениях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Русский язык как развивающееся явление
Повторение пройденного в 5 и 6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н_в кратких причастиях.
П. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия
запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Рассказ по картине.
Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий, правописание не с наречиями на -о и -е, не- и ни в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о_и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания
наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия- синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура та. его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлог (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
П. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также наречия так с частицей же. П. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ми. Правописание не и ни с различными частями речи.
П. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
Сочинение-рассуждение на морально-этическую или публичное выступление на эту тему.
№ | Название темы | количество часов по программе |
| | на изучение грамматики | на развитие речи |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | |
2 | Повторение изученного в 5 - 6 классах | 11 | 2 |
3 | Морфология. Орфография. Причастиe | 29 | 6 |
4 | Деепричастие | 12 | 2 |
5 | Наречие | 28 | 6 |
6 | Категория состояния | 4 | 2 |
7 | Служебные части речи. Культура речи. | 1 | |
8 | Предлог | 11 | 2 |
9 | Союз | 15 | 3 |
10 | Частицы | 18 | 3 |
11 | Междометие. Звукоподражательные слова | 2 | |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5- 7 классах | 15 | 2 |
| Итого | 147 | 28 |
| Всего | 175 часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (175 часов) ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7
классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные
примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладевать следующими
умениями и навыками:
синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процесс труда; писать рассказы на предложенные сюжеты: сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной,
коммуникативной, ценностно-ориентационной, языковой, лингвистической.
Литература для учащихся 7 класса
1. Баранов М. Т.,. Ладыженская Т. А., Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык» 7 класс – М., «Просвещение» 2011 г.
2. Баранов М. Т. Русский язык: Справочные материалы.- М., 2005.
3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания. 6класс. – М., 2009 г.
4. Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка.3-е изд.-М. 2006.
5.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
6. Ушаков Д. Н. Орфографический словарь. М., 1990.
7. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 1997.
Методические и учебные пособия для учителя
1. Баранов М. Т. , Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык» 7класс – М., «Просвещение» 2011 г.
2. Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1984.
3. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах —М.., Дрофа 2009
4. В.А. Капино. Развития речи М: Просвещение, 1999
5. Т. А.Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка -М..1991.
6. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания. 6 класс. - М., 2009г
7. В.В. .Львов. Обучение нормам произношения и ударения - M..J989.
8. Розенталъ Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка М.: 1985
9. Алексеев Д. И., Гозман И. Г. и др. Словарь сокращений русского языка - М.: 1984
10. СИ. Ожегов. Орфографический словарь
11. М.Р. Львов. Словарь антонимов
12. З.Е.Алексондров. Словарь синонимов
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
1. http://school-collection.edu.ru
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru
4. http://www.openclass.ru