Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей Руководитель МО: __________ /Колесник Т.Я../ Протокол № 138-О-1 от «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор школы: _____________/Савченко А.Н../ Приказ № № 119– 0 от «31»августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету РУССКИЙ ЯЗЫК
7 КЛАСС
3 часа в неделю, 105 часов в год
Учитель русского языка и литературы Колесник Т.Я.
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО МКОУ Дроздовская СОШ с учетом примерной программы основного общего образования по русскому языку и следующих документов:
• Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
• Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01 февраля 2012 г. №56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 31 марта 2014 г. N 253(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Устав МКОУ Дроздовская СОШ;
• ООП ООО МКОУ Дроздовская СОШ на 2015-2020гг. (Приказ от 28.08.2015 г. №94-0);
• Учебный план МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 уч.г. (Приказ от 31.08.2016 г.№ 116-0);
• Годовой календарный учебный график МКОУ Дроздовская СОШ (Приказ от 30.08.2016г.№ 113-0);
• Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2013 г. (Стандарты второго поколения);
• Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 637-р.);
• Положение о рабочей программе МКОУ Дроздовская СОШ (ФГОС). Приказ № 103 от 11.07.2016 г.
Изучение курса ориентировано на использование учебника «Русский язык», учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013г.
Планируемые результаты освоения курса русского языка в 7 классе.
Раздел «Морфология. Орфография. Культура речи»
Причастие
Ученик научится:
- давать определение причастия,
- отличать причастие от прилагательного,
- определять морфологические признаки причастия и выполнять морфолог. разбор,
- различать действительные и страдательные причастия,
- определять грамматические признаки полных и кратких страд. причастий,
- определять местоположение причастного оборота в предложении,
- выделять запятыми на письме причастный оборот,
- применять правило правописания Не с причастиями,
- правило правописания гласных в суффиксах действительных и страд. причастий.
- применять правило правописания одной и двух букв н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов,
- применять правило правописания одной букв н в кратких причастиях,
- ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся,
- согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом,
- графически обозначать причастный оборот.
Деепричастие
Ученик научится:
- давать определение деепричастия,
- отличать деепричастие от других частей речи,
- определять глагольные и наречные свойства деепричастия,
- определять морфологические признаки деепричастий,
- выполнять морфологический разбор деепричастий,
- определять синтаксическую роль деепричастий в предложении,
- определять местоположение деепричастного оборота в предложении,
- расставлять знаки препинания при деепричастном обороте.
- выделять одиночные деепричастия запятыми (ознакомление).
- отличать деепричастия соверш. и несоверш. вида, определять их образование.
- применять правило правописания Не с деепричастиями.
- правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Наречие
Ученик научится:
- давать определение наречия как части речи,
- определять морфологические признаки наречий,
- выполнять морфологический разбор наречий,
- определять синтаксическую роль наречий в предложении,
- определять и образовывать степени сравнения наречий,
- применять правило правописания не с наречиями на -о и –е,
- применять правило правописания не- и ни- в наречиях,
- применять правило правописания одной и двух букв НН в наречиях на -о и -е.
- применять правило правописания букв о, я, е после шипящих на конце наречий,
- применять правило правописания суффиксов -о и -а на конце наречий.
- применять правило правописания дефиса между частями слова в наречиях,
- применять правило слитного и раздельного написания наречий,
- применять правило правописания буквы Ь после шипящих на конце наречий.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно ставить ударение в наречиях,
- использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Категория состояния
- знать определение категории состояния как части речи, отличать ее от наречия,
- определять синтаксическую роль слов категории состояния,
- уметь писать изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи
Предлог
Ученик научится:
- давать определение предлога как служебной части речи,
- определять синтаксическую роль предлогов в предложении,
- отличать непроизводные и производные предлоги,
-отличать простые и составные предлоги,
- применять правило слитного и раздельного написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).
- применять правило постановки дефиса в предлогах из-за, из-под.
- правильно употреблять предлоги в и на, с и из.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
- пользоваться в речи предлогами-синонимами.
- писать рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
- знать определение союза как служебной части речи,
- определять синтаксическую роль союзов в предложении,
- определять простые и составные союзы,
- определять союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные.
- употреблять сочинительные союзы в простом и сложном предложениях;
- употреблять подчинительные союзы в сложном предложении,
- знать и применять правило слитного и раздельного написания союзов.
- уметь отличать на письме союзы зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
- уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица
- знать определение частицы как служебной части речи,
- определять синтаксическую роль частиц в предложении,
- различать формообразующие и смысловые частицы,
- различать на письме частицы не и ни.,
- знать и применять правило написания не и ни с различными частями речи,
- уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
- уметь строить рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
- знать определение междометия как части речи,
- определять синтаксическую роль междометий в предложении,
- определять звукоподражательные слова и уметь их отличать от междометий,
- знать постановку дефиса в междометиях,
- знать и применять правило постановки запятой и восклицательного знака при междометиях,
- уметь выразительно читать предложения с междометиями.
Содержание тем с примерным распределением учебных часов
по основным разделам
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение пройденного в V—VI классах (9 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие (22 ч + 3ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (17 ч + 3 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о, я, е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2 ч+2ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи (1 ч)
Предлог (8 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VII классе (12 ч +2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Формы организации учебных занятий:
Урок исследование;
Урок игра;
Урок практикум
Урок-познавательная лаборатория;
Урок консультация;
Уроки-презентации;
Урок-КВН.
Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются словарные, проверочные диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма, решение проблемной ситуации, проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ, подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.
Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1ч | | |
| Повторение пройденного в 5-6 классах | | | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1ч | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1ч | | |
4 | Лексика и фразеология | 1ч | | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1ч | | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1ч | | |
7 | Морфология и орфография. | 1ч | | |
8 | Морфологический разбор слова | 1ч | | |
9 | Систематизация и обобщение изученного в 5-6 классах | 1ч | | |
10 | Входной контроль в форме диктанта | 1ч | | |
11 | Текст (р/р) | 1ч | | |
12 | Стили литературного языка (р/р) | 1ч | | |
13 | Диалог | 1ч | | |
14 | Виды диалога | 1ч | | |
15 | Публицистический стиль (р/р) | 1ч | | |
Морфология. Орфография. Культура речи | | | |
| Причастие | (21ч+2ч) | | |
16 | Причастие как часть речи | 1ч | | |
17 | Склонение причастий | 1ч | | |
18 | Причастный оборот | 1ч | | |
19 | Выделение причастного оборота запятыми | 1ч | | |
20 | Описание внешности человека: структура текста (р/р) | 1ч | | |
21 | Действительные и страдательные причастия | 1ч | | |
22 | Краткие и полные страдательные причастия | 1ч | | |
23 | Действительные причастия настоящего времени | 1ч | | |
24 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1ч | | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени | 1ч | | |
26 | Страдательные причастия настоящего времени | 1ч | | |
27 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1ч | | |
28 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1ч | | |
29 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1ч | | |
30 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 ч | | |
31 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий | 1ч | | |
32 | Выборочное изложение (р/р) | 1ч | | |
33 | Морфологический разбор причастия | 1ч | | |
34 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1ч | | |
35 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1ч | | |
36 | Урок-зачет по теме: «Причастие» | 1ч | | |
37 | Контрольный диктант по теме: «Причастие» | 1ч | | |
| Деепричастие | | | |
38 | Деепричастие как часть речи | 1ч | | |
39 | Деепричастный оборот | 1ч | | |
40 | Знаки препинания при деепричастном обороте | 1ч | | |
41 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1ч | | |
42 | Деепричастия несовершенного вида | 1ч | | |
43 | Деепричастия совершенного вида | 1ч | | |
44 | Рассказ по картине (р/р) | 1ч | | |
45 | Морфологический разбор деепричастия | 1ч | | |
46 | Урок-зачет по теме: «Деепричастие» | 1ч | | |
47 | Контрольный диктант по теме: «Деепричастие» | 1ч | | |
| Наречие | | | |
48 | Наречие как часть речи | 1ч | | |
49 | Смысловые группы наречий | 1ч | | |
50 | Сочинение-описание по картине И. Попова «Первый снег» (р/р) | 1ч | | |
51 | Степени сравнения наречий | 1ч | | |
52 | Проверочная работа по теме: «Степени сравнения наречий» | 1ч | | |
53 | Морфологический разбор наречия | 1ч | | |
54 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е | 1ч | | |
55 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1ч | | |
56 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е | 1ч | | |
57 | Описание действий (р/р) | 1ч | | |
58 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1ч | | |
59 | Буквы О и А на конце наречий | 1ч | | |
60 | Подробное изложение (р/р) | 1ч | | |
61 | Дефис между частями слова в наречиях | 1ч | | |
62 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и числительных | 1ч | | |
63 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1ч | | |
64 | Урок-зачет по теме: «Наречие» | 1ч | | |
65 | Контрольная работа по теме: «Наречие» | 1ч | | |
| Категория состояния | | | |
66 | Категория состояния как часть речи | 1ч | | |
67 | Морфологический разбор категории состояния | 1ч | | |
68 | Сжатое изложение (р/р) | 1ч | | |
69 | Сочинение на лингвистическую тему (р/р) | 1ч | | |
| Самостоятельные и служебные части речи | (1ч) | | |
| Предлог | | | |
70 | Предлог как часть речи | 1ч | | |
71 | Употребление предлогов | 1ч | | |
72 | Производные и непроизводные предлоги | 1ч | | |
73 | Простые и составные предлоги | 1ч | | |
74 | Морфологический разбор предлога | 1ч | | |
75 | Рассказ от своего имени на основе прочитанного (р/р) | 1ч | | |
76 | Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» в форме репортажа (р/р) | 1ч | | |
77 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1ч | | |
78 | Урок-зачет по теме: «Предлог» | 1ч | | |
79 | Контрольная работа по теме: «Предлог» | 1ч | | |
| Союз | | | |
80 | Союз как служебная часть речи | 1ч | | |
81 | Синтаксическая роль союзов в предложении | 1ч | | |
82 | Простые и составные союзы | 1ч | | |
83 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1ч | | |
84 | Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные | 1ч | | |
85 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении | 1ч | | |
86 | Подчинительные союзы | 1ч | | |
87 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении | 1ч | | |
88 | Текстообразующая роль союзов | 1ч | | |
89 | Слитные и раздельные написания союзов | 1ч | | |
90 | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами | 1ч | | |
91 | Отличие на письме союза также от наречия так с частицей же | 1ч | | |
92 | Морфологический разбор союза | 1ч | | |
93 | Урок-зачет по теме: «Союз» | 1ч | | |
94 | Контрольный диктант по теме: «Союз» | 1ч | | |
95 | Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности (р/р) | 1ч | | |
| Частица | | | |
96 | Частица как служебная часть речи | 1ч | | |
97 | Синтаксическая роль частиц в предложении | 1ч | | |
98 | Формообразующие частицы | 1ч | | |
99 | Смысловые частицы | 1ч | | |
100 | Раздельное и слитное написание частиц | 1ч | | |
101 | Морфологический разбор частицы | 1ч | | |
102 | Отрицание частицы НЕ и НИ | 1ч | | |
103 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | 1ч | | |
104 | Частицы НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ | 1ч | | |
105 | Междометие как часть речи | 1ч | | |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока п/п | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
13