Примерный годовой учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (вариант 1) |
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего |
1 | 1 доп. | 2 | 3 | 4 |
Обязательная часть | |
Филология | Русский язык | 165 | 165 | 170 | 136 | 136 | 772 |
Литературное чтение | 132 | 132 | 136 | 136 | 102 | 638 |
Иностранный язык | - | - | - | 34 | 34 | 68 |
Математика и информатика | Математика | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | | | | - | 34 | 34 |
Искусство | Музыка | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 |
Изобразительное искусство | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 |
Технология | Технология | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 |
Физическая культура | Физическая культура | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 |
Итого | 693 | 693 | 714 | 714 | 714 | 3528 |
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2017 г. | Согласовано с Методсоветом Протокол № _____ от «___» __________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы: ______________/Раднажапова НВ/ Приказ № _____ от «___» __________ 2017 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте (письмо) – 165 часов,
обучению грамоте (чтение) – 132 часа
для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся
интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
Составила:
учитель начальных классов
Цоктоева Т.А.
Программа разработана на основе федерально-правовой базы:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конституции РФ
Конвенции о правах ребенка
Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»,
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
Устава МБОУ Загустайская СОШ у.Тохой
Составлена на основании:
примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);
Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.
Учебник Горецкого В.Г. Азбука, М.: Просвещение, 2012
Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены ФГОС, с учётом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в общеобразовательном классе.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые явления изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки учащихся с ЗПР.
I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу обучению грамоте (письмо и чтение).
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некото-рых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначени-ях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (та-блицы, модели), в словесную форму под руководством учи-теля;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Учащиеся научатся
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода
Учащиеся научатся
различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
– создавать звуковую схему – модель слова;
читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
обозначать звуки буквами и условными значками;
читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
конструировать печатные и письменные буквы из элементов шаблонов;
определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
Требования к уровню подготовки учебной программы по предмету «Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:
Обучающиеся научатся
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
озаглавливать прослушанный текст;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).
Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
II.Содержание учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-графической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения
На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Календарно-тематическое планирование
Русский язык (письмо) 1 класс (VII вид).
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Выявление знаний и умений детей(1ч). Выявление знаний и умений детей. | 1 | 4.09 | |
2 | Подготовка к обучению грамоте (27ч). Правильная осанка при письме. Знакомство с прописью. | 1 | 5.09 | |
3 | Подготовка руки к письму. Обучение правильному движению руки по строке. | 1 | 6.09. | |
4 | Рисование волнистых линий, обводка контуров и штриховка, прямая наклонная вертикальная линия. | 1 | 7.09 | |
5 | Рисование и раскрашивание узоров, орнаментов, бордюров в пределах тетрадной строки. | 1 | 8.09 | |
6 | Полуовал. Овал. | 1 | 11.09 | |
7 | Большая и маленькая линия с закруглением внизу. | 1 | 12.09 | |
8 | Большая и маленькая линия с закруглением внизу, вверху. | 1 | 13.09 | |
9 | Письмо элементов букв (к, н, п, т, ю). | 2 | 14.09 | |
10 | Письмо элементов букв (А,Т, р). | 2 | 15.09 | |
11 | Письмо элементов букв (л,м,и,ш,ц,щ). | 2 | 18.09 | |
12 | Письмо элементов букв (Л, л, М,м, П,Т). | 2 | 19.09 | |
13 | Письмо элементов букв (г,п,т). | 2 | 20.09 | |
14 | Письмо элементов букв (з, у, д). | 2 | 21.09 | |
15 | Письмо элементов букв (в, Н). | 2 | 22.09 | |
16 | Письмо элементов букв (з, д, в, е,ё). | 2 | 25.09 | |
17 | Письмо элементов букв (с, э, х, ж). | 2 | 26.09 | |
18 | Письмо элементов букв (о, а, ю). | 2 | 27.09 | |
19 | Обучение письму (103 ч). Связное и ритмичное написание букв А, а и их соединений. Правильное расположение букв на строке. | 2 | 27-28.09 | |
20 | Усвоение начертания прописных и строчных букв. Написание букв О, о. | 2 | 2-3.10 | |
21 | Написание букв И, и. | 3 | 4-6.10 | |
22 | Написание буквы ы. | 3 | 9-11.10 | |
23 | Написание букв У, у. | 2 | 12-13.10 | |
24 | Написание букв Н, н. | 3 | 16-18.10 | |
25 | Написание букв С, с. | 2 | 19-20.10 | |
26 | Написание букв К,к. | 3 | | |
27 | Написание букв Т,т. | 3 | | |
28 | Написание букв Л, л. | 3 | | |
29 | Написание букв Р,р. | 3 | | |
30 | Написание букв В, в. | 2 | | |
31 | Написание букв Е, е. | 3 | | |
32 | Написание слогов и слов с изученными буквами. | 2 | | |
33 | Написание букв П, п. Различение сходных по написанию букв: п-т. | 3 | | |
34 | Написание букв М, м. | 3 | | |
35 | Написание букв З, з. Различение сходных по написанию букв: е-з. | 3 | | |
36 | Написание букв Б, б. | 3 | | |
37 | Написание букв Д, д. Различение сходных по написанию букв: д-б. | 3 | | |
38 | Написание букв Я, я. | 3 | | |
39 | Написание слогов и слов с изученными буквами. | 3 | | |
40 | Написание букв Г, г. Различение сходных по написанию букв г-п. | 3 | | |
41 | Написание букв Ч, ч. | 2 | | |
42 | Практические упражнения в написании слов с сочетанием ча-чу. | 3 | | |
43 | Написание буквы ь. Слов с ь. | 3 | | |
44 | Написание букв Ш, ш. Различение сходных по написанию букв т-ш. | 3 | | |
45 | Написание букв Ж, ж. | 3 | | |
46 | Практические упражнения в написании сочетаний жи –ши. | 3 | | |
47 | Написание букв Ё, ё. | 4 | | |
48 | Написание слогов и слов с изученными буквами. | 3 | | |
49 | Написание буквы й. | 3 | | |
50 | Написание букв Х, х. | 3 | | |
51 | Написание букв Ю, ю. | 3 | | |
52 | Написание слогов и слов с изученными буквами. | 3 | | |
53 | Написание букв Ц,ц. | 3 | | |
54 | Написание букв Э,э. | 3 | | |
55 | Написание букв Щ, щ. Практические упражнения в написании слов с сочетанием ща-щу. | 3 | | |
56 | Написание букв Ф, ф. | 3 | | |
57 | Написание букв ь,ъ. | 3 | | |
58 | Большая буква в начале предложения, точка (восклицательный и вопросительный знаки) в его конце. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | 3 | | |
59 | Постановка знака ударения. Выделение безударных гласных в написанных словах. | 4 | | |
60 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь. | 4 | | |
61 | Выделение звонких согласных в слабой позиции. | 3 | | |
62 | Безударное положение гласного звука или слабая позиция согласного звука. | 3 | | |
63 | Письмо в словах сочетаний жи-ши, чаща, чу-щу, чк-чн. | 3 | | |
64 | Диктант. | 3 | | |
65 | Письмо слов под диктовку и предложений, состоящих из таких слов. Безударное положение гласного звука. | 3 | | |
66 | Практические упражнения в формировании орфографической зоркости. Закрепление. | 4 | | |