МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТАВРИЧАНКА АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА РБ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы
протокол № Карамыслова Э.Р. _______ Хафизов Р.А.______
Руководитель ШМО приказ № 61
Шарифуллина Р.Х.
от «__» _________ 2016г. «___» _________ 2016г. «_31_» _08__2016г.
Рабочая программа
учебного предмета
русский язык
для 8 класса
на 2016- 2017 учебный год
Составитель
учитель русского языка
и литературы
Устивицкая К.В.
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………...3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………...4
3. Содержание учебного предмета ………………………………….8
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………….11
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………..16
I. Пояснительная записка
к преподаванию русского языка в 8 классе
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений »
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 8 классе отводится
Всего 136 час в год; в неделю 4ч ;
Плановых контрольных уроков – 10ч;
Уроков по развитию речи – 15ч.
Учебник «Русский язык 8 класс» Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Баранов, М., «Просвещение»
Цель преподавания русского языка в 8 классе - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи преподавания русского языка в 8 классе:
- воспитание человека, сознательно относящегося к родному языку как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистического корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к России, её языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные:
- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строитъ рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
- по фонетике: производить фонетический разбор слов;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и её категориях;
- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т. п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.
III. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1Ч). Русский язык в современном мире
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ ( 8ч). Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
РР Подготовка к написанию изложения с грамматическим заданием.
РР Написание изложения с грамматическим заданием
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
К.Р. Контрольный диктант №1 (2ч)
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6ч). Основные единицы синтаксиса.
РР Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
К.Р. Контрольный диктант №2 по теме «Словосочетания» (2ч)
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3ч). Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация
РР Описание памятника культуры
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч). Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое
РР Изложение с элементами сочинения. Памятники России. Троице-Сергиева Лавра зимой
Тире между подлежащим и сказуемым
К.Р. Контрольный диктант №3 по теме «Главные члены предложения» (2ч)
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч). Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения
РР Характеристика человека
К.Р. Контрольный диктант №4 по теме «Двусоставное предложение» (2ч)
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч). Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения
РР Инструкция
Безличные предложения
РР Рассуждение
Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» (2ч)
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1ч). Понятие об осложнённом предложении
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13ч). Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
РР Подготовка к написанию изложения «Лиз и Джесси» (по упр. 238)
РР Написание изложения по упр 238
Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
К.Р. Контрольный диктант №6 по теме «Однородные члены предложения»
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19ч) .Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
РР Рассуждение на дискуссионную тему
Обособленные приложения Выделительные знаки препинания при них. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения». Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства». Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
К.Р. Контрольный диктант №7 по теме «Обособленные члены предложения»(2ч)
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ (3ч) .Назначение обращения Распространённые обращения Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений
РР Составление делового письма
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (9ч). Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения
РР Публичное выступление
Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
К.Р. Контрольный диктант № 8 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» (2ч)
ЧУЖАЯ РЕЧЬ (7ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог
РР Рассказ
Цитата. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»
К.Р. Контрольный диктант №9 по теме «Чужая речь» (2ч)
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (5ч). Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация
РР Изложение по тексту упр. 443
Синтаксис и орфография
К.Р. Итоговый контрольный диктант №10 (2ч)
IV. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Сроки | Тема урока | Примечание |
Планируемые | Фактич еск ие |
ВВЕДЕНИЕ (1Ч) |
1 | 01.09 | | Русский язык в современном мире | Выполнить упр. 2 устно, упр. 4 письменно |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ ( 12 ч) |
2 3 | 02.09 03.09 | | Пунктуация и орфография Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | упр. 9 |
4 5 | 05.09 08.09 | | Знаки препинания в сложном предложении | упр.20 |
6 7 | 09.09 10.09 | | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | упр.23 |
8 | 15.09 | | РР Подготовка к написанию изложения с грамматическим заданием | Написать изложение в черновиках |
9 | 16.09 | | РР Написание изложения с грамматическим заданием | упр.29 |
10 11 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | §5, упр. 29 |
12 | | | К.Р. Контрольный диктант №1 | упр.34 |
13 | | | Работа над ошибками | упр.35 |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9ч) |
14 15 | | | Основные единицы синтаксиса. | §6, упр. 39 |
16 | | | РР Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса | §7,8, упр.42 |
17 18 | | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | §9, 10 упр. 55 |
19 20 | | | Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний | §11, 12 упр.64 |
21 | | | К.Р. Контрольный диктант № 2 по теме «Словосочетания» | |
22 | | | Работа над ошибками | |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4ч) |
23 24 | | | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении | §13, 14, упр.75 |
25 | | | Интонация | §15, упр.85 |
26 | | | РР Описание памятника культуры | закончить работу над сочинением |
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 ч) |
27 28 | | | Подлежащее Сказуемое | §17, 18, упр. 95 |
29 30 | | | Простое глагольное сказуемое | §19, упр 101 |
31 32 | | | Составное глагольное сказуемое | §20, упр. 103 |
33 34 | | | Составное именное сказуемое | §21, упр. 111 |
35 | | | РР Изложение с элементами сочинения. Памятники России. Троице-Сергиева Лавра зимой | дописать изложение |
36 37 | | | Тире между подлежащим и сказуемым | §22, упр. 117 |
38 | | | К.Р. Контрольный диктант № 3 по теме «Главные члены предложения» | упр. 116 |
39 | | | Работа над ошибками | упр. 120 |
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12ч) |
40 41 | | | Роль второстепенных членов в предложении Дополнение | § 23, 24 упр. 122 |
42 43 | | | Определение | § 25, упр. 135 |
44 45 | | | Приложение. Знаки препинания при нём | §26, упр. 142 |
46 47 | | | Обстоятельство | §27, упр. 158 |
48 | | | Синтаксический разбор двусоставного предложения | §28, упр. 160 |
49 | | | РР Характеристика человека | §29, упр.164 |
50 | | | К.Р. Контрольный диктант №4 по теме «Двусоставное предложение» | упр.167 |
51 | | | Работа над ошибками | упр.135 |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч) |
52 53 | | | Главный член односоставного предложения | §30, упр. 172 |
54 55 | | | Назывные предложения | §31, упр. 181 |
56 57 | | | Определённо-личные предложения | §32, упр. 186 |
58 59 | | | Неопределённо-личные предложения | §33, упр. 192 |
60 | | | РР Инструкция | упр.197 |
61 62 | | | Безличные предложения | §35, упр. 205 |
63 | | | РР Рассуждение | написать сочинение «Что значит быть порядочным человеком» |
64 65 | | | Неполные предложения | §37 |
66 67 | | | Синтаксический разбор односоставного предложения | §38, упр. 219 |
68 | | | К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения | упр.221(1,2 абз.) |
69 | | | Работа над ошибками | упр. 221(3,4 абз) |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1ч) |
70 | | | Понятие об осложнённом предложении | §39, упр. 222 |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16ч) |
71 72 | | | Понятие об однородных членах | §40, упр. 225 |
73 74 | | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | |
75 | | | РР Подготовка к написанию изложения «Лиз и Джесси» (по упр. 238) | принести черновик изложения |
76 | | | РР Написание изложения по упр 238 | §42, упр. 245 |
77 78 | | | Однородные и неоднородные определения | |
79, 80 | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | §43, упр 250; §43, упр. 254 |
81, 82 | | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | §44, упр. 272 §44, упр. 274 |
83 | | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | §45, упр. 277 |
84 | | | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | §46, упр. 279 |
85 | | | К.Р. Контрольный диктант №6 по теме «Однородные члены предложения» | упр. 280 |
86 | | | Работа над ошибками | упр. 283 |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (20 ч) |
87, 88 | | | Понятие об обособлении | §47, упр. 290 |
89, 90 | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | §48, упр. 293 §48, упр. 298 |
91, 92 | | | РР Рассуждение на дискуссионную тему | Написать черновик сочинения; написать сочинение в тетради |
93, 94 | | | Обособленные приложения Выделительные знаки препинания при них | §50, упр. 308; упр.309 |
95 | | | Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения» | упр.311 |
96, 97 | | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | §51 , упр. 319 упр. 320 |
98 | | | Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства» | упр.322 |
99, 100 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | §52, упр. 325 упр.326 |
101 102 | | | Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | упр.327 упр.328 |
103 | | | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | §53, упр.330 |
104 | | | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | §54, упр. 335 |
105 | | | К.Р. Контрольный диктант №7 по теме «Обособленные члены предложения» | упр. 339 |
106 | | | Работа над ошибками | упр. 333 |
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ (5 ч) |
107 108 | | | Назначение обращения Распространённые обращения Выделительные знаки препинания при обращении | §55,56, 57 упр. 344 |
109 110 | | | Употребление обращений | §58, упр 353 |
111 | | | РР Составление делового письма | написать сочинение |
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (13 ч) |
112 113 | | | Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | §59, 60, упр. 363 |
114 115 | | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | §61, упр. 377 |
116 117 | | | Вставные слова, словосочетания и предложения | §62, упр. 387 |
118 | | | РР Публичное выступление | написать сочинение |
119 | | | Междометия в предложении | §63, упр. 393 |
120 121 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | §64, упр. 398 |
122 | | | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | упр.399 |
123 | | | К.Р. Контрольный диктант № 8 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | упр.400 |
124 | | | Работа над ошибками | упр. 243 |
ЧУЖАЯ РЕЧЬ (7ч) |
125 | | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | §65, 66, 67,68 упр 403 |
126 | | | Прямая речь. Диалог | §69, 70, упр. 405 |
127 | | | РР Рассказ | написать сочинение |
128 | | | Цитата | §72, упр. 431 |
129 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | упр.431 |
130 | | | К.Р. Контрольный диктант №9 по теме «Чужая речь» | упр. 432 |
131 | | | Работа над ошибками | упр. 433 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (5ч) |
132 | | | Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация | §73, 74, упр. 441 |
133 | | | РР Изложение по тексту упр. 443 | написать изложение |
134 | | | Синтаксис и орфография | §76, упр. 451 |
135 | | | К.Р. Итоговый контрольный диктант №10 | упр. 453 |
136 | | | Работа над ошибками | повторять правила |
Примечание: домашнее задание
V. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Горшкова В.Н. Сборник диктантов. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе к УМК Л.А.Тростенцовой.- М.: ВАКО, 2016.
- Демина М.В., Груздева Е.Н. Диктанты по русскому языку: 8 класс. ФГОС. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2015.
19