МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТАВРИЧАНКА АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА РБ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы
протокол № Карамыслова Э.Р. _______ Хафизов Р.А.______
от «__» _________ 2016г. «___» _________ 2016г. «__» ________2016г.
Рабочая программа
учебного предмета
русский язык
для 9 класса
на 2016- 2017 учебный год
Составитель
учитель русского языка
и литературы
Устивицкая К.В.
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………….…..3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………...4
3. Содержание учебного предмета ………………………………….6
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………..…8
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………..13
I. Пояснительная записка
к программе по русскому языку в 9 классе
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений »
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 9 классе отводится
Всего 102 час в год; в неделю 3ч ;
Плановых контрольных уроков – ч;
Уроков по развитию речи – ч.
Учебник «Русский язык 9 класс» Тростенцова, Т.А.Ладыженская, Баранов, М., «Просвещение»
Цель преподавания русского языка в 9 классе - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи преподавания русского языка в 9 классе:
- воспитание человека, сознательно относящегося к родному языку как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистического корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
III. Содержание учебного предмета
ВВОДНЫЙ УРОК (1Ч). Международное значение русского языка
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (). Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами
РР Подготовка к написанию сочинения по данному началу.
К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием «По реке».
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (). Понятие о сложносочинённом предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения
Р/Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация в сложном предложении
К.Р. Контрольный диктант № 2 по теме «Сложное предложение»
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (). Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными и разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина «На севере диком…»
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
К.Р. Контрольное тестирование по теме «Сложносочинённое предложение»
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(). Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Р/Р.Подготовка к написанию сочинения по картине И.Тихого «Аисты»
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
РР Подготовка к написанию сжатого изложения (по упр. 95)
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
РР Подготовка к написанию сжатого изложения (по упр. 106)
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (20ч). Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия
Р/Р Сочинение по данному началу (по картине В.Фельдмана «Родина», упр.166).
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными
К/Р Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
Р/Р Подготовка к написанию изложения по тексту упр.177
Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»
К.Р. Контрольный диктант № 4 по теме «Сложноподчинённые предложения».(2ч)
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (20ч).Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
К.Р. Контрольное тестирование по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Сложные предложения с различными видами связи.Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Р/Р Подготовка к написанию подробного изложения по тексту упр.219
Р/Р Публичная речь
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
К.Р. Контрольный диктант № 5 (2ч)
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ(20ч). Фонетика и графика. Лексикология (лексика), фразеология
Р/Р Подготовка к написанию отзыва-рецензии на фильм по упр. 260.
Морфемика. Словообразование. Морфология .Синтаксис
Р/Р Выборочное изложение по тексту упр.259
Орфография. Пунктуация
К/Р Итоговое тестирование в формате ОГЭ(2ч)
Итоговый урок
IV. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Сроки | Тема урока | Примечание |
Планируемые | Фактические |
ВВОДНЫЙ УРОК (1Ч) |
1 | | | Международное значение русского языка | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (13ч) |
2 3 | | | Устная и письменная речь | |
4 5 | | | Монолог и диалог | |
6 | | | Стили речи | |
7 | | | Простое предложение и его грамматическая основа | |
8 9 | | | Предложение с обособленными членами | |
10 | | | РР Подготовка к написанию сочинения по данному началу (упр 37) | |
11 12 | | | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | |
13 | | | К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием «По реке» | |
14 | | | Работа над ошибками | |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8ч) |
15 | | | Понятие о сложносочинённом предложении | |
16 | | | Союзные и бессоюзные сложные предложения | |
17 | | | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |
18 | | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении- рассуждении | |
19 | | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | |
20 | | | Интонация в сложном предложении | |
21 | | | К.Р. Контрольный диктант № 2 по теме «Сложное предложение» | |
22 | | | Работа над ошибками | |
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) |
23 | | | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | |
24, 25 | | | Сложносочинённые предложения с соединительными и разделительными союзами | |
26, 27 | | | Сложносочинённые предложения с противительными союзами | |
28, 29 | | | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | |
30 | | | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина «На севере диком…» | |
31 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | |
32 | | | К.Р. Контрольное тестирование по теме «Сложносочинённое предложение» | |
33 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(9ч) |
34 | | | Понятие о сложноподчинённом предложении | |
35 | | | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
36 | | | Р/Р.Подготовка к написанию сочинения по картине И.Тихого «Аисты» | |
37 38 | | | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении | |
39 | | | РР Подготовка к написанию сжатого изложения (по упр. 95) | |
40, 41 | | | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | |
42 | | | РР Подготовка к написанию сжатого изложения (по упр. 106) | |
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ(20ч) |
43, 44 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | |
45, 46 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | |
47, 48 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | |
49, 50 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | |
51 | | | Р/Р Сочинение по данному началу (по картине В.Фельдмана «Родина», упр.166). | |
52, 53 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными | |
54 | | | К/Р Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | |
55 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
56, 57 | | | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | |
58 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | |
59 | | | Р/Р Подготовка к написанию изложения по тексту упр.177 | |
60 | | | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения» | |
61 | | | К.Р. Контрольный диктант № 4 по теме «Сложноподчинённые предложения», «Дуб» | |
62 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (20ч) |
63 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении | |
64 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях | |
65 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях | |
66 | | | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | |
67 | | | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | |
68 | | | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | |
69 | | | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | |
70 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | |
71 | | | К.Р. Контрольное тестирование по теме «Бессоюзные сложные предложения» | |
72 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. | |
| | | Сложные предложения с различными видами связи | |
73, 74 | | | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | |
75 | | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | |
76 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | |
77 | | | Р/Р Подготовка к написанию подробного изложения по тексту упр.219 | |
78 | | | Р/Р Публичная речь | |
79 | | | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | |
80 | | | Подготовка к контрольной работе по теме « Сложные предложения» | |
81 | | | К.Р. Контрольный диктант № 5, «В море» | |
82 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (20ч) |
83, 84 | | | Фонетика и графика | |
85, 86 | | | Лексикология (лексика), фразеология | |
87 | | | Р/Р Подготовка к написанию отзыва-рецензии на фильм по упр. 260. | |
88, 89 | | | Морфемика. | |
90, 91 | | | Словообразование | |
92 93 | | | Морфология | |
94, 95 | | | Синтаксис | |
96 | | | Р/Р Выборочное изложение по тексту упр.259 | |
97, 98, 99 | | | Орфография. Пунктуация | |
100 | | | К/Р Итоговое тестирование в формате ОГЭ | |
101 | | | Анализ ошибок, допущенных в итоговом тестировании | |
102 | | | Итоговый урок | |
V. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Горшкова В.Н. Сборник диктантов. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе к УМК Л.А.Тростенцовой.- М.: ВАКО, 2016.
4