Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги).
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Всего _68__ час; в неделю __2__ час.
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Москва, «Просвещение», 2009 г.
Учебник «Русский язык. 9 класс» авторы Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.М.: Просвещение, 2014г.
п/п | Название раздела | Кол-во часов | из них уроков развития речи | Контрольных работ |
диктанты | изложения | сочинения | тестирование |
1 | Введение | 1 | - | - | - | - | - |
2 | Повторение изученного в 5-8 класса | 9 | 5 | - | - | - | 1 |
3 | Сложное предложение | 2 | 1 | - | - | - | - |
4 | Сложносочинённые предложения | 8 | 2 | 1 | - | - | 1 |
5 | Сложноподчинённые предложения | 25 | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | 2 | - | - | - | 1 |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 8 | 2 | 1 | 1 | - | - |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5-9-х классах | 7 | - | - | - | - | 1 |
| Итого | 68 | 20 | 3 | 2 | 1 | 5 |
|
№ п/п, кол-во часов, дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Элементы содержания | Элементы дополнительно-го содержания, подготовка к ГИА | Требования к уровню подготовки обучающихся | Словарная работа | | Примечание | |
Введение (1час) |
1. 1ч. | Международ- ное значение русского языка Понятие о литературном языке | Комбинирован-ный урок | Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык – один из мировых языков Знать отличия литературного языка от языка художественной литературы | Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира. | | Знать, в каких странах русский язык используется как международный | ЮНЕСКО, ООН, СНГ, сообщество, сотрудничество, олимпиада, | |
Повторение изученного в V-VIII классах (4+5р/р) Цели раздела: повторить сведения по синтаксису и пунктуации простого осложненного предложения |
2. 1ч. | Р/Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог §1-2 | Урок развития речи | Повторение об устной и письменной речи | Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге | | Уметь использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. | Оптимальный Интернет, инфрасфера, аксиома, адресат | |
3. 1ч. | Р/Р Стили языка. §3 | Урок развития речи | Повторение и обобщение о стилях речи, углубление знаний об устной и письменной формах речи | Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей | Решение тестовых заданий | | Работа с толковым словарем | |
4. 1ч. | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | Повторительно-обобщающий | Повторение сведений по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепление умений выполнения синтаксического разбора предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков | «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания.. | Решение тестовых заданий | | Олифа, обкорнать | |
5. 1ч. | Предложения с обособленными членами. §5 | Повторительно-обобщающий | Повторить понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств | Обособленные члены, умение определить тип текста | Решение тестовых заданий | | Работа с толковым словарём, архаизмы, историзмы | |
6. 1ч. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | Повторительно-обобщающий | Повторение о способах выражения обращения, правил выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций | Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции | Решение тестовых заданий | Уметь составлять мини-тексты с использованием обращений, вводных слов | Веретено, уникальный, трепетный | |
7-8 2ч. | Р/Р Сжатое изложение | Урок развития речи | Уметь правильно воспринимать звучащий текст | Навык правильного орфографического и пунктуационного написания текста | Подготовка и написание сжатого изложения | | | |
9. 1ч. | Входная контрольная работа №1 | Урок контроля | | | | | | |
10. 1ч. | Р/Р Способы сжатого пересказа текста. | Урок развития речи | Повторение умения анализировать текст; знакомство с понятием «тезис» и «конспект» | Навык связного изложения мысли, умения выделять главное, существенное; усвоение способов сжатия текста | | Знать основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замена одних синтаксических конструкций другими. Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего. | Тезисы, конспект | |
Сложное предложение. Культура речи (1+1р/р) Цель раздела: различать основные группы сложных предложений |
11. 1ч. | Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Урок изучения нового материала | Научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях | Основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания | | Знать признаки сложных предложений, уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные) предложения. Уметь определять подчинительную и сочинительную связь между частями сложного предложения | Маргаритки, миниатюрный, предикативный, Овсы, горохи, отчий дом | |
12. 1 ч. | Р/Р Сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения данного вида | Умение писать сочинение данного вида | упр.52 | | Репродукция | |
Сложносочинённые предложения (6+2р/р) Цель раздела: знакомство с основными группами ССП; знаки препинания в ССП |
13. 1ч. | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | Комбинированный урок | Научить распознавать ССП, выявлять группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; объяснять постановку запятой в ССП | Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем | | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Знать основные группы ССП | Сложносочи-ненное Комментарий, Комментатор, Популярный, интенсивный. гостиная | |
14. 1ч. | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §13; §14;§15 | Уроки изучения нового материала | Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами | Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов | | Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор | Соединительный Разделительный, взаимоисключения Источенные (солнцем) | |
15. 1ч. | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16;17 | Комбинирован-ный урок | Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Умение пунктуационно оформить ССП | | | Реактивный, реакция | |
16 1ч. | Контрольная работа №2 «Сложносочиненное предложение» | Урок контроля знаний | Проверить знания учащихся по теме: «Сложносочинённое предложение» | Умение применять полученные знания на практике | по материалам ГИА | Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа | | |
17 1ч. | Контрольный диктант№1 по теме «Сложносочиненное предложение» | Урок контроля знаний |
18-19 2ч. | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистичес-кую тему | Урок развития речи | Познакомить с критериями оценивания части С экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему. | Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему; умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте. | по материалам ГИА | | | |
20 1ч. | Анализ сочинений | Урок коррекции | | | | | | |
Сложноподчинённые предложения (17+8р/р) Цель раздела: знакомство со СПП, различение главного и придаточного предложения, определение значения придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; знаки препинания в СПП |
21. 1ч. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §18 §19 | Комбинирован-ный урок | Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП Научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП | Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи. Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания | Работа с текстом на основе упр. 92 | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП | Сложноподчиненное Интернет, безответственность | |
22. 1ч. | Союзы и союзные слова в СПП. §20 | Урок изучения нового материала | Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП | Умение отличать союзы и союзные слова | | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Прообраз, образ | |
23-24 2ч. | Роль указательных слов в СПП. §21 | Урок изучения нового материала | Научить определять в СПП указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения | Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова | решение тестовых заданий типологии А | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного. Уметь задавать вопрос от указательного слова к придаточному предложению. | Этимология, этимологический | |
25-26. 2ч. | Р.р. Контрольное сжатое изложение №1 | Урок развития речи, урок контроля | Проверить умения сжато пересказывать текст | Умение применять способы сжатия текста | Подготовка к ГИА | | | |
| |
27-28. 2ч. | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными. §22 | Комбинирован-ный урок | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные определительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. | | Знать функции знаков препинания между главным и придаточным; уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов Уметь опознавать СПП с придаточными определительными | Афоризм Аккомпанемент, аккомпанировать, аромат | |
29. 1ч. | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок изучения нового материала | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные изъяснительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному. Средства связи придаточного с главным. Уметь конструировать СПП с придаточными изъяснительным. Уметь заменять предложения с прямой речью на придаточные изъяснительные | Коммуникация | |
30-31. 2ч. | Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать по плану | Умение писать изложение данного вида | По материалам ГИА | | | |
32. 1ч. | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок закрепления знаний | Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | Синтаксический и пунктуационный анализ текста | | Мозаика | |
33. 1ч. | СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточными времени и места. §24;25 | Комбинированный урок | Познакомить с видами придаточных обстоятельственных; углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с придаточными обстоятельственными времени и места | Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места | | | Перед тем как, с тех пор как, в то время как | |
34. 1ч. | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26 | Комбинированный урок | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | Сжатый пересказ на основе упр.134. Языковой анализ текста упр.141; Решение заданий ГИА | Знать группы придаточных обстоятельственны уметь распознавать их, определять вид придаточного по вопросу и союзному слову | Репродукция, подлинник, копия Традиции Чествовать Оранжерея Канонада | |
35. 1ч. | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | Урок изучения нового материала | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | | Знать группы придаточных обстоятельственныхуметь распознавать их, определять вид придаточного по вопросу и союзному слову | Как будто, подобно тому как. Балет | |
36-37. 2ч. | Р/Р Сочинение-рассуждение. Объяснить смысл финала (фразы) | Урок развития речи | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение на практике применять полученные знания | По материалам ГИА | | Лаконизм | |
38 1ч. | Анализ сочинений | Урок коррекции | | | | | | |
39-40. 2ч. | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о СПП с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания | Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП. | | Знать о знаках препинания в предложениях с несколькими придаточными | Псевдоним | |
41. 1ч. | Повторение и обобщение по теме «СПП». Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | Комбинирован ный урок | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение употреблять в речи СПП | | Знать текстообразующую роль синтаксических синонимов сложноподчиненных предложений. Уметь производить замену СПП синтаксическими синонимами. | Конкурент, консерватория, кооператив | |
42-43. 2ч. | Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение №1 на морально-этическую тему | Урок развития речи, урок контроля | Развитие умений анализировать текст и создавать высказывание на морально-этическую тему | Умение правильно анализировать текст, составлять высказывание на морально-этическую тему | Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему | | | |
44 1ч | Контрольная работа №3 «Сложноподчиненные предложения» | Урок контроля знаний | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение отличать придаточные. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи | | | | |
45 1ч. | Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненные предложения» | Урок контроля знаний |
Бессоюзные сложные предложения (6+2р/р) Цель раздела: знакомство с БСП, значением БСП, знаками препинания в БСП |
46-47 2ч. | Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §31;32;§33 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с основными признаками БСП Познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них | Различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП. Умение постановки знаков препинания в БСП. | | | Тысячелетие Совершенный совершённый | |
48. 1ч. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | Урок изучения нового материала | Показать учащимся выразительно-изобразительные возможности БСП, изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях | Умение постановки знаков препинания в БСП. | | | Амфитеатр, палисадник | |
49-50 2ч. | Р.Р. Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» | Урок развития речи | Обучение выполнению письменной работы данного вида | Умение писать сочинение-отзыв | Написание сочинение-отзыв | | | |
51 1ч | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | Урок изучения нового материала | Изучить правила постановки тире в данных конструкциях | Умение постановки знаков препинания в БСП | | Знать текстообразующую роль синтаксических синонимов бессоюзных сложных предложений | | |
52. 1ч. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36 | Урок изучения нового материала | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП | Проверить и обобщить знания по теме. Проверить умение применить эти знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | Электрификация Искусство, искусный | |
53. 1ч. | Контрольная работа №4 по теме «БСП» | Урок контроля | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | По материалам ГИА | | | |
Сложные предложения с различными видами связи (6+2р/р) Цель раздела: познакомить со сложными предложениями с различными видами связи, знаками препинания в них | |
54. 1ч. | Употребление союзной (сочинит. и подчини.) и бессоюзной связи в СП. §37 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о многочленных предложениях, виды синтаксической связи в таких предложениях | Предложения сложной конструкции. Навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции | | | Силуэт Храбрость | |
55-56. 2ч. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | Повторительно-обобщающий | Познакомить с правилами постановки/ непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи | Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.. Умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, умение составлять схему | Решение заданий по материалам ГИА | | Употреблены, использованы | |
57. 1ч | Синт. и пунктуац. разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП |
58. 1ч. | Контрольное сжатое изложение№2 | Урок развития речи | Совершенствование умения сжато пересказывать текст | Умение сжато пересказывать текст | Подготовка к ГИА | | | |
59. 1ч. | Р.р. Публичная речь. §40 | Урок развития речи | Научить выступать публично, учитывая требования к устной публичной речи | Создание монологического высказывания публичного характера | Выполнение заданий типа С | | Публичный, публицистический | |
60. 1ч. | Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные пр-я с различными видами связи» | Повторительно-обобщающий | обобщение и систематизация изученного о сложном предложении | Систематизация полученных знаний | Решение заданий по материалам ГИА | | Лингвистика Языкознание | |
61. 1ч. | Контрольный диктант№3 по теме «Сложные пр-я с различными видами связи» | Урок контроля знаний | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | | | | |
Повторение и систематизация изученного в классах (7 ч) Цель раздела: повторить и систематизировать изученный в течение года материал, подготовка к экзамену |
62. 1ч. | Фонетика и графика. §41 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по фонетике | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
63. 1ч. | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по лексикологии и фразеологии | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
64. 1ч. | Морфемика. Словообразование §43;§44 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по морфемике Обобщение знаний по словообразованию | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
65. 1ч. | Морфология. | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по морфологии | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
| Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §45;§46 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний о синтаксисе словосочетания и предложения; повторение о способах передачи чужой речи | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
66. 1ч. | Орфография. Пунктуация. §47 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по орфографии и пунктуации | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
67 1ч | Итоговая контрольная работа №5 за курс 9 класса | Урок контроля знаний | Проверить знания учащихся по изученному в 9 классе | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | | | |
68. 1 ч. | Анализ, работа над ошибками | Урок коррекции | Выявить пробелы в знаниях, произвести коррекцию | | Решение заданий по материалам ГИА | | | |