СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе:

  • примерной программы по русскому языку, федерального государственного образовательного стандарта общего  начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 1 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного методического объединения

от «__» ____________ 2016г.

Протокол №___

_______________ Григорова В. Н.

ПРИНЯТА

На заседании педагогического совета

Протокол № 7

От « 01 » июня 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 02.06.2016 г. № 1- 252

Директор МБОУ «Рыльская ООШ №2»

__________________ Бобина В. Н.


Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

класс

Составитель: Баранова А. Н..

учитель начальных классов


2016 – 2017 учебный год

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………….………………………………………3

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета………. ………………………………………….6

  3. Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………………………….16

  4. Тематическое планирование ………………………………………………………………………………..27

  5. Календарно- тематическое планирование…………………………………………………………………30












1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе:

  • примерной программы по русскому языку, федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования

  • авторской программы по русскому языку для начального общего образования 1 - 4 класс / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова - сайт www. vfg. ru / курса УМК «Начальная школа XXI века».

При составлении программы введена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа XXI века» и учебника «Русский язык», автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч, из них в 1 классе 149 часов (4 часа в первом полуголии, 5 часов в неделю- во втором, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть

речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

1 класс:

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;

  • ударные и безударные гласные звуки;

  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;

  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

  • выделять в словах слоги;

  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

  • переносить слова;

При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.

  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • правильно писать словарные слова, определенные программой;

  • ставить точку в конце предложения;

  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов;

  • осознавать цели и ситуации устного общения;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

  • задавать вопросы к словам;

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

2-й класс:

Предметные результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердос ти – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • подбирать однокоренные слова;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:

-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • составлять план текста;

  • определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3 класс

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

  • собственные имена существительные;

  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;

  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

  • определять род изменяемых имен существительных;

  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • составлять план собственного и предложенного текс та;

  • определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

  • склонять личные местоимения;

  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • писать подробные изложения;

  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4-й класс

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;

  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • определять вид глагола;

  • находить наречие и имя числительное в тексте;

  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).




3.Содержание учебного предмета

1 класс (149 ч, по 4 часа в неделю в 1- ом полугодии, по 5 часов в неделю во 2- ом полугодии)

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Различение гласных и согласных звуков. Гласные и согласные звуки, буквы их обозначающие. Нахождение и различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Словесное ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Определение места ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного, разделительный. Использование на письме разделительного Ъ и Ь.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелкой моторики пальцев и свобода движения руки. Развитие умения ориентироваться на листе тетради и на пространстве доски. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Употребление пробела между словами, знака переноса, абзаца (небуквенные графические средства). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Ознакомление с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; предлогов с другими словами;

-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши) в положении под ударением

-сочетания чк,чн; чт, щн

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

-знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Пунктуация. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Различение слова и предложения.

Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в том числе, при общении с помощью средств ИКТ. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Составление предложений о классе, о своих увлечениях, о сохранении здоровья(р.к.)

Сочинение небольших рассказов о семье, о своей Родине (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений, серии сюжетных картинок) (р.к.). Восстановление деформированного текста повествовательного характера

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1.1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв;

различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, качественной характеристики звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками, каталогами.

1.2. Орфоэпия5. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением, отвечающие на вопрос Кто? Что — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Овладение понятием родственные (однокоренные) слова. Разные способы проверки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слова по составу.

1.5. Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Устаревшие слова своего края (р.к.) Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;

  • удвоенные согласные;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Составление предложений на основе краеведческого материала(р.к.)

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием различных типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (5 ч)

Резервные уроки (16 ч)

3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. Фонетический разбор слова. (3 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч) Различение изменяемых и неизменяемых слов.

1.4. Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа имени существительного. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Согласование с именем существительным. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа. Значение и употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

Предлоги, союзы и, а, но и их роль в речи.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;

  • соединительные гласные о, е в сложных словах;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;

  • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие; -мя, -ья,- ин, -ье, -ов

  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (30 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи), в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Выражение собственного мнения, его аргументация.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов о семье, о классе, о родном крае (р/к)е.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма и поздравления. Письмо своему родственнику (р.к.)

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных, устаревших слов и фразеологизмов.

IV. Резервные уроки (25 ч)

4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)

1.2. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка(во всех разделах курса).

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология.(36 ч.) Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы, употребление в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать?

Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Практические способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч) Морфологический разбор глаголов.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис(16 ч.)

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч). Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • не с глаголами; частица НЕ и её значение

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; в форме 2 лица единственного числа

  • безударные личные окончания глаголов;

  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • буквы а, о на конце наречий;

  • мягкий знак на конце наречий;

  • слитное и раздельное написание числительных;

  • мягкий знак в именах числительных;

  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Составление собствеенных текстов на основе краеведения (р.к.)

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (35 ч)

Формы учебных занятий – урок-викторина, урок-экскурсия, урок-игра (деловые, ролевые, ситуационные игры), урок-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, квест-урок, проектные занятия, творческие мастерские, практические занятия, презентация творческих работ.







4. Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Раздел

Количество часов

Контрольный диктант

Списывание

Комплексная работа

1.

Добукварный период

16




2.

Букварный период

48




3.

Послебукварный период

85

1

1

1


Итого

149

1

1

1


2 класс

№п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них (кол-во часов)

Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

Контрольное списывание

Диагностика

1

Фонетика

10

1



1

2

Слово и предложение

6





3

Состав слова

19


1



4

Лексика

22





5

Правописание

58

7

2

2

2

6

Развитие речи

34


1



7

Повторение

5





8

Резерв

16






Итого

170 часов

8

4

2

3


3 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них (количество часов)

Тесты

Контро

льные работы

Диктан

ты


Словарные

диктанты


Списыва

ние

Изложе

ние

1

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

62 ч

2

1





2

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

53 ч


3

8

3

3


3

«Развитие речи»

30 ч


2




1

4

Резервные уроки

25 ч








Итого

170 ч

2

6

8

3

3

1






4 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них (количество часов)


Тесты

Контро

льные работы

Диктан

ты


Словарные диктанты


Списыва

ние

Изложе

ние

1

«Правописание»


52 ч

2


8

3

3


2

«Как устроен наш язык»

54 ч


4




3

«Развитие речи»


29 ч






2

4

Резервные уроки

35 ч








Итого

170 ч

2

4

8

3

3

2










5. Календарно- тематическое планирование


п/п



Тема урока

Кол-во

часов

Дата


План.

Факт.

1.

Ориентировка на странице прописей.

1

02.09


2

Проведение линий от определенной точки в заданном направлении.

1

05.09


3

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

07.09


4

Отработка алгоритма на страницах прописей.

1

08.09


5

Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий.

1

09.09


6

Тренировка в проведении наклонных параллельных линий.

1

12.09


7

Тренировка в проведении наклонных параллельных линий.

1

14.09


8

Проведение параллельных линий.

1

15.09


9

Пространственные отношения. Проведение параллельных линий.

1

16.09


10

Знакомство с рабочей строкой. Проведение полуовалов.

1

19.09


11

Проведение полуовалов. Ориентировка на рабочей строке.

1

21.09


12

Проведение овалов, заданных линий на рабочей строке.

1

22.09


13

Проведение овалов, заданных линий на рабочей строке.

1

23.09


14

Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории

1

26.09


15

Различие овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв.

1

28.09


16

Прописывание на рабочей строке элементов букв.

1

29.09


17

Письмо заглавной и строчной буквы А, а.

1

30.09


18

Знакомство с буквой Я, я. Письмо заглавной и строчной буквы Я, я.

1

03.10


19

Письмо букв А,а, Я, я

1

05.10


20

Письмо заглавной и строчной буквы О, о.

1

06.10


21

Письмо заглавной и строчной буквы Ё, ё.

1

07.10


22

Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]).

1

10.10


23

Письмо заглавной и строчной буквы У, у.

1

12.10


24

Письмо заглавной и строчной буквы Ю, ю.

1

13.10


25

Письмо заглавной и строчной буквы Э, э.

1

14.10


26

Письмо заглавной и строчной буквы Е, е.

1

17.10


27

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

1

19.10


28

Письмо строчной буквы ы.

1

20.10


29.

Письмо заглавной и строчной буквы И, и.

1

21.10


30.

Отработка написания изученных букв.

1

24.10


31.

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков.

1

26.10


32.

Письмо заглавной и строчной буквы М, м.

1

27.10


33.

Письмо заглавной и строчной буквы Н, н. Письмо слогов, слов.

1

28.10


34.

Письмо заглавной и строчной буквы Р, р. Письмо слогов и слов.

1

07.11


35.

Письмо заглавной и строчной буквы Л, л.

1

09.11


36.

Письмо заглавной и строчной буквы Й, й.

1

10.11


37.

Отработка написания изученных букв.

1

11.11


38.

Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г».

1

14.11


39.

Письмо заглавной и строчной буквы «К, к».

1

16.11


40.

Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».

1

17.11


41.

Письмо заглавной и строчной буквы «З, з».

1

18.11


42.

Письмо заглавной и строчной буквы «С, с».

1

21.11


43.

Дифференциация букв «З, з» - «С, с».

1

23.11


44.

Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».

1

24.11


45.

Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т».

1

25.11


46.

Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т».

1

28.11


47.

Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б».

1

30.11


48.

Письмо заглавной и строчной буквы «П, п».

1

01.12


49.

Дифференциация букв «Б,б» - «П,п».

1

02.12


50.

Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

1

05.12


51.

Письмо заглавной и строчной буквы «Ф,ф»

1

07.12


52.

Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж».

1

08.12


53

Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш».

1

09.12


54.

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».

1

12.12


55.

Повторение и закрепление написания изученных букв

1

14.12


56.

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ».

1

15.12


57.

Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х».

1

16.12


58.

Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц».

1

19.12


59.

Письмо строчной буквы «ь».

1

21.12


60.

Слова с разделительным ь.

1

22.12


61.

Письмо строчной буквы «ъ».

1

23.12


62-64

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

3

26.12

27.12

28.12


65-66

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.

2

12.01

13.01


67-68

Устная и письменная речь.

Знаки препинания в конце предложения.

2

16.01

17.01


69-70

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.

Интонация предложения.

2

18.01

19.01


71-72

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действия при списывании.

2

20.01

23.01


73-74

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

2

24.01

25.01


75-76

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения.

2

26.01

27.01


77-78

Речевой этикет: ситуация знакомства.

Собственные имена, правописание собственных имен.

2

30.01

31.01


79-80

Речевой этикет: использование слов «ты» и «вы» при общении. Правописание собственных имен.

2

01.02

02.02


81-82

Возраст.

Заглавная буква в именах собственных.

2

03.02

06.02


83-84

Описание внешности.

Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»...

2

07.02

08.02


85-86

Описание внешности. Повторение

слогоударных схем.

2

09.02

10.02


87

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?».

1

13.02


88-89

Адрес.

Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов.

2

14.02

15.02


90-91

Родина. Правила переноса слов.

2

16.02

17.02


92-93

Письменная речь: оформление адреса на конверте. Правила переноса слов.

2

27.02

28.02


94-95

Развернутое толкование значения слова .

2

01.03

02.03


96-97

Исторические места.

Ударение, развернутое толкование значения слова.

2

03.03

06.03


98- 99

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам.

2

07.03

09.03


100-101

Профессии родителей.

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?».

2

10.03

13.03


102-103

Обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?».

2

14.03

15.03


104 -105

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи – ши.

2

16.03

17.03


106-107

Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу.

2

20.03

21.03


108-109

Описание своего характера. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос.

2

22.03

03.04


110-111


Интересы детей.

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

2

04.04

05.04


112 - 113

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Наблюдение над общим значением однокоренных слов.

2

06.04

07.04


114-115


Хобби.

Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши.

2

10.04

11.04


116-117

Детские фантазии.

Устойчивые сочетания слов.

2

12.04

13.04


118

Устойчивые сочетания слов.

1

14.04


119

Речевой этикет: ситуация учебного и бытового общения. Перенос слов..

1

17.04


120.

Письменная речь: объявление.

1

18.04


121 -122

Домашние питомцы.

Заглавная буква в именах собственных.

2

19.04

20.04


123.

Описание внешности и поведения животного.

1

21.04


124

Речевой этикет: слова приветствий.

1

24.04


125.

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении.

1

25.04


126

Речевая ситуация: обсуждение интересов.

2

26.04

27.04


127.

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса.

1

28.04


128- 129.

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях.

2

02.05



130.

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста.

1

03.05


131.

Итоговый котрольный диктант.

1

04.05


132.

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка.

1

05.05


133.

Точность и правильность речи. Правила переноса.

1

08.05


134

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Правописание сочетаний чн, чк

1

10.05


135.

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению.

1

11.05


136.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.

1

12.05


137.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения.

1

15.05


138 – 139.

Научная и разговорная речь. Правописание разделительного ь. Контрольный словарный диктант.

2

16.05


140.

Научная и разговорная речь. Знаки в конце предложений.

1

17.05


141.

Письменная речь: написание писем. Неизменяемые слова.

1

18.05


142 -143

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет.

2

19.05


144 – 145.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.

2

22.05


146 – 147

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного.

2

23.05

24.05


148-149


Комплексное повторение пройденного.

2

25.05





Описание материально-технического образовательного процесса.


1 класс

  • учебник «Русский язык 3 класс» Иванов, «Вентана-Граф», М. 2011 г.

  • рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 1и2 части» «Вентана-Граф», М. 2013 г.

  • Тетрадь «Контрольные работы 3 класс» «Вентана-Граф», М. 2013 г.


2 класс

  • учебник «Русский язык 2 класс» 2 части Иванов, «Вентана-Граф», М. 2011 г.

  • рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 1и2 части» «Вентана-Граф», М. 2012 г.

  • Тетрадь «Контрольные работы 2 класс» «Вентана-Граф», М. 2012 г.


3 класс

  • учебник «Русский язык 3 класс» Иванов, «Вентана-Граф», М. 2011 г.

  • рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 1и2 части» «Вентана-Граф», М. 2013 г.

  • Тетрадь «Контрольные работы 3 класс» «Вентана-Граф», М. 2013 г.

  • CD «Русский язык. 3 класс» VIDEOUROKI.NET


4 класс

  • учебник «Русский язык 4 класс» Иванов, «Вентана-Граф», М..

  • рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 1и2 части» «Вентана-Граф», М.

  • Тетрадь «Контрольные работы 4 класс» «Вентана-Граф», М.

  • CD «Русский язык. 4 класс» VIDEOUROKI.NET



Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

  • Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193