СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов к УМК С.И.Львовой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку для 10-11 классов к УМК С.И. Львовой. Соответствует ФГОС II поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов к УМК С.И.Львовой»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по русскому языку в классах гуманитарного профиля разработана для 10-11 классов на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Автор-составитель: С.И. Львова. – М., Мнемозина, 2009», рекомендованной Департаментом образования программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также «Рабочей программы по русскому языку по программе С.И.Львовой для 10-11 класса. – М., Мнемозина, 2014» и обязательного минимума содержания общего образования по русскому языку. Учебный план МКОУ СОШ №2 предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10-11 классах социально-гуманитарного профиля в объёме 204 часов – 3 часа в неделю. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс рассчитан на 102 часа в 10 классе и 101 час в 11 классе и является продолжением линии учебных курсов русского языка по учебникам С.И.Львовой, В.В.Львова для 5-9 классов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цель обучения русскому языку на профильном уровне среднего (полного) общего образования – стремление к высокому уровню овладения родным языком как важнейшему условию успешности гражданина в социуме.

Для достижения поставленной цели следует решить три задачи:

  1. овладеть эффективными способами речевого общения; совершенствовать умения и навыки, связанные с речевой деятельностью; добиться существенного продвижения в освоении функциональной грамотности; овладеть навыками исследовательской работы, навыками самообразования; научиться анализировать сложные и неоднозначно трактуемые в лингвистике языковые явления, приобрести опыт проведения лингвистического эксперимента;

  2. углубить представление об эстетической функции родного языка как языка великой русской литературы; понять истоки выразительности словесного искусства; осмыслить тесную взаимосвязь русского языка и литературы;

  3. повторить, обобщить, систематизировать знания по русскому языку, полученные в 5 – 9 классах, и добиться существенного развития практических умений и навыков, связанных с разнообразными видами анализа языковых единиц и грамотным, правильным, уместным, выразительным употреблением их в устной и письменной речи.

В связи с углублённым изучением русского языка предстоит решить и другие задачи:

  1. расширить знания о лингвистике как науке, её связях с другими гуманитарными дисциплинами; расширить лингвистический кругозор;

  2. получить представление о родном языке как развивающемся явлении.

Достижение поставленных задач

  • реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников;

  • осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Особое внимание уделяется углубленному повторению, си­стематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, форми­рованию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изу­чении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.

Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важ­ным средством обобщения и систематизации знаний по лекси­ке, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речево­му развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприя­тие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного тек­ста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления язы­ковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими яв­ляются произведения русской классики, выявление эстетиче­ской функции слова, своеобразия языка писателя.

ХХI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. По словам М.М.Бахтина, «человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности». Вот почему внимание к тексту как основной, ключевой единице изучения проходит через все уроки русского языка. Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах также создает условия для система­тизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последова­тельного осуществления как внутрипредметных, так и межпред­метных связей.

Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических све­дений - основа для формирования речевых умений и навыков. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащих­ся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста носит практический, творческий, исследовательский характер.

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каж­дого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к рус­скому языку.

Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведе­ниях художественной литературы, что создает условия для осу­ществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.

В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание бе­режного, внимательного, вдумчивого отношения к слову. 

Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной де­ятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Тексты для анализа соотносятся с программой по литературе, но не ограничивается только ею. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаи­мосвязанное формирование коммуникативной, языковой и линг­вистической (языковедческой) компетенций определили и харак­тер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функ­ции. Эта установка в первую очередь требует повышенного вни­мания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с раз­ными типами языковых значений приводит школьников к убеж­дению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполне­ние регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций. При этом вскрывается и третья сторона языковой единицы — ее функционирование, способы реализации внутреннего содержания в более сложных языковых построениях. Модель демонстрирует особенности функционирования конкретных морфем в процессе слово- и формообразования. И в то же время «скрытая» за моделью словоформа является и функ­ционирующим элементом более сложной единицы — словосочета­ния. Последовательный подход к языковым явлениям с точки зре­ния их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассмат­ривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями.

Установление структурно-семантических особенностей язы­ковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполне­ние языковой единицы в процессе проведения языкового анали­за, в том числе и орфографического.

Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционально­го назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе. В ней предусмотрены не только описательно-клас­сификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи назван­ных в программе языковых единиц. Безусловно, распределение содержания курса на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») до известной степени условно, однако наглядно отражает практическую направленность курса — показывать ученикам не только что есть что, что называется чем, но и что употребляется где, как, зачем и на этой основе формиро­вать навыки правильного, уместного и выразительного исполь­зования в речи изучаемых единиц языка. Поэтому в настоящей программе предусмотрена целенаправленная работа, связанная с поиском правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи. Так реали­зуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматри­вается с разных сторон на разнообразном речевом материале, а усвоение программных сведений опирается на практическую речевую деятельность учащихся.

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи язы­ковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навы­ков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков вырази­тельной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетиче­ской функции родного языка, знакомство с его изобрази­тельными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературны­ми текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки линг­вистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты рус­ской речи и формируется представление о многофункционально­сти языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способ­ность оценивать эстетическую сторону художественного выска­зывания.

Отличительная особенность данного курса — внимание к воп­росам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помога­ет организовать учебный этимологический словарь. Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сфор­мировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделе­нии дополнительного материала (он обозначен знаком *), рас­ширяющего основное содержание программы. Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование речевой деятель­ности» содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка использование в речи... определяет доволь­но широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языкового явления в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собст­венной речевой практике. Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект обучении родному языку, что прояв­ляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художествен­ных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется пред­ставление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Особенностью данного курса в 10—11-м классах является его направленность на усвоение элементов современной теории рече­вого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого выска­зывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и эти­ческих).

Основное внимание на заключительном этапе изучения рус­ского языка уделяется формированию системы коммуникатив­ных умений и навыков, которые дают возможность овладеть сек­ретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознан­ному выбору и организации языковых средств для оптимизации речевого высказывания. В связи с этим центральным разделом лингвистики становится культура речи — специальная дис­циплина, вооружающая основными способами организации язы­ковых средств и закономерностями их употребления. Конечная цель курса состоит в освоении стратегий и тактик успешного понимания чужой речи (устной и письменной), а также приемов оптимального построения высказываний.

Безусловно, для решения практических задач курса, формиро­вания устойчивых навыков владения языком необходимо углуб­ление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. В связи с этим курс предусматривает повторение и обобщение лингвистических знаний, развитие соот­ветствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, а также речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического применения в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыков, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой осно­ве развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто при строгом соблюдении языковых норм.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышле­ния и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичес­кого мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потреб­ности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное раз­витие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в дру­гих компонентах учебно-методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимся: в «Приложении», справочниках и учебных сло­варях, предназначенных для каждодневной работы на уроках.


Тематическое распределение количества часов (10 класс)

п/п

Разделы, темы

Количество часов


Введение

3


I.

Язык как средство общения

24

I.1.

Русский язык – хранитель духовных ценностей нации

4

I.2.

Речевое общение как социальное явление

4

I.3.

Речь устная и речь письменная

6

I.4.

Основные условия эффективного общения

10

II.

Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста

68

II.1.

Виды речевой деятельности

5

II.2.

Чтение как вид речевой деятельности

12

II.3.

Аудирование как вид речевой деятельности

4

II.4.

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

19

II.5.

Говорение как вид речевой деятельности

16

II. 6.

Письмо как вид речевой деятельности

13

III.

Повторение изученного

7

Итого

102 часа


Содержание курса

Язык как средство общения (24 ч)

Русский язык – хранитель духовных ценностей нации (4 ч)

Язык как отражение исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Социальная роль языка в обществе. Словари как результат лингвистических исследований языка. Формы национального языка: литературный язык, территориальные диалекты, городские просторечия, разновидности жаргона.

Основные функции языка: коммуникативная, когникативная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка.

Русская словесность. Идиостиль А.С. Пушкина.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: композиция, критерии оценивания. Виды вступления и заключения.

Орфографический блок «Написание морфем».


Речевое общение как социальное явление (4 ч)

Понятие речевого общения, цель и задачи речевой коммуникации. Вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства общения. Графические знаки. Речевая ситуация.

Интернет как новое средство массовой информации. Искусственные языки, эсперанто.

Разновидности речи: монолог, диалог, полилог. Культура восприятия устной монологической и диалогической речи. Роль орфографии и пунктуации в речевом общении.

Текстоведческий анализ. Идиостиль Н.В.Гоголя.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: способы формулирования проблемы.

Орфографический блок «Перенос слова».


Речь устная и речь письменная (6 ч)

Две формы речевого общения (общее и различное). Интернет-речь.

Особенности устной речи. Интонация. Стили речи: научный.

Основные требования к письменному тексту. Типы речи.

Лингвистический анализ художественного текста. Идиостиль М.Ю. Лермонтова.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: виды комментариев к проблеме.

Орфографический блок «Употребление прописной и строчной букв».


Основные условия эффективного общения (10 ч)

Условия эффективного общения. Характеристика коммуникативного акта. Коммуникативный барьер. Правила говорящего и слушающего. Национальные особенности невербальных средств общения.

Признаки разговорной речи. Диалекты, говоры. Устаревшая и заимствованная лексика. Орфоэпические нормы. Речевой этикет. Русский фольклор о правилах общения. Фразеология. Речевые ошибки.

Интерактивное общение.

Идиостиль И.С. Тургенева.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: определение позиции автора и способы её формулирования.

Грамматические и синтаксические нормы.


Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста (68 ч)

Виды речевой деятельности (5 ч)

Чтение и аудирование, говорение и письмо как виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности. Значимость речевой деятельности в воспитании человека. Речь внешняя и внутренняя.

Идиостиль Ф.М.Достоевского.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: способы выражения согласия или возражения автору и объяснения почему.

Анализ текста. Сжатие мини-текста.


Чтение как вид речевой деятельности (12 ч)

Виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее. «Национальная программа поддержки и развития чтения». Эффективность работы с письменным текстом. Типы читателей.

Изучающее чтение: способы маркировки материала, определение идеи, составление плана текста.

Просмотровое чтение: определение темы, проблематики текста.

Ознакомительное чтение: определение точки зрения автора текста.

Реклама и её виды (социальная, настойчивая). Образ-символ.

Афоризмы. Развёртывание афоризма (упр.252). Идиостиль А.Н.Островского.

Алгоритм анализа поэтического текста. Идиостиль А.Фета, Ф.И. Тютчева.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: виды аргументов, введение аргументации из читательского опыта.

Пунктуационный блок «Простое предложение».


Аудирование как вид речевой деятельности (4 ч)

Два способа аудирования: нерефлексивное и рефлексивное. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции. Три вида аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила хорошего слушания и типичные ошибки слушания.

Чтение вслух. Звукопись как изобразительное языковое средство.

Аудиозапись. Русские лингвисты П.Я.Черных, М.Ю.-Ф. Фасмер. Трудности аудирования устного выступления.

Идиостиль И. Гончарова.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: аргументы из жизненного опыта.

Орфографический блок «Слитное, дефисное, раздельное написание».


Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (19 ч)

Языковое и смысловое сжатие текста. Основные способы информационной переработки текста: план, тезисы, аннотация, конспект, реферат, рецензия. Собственно авторские знаки. Основные правила составления плана, тезисов и конспекта.

Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный.

Виды конспектов: текстуальный, тематический. Конспектирование аудиотекста: правила сокращения слов при конспектировании.

Словарная статья. Интернет-версия радиопередачи. Составление тезисов.

Аннотации на книги разных стилей. Средства организации текста. Поэтические достоинства текста.

Структура реферата. Основные требования к реферату и этапы его написания.

Идиостиль М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: логическая связь микротем сочинения, абзацное членение.

Пунктуационный блок «Сложное предложение».


Говорение как вид речевой деятельности (16 ч)

Признаки говорения: мотивированность, активность, целенаправленность, связь с другими видами деятельности человека. Качества устной речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство. Отражение процесса говорения в художественных произведениях («Скучная история» А.П.Чехова).

Риторика. Публичное выступление: основные требования к нему, критерии оценивания устного высказывания. Стилистика ритора. Основные элементы интонации, интонационная разметка. Стратегия речевой ситуации. Функции обращения.

Жанрово-тематическая классификация публичной речи. Панегерик.

Лингвистический комментарий к художественному тексту ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Практикум «Устное сообщение на основе презентации». Идиостиль Н.С.Лескова.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: сочинение по публицистическому тексту.

Задания по морфемике и словообразованию.


Письмо как вид речевой деятельности (13 ч)

Происхождение письменности. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии. Основные принципы русского написания.

Эпистолярный жанр. Речевой этикет 19 века: личное письмо. Риторические приёмы.

Использование средств письма для передачи мысли. Связь письма с другими видами речевой деятельности. Основные требования к содержанию письменного высказывания. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося.

Электронная почта. СМС-сообщение. Чат. «Олбанский» язык. Графология.

Культура работы с текстами разных типов речи. Культура работы с текстами разных стилей речи. Культура работы с текстами разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания и их функции.

Идиостиль Л.Н.Толстого.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: сочинение по художественному тексту.

Художественно-изобразительные средства.

Повторение изученного (7 ч)

Проект как форма реализации лингвистического развития личности. Публичная защита проектов и критерии их оценивания.

Разделы лингвистики: ономастика, этимология. Графология как наука о почерке: характеристика отправителя послания.

Комплексный анализ текста. Выразительное чтение. Мини-исследование.


Основные умения и навыки

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать интернет-ресурсы, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прочитанного и прослушанного текста в виде развёрнутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности.

Создание письменного и устного речевого высказывания.

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, правильность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера; в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистического понятия; строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка; владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания с опорой на полученные речеведческие знания.

Анализ текста и языковых единиц.

Проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умением доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседника


Методическая литература

Для учащихся

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому язы­ку. — М., 1995.

Будагов Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988.

Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.

Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пуш­кин в истории русского языка. — М., 1993.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфо­графии. — М., 1994.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимир­ская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.

Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989.

Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

Крысин Л. П. Жизнь слова. — М., 1980.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьез­ном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о рус­ском слове. — М., 1987.

Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращу­ров. — М., 1993.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Образы русской речи. — Л., 1986.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.

Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке эти­мологии. — М., 1986.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложе­ние. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М., 1980.

Успенский Л. В. Слово о словах (любое издание).

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.

Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.


Словари русского языка

Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школь­ника. — М., 2004.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского языка. — М., 1981.

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устарев­ших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый сло­варь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь рус­ского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Ива­нова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.


Для учителя

Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.

Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Единый государственный экзамен: Контрольные измеритель­ные материалы

Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный под­ход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.

Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 (и другие издания).

Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.

Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СПб., 2002.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.

Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в шко­ле. — М., 1996.

Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.

Тематическое планирование 10 класс (социально-гуманитарный профиль) 102 часа (2014-2015 год)

урока 

Тема

Дата

I полугодие ( 47 ч: 4 Р/Р, 3 С/Д, 1 Т, 2 К/А, 1 Д, 2 Д/Р, 1 С)

1

Диагностическая работа № 1 по уровню знаний, умений и навыков 9 класса

 03/09

2

Введение: концепт как отражение языковой картины мира.

05/09

3 Р/Р

Диалог культур. Обучение конспектированию.

08/09

I Язык как средство общения (24 ч)

  1. Русский язык – хранитель духовных ценностей нации (4 ч)

4

Речь – язык – народ

10/09

5

Формы национального языка: литературный язык, диалекты, просторечие, арго

12/09

6

Русская словесность. Эстетическая функция языка.

15/09

7 К/А

Лингвостилистический анализ поэтического текста (Ахматова «Мне ни к чему одические рати…»)

17/09

  1. Речевое общение как социальное явление (4 ч)

8 С/Д

Словарный диктант № 1 (упр.37 № 1). Речевое общение как социальное явление

19/09

9

Интернет как нетрадиционное СМИ

22/09

10 Т

Стартовая диагностическая работа № 2: часть А ЕГЭ

24/09

11

Язык жестов и мимики.

26/09

  1. Речь устная и письменная (6 ч)

12 С/Д

Словарный диктант № 2 (упр.37 № 2, 3).Основные разновидности устной и письменной речи.

29/09

13

Интернет – речь. Типология жанров устной и письменной речи.

01/10

14 Р/Р

Мини-сочинение «Что общего между повестью В. Александрова и былью Кривина?»

03/10

15

Смысловой аспект интонации

06/10

16 С/Д

К/А

Словарный диктант № 3 (упр.63 № 1, 3). Русская словесность: язык поэзии Пушкина «Зимняя дорога» и Лермонтова «Есть речи…»

08/10

17 Р/Р

Требования к письменному тексту. Рецензирование сочинения.

10/10

  1. Основные условия эффективного общения (10 ч)

18

Словарный диктант № 4 (упр.63 № 2) Основные условия эффективного общения.

13/10

19

Позиция автора и её оценка. Юмор. Виртуальная коммуникация.

15/10

20

Интерактивное общение. Средства комического.

17/10

21

Аргументация.

20/10

22

Словарный диктант № 5 (упр.104 № 1) Коммуникативный барьер.

22/10

23

Правила говорящего и слушающего.

24/10

24

Национальные особенности общения.

27/10

25

Словарный диктант № 6 (упр.104 № 2, 3) Отражение правил этикета общения в русском фольклоре

29/10

26

Орфоэпические нормы. Речевые ошибки и пути их преодоления.

10/11

27 К/Д

Разученный диктант (упр.101)

12/11

II Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста (68 ч)

  1. Виды речевой деятельности (4 ч)

28

Виды речевой деятельности. Композиция сочинения (часть С ЕГЭ)

14/11

29

Словарный диктант № 7 (упр.123 № 1) Виды планов. Анализ текста: выделение и сжатие микротем.

17/11

30

Речь внешняя и внутренняя

19/11

31Р/Р

Сочинение – рассуждение (часть С ЕГЭ)

21/11

  1. Чтение как вид речевой деятельности (12 ч)

32

Словарный диктант № 8 (упр.123 № 2, 3) Виды чтения

24/11

33

Изучающее чтение.

26/11

34

Концептуальный комментарий к тексту.

28/11

35

Эффективность работы с текстом

01/12

36

Словарный диктант № 9 (упр.151 № 1, 2) Информационная переработка текста

03/12

37

Просмотровое чтение

05/12

38

Ознакомительное чтение

08/12

39

Алгоритм анализа поэтического текста

10/12

40

Словарный диктант № 10 (упр.151 № 2) Идиостиль Гончарова.

12/12

41

Орфография морфем. Простое осложнённое предложение.

15/12

42

Орфография омонимичных частей речи. Сложное предложение.

17/12

43

Связь орфографии с морфемикой и морфологией.

19/12

  1. Аудирование как вид речевой деятельности (4 ч)

44

Словарный диктант № 11 (упр.169 № 1) Приёмы слушания.

22/12

45

Типичные ошибки слушания.

24/12

46

Зачем читать вслух?

26/12

47

Словарный диктант № 12 (упр.169 № 2, 3) Текстуальный комментарий к проблеме короткометражного фильма «Три минуты»

29/12

II полугодие (55 ч: 5 Р/Р, 5 С/Д, 3 К/А, 1 С)

  1. Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (19 ч)

48

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста.

12/01

49

Виды планов

14/01

50

Тезисный план к сочинению

16/01

51

Словарный диктант № 13 (упр.210 № 1)Тезисы

19/01

52

Аннотация

21/01

53 Р/Р

Сочинение (часть С) на лингвистическую тему: проблема, позиция автора и аргументы

23/01

54-55

Конспект

26,29/01

56

Собственно авторские знаки

02/02

57-58

Реферат

04, 06/02

59-60 С/Д

Словарный диктант № 14 (упр.210 № 2, 3) Рецензия

9, 11/02

 61

Идиостиль Гоголя

13/02

62

Аудиотекст

16/02

63

Цитирование

 18/02

64

Средства организации текста

20/02 

65

Поэтические достоинства текста и идея

23/02

66 К/А

Комплексный анализ текста

25/02

  1. Говорение как вид речевой деятельности (16 ч)

67

Говорение как вид речевой деятельности

27/02

68

Критерии оценивания устного высказывания

02/03

69

Процесс говорения Идиостиль Чехова

04/03

70

Риторика

06/03

71

Публичное выступление

9/03

72

Стилистика ритора

11/03

73 Р/Р

Практикум: устное сообщение

13/03

74

Лингвистический комментарий к художественному тексту

16/03

75 С/Д

Словарный диктант № 15 (упр.260 № 2, 3)Основные элементы интонации

18/03

76

Интонационная разметка

20/03

77

Стратегия речевой ситуации

23/03

78

Жанрово-тематическая классификация публичной речи

01/04

79 С/Д

Словарный диктант № 16 (упр.260 № 1) Панегерик

03/04

80

Развёртывание афоризма

6/04

81

Функции обращения

8/04

82 К/А

Текстоведческий анализ текста (упр. 257)

10/04

  1. Письмо как вид речевой деятельности (13 ч)

83

Письмо как вид речевой деятельности

13/04

84

Идиостиль Л.Н.Толстого как автора «Войны и мира»

15/04

85

Эпистолярный жанр

17/04

86 С/Д

Словарный диктант № 17 (упр.300 № 1, 3) Электронная почта

20/04

87

SMS-сообщение

22/04

88

Речевой этикет 19 века: личное письмо

24/04

89

Риторические приёмы

27/04

90

Чат

29/04

91

«Олбанский» язык

04/05

92

Графология

06/05

93С/Д, К/А

Словарный диктант № 18 (упр.300 № 2) Комплексный анализ текста

08/05

94

Письменные знаки препинания

11/05

95

Авторские знаки препинания

13/05

III Повторение изученного (7 ч)

96 Р/Р

Разделы лингвистики: текстоведение.

15/05

97

Крылатые слова, афоризмы, фразеологизмы. Лексика

18/05

98

Разделы лингвистики: ономастика и этимология

20/05

99

Разделы лингвистики: орфография, морфология, морфемика

22/05

100

Разделы лингвистики: синтаксис и пунктуация

25/05

101-102 Р/Р

Публичная защита мультимедийных проектов

27, 29/05

Итого

102 часа: 9 Р/Р, 8 С/Д, 1 Т, 5 К/А, 1 Д, 2 С, 2 Д/Р


Тематическое планирование 11 класс (социально-гуманитарный профиль) 101 час (2015 – 2016 год)

урок

Тема

Дата

I полугодие ( 48 ч)

I Язык и культура (7 ч: 1 Р/Р+1 С)

Язык как составная часть национальной культуры

1

Язык и культура: общее и различие.

04/09

2

Лингвокультурологический портрет слова ХЛЕБ

07/09

3 Р/Р

Структура научно-исследовательской работы (обучение этапам работы и методам исследования). Подготовка к зачётной работе.

08/09

4

Взаимосвязь языка и культуры.

11/09

5 Р/Р

Сочинение – рассуждение по лингвистической проблеме (упр.1)

14/09

6

Методы изучения лингвистики.

15/09

7

Языковая картина мира. Менталитет. Концепты.

18/09

II Функциональная стилистика (62 ч: 14 С/Д, 6 С, 3 К/А, 1 Т, 5 Р/Р)

Функциональные разновидности русского языка (14 ч: 1 Т, 1 Р/Р, 1 С/Д, 1 К/А, 1 С)

8 Т

Стартовая диагностическая работа № 1: часть 1 ЕГЭ

21/09

9

Функциональные разновидности языка.

22/09

10

Экстралингвистические и лингвистические факторы.

25/09

11 Р/Р

Сочинение – рассуждение по экологической проблеме (упр.25)

28/09

12

Жанры функциональных стилей речи.

29/09

13

Изменения в КИМ – 2016. Задания 1 – 5 ЕГЭ.

02/10

14

Функциональная стилистика: лексические средства. Орфография корней. Задание 8 ЕГЭ.

05/10

15

Функциональная стилистика: морфологические средства. Орфография приставок. Задание 9 ЕГЭ.

06/10

16

Функциональная стилистика: синтаксические средства. Правописание НЕ-НИ. Задание 12 ЕГЭ.

09/10

17 С/Д

Словарный диктант № 1 (упр.39 № 3). Составление памятки «Как определить стилистическую принадлежность текста»

12/10

18

Лингвистический тренажёр (упр.30, 37). Орфография Н-НН в разных частях речи. Задание 14 ЕГЭ.

13/10

19 К/А


Сравнительный текстоведческий анализ текста (упр. 33-34). Роль тропов. Задание 24 ЕГЭ.

16/10


20 С/Д


Словарный диктант № 2 (упр. 39 № 2). Лингвистический тренажёр (упр.38). Слитное – раздельное написание предлогов, союзов, наречий. Задание 13 ЕГЭ.

19/10

21 Р/Р


Публичное выступление (речь объяснительная, описательная, биографическая, повествовательная).

20/10


Разговорная речь (13 ч: 2 Р/Р, 1 С)

22

Стилевые черты и языковые средства подстилей разговорной речи.

23/10

23 С/Д

Словарный диктант № 3 (упр. 39 № 1). Основные жанры разговорной речи. Виды разговора.

26/10


24-25 Р/Р

Публичная защита научно-исследовательских работ «Лингвокультурологический портрет слова…»

27, 30/10

26


Интонация: основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр голоса) и их смыслоразличительная роль. Чтение интонационного рисунка.

09/11

27

Разговорная речь как средство характеристики героя художественного произведения. Роль пословиц и поговорок.

10/11

28

Лингвистический тренажёр (упр. 61, 62). Народная (ложная) этимология.

13/11

29

СМС-сообщение как новый жанр речи.

16/11

30

Чат – общение. Изменение языка в социальных сетях.

17/11

31 Р/Р

Составление диалога для сценария «Ералаша» на тему «Русский язык в интернет – общении (упр. 57).

20/11

32

Лингвистический тренажёр (упр. 68, 69). Оформление прямой речи, диалога, полилога, монолога в современной пунктуации.

23/11

33

Способы передачи чужой речи: косвенная и несобственно-прямая речь.

24/11

34


Скайп как форма организации устного общения. Словарный диктант № 4 (упр. 71 № 1). Лингвистический тренажёр (упр. 70): орфография и морфемика. Задание 10 ЕГЭ (правописание суффиксов).

27/11

Официально-деловой стиль речи (8 ч: 1 Р/Р, 1 С, 1 К/А)

35

Сфера применения, основные функции разновидности (подстили) официально-делового стиля. Задание 11 ЕГЭ.

30/11


36

Основные особенности официально-делового стиля. Нарушение стиля как средство создания комического эффекта.

01/12

37 С/Д


Словарный диктант № 5 (упр. 71 № 2, 3). Лексические средства официально-делового стиля. Канцеляриты.

04/12

38 К/А

Текстоведческий анализ текста (упр.91). Морфологические средства официально-делового стиля.

07/12

39 Р/Р

Сочинение – рассуждение по патриотической проблематике (упр. 92).

08/12

40

Лингвистический тренажёр (упр. 93). Синтаксические средства официально-делового стиля. Речевой штамп.

11/12

41 С/Д

Словарный диктант № 6 (упр. 97 № 1). Лингвистический тренажёр (упр. 96). Основные жанры официально-делового стиля.

14/12

42 Р/Р

Характеристика и резюме как виды делового документа.

15/12

Научный стиль речи (8 ч: 1 С)

43


Лингвистический тренажёр (упр. 128). Сфера применения, основные функции разновидности (подстили) научного стиля речи.

18/12

44 С/Д

Словарный диктант № 7 (упр. 97 № 2). Основные особенности научного стиля.

21/12

45

Лингвистический тренажёр (упр. 118). Лексические средства научного стиля. Термины. Терминологические словари.

22/12

46 С/Д

Словарный диктант № 8 (упр. 97 № 3). Лингвистический тренажёр (упр. 129 № 1). Морфологические средства научного стиля.

25/12

47

Лингвистический тренажёр (упр. 129 № 2). Синтаксические средства научного стиля. Цитирование.

28/12

48

Лингвистический тренажёр (упр. 121). Основные жанры научного стиля.

29/12

II полугодие (52/53 ч)

49

Лингвистический тренажёр (упр. 127). Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План и конспект как форма передачи содержания.

11/01

50 Р/Р

Сочинение – рассуждение по нравственной проблематике (упр. 125).

12/01

Публицистический стиль речи (9 ч: 1 Р/Р, 1 С)

51 С/Д

Словарный диктант № 9 (упр. 130 № 1). Сфера применения, основные функции, разновидности (подстили) публицистического стиля речи.

15/01

52

Основные особенности публицистического стиля.

18/01

53

Лексические средства публицистического стиля.

19/01

54 С/Д

Словарный диктант № 10 (упр. 130 № 2, 3). Морфологические средства публицистического стиля.

22 /01

55

Синтаксические средства публицистического стиля.

25/01

56

Основные жанры публицистического стиля. Проблемная статья.

26/01

57 Р/Р

Интервью (очерк) как жанр публицистического стиля.

29 /01

58 С/Д

Словарный диктант № 11 (упр. 157 № 1). Рекламный подстиль: афиша, слоган, плакат, лозунг.

01/02


59 Р/Р

Сочинение в жанре эссе по философской проблематике.

02/02

Язык художественной литературы (10 ч: 1 С/Д, 1 С, 1 К/А)

60

Сфера применения, основные функции и разновидности языка художественной литературы.

05/02


 61

Основные особенности языка художественной литературы.

08/02

62 С/Д

Словарный диктант № 12 (упр. 157 № 2, 3). Лексические средства языка художественной литературы.

09/02


63

Лингвистический тренажёр (упр. 184). Морфологические средства языка художественной литературы.

 12/02

64

Синтаксические средства языка художественной литературы.

15/02 

65 С/Д

Словарный диктант № 13 (упр. 185 № 1). Троп как оборот речи. Основные виды тропов.

16/02

66

Фигуры речи (риторические и стилистические фигуры).

19/02

67 С/Д

Словарный диктант № 14 (упр. 185 № 2, 3). Основные жанры художественной литературы: лирики, эпоса, драмы.

22/02

68 Р/Р

Сочинение – рассуждение по нравственной проблематике.

26/02

69 К/А

Текстоведческий анализ текста (упр.171, 174, 181).

29/02

III Культура речи (25 часов: 6 С/Д, 2 С, 1 К/А, 1 Т)

Культура речи как раздел лингвистики (7 ч: 2 С/Д, 1 С)

70

Культура речи как раздел лингвистики. Орфоэпические и лексические нормы.

01/03

71 С/Д

Словарный диктант № 15 (упр. 201 № 1). Грамматические нормы. Грамматические ошибки. Задание № 6 ЕГЭ.

04/03

72

Синтаксические нормы. Задание № 7 ЕГЭ.

11/03

73

Лингвистический тренажёр (упр. 198). Основные компоненты культуры речи. Речевые ошибки.

14/03

74 Р/Р

Сочинение – рассуждение по нравственной проблематике (упр.194.)

15/03

75 С/Д

Словарный диктант № 16 (упр. 201 № 2, 3). Речевой этикет, эффективные приёмы общения.

18/03

76

Лингвистический тренажёр (упр. 200). Качества образцовой речи как свойства речи.

21/03

Языковой компонент культуры речи (6 ч: 2 С/Д, 1 К/А)

77 С/Д

Словарный диктант № 17 (упр. 237 №1). Лингвистический тренажёр (упр. 221). Языковые нормы. Основные виды норм: произносительные, лексические, грамматические.

22/03

78

Лингвистический тренажёр (упр. 230, 233-2). Языковые нормы как явление историческое. Изменение литературных норм.

25/03

79 К/А

Текстоведческий анализ текста (225). Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы языка.

04/04

80

Лингвистический тренажёр (упр. 228, 229). Взаимосвязь культуры речи с другими разделами лингвистики.

05/04

81 С/Д

Словарный диктант № 18 (упр. 237 №2, 3). Лингвистический тренажёр (упр. 231). Основные нормативные словари русского языка.

08/04

82

Лингвистический тренажёр (упр. 232, 233-1). Правильность как качество речи.

11/04

Коммуникативный компонент культуры речи (9 ч: 1 Т, 2 С/Д)

83

Коммуникативный компонент культуры речи

12/04

84

Точность как коммуникативное качество речи.

15/04

85

Лингвистический тренажёр (упр. 251). Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения.

18/04

86 Т

Репетиционная работа в формате КИМа ЕГЭ

19/04

87

Лингвистический тренажёр (упр. 254). Содержательность речи как наличие чёткой мысли.

22/04

88 С/Д

Словарный диктант № 19 (упр. 255 № 1). Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний.

25/04

89

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи.

26/04

90 С/Д

Словарный диктант № 20 (упр. 255 № 2, 3). Богатство как коммуникативное качество речи.

29/04

101

Резервный урок. Лингвистический тренажёр (упр. 305, 306).

03/05

91

Выразительность как качество речи. Неуместное употребление тропов, излишнее украшательство.

06/05

Этический компонент культуры речи (3 ч: 1 С)

92 Р/Р

Сочинение – рассуждение по нравственной проблематике (упр.275.)Этический аспект культуры речи как нравственный кодекс народа.

10/05

93

Лингвистический тренажёр (упр. 277). Чистота речи. Этические ошибки в сочинении-рассудении.

13/05

94

Лингвистический тренажёр (упр. 279). Вежливость речи. Правила речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия).

16/05

IV Повторение изученного (7 ч: 2 С/Д, 1 К/А, 1 Р/Р)

95 С/Д

Словарный диктант № 20 (упр. 281 № 1). Орфография.

17/05

96 К/А

Текстоведческий анализ текста (286).

20/05

97 С/Д

Словарный диктант № 21 (упр. 281 № 2, 3). Синтаксис и пунктуация.

23/05

98

Лингвистический тренажёр (упр. 287). Средства выразительности языка.

24/05

99 Р/Р

Лингвистический тренажёр (упр. 301, 304).Текстоведение

27/05

100

Лингвистический тренажёр (упр. 303). Культура речи.

30/05

Итого

2 Т, 6 Р/Р, 22 С/Д, 5 К/А, 9 С







20