Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому составлена на основе Государственного стандарта общего образования для средней школы, примерной программы по русскому языку для основной школы и программы курса «Русский язык» Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградовой, М. «Русское слово», 2013 года.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение русского языка в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании данной рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, каждое учебное занятие обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Для освоения содержания среднего (полного) образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Реализация данной рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект.
На уроках учащиеся учатся более уверенно овладевать монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысли (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Инновационное развитие методики преподавания русского языка ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты освоения учебного курса
В результате освоения учебного курса «Русский язык» учащиеся 10 класса
должны знать
знать/понимать
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
- создавать устные и письменные монологические и диалогичские высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль своего высказывания, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- давать оценку художественным достоинствам исходного текста;
- создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные, нравственно-этические темы;
- писать сочинения различных функциональных стилей;
- проводить разные виды языкового разбора
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов ( 2 раза в неделю ) с учётом праздничных дней.
На изучение тем отводится 56 часов
На развитие речи – 5 часов
На контрольные работы – 5
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Разделы лингвистики | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Введение в науку о языке | Социальная роль языка в обществе. Русский язык-национальный язык русского народа. Нормативность. Словарь как вид справочной литературы |
2. | Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. | Разъяснять значение слов, пользоваться словарями разных видов, проводить анализ текста |
3. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | Правильно произносить слова с учетом вариантов произношения, анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм |
4. | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | Владеть приемами морфемного разбора, пользоваться разными видами словарей. Культура работа с текстами разных типов, стилей и жанров |
5. | Морфология. Орфография. Культура речи. Система частей речи в русском языке. | Распознавание частей речи в трудных случаях, опираться на морфологическую характеристику при проведении орфографического и пунктуационного анализа. Обобщение на основе изученного |
6. | Имя существительное | Роль имен существительных в речи. Имя существительное как часть речи. Образование, изменение и правописание имен существительных |
7. | Имя прилагательное | Роль имен прилагательных в речи. Имя прилагательное как часть речи. Образование имен прилагательных. Правописание имен прилагательных. Использование имен прилагательных в художественной речи |
8. | Имя числительное | Имя числительное как часть речи. Образование и правописание имен числительных |
9. | Местоимение | Роль местоимений в речи. Местоимение как часть речи. Образование, изменение и правописание местоимений |
10. | Глагол | Постоянные и непостоянные признаки глагола, правописание глагола, спряжение глагола |
11. | Причастие | Роль причастий в речи, образование и правописание причастия |
12. | Деепричастие | Роль деепричастий в речи, образование и правописание деепричастия |
13. | Наречие | Образование и правописание наречия, разряды и степени сравнения |
14. | Служебные части речи | Правописание служебных частей речи |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение в науку языка | 2 |
2. | Лексикология. Орфография. Культура речи | 8 |
3. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи | 11 |
4. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 5 |
5. | Морфология. Система частей речи русского языка | 1 |
6. | Имя существительное | 3 |
7. | Имя прилагательное | 3 |
8. | Имя числительное | 3 |
9. | Местоимение как часть речи | 3 |
10. | Глагол как часть речи | 2 |
11. | Причастие как особая форма глагола | 2 |
12. | Деепричастие как особая форма глагола | 2 |
13. | Наречие как часть речи | 4 |
14. | Служебные части речи | 5 |
14. | Повторение. | 2 |
15. | Развитие речи | 5 |
16. | Контрольные работы. | 5 |
Всего – 56 часов+ 5 часов развития речи+ 5 часов контрольные работы= 66 часов
Календарно-тематическое планирование
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТИП УРОКА, ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ | Формы контроля | Дата проведения урока |
1. | Введение в науку языка. Русский язык как общественное явление. Язык как особая знаковая система. | 1 | Изучение нового материала. Лекция, беседа. Фронтальная, индивидуальная. | Знать: основные функции языка, роль языка в жизни человека и общества, место русского языка в современном мире; основные виды языковых норм, варианты норм, проблемы экологии языка на современном этапе. | Устные и письменные высказывания, работа с текстом, текстоведческие понятия | |
2. | Языковая норма. | 1 | Практикум | Редактирование, упражнения, устные ответы | |
3. | Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. Слово как основная единица языка. Словари русского языка. Системные отношения в лексике. | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Знать разнообразие лексического состава русского языка, понимать системное устройство языка, взаимосвязь его единиц. Уметь: давать толкование лексического значения, пользоваться различными видами словарей, использовать лексические средства выразительности, сопоставлять лексические единицы. Уметь: давать толкование лексического значения, пользоваться словарями синонимов и антонимов | Работа с текстом, устные высказывания, работа со словарями, составление таблицы | |
4. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимия и паронимия. | 1 | Практикум | Редактирование. Работа с текстами, устные высказывания | |
5. | Синонимия. Антонимия. | 1 | практикум | Работа со словарём, сопоставление.классификация лексических единиц | |
6. | Диагностическая контрольная работа № 1 | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Выполнение контрольной работы | |
7. | Место русского языка среди других языков. Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения. Исконная лексика русского языка и заимствованная лексика. | 1 | Беседа, работа с текстами, словарями. Фронтальная, индивидуальная. | Конспект, сопоставление явлений. Упражнения, устные высказывания. Работа с текстами. | |
8. | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса и сфер употребления. | 1 | Беседа, проблемные задания, работа с текстами | План, устные высказывания, упражнения | |
9. | Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Профессиональные слова и термины. Жаргонизмы. | 1 | Практикум. Групповая работа. | Устные высказывания. Работа со словарями. Редактирование. | |
10. | Р.Р.1.Обучающее сочинение-рассуждение: требования к структуре и содержанию работы. | 1 | Фронтальная, индивидуальная. | Анализ образцов | |
11. | Русская фразеология. Пути возникновения фразеологизмов. | 1 | Беседа. Исследование. | | Работа с текстами, выполнение проблемных заданий, работа со словарями | |
12. | Повторение и обобщение. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Групповая работа | | Устные высказывания. Различные виды упражнений. | |
13. | Контрольная работа № 2. | 1 | Самостоятельная работа. | | Выполнение заданий. | |
14. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки. Позиционные изменения звуков. Исторические чередования звуков и букв. | 1 | Лекция. Беседа. Фронтальная и индивидуальная. | Знать: фонетические единицы, позиционные изменения звуков, основные виды звуковых чередований, особенности русского ударения. Отражение орфоэпии в словарях. Орфоэпические нормы, соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание и\ы в начале корня после приставки. Правописание гласных и согласных в приставках, правописание ъ и ь, основные случаи использования прописной буквы. Изобразительно-выразительные средства фонетики. Уметь: использовать орфоэпические нормы, изученные орфограммы, изобразительно-выразительные средства фонетики, производить фонетический анализ слова. | Работа с таблицами, Выполнение упражнений, устные высказывания | |
15. | Особенности русского ударения. Орфоэпия. Русская графика. | 1 | Групповая работа. | Выполнение заданий, работа со словарями. | |
16. | Р. Р.2 Обучающее сочинение-рассуждение с выражением своего отношения к проблеме, поднятой в тексте. | 1 | Самостоятельная работа | Создание собственного письменного высказывания | |
17. | Орфография как наука. | 1 | | Работа со схемами, устные высказывания, упражнения. | |
18. | Принципы русской орфографии. Виды орфограмм-гласных в корне слова. | 1 | Практикум. Фронтальная. Индивидуальная. Практикум. | |
Устные высказывания, упражнения, тесты. | |
19. | Гласные в корнях слова | 1 | Групповая. | |
20. | Р.р.3 Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | 1 | Фронтальная, индивидуальная. | | Анализ текста. Написание сочинения. | |
21. | Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. | 1 | практикум | Устные высказывания, работа с таблицей, упражнения | |
22. | Буквы ы/и в начале корня после приставок. | 1 | практикум | Упражнения.тесты | |
23. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | практикум | Упражнения. Словарный диктант | |
24. | Правописание прописной буквы. | 1 | практикум | Работа с лингвистическим текстом, упражнения | |
25. | Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка. | 1 | Групповая работа, индивидуальная | Устные выступления групп, задания. | |
26. | Повторение и обобщение. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Обобщение изученного. Групповая. | | Выполнение заданий по группам. | |
27. | Контрольная работа № 3. | 1 | Выполнение заданий | Знать: виды морфем, синонимия и антонимия в морфемике, морфемы как показатель грамматических признаков слова; способы словообразования, словообразовательное гнездо, связь морфемики, словообразования и орфографии, правописание сложных слов, словообразовательные нормы; Уметь: проводить словообразовательный анализ, находить нарушения норм формообразования, проводить морфемный анализ слов, определять способ словообразования. | Самостоятельная работа | |
28. | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфема как единица языка. | 1 | Беседа. Фронтальная, индивидуальная. | |
Работа с лингвистическим текстом, высказывания по таблицам, морфемный разбор | |
29-30. | Словообразование в русском языке. Способы словообразования. | 2 | Беседа. Фронтальная и индивидуальная работа. | Работа с лингвистическим текстом, морфемный и словообразовательный анализ | |
31. | Правописание сложных слов. | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом, упражнения | |
32. | Морфемные и словообразовательные средства выразительности речи. | 1 | Беседа, исследование текста | Устные высказывания, работа с текстами | |
33. | 3 четверть. Морфология. Орфография. Культура речи. Система частей речи русского языка. Грамматические омонимы. | 1 | Беседа. Фронтальная, индивидуальная. | Знать: систему частей речи, признаки слова как части речи, грамматические омонимы, грамматические нормы. | Работа с лингвистическим текстом, устные высказывания, упражнения | |
34. | Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Употребление имён существительных в речи. | 1 | Беседа. Групповая работа, исследование. | Знать: лексико-грамматические разряды имён существительных. Уметь: производить морфологический разбор существительных, правильно писать имена собственные, суффиксы и падежные окончания существительных, употреблять несклоняемые сущ., образовывать формы существительных | Устные высказывания, работа с текстом | |
35-36. | Образование имён существительных. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. | 2 | Групповая работа | Работа с таблицами, устные высказывания, письменные задания | |
37. | Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи. | 1 | Исследование | Знать: грамматические признаки прилагательных, разряды прилагательных, образование степеней сравнения, склонение, образование прилаг., правописание падежн. окончаний и суффиксов, грамматические нормы. Уметь: употреблять прилагательные в речи, определять разряд прилагательных, образовывать степени сравнения, склонять, образовывать прилагательные, правильно писать падежные окончания и суффиксы прилагательных. | Работа с текстами, выводы | |
38-39. 40. | Образование имён прилагательных. Правописание окончаний и суффиксов. Р. Р. 4. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 2 1 | Фронтальная, индивидуальная Работа над сочинением | Работа с таблицами, устные высказывания, тестирование Написание сочинения | |
41. | Имя числительное как часть речи. Употребление имён числительных в речи. | 1 | Беседа, исследование | Знать: грамматические признаки числительных, разряды, склонение, правописание составных и сложных числительных, падежных окончаний. Уметь: определять разряд числительных, образовывать и изменять, правильно писать составные и сложные числительные и их падежные окончания. | Устные высказывания, работа с таблицей, упражнения | |
42-43. | Образование и правописание имён числительных. | 2 | Практикум | Устные высказывания, упражнения, работа с текстами | |
44. | Местоимение как часть речи.Употребление местоимений в речи. | 1 | Беседа.исследование | Работа с лингвистическим текстом, устные ответы. Анализ текста | |
45-46. | Образование и правописание местоимений. | 2 | Практикум | Знать: роль местоимений в тексте, грамматические признаки местоимений, разряды, образование и правописание местоимений. Уметь: правильно употреблять в речи местоимения, определять разряды, правильно писать местоимения. | Работа с текстами, с таблицами, устные ответы, упражнения. Тесты. | |
47. | Контрольная работа № 4 по теме «Склоняемые части речи». | 1 | Диктант с языковым разбором | | Самостоятельное выполнение работы | |
48. | Глагол как часть речи. Употребление глагола в речи Грамматические признаки глагола. | 1 | исследование | Знать: грамматические признаки глагола. Синтаксическую роль инфинитива, образование глаголов и их спрягаемые формы, правописание глаголов. Уметь: употреблять глаголы в речи, определять грамматические признаки, образовывать глаголы. Правильно писать суффиксы и личные окончания. Знать: грамматические признаки причастий и деепричастий Уметь: образовывать особые формы глагола, правильно писать и употреблять в речи | Работа с текстом, устные ответы, упражнения | |
49. | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. | 1 | Практикум | Устные ответы, упражнения | |
50. | Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастия. | 1 | Практикум | Работа с текстами, аргументация мнения, упражнения | |
51. 52. | Образование и правописание причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки деепричастия. | 1 1 | Практикум исследование | Устные ответы, тесты, упражнения. | |
53. | Образование и правописание деепричастий. | 1 | практикум | Устные ответы. Упражнения, тесты | |
54. | Наречие как самостоятельная часть речи. Грамматические признаки наречия. | 1 | Практикум | Знать: отличие наречий от омонимичных частей речи, разряды наречий по значению, образование форм степеней сравнения, образование и написание наречий. Уметь: употреблять наречия в речи, образовывать формы степеней сравнения, образовывать наречия, правильно писать наречия. | Устные ответы, работа с текстами. Упражнения. | |
55. | Образование и правописание наречий. | 1 | Исследование. Групповая работа. | | |
56-57. | Правописание Н и НН в наречиях и других частях речи. | 2 | Практикум. | Упражнения, тестирование. | |
58. | Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. | 1 | Исследование. Групповая работа. | Знать: роль предлогов в тексте, разряды по происхождению и структуре, правила слитного, раздельного и дефисного написания предлогов. Уметь: правильно употреблять в речи предлоги, определять их разряды, правильно писать производные предлоги. | Работа с текстами, устные ответы. | |
59. | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 1 | Практикум | Упражнения, тесты. | |
60. | Р.Р.5. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная работа | Знать: роль частиц и междометий в тексте, разряды частиц по значению, правила слитного, раздельного и дефисного написания частиц и междометий. Уметь: правильно употреблять в речи частицы и междометия, правильно писать служебные части речи. | Анализ текста, написание сочинения | |
61. | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Междометие. | 1 | Практикум | Устные ответы, работа с лингвистическим текстом, упражнения | |
62-63. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | 2 | Практикум | Устные ответы, работа с таблицами, тестирование | |
64. | Итоговая контрольная работа № 5 за курс 10 класса по теме «Самостоятельные и служебные части речи». | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Диктант | |
65. | Обобщающий урок по теме «Самостоятельные и служебные части речи». | 1 | Практикум | | Работа с таблицами, различные виды упражнений, тестирование | |
66. | Викторина «Секреты русской орфографии» | 1 | Практикум | | | |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова. Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. «Русское слово», 2013 г.
2. Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова. Русский язык. 10 класс. Методические рекомендации к учебнику. «Русское слово», 2013 г.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс/Сост.Н.В.Егорова.- М.: ВАКО,2013.
4. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык. 10-11 классы».
5. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»;
6. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. «Русский язык. Теория. 5-9 классы»;
7. К.А.Войлова, В.В.Леденёва. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы»;
8. Е.П.Петрухина. «Диктанты по русскому языку. 10-11 классы»;
9. Т.О.Малюсова. «Изложения по русскому языку. 10-11 классы»;
10. Е.С.Скобликова. «Обобщающая работа по орфографии»;
11. Д.Э.Розенталь. «Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов»;
12. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ.10-11 классы.- М.: Легион, 2017.
Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Эксперимент и инновация в школе». 2009-2017гг.
Журнал «Практические советы учителю». РИЦ ИПК и ПРО. 2011-2017гг.
Журнал «Педсовет». 2011-2017г.
«Учительская газета». ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
Материально-техническая база обеспечения
образовательного процесса
Экранно-звуковые пособия:
- видеоматериалы по курсу «Русский язык. 5-11 классы»
- демонстрационные материалы по курсу «Русский язык. 5-11 классы»
2. Технические средства обучения:
- проекторы различного типа
- компьютерная техника
- интерактивная доска
3. ЦОР:
- Интернет – ресурсы по различным темам курса
- презентации, составленные учащимися и педагогами
- программа «Домашний репетитор»
- электронный репетитор «Русский язык»
- репетитор «Русский язык» (весь школьный курс)
- обучающая программа «Фраза»
4. Демонстрационный материал:
- «Русский язык в таблицах»
Требования к уровню подготовки учащихся
10-11 классов
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-связь языка и истории ,культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-использовать основные виды чтения(просмотровое, ознакомительно- изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др. В зависимости от коммуникативной задачи;
-осознавать коммуникативную цель слушания текста в соответствии с этим организовать процесс аудирования;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различный источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-использовать информацию исходного текста других видов деятельности(при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанному или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям текста;
-создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-владеть приемами редактирование текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
Анализ текста языковых единиц;
-проводить разные виды языкового разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-эффективно использовать языковые единицы в речи;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 7 ошибок и более.
Ш. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
IV. Оценка тестовых работ
«5» - 85% - 100 % верных ответов
«4» - 70% - 84% верных ответов
«3» - 50% - 69% верных ответов
«2» - менее 50% верных ответов
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Основные критерии оценки |
| Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |