Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для старшей школы составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 классов составлена на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы А.И.Власенков, Москва, Дрофа, 2011 год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, приказ МОН РФ от 5 марта 2004 года № 1089.
Для реализации программы используется учебник Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.// А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова- М: «Просвещение», 2011, включенный в Федеральный перечень учебников, допущенных МОН к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом 2004 года. Рабочая программа по русскому языку для 3 ступени образования составлена в преемственности с программой для 2 ступени образования.
Рабочая программа по курсу русского языка для старшей школы (1-11 классы) составлена с учетом требований стандарта, направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета и отражает заказ на образовательные услуги обучающихся и их законных представителей.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.
С учётом запросов учащихся и их родителей из компонента образовательного учреждения на изучение русского языка в 10 и 11 классах добавлено по 1 часу. Таким образом, в X классе – 2 часа в неделю при 36 учебных неделях (72 часа в год), в XI классе –2 часа в неделю при 34 учебных неделях (68 часов в год).
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.
В рабочей программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:
Общие сведения о языке Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единств и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 веках; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстиливая лексика, разговорно-бытовая, книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антетеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь, письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Морфологические особенности научного стиля. Синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Из школьного компонента на изучение учебного курса добавлен 1 час в неделю. Дополнительные часы направлены на качественную подготовку к государственной итоговой аттестации и распределены следующим образом:
№ п/п | Сроки | Содержание урока | Основное содержание по темам | Элементы содержания компонента государственного стандарта | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Повторение и углубление изученного в основной школе Общие сведения о языке (5+1 добавлен часов+2 часа р\р) |
1. | сентябрь | Язык и общество. | Язык и общество. | Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. |
2. | Язык и культура | Язык и культура. | Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. |
3. | Язык и история народа. | Язык и история народа. | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. |
4. | сентябрь | Три периода истории русского языка. | Три периода истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения великорусской народности в 15-17 веках; период выработки норм русского национального языка. | Владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, рефератов. |
5. | Русский язык в современном мире. | Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | Русский язык в современном мире. | Владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, рефератов. |
6. | Активные процессы в современном русском языке. | Активные процессы в современном русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. | Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. | Владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, рефератов. |
7 | октябрь | Подготовка к написанию изложения лингвистического текста | Изложение лингвистического текста | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | Информационная обработка прослушанного текста |
8 | Написание изложения лингвистического текста | Изложение лингвистического текста | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания |
Русский язык как система средств разных уровней (4 часа+2 р/р) |
9/1 | октябрь | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка | Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. | Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста |
10/ 2 | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. |
11/ 3 | Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения | Сжатое изложение с элементами сочинения | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
12/ 4 | Написание сжатого изложения с элементами сочинения | Сжатое изложение с элементами сочинения | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (9 часов) |
13/1 | октябрь | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии и орфоэпии. | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии и орфоэпии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. | Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. | Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполнять фонетический разбор |
14\2 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Культура публичной речи. Культура разговорной речи. |
15\3 | Принципы русской орфографии. | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. |
16/ 4 | октябрь | Фонетический разбор. | Фонетический разбор. | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков |
17/ 5 | Позиционные чередования звуков | | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков |
18/ 6 | ноябрь | Интонационные особенности русской речи | | Взаимосвязь языка и культуры. |
19/ 7 | Изобразительные средства фонетики русского языка | Изобразительные средства фонетики русского языка. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
20/ 8 | Практическая работа по теме «Изобразительные средства фонетики русского языка» | |
21/ 9 | Контрольная работа по теме «Фонетика» | Контрольная работа, включающая фонетический разбор | | |
Лексика и фразеология (10 часов) |
22/ 1 | ноябрь | Повторение изученного по теме «Лексика» в 5-9 классах. | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | Взаимосвязь языка и культуры. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выполнять лексико-фразеологический анализ текста. |
23/ 2 | Русская лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления | Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русская , старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. | Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов |
24/ 3 25/ 4 | РР. Подготовка к написанию сочинения «Проблема ответственности личности за свою судьбу». Написание сочинения «Проблема ответственности личности за свою судьбу». | | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
26/ 5 | декабрь | Активный и пассивный запас слов. Русская фразеология | Активный и пассивный запас слов: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выполнять лексико-фразеологический анализ текста. |
27/ 6 | Изобразительные возможности лексики | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, антонимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
28/ 7 | Лексические и фразеологические словари. | Лексические и фразеологические словари. | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. |
29/ 8 | Лексико-фразеологический анализ текста | Лексико-фразеологический анализ текста | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
30/ 9 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями по теме «Лексика и фразеология» | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями по теме «Лексика и фразеология» | | |
31/ 10 | Анализ контрольного диктанта по теме «Лексика и фразеология» | | | |
| Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа) |
32/ 1 | декабрь | Обобщающее повторение по теме «Морфемика. Словообразование» | Обобщающее повторение ранее изученного о составе слова и словообразовании | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов | Анализировать состав слова, выполнять словобразовательный разбор. |
33/ 2 | январь | Выразительные словообразовательные средства | Выразительные словообразовательные средства | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
34/ 3 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор | Словообразовательный разбор | |
35/ 4 | Контрольная работа по теме «Состав слова. Словообразование» | | | |
Морфология и орфография (12 часов) |
36/ 1 | январь | Обобщающее повторении морфологии | Обобщающее повторении морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполнять морфологический разбор. |
37/ 1 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
38/ 2 | Трудные вопросы –Н-НН в разных частях речи. | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. |
39/ 3 40/ 4 | февраль | РР. Подготовка к написанию сочинения «Спор поколений: вместе и врозь». Написание сочинения «Спор поколений: вместе и врозь». | | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
41/ 5 | Правописание НЕ с разными частями речи | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. | Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. |
42/ 6 | Различие НЕ и НИ. | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. |
43/ 7 | февраль | Правописание наречий. | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. |
44/8 | Ь на конце слов после шипящих. | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. | Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. |
45/ 9 | Обобщающее повторение по теме «Морфология и орфография». | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. | Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполнять морфологический разбор. |
46-47/ 10-12 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями по теме «Морфология и орфография» | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | | |
Речь, функциональные стили речи (15 часов) |
48/ 1 | март | Язык и речь. | Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. | |
49/ 2 | Устная речь. Письменная речь. | Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог | Развитие навыков монологической и диалогической речи. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. | |
50/ 3 51/ 4 | март | Сочинение «Вопросы, заданные человечеству войной»
| | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
52/ 5 | Текст. Способы и средства связи между частями текста. | Текст. Виды его преобразования, строение и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста. | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. | |
53/ 6 | Абзац. Микротема. | Текст и его строение | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. | |
54/ 7 | Аннотация, план, тезисы. | Аннотация, план, тезисы. | Информационная переработка текста. Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. | |
55/ 8 | Виды сокращений текста. Выписки, конспект | Выписки, конспект | |
56/ 9 | апрель | Реферат | Реферат | |
57/ 10 | Речеведческий анализ художественного текста. | Речеведческий анализ художественного текста. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | |
58/ 11 | Речеведческий анализ научно-популярного текста. | Речеведческий анализ научно-популярного текста. | |
59/ 12 | Оценка текста, рецензия | Оценка текста, рецензия | |
60/ 13 | Функциональные стили речи, их общая характеристика. | Функциональные стили речи, их общая характеристика. | |
61-62/ 14-15 | Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?» | Урок- контроль | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | |
Научный стиль речи (4 часа по прогр.) |
63/ 1 | апрель | Научный стиль речи, его признаки и разновидности. | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). | Учебно-научный стиль, его особенности. | |
64/ 2. | Лексические и морфологические особенности научного стиля. | Лексические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Морфологические особенности научного стиля. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | |
65/ 3 | май | Синтаксические особенности научного стиля. | Синтаксические особенности научного стиля. | Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). | |
|
66/ 4 | Терминологические энциклопедии, словари и справочники. | Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. | |
67/ 5 68/ 6 | Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте | Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте | Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. | |
69-70/ 7-8 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | | | |
71/ 9 | июнь | Анализ итоговой работы | | | |
72/ 10. | Консультация по выбору выпускного проекта | Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов | | Выбирать тему будущего проекта; собирать материал по избранной теме. |