МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово
от 17.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 18.08.2017 г. А. Л. Неустроев
____________ Приказ № 177-а
А.Е. Шакирова от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 2в класса
на 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
-Федерального государственного стандарта начального общего образования.(приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.)
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;
-примерной программы по русскому языку. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
-авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 1-4 классов. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.:Просвещение, 2011.
Рабочую программу составила:
Тукачёва Мария Владимировна
учитель начальных классов
Месягутово – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.); учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год, примерной программы по русскому языку. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательных школ В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной 2011 года издания.
Программа реализована в учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, «Русский язык» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2017.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение русского языка во 2 классе в объёме 170 часов (5 часов в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение русского языка во 2в классе 170 часов, 5 часов в неделю.
1 четверть – 40 ч, 2 четверть –40ч, 3 четверть – 50ч, 4 четверть – 40ч.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» к концу 2 класса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования общих предметных результатов:
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова... | 22 |
5 | Звуки и буквы | 56 |
6 | Части речи | 57 |
7 | Повторение | 14 |
| ИТОГО | 170 |
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч)
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Заголовок. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Роль предложений в речи. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).
Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса.
Звуки и буквы (56 ч)
Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
Части речи (57 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
Повторение за год (14 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения, но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Программой предусмотрено проведение:
Проектных заданий – 4
Проекты:
Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо». Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.
Проект «Рифма». Формировать мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Проект «В словари – за частями речи!» пользоваться словарями. Находить полезную информацию, придумывать собственные задания, участвовать в презентации подготовленных заданий.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирующих базовые компетентности и универсальные учебные действия, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Для учебного курса «Русский язык» характерными формами организации деятельности учащихся являются: групповая, работа в малых группах, парная, индивидуальная, проектная и игровая деятельность.
Качество реализации данной программы будут изучаться посредством мониторингового исследования (формы). Результаты фиксируются в свободной таблице, с помощью графика, диаграммы. Тексты КИМов прилагаются.
№ | Тема | Кол-во часов | дик тант | изло жение | списы вание | сочи нение | пров. раб. |
-
| Наша речь | 4 | | | | | |
-
| Текст | 5 | | | | | |
-
| Предложение | 12 | 1 | | | 1 | 1 |
-
| Слова, слова, слова… | 22 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
-
| Звуки и буквы | 56 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
-
| Части речи | 57 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
-
| Повторение | 14 | 1 | | 1 | | 1 |
| Итого | 170 | 8 | 4 | 7 | 6 | 6 |
Учебно- методическое обеспечение:
Печатные пособия:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.
5. О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2-х частях». Изд. «Экзамен» Москва, 2015.
6. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.
Информационно-коммуникативные средства:
1. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс». (CD).
2. Электронное приложение. Начальная школа. Русский язык. Планирование учебной деятельности. Рабочая программа. Технологические карты уроков к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс». (CD).
Тематическое планирование уроков русского языка во 2 в классе на 2017- 2018 учебный год
(5 часов в неделю, 170 часов в год)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечания |
1 четверть 40 часов Раздел 1. Наша речь. 4 часа | |
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь. | 1 | |
2 | Виды речи. | 1 | |
3 | Диалог и монолог. | 1 | |
4 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | |
Раздел 2. Текст. 5 часов | |
5 | Текст. Признаки текста. | 1 | |
6 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | |
7 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | |
8 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. | 1 | |
9 | Обобщение знаний о тексте. Воспроизведение прочитанного текста. | 1 | |
Раздел 3. Предложение. 12 часов | |
10 | Входной контрольный диктант. | 1 | |
11 | Предложение. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
12 | Входной контрольный диктант. | 1 | |
13 | Главные члены предложения (основа предложения). | 1 | |
14 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
15 | Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. | 1 | |
16 | Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. | 1 | |
17 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | |
18 | Связь слов в предложении. | 1 | |
19 | Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | |
20 | Работа над ошибками. Сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». | 1 | |
21 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
Раздел 4.Слова, слова, слова… 22 часа | |
22 | Слово и его значение. | 1 | |
23 | Слово-общее название многих однородных предметов. | 1 | |
24 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
25 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | |
26 | Проверочное списывание. Синонимы. Словарь синонимов. | 1 | |
27 | Работа над ошибками. Антонимы. Словарь антонимов. | 1 | |
28 | Синонимы и антонимы. | 1 | |
29 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам и опорным словам. | 1 | |
30 | Работа над ошибками. Родственные слова. Общая часть родственных слов. | 1 | |
31 | Родственные слова и синонимы. Корень слова. | 1 | |
32 | Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | |
33 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | |
34 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | |
35 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
36 | Слог. | 1 | |
37 | Ударение. Ударные и безударные слоги. | 1 | |
38 | Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении. | 1 | |
39 | Перенос слов. | 1 | |
40 | Перенос слов. | 1 | |
2 четверть 40 часов | |
41 | Сочинение по сюжетным рисункам и вопросам. | 1 | |
42 | Закрепление знаний по разделу. | 1 | |
43 | Проверочная работа по разделу «Слова, слова, слова..» | 1 | |
Раздел 5. Звуки и буквы. 56 часов | |
44 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. | 1 | |
45 | Звуки и их обозначение буквами ни письме. | 1 | |
46 | Алфавит. Значение алфавита. | 1 | |
47 | Алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | |
48 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции. З. Е. Серебряковой «За обедом». | 1 | |
49 | Работа над ошибками. Заглавная буква в словах. | 1 | |
50 | Гласные звуки. Признаки гласного звука. | 1 | |
51 | Гласные звуки. Слова с буквой Э. | 1 | |
52 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 1 | |
53 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
54 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | |
55 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | |
56 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | |
57 | Проверяемые и проверочные слова. | 1 | |
58 | Списывание текста. | 1 | |
59 | Работа над ошибками. | 1 | |
60 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | |
61 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | |
62 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. | 1 | |
63 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. | 1 | |
64 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | |
65 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | |
66 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | |
67 | Контрольное списывание по теме «Безударные гласные» | 1 | |
68 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | |
69 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | |
70 | Согласный звук [й’] и буква «и краткое». | 1 | |
71 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |
72 | Произношение и написание слов с удвоенными согласными | 1 | |
73 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 1 | |
74 | Работа над ошибками. Проект «И в шутку и в серьёз». | 1 | |
75 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | |
76 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | |
77 | Мягкий знак (ь). Обозначение мягкости согласного мягким знаком. | 1 | |
78 | Контрольный диктант за II четверть | 1 | |
79 | Работа над ошибками. Проект «Пишем письмо». | 1 | |
80 | Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ. Работа над ошибками. | 1 | |
3 четверть 50 часов | |
81 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 1 | |
82 | Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и другими изученными орфограммами. | 1 | |
83 | Контрольное списывание по теме «Буквосочетания жи,ши, ча,ща, чу,щу». | 1 | |
84 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
85 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
86 | Парные по глухости-звонкости согласные звуки. Обозначение их буквой на письме. | 1 | |
87 | Парные согласные звуки. | 1 | |
88 | Парные согласные в середине и на конце слова. | 1 | |
89 | Парный согласный в корне слова. | 1 | |
90 | Правописание слов с парным согласным в корне слова. | 1 | |
91 | Алгоритм написания слов с парным согласным в корне слов. | 1 | |
92 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам. | 1 | |
93 | Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | |
94 | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | 1 | |
95 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | 1 | |
96 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
97 | Перенос слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
98 | Перенос слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
99 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | |
Раздел 6. Части речи. 57 часов | |
100 | Части речи. | 1 | |
101 | Признаки частей речи. | 1 | |
102 | Имя существительное. | 1 | |
103 | Признаки имени существительного. | 1 | |
104 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | |
105 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |
106 | Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | |
107 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | |
108 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | |
109 | Заглавная буква в собственных именах существительных. | 1 | |
110 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | 1 | |
111 | Закрепление правописания имён собственных. | 1 | |
112 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | |
113 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | |
114 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | |
115 | Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | 1 | |
116 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | |
117 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
118 | Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам и опорным словам. | 1 | |
119 | Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | 1 | |
120 | Глагол как часть речи. | 1 | |
121 | Роль глаголов в речи. | 1 | |
122 | Упражнение в распознавании глаголов. | 1 | |
123 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | |
124 | Проверочное списывание. | 1 | |
125 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. | 1 | |
126 | Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей «не». | 1 | |
127 | Обобщение знаний о глаголе как части речи. | 1 | |
128 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | |
129 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
130 | Текст-повествование и роль в нем глаголов. | 1 | |
4 четверть 40 часов | |
131 | Развитие речи. Обучающее изложение по опорным словам. Составление текста-повествования. | 1 | |
132 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | |
133 | Имя прилагательное как часть речи. Значение имен прилагательных. | 1 | |
134 | Признаки имен прилагательных. | 1 | |
135 | Связь существительных с прилагательными в предложении и в словосочетании. | 1 | |
136 | Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению. | 1 | |
137 | Роль имен прилагательных в предложении | 1 | |
138 | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | |
139 | Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | 1 | |
140 | Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание. | 1 | |
141 | Текст-описание. Признаки текста-описания. | 1 | |
142 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | |
143 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
144 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
145 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
146 | Личное местоимение как часть речи. | 1 | |
147 | Значение местоимений в речи. | 1 | |
148 | Проверочное списывание. | 1 | |
149 | Работа над ошибками. Структура текста – рассуждения. | 1 | |
150 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | |
151 | Работа над ошибками. Предлог как часть речи. | 1 | |
152 | Раздельное написание предлогов со словами. Роль предлогов в речи. | 1 | |
153 | Правописание предлогов. | 1 | |
154 | Развитие речи. Редактирование деформированного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок». | 1 | |
155 | Проверочная работа по теме «Предлог, как часть речи». | 1 | |
156 | Проект «В словари – за частями в речи! | 1 | |
Повторение 14 часов |
157 | Повторение. Текст. Виды текстов. | 1 | |
158 | Повторение. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | 1 | |
159 | Повторение. Имя существительное и прилагательное как часть речи. | 1 | |
160 | Повторение. Имя существительное и прилагательное как часть речи. | 1 | |
161 | Контрольное списывание. | 1 | |
162 | Повторение. Глагол как часть речи. Предлог. | 1 | |
163 | Контрольный диктант за курс 2 класса. | 1 | |
164 | Работа над ошибками. Повторение. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
165 | Повторение. Правила правописания. | 1 | |
166 | Повторение. Правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова. | 1 | |
167 | Проверочная работа на тему: «Правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова». | 1 | |
168 | Повторение. Правила правописания гласных звуков после шипящих. | 1 | |
169 | Повторение. Правила правописания парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным | 1 | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 1 | |