
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ, примерной учебной программы по русскому языку В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, учебному плану МБОУ «Орджоникидзевская СОШ».
В соответствии с Учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку:
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.
Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
Предмет направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребенком окружающего мира и самого себя.
В системе предметов общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»
-приобретение и систематизация знаний о языке;
-овладение орфографией и пунктуацией;
-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ мбоу «оРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ сош»
Согласно учебному плану МБОУ «Орджоникидзевская СОШ» на изучение русского языка во 2 классе определяет 170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели).
Возрастные особенностей учащихся
Рабочая программа разработана с учётом особенностей учащихся 2 класса:
ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Содержание программы
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова … | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
| ИТОГО | 170 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка во втором классе учащиеся научатся:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины "повествовательные предложения", "вопросительные предложения", "побудительные предложения"; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текста (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного,имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, преллога;
понимать термины "корень слова", "однокоренные слова", "разные формы слова";
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё,Ю,Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки и , й и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретенные знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи, развитие активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребление в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарем (использование алфавита;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Примерное количество слов:
- для словарных диктантов: 8-10;
- для контрольных диктантов: первое полугодие — 25-30, конец года — 35-45;
- для изложений: первое полугодие - примерно 40-50 слов, конец года - 50-65 слов.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тема-тика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольного списывания: 1 полугодие – 50 – 60 слов, 2 полугодие – 60 – 65 слов.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Важнейшей задачей учителя является проверка и оценка результатов обучения как в процессе усвоения курса, так и по его завершении. «На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать задачу);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности.»
В соответствии с методическим письмом МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г) представлен как текущий (в процессе и в конце изучения темы), так и итоговый контроль (за определённый достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год)
Проверочные работы:
- диагностические задания - позволяют выяснить сформированность учебной деятельности уч-ся, их умение применять полученные знания в новых, необычных учебных ситуациях. Проводятся в начале и конце изучения темы или курса
- разноуровневые задания по теме (текущий контроль)
- словарные диктанты
- списывание
- тесты ( в том числе разноуровневые, т.е позволяют определить качество усвоения знаний по теме)
- диктанты с грамматическими заданиями
- изложения
Контрольные работы
(базового уровня знаний – текущий контроль и итоговый – в конце четверти и года)
- тесты
- диктанты с грамматическими заданиями
Диагностические задания (отметка не ставится):
0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущены 3 ошибки;
1 балл – выполнена часть задания, или допущено 2 ошибки;
2 балла – большая часть заданий выполнена правильно или допущена 1 ошибка;
3 балла – задание выполнено правильно
Оценить диагностическую работу из 6 заданий можно так:
10-13 баллов – «3»
14-17 баллов – «4»
18-21 балл – «5»
Тест из 14заданий (верно – 1 балл, неверно – 0 баллов)
7 - 9 баллов – «3», от 0 до 6 баллов - «2»
10 - 12 баллов – «4»
13 - 14 балл – «5»
Словарные диктанты
«4» - за 1-2 ошибку,
«3» - за 3-4 ошибки,
«2» - за диктант с 5 и более ошибок
Диктант
«5» (отлично) ставится за диктант, в котором нет орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».
«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.
«3» (удовлетворительно) ставится за 4—6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.
«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.
В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.
За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.
За списывание без задания критерии оценки во 2 классе следующие:
Оценки |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Без ошибок | 1-2 ошибки | 3 ошибки | 4 ошибки |
Изложение
При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» (отлично) — полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).
«4» (хорошо) — полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексических недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).
«3» (удовлетворительно) — есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок — 4-6.
«2» (плохо) — пропущена главная часть, имеются значительные отступления от авторского текста, нарушена последовательность изложения, крайне беден словарь; содержание не раскрыто; допущено более шести орфографических ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Контрольно – измерительные материалы
№урока | Вид работы | Тема/Вид контроля |
8 | Диктант №1 | Наша речь. Текст |
12 | Контрольное списывание | Предложение |
20 | Контрольный диктант №1 | Предложение |
29 | Контрольный диктант №2 | Слова, слова, слова… |
41 | Проверочная работа №1 | Слово |
42 | Контрольный диктант №3 | |
49 | Контрольный диктант №4 | |
60 | Диктант. Проверочная работа | Гласные в корне |
73 | Контрольный диктант №5 | Согласные звуки и буквы |
74 | Проверочная работа №2 | Гласные в корне |
81 | Контрольный диктант №6 | Правописание сочетаний с шипящими |
Правописание парных звонких и глухих согласных |
97 | Диктант |
103 | Контрольное списывание | Разделительный ь |
118 | Диктант | Заглавная буква в именах собственных |
125 | Диктант | Имя существительное |
| | Предлоги |
146 | Диктант |
Местоимение |
152 | Контрольный диктант №7 |
163 | Контрольное списывание | |
166 | Проверочный диктант | |
168 | Контрольный диктант №7 | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2012.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2012.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс» (CD).
Наглядные пособия:
• Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
• Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.
Материально-технические средства:
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
• Компьютерная техника.
• Видеопроектор.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Количество часов учебного времени | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
Наша речь (4 часа) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | | | |
4 | Проверка знаний | | | |
Текст (5 часов) |
5 | Что такое текст? | | | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | | | |
7 | Части текста | | | |
8 | Диктант «На даче» | | | |
9 | Работа над ошибками | | | |
Предложение (12 часов) |
10 | Что такое предложение? | | | |
11 | Как из слов составить предложение? | | | |
12 | Контрольное списывание | | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | | | |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | | | |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | | | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | | | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | | | |
19 | Анализ сочинений | | | |
20 | Контрольный диктант «Пушок» | | | |
21 | Работа над ошибками | | | |
Слова, слова, слова….(22 часа) |
22 | Что такое лексическое значение слова? | | | |
23 | Что такое лексическое значение слова? | | | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | | | |
25 | Что такое прямое и переносное значение слов? | | | |
26 | Что такое синонимы? | | | |
27 | Что такое антонимы? | | | |
28 | Что такое антонимы? | | | |
29 | Контрольный диктант | | | |
30 | Работа над ошибками | | | |
31 | Что такое родственные слова? | | | |
32 | Что такое родственные слова? | | | |
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | | |
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | | |
35 | Какие бывают слоги? | | | |
36 | Как определить ударный слог? | | | |
37 | Как определить ударный слог? | | | |
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | | |
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | | |
40 | Обучающее сочинение по серии картинок | | | |
41 | Проверочная работа | | | |
42 | Контрольный диктант «Зимой в лесу» | | | |
43 | Работа над ошибками | | | |
Звуки и буквы (34 часа) |
44 | Как различить звуки и буквы? | | | |
45 | Как мы используем алфавит? | | | |
46 | Как мы используем алфавит? | | | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | | | |
48 | Как определить гласные звуки? | | | |
49 | Контрольный диктант. | | | |
51 | Работа над ошибками | | | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | | |
59 | Развитие речи. Обучающее изложение | | | |
60 | Проверочный диктант | | | |
61 | Работа над ошибками | | | |
62 | Как определить согласные звуки? | | | |
63 | Согласный звук (й) и буква Й краткое | | | |
64 | Согласный звук (й) и буква Й краткое | | | |
65 | Слова с удвоенными согласными | | | |
66 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по картине. | | | |
67 | Наши проекты. И в шутку, и всерьёз | | | |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | | | |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | | | |
70 | Как обозначить мягкость согласно го звука на письме? | | | |
71 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | | | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | | | |
73 | Контрольный диктант. | | | |
74 | Проверочная работа | | | |
75 | Работа над ошибками | | | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | | | |
77 | Обобщающий урок | | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.. | | | |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | | | |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | | | |
81 | Контрольный диктант. | | | |
82 | Работа над ошибка ми. Закрепление знаний | | | |
83 | Наши проекты. Рифма | | | |
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | | | |
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | | | |
86 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | | | |
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | | |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить эти звуки? | | | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова | | | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | | | |
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | | | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | | |
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | | | |
96 | Проверка знаний | | | |
97 | Диктант | | | |
98 | Работа над ошибка ми. Обобщение изученного материала | | | |
99 | Правописание слов с раздели тельным мягким знаком | | | |
100 | Правописание слов с раздели тельным мягким знаком | | | |
101 | Правописание слов с раздели тельным мягким знаком | | | |
102 | Раздели тельный мягкий знак. Обобщение изученного материала | | | |
103 | Контрольное списывание | | | |
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | | | |
105 | Проверка знаний | | | |
106 | Обобщение изученного материала | | | |
Части речи (47 часов) |
107 | Что такое части речи? | | | |
108 | Что такое части речи? | | | |
109 | Что такое имя существительное? | | | |
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | | |
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | | | |
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | | | |
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | | | |
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | | | |
115 | Заглавная буква в географических названиях | | | |
116 | Обучающее изложение | | | |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | | | |
118 | Диктант | | | |
119 | Работа над ошибками | | | |
120 | Единственное и множественное число имён существительных | | | |
121 | Единственное и множественное число имён существительных | | | |
122 | Единственное и множественное число имён существительных | | | |
123 | Обучающее изложение | | | |
124 | Проверка знаний | | | |
125 | Диктант | | | |
126 | Работа над ошибками | | | |
127 | Что такое глагол? | | | |
128 | Что такое глагол? | | | |
129 | Что такое глагол? | | | |
130 | Единственное и множественное число глаголов | | | |
131 | Единственное и множественное число глаголов | | | |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | | | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | | | |
134 | Что такое текст-повествование? | | | |
135 | Проверка знаний | | | |
136 | Что такое имя прилагательное? | | | |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | | | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | | |
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | | | |
140 | Что такое текст-описание? | | | |
141 | Проверка знаний | | | |
142 | Общее понятие о предлоге | | | |
143 | Раздельное написание предлогов со словами | | | |
144 | Восстановление предложений | | | |
145 | Проверка знаний | | | |
146 | Диктант | | | |
147 | Работа над ошибками | | | |
148 | Что такое местоимение? | | | |
149 | Что такое местоимение? | | | |
150 | Что такое текст-рассуждение | | | |
151 | Проверка знаний | | | |
152 | Контрольный диктант | | | |
153 | Работа над ошибками | | | |
Повторение (17 часов) |
154 | Повторение по теме «Текст» | | | |
155 | Сочинение по картине | | | |
156 | Повторение по теме «Предложение» | | | |
157 | Повторение по теме «Предложение» | | | |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | | | |
159 | Повторение по теме «Части речи» | | | |
160 | Повторение по теме «Части речи» | | | |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | | |
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | | | |
163 | Контрольное списывание | | | |
164 | Повторение и закрепление изученного материала | | | |
165 | | | |
166 | | | |
167 | | | |
168 | | | |
169 | | | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | | | |