СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа XXI века"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что данная программа будет полезна учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа XXI века"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92 г. Могоча

«Рассмотрено»

На заседании МО


/Н.А. Семенова/


«__»________2017г.


«Согласовано»

завуч по УВР


/Ж.Г. Кармадонова/


«__»___________2017г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 92


/Л.Г. Вавилова/


«__»__________2017г.





Рабочая программа



Наименование учебного предмета – русский язык

Класс – 3 «в»

Уровень образования – начальное общее образование

Учитель – Ирина Валентиновна Васильева

Срок реализации программы, учебный год – 2017-2018 уч. год

Количество часов по программе – 675 часов;5 часов в неделю

Количество часов по учебному плану – 170 часов в год; 5 часов в неделю

Планирование составлено на основе программы «Школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, рекомендованной Министерством образования РФ

Учебник – «Русский язык» 2 класс для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова -4-е изд., перераб.-М:Вентана-Граф, 2012

Рабочую программу составила Ирина Валентиновна Васильева



Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности





  1. Планируемые результаты и содержание образовательной области

«Филология» на уровне начального общего образования.​

​ Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;




  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер:ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

  • моделировать объекты и процессы реального мира.



Предметные результаты

В результате изучения курса русского языка онаучатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник научится:

осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

–​ различать звуки и буквы;

–​ характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

–​ пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

–​ соблюдать нормы русского в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

–​ находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям идр.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

–​ различать изменяемые и неизменяемые слова;

–​ различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

–​ находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

–​ выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

–​ использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

–​ выявлять слова, значение которых требует уточнения;

–​ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

–​ подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

–​ подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

–​ различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

–​ оценивать уместность использования слов в тексте;

–​ выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

–​ распознавать грамматические признаки слов;

–​  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

–​ проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

–​ находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

–​ различать предложение, словосочетание, слово;

–​ устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

–​ классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

–​ определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

–​ находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

–​ выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

–​ различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

–​ выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

–​ различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

–​ применять правила правописания (в объеме содержания курса);

–​ определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–​ безошибочно списывать текст;

–​ писать под диктовку тексты объемом в соответствии с изученными правилами правописания;

–​ проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

–​ осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

–​ подбирать примеры с определенной орфограммой;

–​ при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

–​ при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

–​ оценивать правильность (уместность) выбора языковых 
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, 
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

–​ соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–​ выражать собственное мнение и аргументировать его;

–​ самостоятельно озаглавливать текст;

–​ составлять план текста;

–​ сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

–​ создавать тексты по предложенному заголовку;

–​ подробно или выборочно пересказывать текст;

–​ пересказывать текст от другого лица;

–​ составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

–​ анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

–​ корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

–​ анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

–​ соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).







































​ II. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как предлоги вместе с существительными, личные местоимения,, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
    и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).





















III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Повторяем фонетику.


1

2

Вспоминаем правила написания прописной буквы.

1

3

Фонетиче­ский разбор слова.

Словарный диктант

1

4

Вспомина­ем правила переноса слов.

1

5

Повторяем: текст, его признаки и типы.


6

Фонетичес­кий разбор слова.

1

7

Входной контрольный диктант

1

8

Работа над ошибками. Повторяем правила обозначе­ния глас­ных после шипящих.

1

9

Повторяем состав слова.

1

10

Повторяем правописа­ние безудар­ных гласных в корне слова.

1

11

Повторяем признаки и типы текстов.

1

12

Разбор слова по составу.

1

13

Повторяем правописание согласных в корне слова.

Словарный диктант

1

14

Повторяем словообразование.

1

15

Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

16

Текст и его заголовок


1

17

Разбор слова по составу и словообразование.

1

18

Вспоминаем правописа­ние суффиксов.


1

19

Повторяем правописа­ние приставок.

1

20

Текущая контрольная работа или 

тест по темам«Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

1

21

Заголовок и начало текста.

1

22

Предложе­ние и его смысл. Слова в предложе­нии.

1

23

Виды предложе­ний по цели высказыва­ния и инто­нации.

Словарный диктант

1

24

Последова­тель­ность предложе­ний в тексте. Тест по теме «Текст, заголовок текста».

1

25

Контрольное списывание 

по теме  «Повторение изученных орфограмм».

Деление текста на абзацы

1

26

Главные члены предложе­ния.

1

27

Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков.

1

28

Главные члены предложе­ния.

1

29

Учимся писать приставки.

1

30

Учимся писать приставки, оканчива­ющиеся на з//с.

Словарный диктант

1

31

Подлежа­щее.

1

32

Сказуемое.

1

33

Итоговый контрольный диктант за I четверть.

1

34

Работа над ошибками. Учимся писать письма.

1

35

Подлежащее и сказуемое

1

36

Учимся писать письма.

1

37

Второсте­пенные члены предложе­ния.

1

38

Обстоятельство.

2

39

Учимся писать приставку с-.


1

40

Учимся писать письма.

1

41

Контролная работа  по теме «Изученные орфограммы».

1

42

Работа над ошибками

1

43

Определе­ние.

Словарный диктант

2

44

Учимся писать слова с двумя корнями.

1

45

Запоми­наем соедини­тельные гласные о, е.

1

46

Учимся писать письма.

1

47

Дополне­ние.

2

48

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

1

49

Тест по теме «Второстепенные члены предложения» Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

Словарный диктант

1

50

Работа над ошибками. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

1

51

Контрольное списывание.

Учимся писать письма

1

52

Однород­ные члены предложе­ния.

1

53

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

1

54

Однород­ные члены предложе­ния.

1

55

Знаки пре­пинания при одно­родных членах предложе­ния.

1

56

Учимся писать письма.

1

57

Однород­ные члены предложе­ния.

1

58

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

59

Однород­ные члены предложе­ния.

Словарный диктант

1

60

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

61

Учимся писать письма.

1

62

Повторяем фонетику и состав слова.

1

63

Текущая контрольная работа по темам «Фонетика. Состав слова. Синтаксис. Простое предложение».

1

64

Повторе­ние.

1

65

Части речи.

1

66

Самосто­ятельные и служебные части речи.

1

67

Повторе­ние.

Словарный диктант

1

68

Имя существительное.

1

69

Итоговый диктант за первое полугодие по теме «Орфограммы, изученные в первом полугодии

1

70

Работа над ошибками

1

71

Повторе­ние.

1

72

Учимся писать изложение.

1

73

Род имен существи­тельных.

Словарный диктант

1

74

Род имен существи­тельных.

1

75

Учимся писать изложение.

1

76

Число имен существи­тельных.

1

77

Правописа­ние мягко­го знака после шипящих на конце имен существительных.

1

78

Правопи­сание мяг­кого знака после ши­пящих на конце имен существительных.

1

79

Число имен существи­тельных.

Словарный диктант

1

80

Изменение имен существи­тельных по числам.

2

81

Текущая контрольная работа по теме «Части речи, род и число имен существительных».

1

82

Учимся писать изложение.

1

83

Измене­ние имен существи­тельных по паде­жам.

1

84

Падеж имен существи­тельных. Словарный диктант

2

85

Учим слова с удвоенны­ми согласными в кор­не слова.

1

86

Учимся писать письма.

1

87

Падеж имен существи­тельных.

1

88

Учимся пи­сать суф­фикс -ок- в именах существи­тельных.

1

89

Падеж имен существи­тельных.

1

90

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания –ичк- и –ечк-.

1

91

Работаем с текстом. Словарный диктант

1

92

Склонение имен существительных.

1

93

Учимся писать сочетания –инк-,- енк-.

1

94

Текущий диктант по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Удвоенные согласные в словах. Суффиксы имен существительных».

1

95

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

96

Склонение имен существительных.

1

97

Правописа­ние без­ударных окончаний имен су­ществитель­ных 1-го склонения.

1

98

Контрольное списывание.

Работаем с текстом

1

99

Склонение имен существи­тельных Словарный диктант

1

100

Тест по теме «Род, число, падеж, склонение имен существительных».

1

101

Правописание без­ударных окончаний имен существитель­ных 1-го склонения.

1

102

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

103

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

1

104

Учимся писать изложения.

1

105

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

106

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

1

107

Имена существительные собствен­ные и нарицательные

Словарный диктант.

1

108

Гласные о и е в оконча­ниях имен существи­тельных после ши­пящих и ц.

1

109

Учимся писать изложение.

1

110

Способы образова­ния имен существительных. Словарный диктант

1

111

Тест по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го и 2-го склонения»

1

112

Способы образова­ния имен существи­тельных.

1

113

Учимся писать безударные окончания имен существитель­ных 3-го склонения

1

114

Учимся писать безударные окончания имен существитель­ных 3-го склонения

1

115

Учимся писать изложение Словарный диктант

1

116

Повторяем фонетику и состав слова.

1

117

Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в третьей четверти».

1

118

Работа над ошибками

1

119

Повторяем правописа­ние без­ударных окончаний имен суще­стви­тель­ных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

1

120

Имя прилагательное.

1

121

Правописа­ние окончаний имен существи­тельных множествен­ного числа.

1

122

Повторе­ние. Словарный диктант

1

123

Имя прилагательное.

1

124

Повторяем правописа­ние безудар­ных окон­чаний имен существи­тельных.

1

125

Имя прилагательное.

1

126

Правописа­ние имен существи­тельных на ий, ия, ие. Словарный диктант

1

127

Правописа­ние имен существи­тельных на ий, ия, ие.

1

128

Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие

1

129

Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных».

1

130

Работа над ошибками

Повторение правописания безударных окончаний имен существительных

1

131

Качествен­ные имена прилагательные. Словарный диктант

2

138

Изложе­ние с элемен­тами сочинения.

1

132

Правопи­сание окончаний имен прилагательных.

1

133

Учимся писать изложение.

1

134

Тест «Правописание окончаний имен прилагательных»

1

135

Правописа­ние окончаний имен прилагательных.

1

136

Краткая форма качествен­ных прила­гательных.

1

137

Правописа­ние окончаний имен прилагательных. Словарный диктант

1

138

Учимся писать сочинение.

1

139

Относи­тельные имена прилагательные.

1

140

Правописа­ние относительных прилага­тельных.

1

141

Как образу­ются относительные при­лагатель­ные.

1

142

Правописа­ние относительных прилага­тельных. Словарный диктант

1

143

Учимся писать сочинение.

1

144

Текущая контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение».

1

145

Работа над ошибками

1

146

Правописа­ние относительных прилага­тельных.

1

147

Притяжа­тельные имена при­лагатель­ные.

1

148

Правописа­ние притяжательных прилага­тельных.

1

149

Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».

1

150

Работа над ошибками.

1

151

Повторение Словарный диктант

1

152

Списывание.

Повторяем фонетику и состав слова

1

153

Самостоятельная работа по теме «Правописание имен прилагательных»

1

154

Правописа­ние крат­кой формы имен прилагательных.

1

155

Местоиме­ние.

1

156

Текущее изложение. Работаем с текстом

1

157

Личные местоиме­ния. Словарный диктант

1

158

Итоговый контрольный диктант за год

1

159

Работа над ошибками. Личные местоиме­ния.

1

160

Правописание местоимений с предлогами

1

161

Как изменя­ются место­имения.

1

162

Правописание местоимений Словарный диктант

1

163

Праздник «Знатоки русского языка».

1

Итого:


170