СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 4 АООП класса. Разработана для детей 4 класса с задержкой псиззхического развития.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 237-Д от 31.08.2017
Приложение к АООП НОО (VIIвид)
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для учащихся 4г АООП (VII вида) класса
на 2017-2018 учебный год
Парменова Н.Н., учитель начальных классов, I КК
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол № _1__ от _29.08.2017___________
Руководитель ШМО ___________ Дражникова Г.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изм. от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида Р.Д. Тригер «Русский язык», Примерной программой по русскому языку и учебному плану школы.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, рабочей программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В., 2014, предметной линии учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях, М.: Просвещение, с 2015, программы коррекционно-развивающего обучения для начальных классов, авторы Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. – М.; ПАРАДИГМА, 2014.
В начальном обучении русскому языку детей с ЗПР предусматриваются: максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза; уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно.
Целью изучения предмета «Русский язык» в 4классе является:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основной цели изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначального представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные, устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов ( 5 часов в неделю, 34 учебные недели)
2
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 часов в неделю:
1 четверть – 43часа; 2 четверть – 39часов;
3 четверть – 46 часов; 4 четверть – 42часа.
№ раздела темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | Дата проведения (четверть) | ||
Теория | Практика (развитие речи) | Контроль | ||||
| Повторение. | 11 | 10 | 1 | | I |
2 | Предложение. | 9 | 6 | 1 | 2 | I |
3 | Слово в языке и речи. | 21 | 18 | 2 | 1 | I |
4 | Имя существительное. | 43 | 36 | 4 | 3 | II, III |
5 | Имя прилагательное. | 30 | 23 | 5 | 2 | III |
6 | Личные местоимения. | 8 | 6 | 1 | 1 | III |
7 | Глагол. | 33 | 27 | 3 | 3 | III - IV |
8 | Повторение. | 15 | 12 | 2 | 1 | IV |
| ИТОГО | 170 | 138 | 19 | 13 | |
| | |||
| | |||
3.Содержание учебного предмета 4 класс (5 часов в неделю, всего-170 часов)
Повторение (11 ч) | | |||
Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Текст. Составление планов к данным текстам. Признаки текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректировка порядка предложений и частей текста. Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Предложение (9 ч) Однородные члены предложения. Связь однородных членом в предложении при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. Простые и сложные предложения Различие сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. | ||||
Слово в языке и речи (21 ч) | ||||
Лексическое значение слова. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Состав слова. Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости- звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов –ик, -ек. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. | ||||
Имя существительное (43 ч) | ||||
Изменение по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различие падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Три склонения имен существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонений. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. | | |||
Имя прилагательное (30 ч) | |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Словообразование имён прилагательных. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных в множественном числе.
Личные местоимения ( 8 ч)
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Личные местоимения 1-го,2-го,3-го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.
Глагол (33 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Глаголы, которые не употребляются в форме 1 – го лица настоящего и будущего времени.( победить, пылесосить).Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.
Повторение (15 ч)
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование и развитие:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.),
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Ученик научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные универсальные учебные действия
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Ученик научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Ученик научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы учащимися 4-го класса:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы учащимися 4-го класса:
Развитие речи
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Учащийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Система язык. Фонетика, орфоэпия, графика
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;пределять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Учащийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Лексика
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Учащийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
Морфология
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Учащийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Синтаксис
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Учащийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
5.Календарно-тематическое планирование учебного предмета
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Учебные четверти | Изучение программного материала | Контрольные работы | Развитие речи | Проекты |
1 | 43 | 2 | 4 | 1 |
2 | 39 | 3 | 4 | - |
3 | 46 | 3 | 6 | 2 |
4 | 42 | 4 | 5 | 1 |
Год | 170 | 12 | 19 | 4 |
четверть ( 43 часа)
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Дата | Корректировка | ||
Повторение (11 часов) 1 часть | ||||||
1 | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | | 01.09 | | |
2 | 2 | Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи. | с.6 – 7 упр. 3 - 4 | 4.09 | | |
3 | 3 | Текст, признаки текста. Составление планов к текстам. | с.8 – 9 упр. 5 – 7 | 5.09 | | |
4 | 4 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста «Первая вахта». | с.10 упр. 8, памятка 2 «Как подготовиться к изложению» (с. 145) | 6.09 | | |
5 | 5 | Анализ изложения и работа над ошибками. Типы текстов. | с.11 - 12 упр. 9 - 11 | 7.09 | | |
6 | 6 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | | 8.09 | | |
7 | 7 | Словарный диктант. Предложение. Виды предложений по интонации. | с.15- 16 упр. 16 -19 | 11.09 | | |
8 | 8 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | с.17 - 18 упр. 20 – 22, «Страничка для любознательных», с. 21 | 12.09 | | |
9 | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. | с.18 - 20 упр. 32, 33, памятка 6 «Разбор предложения по членам предложения» (с.149) | 13.09 | | |
10 | 10 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | С. 21, памятка 6 «Разбор предложения по членам предложения» (с.149) | 14.09 | | |
11 | 11 | Словосочетание. | | 15.09 | ||
Предложение (9 часов) | ||||||
12 | 1 | Однородные члены предложения (общее понятие). | с. 24 - рубрика «Проверь себя», с. 25 – 27 | 18.09 | | |
13 | 2 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | с.28 - 30 упр. 35 - 38 | 19.09 | | |
14 | 3 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | с. 30 – 34 упр. 39 - 46 | 20.09 | | |
15 | 4 | Различение простых и сложных предложений. | с.35-36- упр.47-49 | 21/09 | | |
16 | 5 | Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами. | | 22.09 | | |
17 | 6 | Словарный диктант. Простые и сложные Различение сложного и простого предложений с однородными членами | с.38 - 39 упр. 53 - 56 | 25.09 | | |
18 | 7 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | с. 34 упр. 48 | 26.09 | | |
19 | 8 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Проект «Похвальное слово знакам препинания». | рубрика «Наши проекты», с.35 | 27.09 | | |
20 | 9 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». |
| 28.09 | | |
Слово в языке и речи (21 час) | ||||||
21 | 1 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | с.41 - 42 упр. 57 – 59 | 29.09 | | |
22 | 2 | Заимствованные слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | с.43 упр. 60-61 | 02.10 | | |
23 | 3 | Синонимы, антонимы, омонимы. | с. 46-47 | 03.10 | | |
24 | 4 | Фразеологизмы. | с.47 - 48 упр. 69 - 71 | 04.10 | | |
25 | 5 | Обобщение знаний о лексических группах слов. | с. 48 упр. 72-73 | 05.10 | | |
26 | 6 | Состав слова. Значимые части слова. | | 06.10 | | |
27 | 7 | Состав слова. Значимые части слова. | с.54 - 56 упр. 83 - 88 | 09.10 | | |
28 | 8 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | с.56 - 58 упр. 89 - 92 | 10.10 | | |
29 | 9 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | с.58 - 61 упр. 93 – 97 | 11.10 | | |
30 | 10 | Словарный диктант. Правописание приставок и суффиксов – ик, - ек, -ок. | с.62 - 63 упр. 102 - 105 | 12.10 | | |
31 | 11 | Правописание Ь и Ъ разделительных знаков. | | 13.10 | | |
32 | 12 | Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста. | с. 66 упр. 110 | 16.10 | | |
33 | 13 | Анализ изложений, и работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | с.67 - 68 упр. 111 - 114 | 17.10 | | |
34 | 14 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи». |
| 18.10 | | |
35 | 15 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | повторить словарные слова и изученные правила | 19.10 | | |
36 | 16 | Контрольный словарный диктант. Грамматические признаки частей речи. | | 20.10 | | |
37 | 17 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». | с.77 упр. 133, 134 | 23.10 | | |
38 | 18 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Глагол. | с. 71-72 упр. 121 - 122 | 24.10 | | |
39 | 19 | Имя числительное. | С. 72 упр. 123 | 25.10 | | |
40 | 20 | Наречие как часть речи. | с. 73-74 упр. 124 -128 | 26.10 | | |
41 | 21 | Правописание наречий. Систематизация знаний по теме ««Слово в языке и речи»». | | 27.10 | | |
Имя существительное (43 часа) | ||||||
42 | 1 | Распознавание падежей имён существительных. | с.79- 82 упр. 135 - 138 | 30.10 | | |
43 | 2 | Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей имён существительных. Начальная форма имени существительного. | с.83 - 84 упр. 139 - 142 | 31.10 | | |
2 четверть (39 часов) Имя существительное (продолжение) | ||||||
44 | 1 | Упражнение в распознавании родительного и дательного падежей имён существительных. | с. 85 – 86 упр. 143 - 150 | 7.11 | | |
45 | 2 | Упражнение в распознавании творительного и предложного падежей имён существительных. | с.87 упр. 148 – 150 | 8.11 | | |
46 | 3 | Систематизация знаний о падежах и приёмах их распознавания. | с.88, упр. 151 – 152 | 9.11 | | |
47 | 4 | Словарный диктант. Несклоняемые имена существительные. | | 10.11 | | |
48 | 5 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. | с.89- 90 упр. 153 - 157 | 13.11 | | |
49 | 6 | Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | с. 91 - 92 упр. 158 - 160 | 14.11 | | |
50 | 7 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». | с. 92 упр. 161 | 15.11 | | |
51 | 8 | Анализ сочинений и работа над ошибками. 2-е склонение имён существительных. | с.93 - 94 упр. 162 - 165 | 16.11 | | |
52 | 9 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | | 17.11 | | |
53 | 10 | 3-е склонение имён существительных. | с.96 - 98 упр. 169 - 173 | 20.11 | | |
54 | 11 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. | с.98 - 99 упр. 174 – 175 | 21.11 | | |
55 | 12 | Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного. | с. 99 – 101 упр. 176 - 179 | 22.11 | | |
56 | 13 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | с.101 упр. 180 | 23.11 | | |
57 | 14 | Анализ изложений и работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | | 24.11 | | |
58 | 15 | Способы проверки безударных падежных окончаний существительных | с. 104 упр.184 | 27.11 | | |
59 | 16 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Три склонения имён существительных» | | 28.11 | | |
60 | 17 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | с.105 упр. 185 187 | 29.11 | | |
61 | 18 | Словарный диктант. Именительный и винительный падежи. | с.106-107 упр.188-190 | 30.11 | | |
62 | 19 | Родительный падеж. | | 1.12 | | |
63 | 20 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | с. 109 – 110 упр. 196 - 110 | 4.12 | | |
64 | 21 | Контрольное списывание с грамматическим заданием. | | 5.12 | | |
65 | 22 | Работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | с.111 - 113 упр. 201 - 207 | 6.12 | | |
66 | 23 | Дательный падеж. | с.113 - 114 упр. 208 - 211 | 7.12 | | |
67 | 24 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | | 8.12 | | |
68 | 25 | Творительный падеж. | с.117 - 118 упр. 219 - 221 | 11.12 | | |
69 | 26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту администрации за I полугодие. | | 12.12. | | |
70 | 27 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | | 13.12 | | |
71 | 28 | Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | с.119 - 120 упр. 222 - 226 | 14.12 | | |
72 | 29 | Предложный падеж. Контрольный словарный диктант. | с.121 - 122 упр. 227 - 230 | 15.12 | | |
73 | 30 | Развитие речи. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | с.130 упр. 247 | 18.12 | | |
74 | 31 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | с. 123 – 124 упр. 231 – 233 | 19.12 | | |
75 | 32 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | с.124 - 126 упр. 234 – 238 | 20.12 | | |
76 | 33 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | с.127 - 130 упр. 230 - 246 | 21.12 | | |
77 | 34 | Морфологический разбор имени существительного как части речи. | с. 131 – 132 упр. 248 - 252 | 22.12 | | |
78 | 35 | Словарный диктант. Именительный падеж имён существительных множественного числа. | с.133 - 134 упр. 253 - 256 | 25.12 | | |
79 | 36 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | с.135 - 136 упр. 257 - 261 | 26.12 |
| |
80 | 37 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | с. 141 упр. 273 | 27.12 | . |
| | |||||||||
81 | 38 | Анализ изложений и работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | с. 137 – 139 упр. 262 - 268 | 28.12 | | | ||||
82 | 39 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | с.139 - 140 упр. 269 - 272 | 29.12 | | | | |||
3 четверть 46 ч. Имя существительное (продолжение 2 часа) | | | | |||||||
83 | 1 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | с.142 упр. 274 - 275 | 10.01 | | | ||||
84 | 2 | Систематизация знаний по теме «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | Рубрика «Проверь себя», с. 143, рубрика «Наши проекты», с. 144 | 11.01 | | | ||||
Имя прилагательное 30 ч. | | |||||||||
85 | 1 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. | с.3 – 7 упр. 1 - 7 | 12.01 | | | ||||
86 | 2 | Род имён прилагательных. | с.7 – 8 упр. 8 - 13 | 15.01 | | | ||||
87 | 3 | Число имен прилагательных. Словарный диктант. | с.7 – 8 упр. 8 - 13 | 16.01 | | | ||||
88 | 4 | Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | с.9 упр.14 - 15 | 17.01 | | | ||||
89 | 5 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | с.10 – 12 упр. 16 - 20 | 18.01 | | | ||||
90 | 6 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по картине В.А. Серова «Мика Морозов». | с.13 упр. 21, 22 | 19.01 | | | ||||
91 | 7 | Анализ изложений, работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | с.14 – 15 упр. 23 - 25 | 22.01 | | | ||||
92 | 8 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | с. 16 – 17 упр. 26 - 28 | 23.01 | | | ||||
93 | 9 | Именительный падеж. | с.17 – 18 упр. 29 - 32 | 24.01 | | | ||||
94 | 10 | Родительный падеж. | с.19 - 20 упр. 33 - 37 | 25.01 | | | ||||
95 | 11 | Словарный диктант. Дательный падеж. | с.20 – 21 упр. 38 - 41 | 26.01 | | | ||||
96 | 12 | Именительный, винительный и родительный падежи. | с.22 – 24 упр. 42 – 49 | 29.01 | | | ||||
97 | 13 | Творительный и предложный падежи. | с.25 – 26 упр. 50 - 55 | 30.01 | | | ||||
98 | 14 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | с.27 упр. 56 - 57 | 31.01 | | | ||||
99 | 15 | Анализ изложений и работа над ошибками. | | 1.02 | | | ||||
100 | 16 | Проект. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | с.28 рубрика «Наши проекты» | 2.02 | | | ||||
101 | 17 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | с.29 упр. 58- 59 | 5.02 | | | ||||
102 | 18 | Именительный и винительный падежи. | с.30 - 31 упр. 60 - 64 | 6.02 | | | ||||
103 | 19 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи. | с. 32 – 33 упр. 65 - 70 | 7.02 | | | ||||
104 | 20 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Развитие речи. Изложение описательного текста. | с. 34 – 35 упр. 71 - 74 | 8.02 | | | ||||
105 | 21 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных | с. 35 – 37 упр. 75 - 79 | 9.02 | | | ||||
106 | 22 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе» |
| 13.02 | | | ||||
107 | 23 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Склонение имён прилагательных во множественном числе. | с.38- 40 упр. 80 – 84 | 12.02 | | | ||||
108 | 24 | Словарный диктант Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | с. 41 - 42 упр. 86 - 42 | 14.02 | | | ||||
109 | 25 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | с.43 - 44 упр. 90 - 94 | 15.02 | | | ||||
110 | 26 | Дательный и творительный падежи. имён прилагательных множественного числа. | с.45 - 46 упр. 95 - 98 | 16.02 | | | ||||
111 | 27 | Морфологический разбор имени прилагательного. | с.47 - 48 упр. 99 - 104 | 19.02 | | | ||||
112 | 28 | Развитие речи. Устное сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Обобщение по теме «Имя прилагательное». | с.49 упр. 105 - 107 | 20.02 | | | ||||
113 | 29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | | 21.02 | | | ||||
114 | 30 | Работа над ошибками. Систематизация знаний по теме «Имя прилагательных». Оценка достижений. | с.50 рубрика «Проверь себя» | 22.02 | | | ||||
Личные местоимения (8 часов) | | |||||||||
115 | 1 | Местоимение как часть речи. Роль личных местоимений в речи. | с.51 - 53 упр. 108 - 111 | 26.02 | | | ||||
116 | 2 | Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. | с.54 - 55 упр. 112 - 117 | 27.02 | | | ||||
117 | 3 | Контрольный словарный диктант Изменение личных местоимений по падежам. | с. 56 - 57 упр. 118 - 121 | 28.02 | | | ||||
118 | 4 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | с. 58 - 59 упр. 122 - 125 | 1.03 | | | ||||
119 | 5 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Морфологический разбор местоимения. Развитие речи. Краткое изложение повествовательного текста по имеющемуся плану | с.60 – 62 упр. 126 - 131 | 2.03 | | | ||||
120 | 6 | Работа над ошибками в изложении. Изменение личных местоимений по падежам. | с.63 – 65 упр. 132 - 138 | 5.03 | | | ||||
121 | 7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | | 6.03 | | | ||||
122 | 8 | Работа над ошибками. Систематизация знаний по теме «Местоимение». | с.66 упр.1-3 | 7.03 | | | ||||
Глагол (33 часа) | | |||||||||
123 | 1 | Значение глаголов в языке и речи. | с. 67 – 69 упр. 139 - 143 | 9.03 | | | ||||
124 | 2 | Время глаголов. Изменение глаголов по временам. | с. 70 - 71 упр. 144 - 147 | 12.03 | | | ||||
125 | 3 | Контрольное изложение повествовательного текста. | с.79 упр.162 | 13.03 | | | ||||
126 | 4 | Анализ изложений и работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. | с.72 - 73 упр. 148 - 151 | 14.03 | | | ||||
127 | 5 | Словарный диктант. Неопределённая форма глагола. | с.74 - 75 упр. 152 - 156 | 15.03 | | | ||||
128 | 6 | Изменение глаголов по временам. | с. 76 – 78, упр. 157 – 161, «Страничка для любознательных», с. 78 | 16.03 | | | | |||
4 четверть 42 часа Глагол (продолжение) (27 часов) | | |||||||||
129 | 1 | Спряжение глаголов. | с.80 - 81 упр. 163 - 165 | 2.04 | | | ||||
130 | 2 | Спряжение глаголов. | с. 82 – 83 упр. 166 - 168 | 3.04 | | |
131 | 3 | Спряжение глаголов. | с.83 – 84, упр. 169 - 170, | 4.04 | |
132 | 4 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | с.85 - 86 упр. 171 - 176 | 5.04 | |
133 | 5 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | с. 87 упр. 177 - 179 | 6.04 | |
134 | 6 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Проект «Пословицы и поговорки».
| рубрика «Наши проекты», с. 92 | 9.04 | |
135 | 7 | Словарный диктант. I и II спряжение глаголов в сложном будущем времени. | с. 90 - 91 упр. 184 - 188 | 10.04 | |
136 | 8 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | с. 93 - 95 упр. 189 - 193 | 11.04 | |
137 | 9 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | с. 95 - 97 упр. 194 - 199 | 12.04 | |
138 | 10 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | с. 98 - 100 упр. 200 - 206 | 13.04 | |
139 | 11 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | с. 101- 1 упр. 207 | 16.04 | |
140 | 12 | Всероссийская проверочная работа | | 17.04 | |
141 | 13 | Работа над ошибками. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | с. 102 – 105 упр. 210 - 220 | 18.04 | |
142 | 14 | Всероссийская проверочная работа | | 19.04 | |
143 | 15 | Работа над ошибками. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | с. 106 - 107 упр. 221 - 226 | 20.04 | |
144 | 16 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. | с. 108 упр. 227 - 228 | 23.04 | |
145 | 17 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глагола. | с. 109 - 110 упр. 229 - 232 | 24.04 | |
146 | 18 | Словарный диктант Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | с. 111 - 112 упр. 233 - 238 | 25.04 | |
147 | 19 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | с. 113 - 114 упр. 239 - 242 | 26.04 | |
148 | 20 | Систематизация знаний по теме «Глагол» | с. 115 - 118 упр. 243- 252 | 27.04 | |
149 | 21 | Подробное изложение повествовательного текста. | с. 119 упр. 253 | 30.04 | |
150 | 22 | Анализ изложений и работа над ошибками. | | 02.05 | |
151 | 23 | Обобщение знаний по теме «Глагол». | рубрика «Проверь себя», с. 120 | 3.05 | |
152 | 24 | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме «Глагол». | | 4.05 | |
153 | 25 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном списывании. | | 7.05 | |
154 | 26 | Обобщение знаний по теме «Глагол». | С.120 | 8.05 | |
155 | 27 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту администрации за II полугодие. | | 10.05 | |
Повторение (15 часов) | |||||
156 | 1 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Текст. | с. 122 - 123 упр. 257 - 260 | 11.05 | |
157 | 2 | Контрольный словарный диктант Предложение и словосочетание | с. 124 - 125 упр. 261 - 267 | 14.05 | |
158 | 3 | Предложение и словосочетание. | с. 126 - 127 упр. 268 - 273 | 15.05 | |
159 | 4 | Лексическое значение слова. | с. 128 - 129 упр. 274 - 277 | 16.05 | |
160 | 5 | Промежуточная аттестация. | | 17.05 | |
161 | 6 | Анализ результатов промежуточной аттестации, работа над ошибками. | | 18.05 | |
162 | 7 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь». | с. 129 упр. 278 | 21.05 | |
163 | 8 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Состав слова. | с.130-132 упр.279-287 | 22.05 | |
164 | 9 | Состав слова. | с. 133 - 134 упр. 288 - 294 | 23.05 | |
165 | 10 | Словарный диктант. Части речи. | с.135, 137 упр.295-297,299-300 | 24.05 | |
166 | 11 | Развитие речи. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | с. 136 упр. 298 | 25.05 | |
167 | 12 | Работа над ошибками. Систематизация знаний по теме «Части речи». | с. 138 - 140 упр.303 - 310 | 28.05 | |
168 | 13 | Систематизация знаний по теме «Части речи». | с. 141 - 143 упр.312 - 322 | 29.05 | |
169 | 14 | Звуки и буквы. | с. 143 - 146 упр. 323 - 326 | 30.05 | |
170 | 15 | Урок-игра «По галактике Частей речи». | | 31.05 | |
29