Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку (М.: Просвещение), примерной программы начального общего образования по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цели изучения курса «Русский язык» в начальной школе:
познавательная - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
развитие речи, мышления, воображения у школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
развитие нравственных и эстетических чувств;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые формируются у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.
Разделы учебника «Русский язык. 4 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные и разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учеников, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: входной контроль; текущий - в форме устного фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в рубрике «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных забот: итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание программы
Повторяем — узнаем новое
Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Речевая культура. Обращение. Текст как речевое произведение. Типы текстов.
Развитие речи (далее Р.Р.). Обучающее изложение (1)*.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием (стартовый). Контрольный диктант № 2 по разделу «Повторяем — узнаем новое» с грамматическим заданием. Контрольное списывание (1).
Язык как средство общения
Средства общения. Звуки и буквы русского языка. Слог. Ударение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Словосочетание. Слово и его значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Однозначные и многозначные слова. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с буквами ь и ъ. Удвоенные согласные в корне слова. Однокоренные слова и формы слова. Слово как часть речи. Части речи и их значение. Самостоятельные части речи. Грамматические признаки частей речи.
Р.Р. Сочинение-рассуждение (1). Обучающее изложение (1).
К. Р. Контрольный диктант № 3 по теме «Предложение» с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание приставок и предлогов» с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 по теме «Состав слова» с грамматическим заданием.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Число, род и падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Р.Р. Обучающее изложение (1). Сочинение по картине (1).
К.Р. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в языке. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Р.Р. Сочинение-описание по рисунку (1).
К. Р. Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.
Местоимение
Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам.
К. Р. Контрольный диктант № 8 по теме «Место- имение» с грамматическим заданием.
Глагол
Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. I и II спряжение глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Р.Р. Обучающее изложение (1).
К. Р. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» с грамматическим заданием.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и сложные числительные. Порядковые и количественные числительные.
Наречие
Наречие как часть речи. Образование и правописание наречий.
К.Р. Контрольный диктант № 10 по теме «Имя числительное. Наречие» с грамматическим заданием.
Повторение
Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
Р.Р. Обучающее изложение (2). Контрольное изложение (1).
К. Р. Итоговый контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Итоговый тест (1). Контрольное списывание (1).
Распределение учебных часов по разделам программы
Повторяем — узнаем новое — 20 ч (в т. ч. 3 К.Р.,1 Р.Р.).
Язык как средство общения — 62 ч (в т. ч. 3 К.Р., 1 Р.Р.).
Имя существительное — 22 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Имя прилагательное - 13 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Местоимение — 7 ч (в т. ч. 1 К.Р.).
Глагол — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Имя числительное — 3 ч.
Наречие — 5 ч (в т. ч. 1 К.Р.).
Повторение — 18 ч (в т. ч. 4 К.Р., 3 Р.Р.).
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 4 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в начальной школе;
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
в аудировании
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
в фонетике и графике
выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги;
не смешивать звуки и буквы;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
выполнять звукобуквенный разбор слов;
в орфоэпии
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
работать с орфоэпическим словарем;
в лексике
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем;
в словообразовании *
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
пользоваться словарем однокоренных слов;
в морфологии
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово как часть речи;
в синтаксисе
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
проводить синтаксический разбор простого предложения;
в орфографии
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 4 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
в пунктуации
находить в предложениях места для постановки знаков препинания:
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
в связной речи
определять тему и основную мысль текста, тип текста;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных):
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение, позицию;
договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебную литературу, справочники, ресурсы Интернета;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
овладевать основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, делать выводы;
подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
устанавливать аналогии;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
формирование установки на здоровый образ жизни;
овладение основами экологической культуры;
развитие эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с художественной культурой.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный год.
Учебно-методический комплекс
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
9