СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской програм­мы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку (М.: Просвещение), примерной программы начального общего образования по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской програм­мы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку (М.: Просвещение), примерной программы начального общего образования по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Цели изучения курса «Русский язык» в начальной школе:

  • познавательная - ознакомление учащихся с ос­новными положениями науки о языке и фор­мирование на этой основе знаково-символи­ческого восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная — формирование коммуника­тивной компетенции учащихся: развитие уст­ной и письменной речи, монологической и диа­логической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения у школь­ников, умения выбирать средства языка в со­ответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные моноло­гические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие чувства сопричастности к со­хранению его уникальности и чистоты, про­буждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов си­стемности, научности и доступности, а также преем­ственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые формируются у школь­ников в процессе реализации принципов развиваю­щего обучения.

На первый план выдвигаются раскрытие и ис­пользование познавательных возможностей учащих­ся. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учи­теля и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утом­ляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены све­дения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаи­мосвязь.

Материал в программе расположен с учетом воз­растных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, рас­крывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.

Разделы учебника «Русский язык. 4 класс» содер­жат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются инте­ресные и разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учеников, формирования общеучебных умений (слу­шать, выделять главное, работать с книгой, планиро­вать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорцио­нально распределяются между грамматическим ма­териалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: яв­ляется не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуаль­ных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной дея­тельности, самообразования и самореализации лич­ности.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: входной контроль; текущий - в форме уст­ного фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, вы­борочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в рубрике «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных забот: итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Содержание программы

Повторяем — узнаем новое

Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Речевая культура. Обращение. Текст как речевое произведение. Типы текстов.

Развитие речи (далее Р.Р.). Обучающее изложе­ние (1)*.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием (стартовый). Контрольный диктант № 2 по разделу «Повторяем — узнаем новое» с грамматическим заданием. Контроль­ное списывание (1).

Язык как средство общения

Средства общения. Звуки и буквы русского язы­ка. Слог. Ударение. Предложение. Виды предложе­ний по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препи­нания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в слож­ном предложении. Словосочетание. Слово и его зна­чение. Синонимы, антонимы, омонимы. Однознач­ные и многозначные слова. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание гласных и согласных в кор­не слова. Правописание слов с буквами ь и ъ. Удвоен­ные согласные в корне слова. Однокоренные слова и формы слова. Слово как часть речи. Части речи и их значение. Самостоятельные части речи. Грамматиче­ские признаки частей речи.

Р.Р. Сочинение-рассуждение (1). Обучающее из­ложение (1).

К. Р. Контрольный диктант № 3 по теме «Пред­ложение» с грамматическим заданием. Контроль­ный диктант № 4 по теме «Правописание приставок и предлогов» с грамматическим заданием. Контроль­ный диктант № 5 по теме «Состав слова» с граммати­ческим заданием.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Одушев­ленные и неодушевленные имена существительные. Число, род и падеж имен существительных. Три скло­нения имен существительных. Правописание безудар­ных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Р.Р. Обучающее изложение (1). Сочинение по картине (1).

К.Р. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя су­ществительное» с грамматическим заданием.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в языке. Род и число имен прилага­тельных. Изменение имен прилагательных по паде­жам. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Р.Р. Сочинение-описание по рисунку (1).

К. Р. Контрольный диктант № 7 по теме «Имя при­лагательное» с грамматическим заданием.

Местоимение

Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам.

К. Р. Контрольный диктант № 8 по теме «Место- имение» с грамматическим заданием.

Глагол

Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. I и II спряжение глаголов. Правописание личных безударных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Право­писание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Р.Р. Обучающее изложение (1).

К. Р. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» с грамматическим заданием.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и сложные числительные. Порядковые и количествен­ные числительные.

Наречие

Наречие как часть речи. Образование и правопи­сание наречий.

К.Р. Контрольный диктант № 10 по теме «Имя числительное. Наречие» с грамматическим заданием.

Повторение

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочета­ние. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.

Р.Р. Обучающее изложение (2). Контрольное из­ложение (1).

К. Р. Итоговый контрольный диктант № 11 с грам­матическим заданием. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Итоговый тест (1). Кон­трольное списывание (1).

Распределение учебных часов по разделам программы

Повторяем — узнаем новое — 20 ч (в т. ч. 3 К.Р.,1 Р.Р.).

Язык как средство общения — 62 ч (в т. ч. 3 К.Р., 1 Р.Р.).

Имя существительное — 22 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Имя прилагательное - 13 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Местоимение — 7 ч (в т. ч. 1 К.Р.).

Глагол — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Имя числительное — 3 ч.

Наречие — 5 ч (в т. ч. 1 К.Р.).

Повторение — 18 ч (в т. ч. 4 К.Р., 3 Р.Р.).

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 4 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в на­чальной школе;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Рос­сийской Федерации и средства межнациональ­ного общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, мо­нолог, диалог, ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научно­го, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, пуб­лицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

в аудировании

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

в фонетике и графике

  • выделять в слове звуки речи, давать их фонети­ческую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги;

  • не смешивать звуки и буквы;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • выполнять звукобуквенный разбор слов;

в орфоэпии

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

в лексике

  • употреблять слова в соответствии с их лексиче­ским значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем, словарем сино­нимов, антонимов, фразеологическим словарем;

в словообразовании *

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в сло­вах несложной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значе­ния слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию опреде­лять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем однокоренных слов;

в морфологии

  • квалифицировать слово как часть речи по во­просу и общему значению;

  • правильно определять грамматические призна­ки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово как часть речи;

в синтаксисе

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слова;

  • определять вид предложения по цели выска­зывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству граммати­ческих основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • проводить синтаксический разбор простого предложения;

в орфографии

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно пи­сать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми со­гласными, изученными в 4 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

в пунктуации

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания:

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

в связной речи

  • определять тему и основную мысль текста, тип текста;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных):

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным язы­ковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни че­ловека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и созна­тельного отношения к родному языку;

  • удовлетворения коммуникативных потребно­стей в учебных, бытовых, социально-культур­ных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

  • получения знаний по другим учебным предме­там.

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить мо­нологическое высказывание, владеть диалоги­ческой формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • формулировать собственное мнение, позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планиро­вании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;

  • адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебную литературу, справочники, ресурсы Ин­тернета;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных техноло­гий (ИКТ);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов ре­шения задач;

  • овладевать основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;

  • проводить сравнение, классификацию по за­данным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать, делать выводы;

  • подводить под понятие на основе распознава­ния объектов, выделения существенных при­знаков и синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Личностные УУД:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • формирование широкой мотивационной осно­вы учебной деятельности;

  • развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;

  • развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании соб­ственных поступков и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориента­ция на их выполнение;

  • развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • овладение основами экологической культуры;

  • развитие эстетических чувств и чувства пре­красного в процессе ознакомления с художе­ственной культурой.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, ито­го 170 ч за учебный год.

Учебно-методический комплекс

  1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.





9