Автономная некоммерческая общеобразовательная организация
«Ногинская гимназия»
| УТВЕРЖДАЮ АНОО «Ногинская гимназия» ______________Абрамова С.С. Приказ № __________ от «___» ___________2017 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
5 класс
Составитель: Французова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии
с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г.);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.11.2015 г. №02-501;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа министра образования Московской области от 19.05.2015 г. №2677 «О введении ФГОС ООО в опережающем режиме в муниципальных образовательных организациях в Московской области»;
Примерными программами по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – 3е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»);
Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М., Шанского, М: «Просвещение», 2012 г., рассчитанной на 170 часов в год. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно учебному плану школы на изучение русского языка в 5 классе отводится 204 часов в год из расчета: 6 часов в неделю (34,5 учебных недели), в том числе 12 часов на проведение контрольных работ, 36 часов на проведение уроков развития речи.
Контроль знаний
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Контрольные и проверочные работы | 3 | 2 | 4 | 3 | 12 |
Сочинения (в т.ч. устные) | 4 | 4 | 7 | 5 | 20 |
Изложения | 2 | 2 | 4 | 1 | 9 |
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительную записку;
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Русский язык»;
Содержание предмета «Русский язык» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
Перечень учебно-методического обеспечения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ
В результате изучения предмета «Русский язык» в 5 классе ученик научится:
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением, свободно пользоваться алфавитом при работе со словарём, не смешивать буквы и звуки;
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- давать элементарный анализ лексического значения слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков;
- выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово, образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения;
- находить изученные в 5 классе орфограммы в словах и между словами, применять правила написания слова с изученными орфограммами;
- находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- использовать изучающий вид чтения при работе с учебно-научными текстами, владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
- определять тему, основную мысль в тексте из художественного произведения, озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков, пересказывать текст подробно и сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений.
В результате изучения предмета «Русский язык» в 5 классе ученик получит возможность научиться:
- производить фонетический разбор слова;
- пользоваться орфоэпическим словарём;
- пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов и толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова, выделять основу слова, образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, приставок, приставок и суффиксов, сложения основ, производить морфемный разбор, производить словообразовательный разбор;
- указывать морфологические признаки и синтаксическую функцию в предложении изученных частей речи, образовывать формы изученных частей речи, производить морфологический разбор изученных частей речи;
- определять грамматическую основу предложения, определять вид предложения по количеству грамматических основ, определять однородные члены, вводные слова и обращения, различать простое и сложное предложение, производить синтаксический разбор предложения;
- обосновывать выбор написания слов с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
- обосновывать место и выбор знака препинания, находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
- выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- писать тексты разных типов речи;
- определять стиль текста;
- письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций;
- последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Достижению учащимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Игровые технологии
Метод проектов
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Формы организации познавательной деятельности с учащимися (ФОПД):
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
работа по карточкам;
работа у доски;
заполнение таблиц;
написание докладов;
работа с учебниками
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
Фронтальная работа:
обсуждение;
сравнение;
диктант и т. д.
Групповая форма:
деление класса на рабочие группы от трёх до шести человек, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
при этом члены группы выбираются учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
Только сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в процессе изучения предмета:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность..
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Основная тематика учебных проектов 5 классе
Название темы/раздела | Название проекта |
Орфография. Пунктуация. Культура речи. | Типология ошибок в устной и письменной речи пятиклассников. |
Лексика. | Латинское наследие в современном русском языке. |
Лексика. | Число семь в пословицах и поговорках разных народов. |
Морфемика. Словообразование. | Нулевой словообразующий суффикс. |
Изучение предмета «русский язык» способствует духовно-нравственному развитию учащихся. Перечень внеурочных мероприятий по предмету:
1. Викторина «Своя игра» среди учащихся пятых классов в рамках предметной недели.
2. Участие во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок».
3. Участие в интернет-олимпиаде «Олимпис».
4. Подготовка и защита проектных работ в рамках «Недели науки».
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.
РР1. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Части речи. Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов с другими словами.
РР. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и. Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения.
КР2. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
РР. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Орфографический разбор. Орфографические словари.
КР. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
РР. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
КР. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
РР. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос. Буквы ё-о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.
КР. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями.
РР. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имён существительных.
КР. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест и т. д.). Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
РР. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имён прилагательных.
КР. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
РР. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголами. Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание чередующихся гласных е-и в корнях глаголов бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил. Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола.
КР. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов.
РР. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ уроков | Наименование разделов и тем |
Язык и общещние (2+1) |
1/1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. |
1/2 | Язык и его единицы. |
1/3 | Р.р. Стили речи. |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17+4) |
2/1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
2/2 | Орфограмма. |
2/3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. |
2/4 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне. |
2/5 | Правописание проверяемых согласных в корне. |
2/6 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
2/7 | Буквы и, у, а после шипящих. |
2/8 | Разделительные Ъ и Ь. |
2/9 | Раздельное написание предлогов с другими словами. |
2/10 | Диктант. |
2/11 | Р.р. Текст. Обучающее изложение. |
2/12 | Части речи. Глагол. Грамматические значения глагола. |
2/13 | -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. |
2/14 | Р.р. Тема текста. Основная мысль текста |
2/15 | Имя существительное. Грамматические значения имени существительного. |
2/16 | Имя прилагательное. Грамматические значения прилагательного. |
2/17 | Местоимение. Личные местоимения. Склонение, правописание. |
2/18 | Повторение материала по разделу. |
2/19 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
2/20 | Анализ контрольного диктанта. |
2/21 | Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+6) |
3/1 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
3/2 | Словосочетание. Понятие о словосочетании. |
3/3 | Строение словосочетания. |
3/4 | Разбор словосочетания. |
3/5 | Предложение. Понятие о предложении. |
3/6 | Виды предложений по цели высказывания. |
3/7 | Восклицательные предложения. |
3/8 | Р.р. Устный анализ тем сочинения (узкая, широкая тема). Сочинение на свободную тему (устное). |
3/9 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
3/10 | Сказуемое. |
3/11 | Тире между подлежащим и сказуемым. |
3/12 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению. |
3/13 | Р.р. Сжатое изложение. |
3/14 | Нераспространенные и распространенные предложения. Понятие о второстепенных членах. |
3/15 | Дополнение. |
3/16 | Определение. |
3/17 | Обстоятельство. |
3/18 | Предложение с однородными членами. |
3/19 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающего слова. |
3/20 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом. |
3/21 | Предложения с обращениями. |
3/22 | Р.р. Письмо. |
3/23 | Синтаксический разбор простого предложения. |
3/24 | Р.р. Основная мысль в сочинении по картине. |
3/25 | Пунктуационный разбор простого предложения. |
3/26 | Простые и сложные предложения. |
3/27 | Синтаксический разбор сложного предложения. |
3/28 | Проверочная работа по разделу «Синтаксис». |
3/29 | Р.р. Заголовок и основная мысль текста. |
3/30 | Предложения с прямой речью. |
3/31 | Прямая речь в позиции после слов автора. |
3/32 | Прямая речь в позиции перед словами автора. |
3/33 | Диалог. Знаки препинания в диалоге. |
3/34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
3/35 | Анализ контрольного диктанта. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3) |
4/1 | Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Гласные звуки. |
4/2 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. |
4/3 | Позиционные чередования гласных звуков. |
4/4 | Позиционные чередования согласных звуков. |
4/5 | Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания. |
4/6 | Согласные звонкие и глухие. |
4/7 | Сонорные согласные. |
4/8 | Графика. Алфавит. |
4/9 | Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание. |
4/10 | Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ. |
4/11 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. |
4/12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
4/13 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
4/14 | Фонетический разбор слова. |
4/15 | Повторение материала по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». |
4/16 | Контрольная работа. |
4/17 | Анализ контрольной работы. |
4/18 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине. |
Лексика. Культура речи. (8+2) |
5/1 | Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. |
5/2 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. |
5/3 | Омонимы. Полные лексические омонимы. |
5/4 | Случаи частичной омонимии: омофоны, омоформы, омографы. |
5/5 | Синонимы. Употребление в речи. Редактирование текста. |
5/6 | Синонимы. Контекстные синонимы (первичные представления). |
5/7 | Р.р. Сочинение по картине. |
5/8 | Антонимы. Контекстные антонимы (первичные представления). |
5/9 | Повторение материала по разделу «Лексика. Культура речи». |
5/10 | Р.р. Подробное изложение. |
Морфемика. Орфография. Культура речи (22+4) |
6/1 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
6/2 | Окончание. Основа слова. |
6/3 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям. |
6/4 | Корень слова. |
6/5 | Корень слова. Свободные и связанные корни. |
6/6 | Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. |
6/7 | Суффикс. Словообразующие, формообразующие, основообразующие суффиксы. |
6/8 | Суффикс. Значения суффиксов. |
6/9 | Приставка. |
6/10 | Приставка. Правописание неизменяемых приставок. |
6/11 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица. |
6/12 | Чередование звуков. Беглые гласные. |
6/13 | Правописание суффиксов –ек,- ик. |
6/14 | Варианты морфем. |
6/15 | Морфемный разбор слова. |
6/16 | Буквы З и С на конце приставок. |
6/17 | Правописание гласных и согласных в приставках. Обобщение. |
6/18 | Буквы о и а в корне –лаг-лож-. |
6/19 | Буквы о и а в корне –раст-рос-ращ-. |
6/20 | Буквы о и ё после шипящих в корне. |
6/21 | Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. |
6/22 | Буквы ы и и после ц. |
6/23 | Повторение материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». |
6/24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
6/25 | Работа над ошибками. |
6/26 | Р.р. Сочинение по картине. |
Морфология как раздел науки о языке. (1) |
7/1 | Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные и служебные части речи. |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (20+4) |
8/1 | Имя существительное как часть речи. |
8/2 | Р.р. Доказательство в рассуждении. Сочинение-рассуждение. |
8/3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
8/4 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. |
8/5 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение. |
8/6 | Морфологический разбор имени существительного. |
8/7 | Род имен существительных. |
8/8 | Окончания имен существительных с суффиксами –ишк/-ышк, -ищ. |
8/9 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
8/10 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
8/11 | Три склонения имен существительных. |
8/12 | Падеж имен существительных. |
8/13 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
8/14 | Правописание гласный в падежных окончаниях существительных с основой на –иj. |
8/15 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Закрепление. |
8/16 | Проверочная работа. |
8/17 | Р.р. Изложение с изменением лица. |
8/18 | Образование форм множественного числа имен существительных. |
8/19 | Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. |
8/20 | Правописание о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
8/21 | Повторение материала по разделу «Имя существительное». |
8/22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
8/23 | Анализ контрольного диктанта. |
8/24 | Р.р. Устное сочинение по картине. |
Имя прилагательное. (12+4) |
9/1 | Имя прилагательное как часть речи. |
9/2 | Употребление прилагательных в речи. Редактирование текста. |
9/3 | Прилагательное как часть речи, согласующаяся с существительным. Понятие определяемого слова. |
9/4 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
9/5 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Закрепление. |
9/6 | Р.р. Описание животного. Изложение. |
9/7 | Прилагательные полные и краткие. Образование кратких прилагательных. |
9/8 | Синтаксическая функция кратких прилагательных. |
9/9 | Отсутствие ь в кратких прилагательных с основой на щипящую. |
9/10 | Р.р. Описание животного. Сочинение по картине. |
9/11 | Морфологический разбор имени прилагательного. |
9/12 | Р.р. Сочинение «Как я испугался». |
9/13 | Повторение материала по разделу «Имя прилагательное». |
9/14 | Контрольное тестирование. |
9/15 | Анализ контрольного тестирования. |
9/16 | Р.р. Сочинение «Наши друзья – животные». |
Глагол. (35+6) |
10/1 | Глагол как часть речи. |
10/2 | Глаголы личные и безличные. |
Итого в III четверти по плану 65 часов, по факту ___ часов. |
10/3 | Не с глаголами. |
10/4 | Не с глаголами. Закрепление. |
10/5 | Р.р. Рассказ. |
10/6 | Р.р. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
10/7 | Неопределенная форма глагола. Правописание. Синтаксические функции. |
10/8 | Две основы глагола (первичные представления). |
10/9 | Правописание –тся и –ться в глаголах. |
10/10 | Правописание –тся и –ться в глаголах. Закрепление. |
10/11 | Понятие о виде глагола. |
10/12 | Формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида. |
10/13 | Буквы е-и в корнях с чередованием. |
10/14 | Буквы е-и в корнях с чередованием. Отработка правописного навыка. |
10/15 | Буквы е-и в корнях с чередованием. Закрепление. |
10/16 | Правописание корней с чередующимися гласными. Обобщение. |
10/17 | Проверочная работа «Правописание чередующихся гласных в корне». |
10/18 | Р.р. Сочинение. Невыдуманный рассказ о себе. |
10/19 | Подготовка к контрольному диктанту. |
10/20 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
10/21 | Работа над ошибками. |
10/22 | Время глагола. |
10/23 | Образование и правописание форм прошедшего времени. |
10/24 | Образование форм настоящего времени. |
10/25 | Образование форм будущего времени. |
10/26 | Спряжение глаголов. |
10/27 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
10/28 | Правописание личных окончаний глаголов. |
10/29 | Правописание личных окончаний глаголов. Закрепление. |
10/30 | Морфологический разбор глагола. |
10/31 | Р.р. Сжатое изложение с изменением лица. |
10/32 | Ь после шипящих в неопределенной форме глагола. |
10/33 | Ь после шипящих во втором лице единственного числа. |
10/34 | Употребление времен. |
10/35 | Возможные грамматические ошибки в употреблении видовременных форм глагола. |
10/36 | Употребление времен. Редактирование текста. |
10/37 | Р.р. Устное сочинение. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. |
10/38 | Повторение материала по разделу «Глагол». |
10/39 | Р.р. Сочинение-рассказ по картине. |
10/40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
10/41 | Анализ контрольного диктанта. |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (7+2) |
11/1 | Разделы науки о языке. |
11/2 | Р.р. Сочинение на одну из тем по выбору. |
11/3 | Орфограммы в приставках. |
11/4 | Орфограммы в корнях слов. |
11/5 | Орфограммы в окончаниях. |
11/6 | Употребление ъ и ь. |
11/7 | Раздельные написания. |
11/8 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
11/9 | Р.р. Заключительный урок. |
| Всего | по плану 204 часа; | по факту___ часов. |
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические материалы для учителя
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2-х частях. Научный редактор – академик РАО Шанский Н.М.
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.
Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 5 класс.
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты. 5 класс.
Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.
Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
Учебно-методические материалы для обучающихся
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2-х частях. Научный редактор – академик РАО Шанский Н.М.
Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс.
Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. (Комплект).
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
учителей русского языка и литературы
Протокол № ___________
от «______»______________2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ Воробьёва М.Ф.
«______»___________ 2017 г.
1 Уроки развития речи.
2 Уроки контроля.